Аутизм

Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощирязанская область

Источники

  1. Аутизм. Википедия
  2. Общие расстройства психологического развития. МКБ-10.
  3. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020.
  4. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского психоневролога. Клинические рекомендации  ГБУЗ «Научно-практический. «Центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы. 2014.
  5. Мир до и после изобретения вакцин. Биомолекула
  6. И.В. Макаров, А.С. Автенюк. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018, т. 28. № 3
  7. Мачурина Татьяна Николаевна (2016). Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. International scientific review, (20 (30)), 105-108.
  8. Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, & Мухаметзянова Ф. Г. (2019). Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs. Казанский вестник молодых ученых, 3 (4 (12)), 25-37.

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Скрытый учебный план: почему важно учить «очевидным» вещам

Люди в спектре аутизма часто упускают знания и навыки, которые нейротипичные люди осваивают просто «по ходу жизни».

Если во время взаимодействия с аутичным человеком вы начинаете чувствовать раздражение и нетерпение, то бывает полезно остановиться и задать себе следующие вопросы (Aspy & Grossman, 2022a):

  • В этой ситуации есть аспекты, которые другие люди понимают «сами собой», но которые может не понимать этот человек?
  • Благодаря какому знанию другие люди обычно ведут себя иначе?
  • Есть что-то в отношении этой ситуации, чему его или ее не учили, просто потому, что это не пришло никому в голову?

Ответы на эти вопросы — это и есть «скрытый учебный план», которому необходимо учить.

Скрытый учебный план состоит из негласных правил и поведенческих ожиданий, которые известны большинству людей, но которым обычно не учат целенаправленно. Например, это могут быть обычаи или мода.

Люди, которые не имеют доступа к скрытому учебному плану, часто испытывают сильное замешательство. Они могут нарушать правила, о существовании которых они даже не подозревают. Эти ошибки приводят к социальной изоляции и чувству, что ты «не такой как все».

Ниже приводятся примеры скрытого учебного плана.

  • Если учитель говорит о том, что класс плохо себя ведет во время перемен, лучше не обращаться сейчас с просьбой о более продолжительной перемене.
  • Если кто-то часто говорит с грамматическими ошибками, не нужно каждый раз его поправлять (если он об этом не попросил). Лучше сосредоточиться на том, что именно он хочет сказать. Если часто поправлять его, он может обидеться.
  • Если кто-то говорит: «Это просто самый веселый день, верно?» — то не нужно сравнивать этот день с каждым днем своей жизни. Это просто вопрос о том, весело ли вам. Можно ответить «да», даже если в какие-то дни вам было веселее.
  • Если ваше лицо испачкано маслом, то другим людям будет противно, когда вы попытаетесь с ними говорить, не вытерев сначала лицо салфеткой.

Описание случая: Анджела

Анджела — одаренная пятиклассница в спектре аутизма. Она читает на уровне студентов университета, и она очень успешна в естественных науках. Во время урока учительница просит разных учеников читать текст по очереди, после чего спрашивает, есть ли у них вопросы. Анджела поднимает руку и спрашивает: «Почему вы сказали Беке читать? Она читает хуже всех в классе». У Беки моментально навернулись слезы на глаза. Учительница сказала Анджеле попросить прощения. Анджела повернулась к Беке и сказала: «Прости, что она попросила тебя читать».

После урока учительница побеседовала с Анджелой наедине и спросила ее, почему Бека заплакала. Анджела ответила: «Потому что вам не стоило просить ее читать». К сожалению, «отказ» Анджелы признать свою вину привел учительницу к ошибочному выводу о ее «дерзости». Поскольку Анджела была одаренной в отношении школьных предметов, учительнице даже в голову не пришло, что она и правда не понимает, что произошло.

В идеале учительнице следовало бы остановиться и признать очевидное, прежде чем поддаться раздражению и нетерпению. К сожалению, она не знала о недоступности скрытого учебного плана для детей с аутизмом. В результате она полагала, что Аджела осознанно обидела одноклассницу и дерзит учителю.

Однако Анджела не знает, что даже если что-то является правдой, не всегда можно говорить об этом. И она не понимает, что если учительница просит задавать вопросы, то это вопросы по теме урока, а не о том, как она ведет этот урок. Она не знает базовых правил о том, как просить прощения. Анджела нуждается в обучении скрытому учебному плану по поведению в классе (Aspy & Grossman, 2022a).

Подозреваемый №4: дегенерация нервов

В 2020-м сотрудники Американской академии неврологии указали на то, что определенную роль в развитии болезни играет периферическая нервная система, в особенности нервы, которые контролируют наше осязание, боль и другие ощущения. «Более 70% людей с аутизмом имеют отличия в сенсорном восприятии. Для некоторых даже легкое прикосновение может быть невыносимым, в то время как другие могут не заметить пореза на ноге», — говорит автор исследования Сун Цан Се. Вместе с коллегами он провел добровольцам биопсию кожи и проверил, как люди реагируют на различные раздражители. Оказалось, что 53% людей с аутизмом имеют пониженную плотность нервных волокон, в то время как все люди в контрольной группе имели уровни в пределах нормы. Участники с такой особенностью реагировали на тепловое воздействие не так, как здоровые: понятия «горячо» и «больно» для них начинается с большей температуры. «Это указывает на то, что их нервы дегенерировали подобно тому, как это происходит у людей при периферической невропатии, когда порог ощущения тепла и иных ощущений выше, чем других людей», — сказал Сун Цан Се.

Что может спровоцировать аутизм у плода

Неправильный образ жизни будущей мамы – это то, что напрямую сказывается на состоянии ребенка. И хотя споры о том, можно ли выявить аутизм во время беременности не прекращаются, все же очертить факторы риска возможно.

Так, бытует мнение, что курение и употребление алкоголя влияет на развитие головного мозга плода, а следственно, может стать причиной развития аутизма. Однако научно доказать данную гипотезу до сих пор не удалось.

Также медики установили некую связь между генетическими факторами и развитием аутизма. Она проявляется у 25-30% обследуемых аутистов.

Так, во время заболевания наблюдаются аномалии развития таких генов как:

  • SCN 2A;
  • CHD8.

Статья в тему: Является ли аутизм генетическим заболеванием

Плюс, врачи, разбираясь можно ли распознать аутизм еще в утробе, заметили закономерность между аномалией генов, которые отвечают за нормальную связь между нейронами, а также синтез белка.

Но подобные проявления встречаются далеко не у всех аутистов, из-за смены генов во время развития внутриутробно. Поэтому после рождения явных признаков может и не быть. Так, сложно сказать, можно ли диагностировать аутизм во время беременности по генетическим показателям.

Тестирование ребенка в домашних условиях

Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Вопросы:

Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
Нравится ли ребенку играть в прятки?
Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
Умеет ли ребенок ходить?
Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Что такое детский аутизм

Под термином «расстройства аутистического спектра» понимается разнородная группа нарушений нейропсихического развития, связанная с аномальным развитием головного мозга. Все патологические состояния, которые включены в нее, имеют различное происхождение и сходные симптомы.

Основным определяющим признаком РАС является триада проявлений: отклонения в социальном взаимодействии, нарушения общения, стереотипные формы поведения. Степень их выраженности значительно варьируется. Для установления диагноза «ранний детский аутизм» необходимо появление этих проблем в первые три года жизни, однако само расстройство обнаруживается во всех возрастных группах.

Откуда берется РАС

Достоверно причины заболевания до сих пор неизвестны, однако предполагается, что патология имеет многофакторное происхождение. Основная роль в возникновении РАС принадлежит сочетанию средовых и генетических факторов.

Спонтанные и наследственные генетические поломки.

На сегодняшний день обнаружено более 100 генов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. На значимую роль наследственности указывает высокая вероятность рождения особенных детей с РАС в семьях, где уже имеется ребенок с данной патологией.

Кроме того, риск появления ребенка, страдающего аутизмом, прямо пропорционально увеличивается с возрастом родителей. Это связано с повышением количества мутаций при образовании спермы у мужчин старшего возраста.

Генетическими синдромами с вероятной клинической картиной РАС являются: синдром Мартина-Белл (хрупкая Х-хромосома), туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Прадера-Вилли, синдром Дауна, синдром Фелан-МакДермид и другие.

Факторы внешней среды.

Они могут оказывать негативное влияние на внутриутробное развитие мозга или нарушать функционирование генов у лиц с наследственной предрасположенностью к РАС. Выявлена взаимосвязь между развитием аутизма и следующими перинатальными проблемами:

  • внутриутробные инфекции;
  • травматичные роды;
  • недоношенность плода;
  • избыточный вес и гестационный диабет у матери;
  • прием женщиной лекарств на основе вальпроевой кислоты во время беременности;
  • употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, никотина и т.д.

Аутизм и прививки

Современные научные исследования убедительно подтверждают отсутствие причинно-следственной взаимосвязи между развитием РАС и вакциной от краснухи, кори и паротита (MMR). Статья, написанная коллективом предвзятых авторов в начале 1990-х годов о якобы существующей ассоциации MMR и аутизма, была отозвана и признана мошеннической.

Другие детские прививки также не повышают риск аутизма. Многолетние исследования в отношении консерванта тиомерсала и адъювантов алюминия, содержащихся в некоторых инактивированных вакцинах, достоверно доказывают безопасность этих компонентов.

Частые вопросы

Какие факторы могут способствовать рождению ребенка с аутизмом?

Научные исследования показывают, что причины аутизма многогранны и могут быть связаны с генетическими, окружающими и эпигенетическими факторами. Например, мутации генов, воздействие окружающей среды на развитие плода, включая инфекции во время беременности, использование определенных лекарств и токсических веществ, а также возраст родителей могут играть роль в возникновении аутизма у ребенка.

Может ли вакцинация вызвать аутизм у ребенка?

Нет, научные исследования не подтверждают связь между вакцинацией и развитием аутизма. Множество исследований, проведенных по всему миру, не обнаружили никакой связи между вакцинами и аутизмом. Вакцины являются безопасными и эффективными способами предотвращения инфекционных заболеваний, и их применение не увеличивает риск развития аутизма у детей.

Может ли стиль жизни родителей влиять на риск развития аутизма у ребенка?

Хотя стиль жизни родителей может влиять на общее здоровье ребенка, на данный момент нет никаких доказательств того, что стиль жизни родителей может прямо влиять на риск развития аутизма у ребенка. Аутизм обусловлен сложным взаимодействием генетических и окружающих факторов, и его развитие не зависит от выбора родителей в отношении питания, физической активности или других аспектов образа жизни.

Аутизм: что это такое

Аутизм — это расстройство психологического, а также психического развития. Заболевание сопровождается выраженным недостатком эмоциональных проявлений, отсутствием тяги к общению. Само по себе слово «аутизм» переводится как человек, замкнувшийся в себе. Так, пациенты, страдающие этим заболеванием, склонны к осуществлению действий, в которых отсутствует социальный смысл. Также эти люди никогда не проявляют эмоции, а в их взаимодействии с окружающими отсутствуют жесты.

Ранний детский аутизм ставят детям дошкольного возраста. Первоначальные симптомы заболевания, а также особенности его проявления зависят от формы патологии. Чаще всего на начальном этапе патология сопровождается нарушением речи, жестов, а также мимики в процессе общения.

Возможные осложнения заболевания

При аутизме нередко развиваются различные осложнения. Главная проблема – социальная дезадаптация. С раннего детства аутизм мешает человеку приспособиться к социальной жизни, наладить отношения с окружающими.

В будущем это мешает созданию дружеских отношений, взаимодействию с коллегами и начальством, построению семьи. В 80% случаев больные во взрослом возрасте продолжают проживать с родителями, а после их смерти попадают в психиатрические диспансеры.

Трудности возникают со своевременной диагностикой некоторых соматических патологий. Высокий болевой порог и нелюбовь к прикосновениям со стороны посторонних мешают обнаруживать лор-инфекции.

Позднее начало лечения приводит к развитию осложнений, например снижению остроты слуха. Сложности возникают и по той причине, что ребенок чаще всего не сообщает о возникающей боли, отказывается описывать симптомы врачу.

До 1/3 детей, у которых диагностировали аутизм, страдают одновременно от эпилепсии. Судорожные приступы могут возникать в детском или подростковом возрасте.

Умственная отсталость

Когнитивные нарушения встречаются примерно у 50% людей с аутизмом. У некоторых они выражены слабо. Дети способны обучаться в обычных школах, хотя и могут сталкиваться с трудностями при освоении программы.

У других наблюдается тяжелая умственная отсталость, при которой человек утрачивает способность к самообслуживанию, пожизненно нуждается в присмотре и уходе.

Нарушение речи

Нарушения речи варьируются от своеобразия до полного отсутствия, отказа разговаривать. Это приводит к сложностям с обучением, устройством на работу.

Нарушение речи — один из вариантов ухудшения состояния.

Диспраксия

Представляет собой расстройство моторной сферы. При диспраксии движения становятся неловкими, неточными. Появляются проблемы с координацией. Затруднения возникают при письме.

Проявления агрессии

Ребенок не способен адекватно выражать эмоции, отличается отсутствием гибкости. Из-за этого даже небольшие изменения в привычном ритме жизни, несовпадение ожиданий с реальностью провоцируют излишне бурную реакцию. Дети с аутизмом могут кричать, устраивать истерики, проявлять агрессию в адрес окружающих, если чем-либо недовольны.

Аутоагрессия

Иногда агрессия направляется не на другого человека, а на себя. Аутисты могут расчесывать до крови кожные покровы, биться головой об стену, вырывать себе волосы или иными способами причинять боль, вред собственному здоровью.

Депрессия

Могут развиваться депрессивные состояния. Человек страдает от постоянно сниженного настроения, утрачивает интерес к какой-либо деятельности, жизни. Нередко депрессия сопровождается причинением себе вреда и попытками совершить суицид.

Булимия или анорексия

Ребенок с аутизмом часто избирателен в пище, отказывается есть то, что ему не нравится. Незнакомые продукты пробовать отказывается. Нередко это приводит к недостаточности питания, дефицитам питательных веществ, развитию анорексии. При неспецифической булимии больной провоцирует рвоту не с целью похудеть, изменить объемы тела, а чтобы избавиться от непонравившейся пищи.

Аутисты часто отказываются от незнакомой еды.

Ученые: аутизм у ребенка можно точно предсказать по анализу крови матери

Автор фото, Getty Images

Ученые нашли способ точно определить вероятность развития аутизма у детей. Практически у каждого пятого ребенка с аутизмом это расстройство возникает из-за того, что иммунная система матери атакует мозг ребенка, когда он находится в утробе.

Аутизм – это расстройство развития, имеющее биологическую природу. Им нельзя заболеть и его нельзя вылечить. С этим нарушением развития человек рождается, живет и доживает до старости. От него нельзя излечиться – по крайней мере, на сегодняшний день

Исследователи Калифорнийского и Стэнфордского университетов создали программу, способную выявлять антитела в крови женщин, ответственные за атаку на плод. Благодаря тесту можно почти со 100-процентной вероятностью предсказать риск развития аутизма.

В ходе исследования была изучена плазма 450 матерей, детям которых был поставлен диагноз аутизма, и 342 матерей, дети которых родились без него.

Результаты были использованы для разработки иммуноферментного анализа. Это диагностический метод определения материалов в растворе с применением специализированных антител, встроенных в стенку контейнера.

Ученые искали восемь протеинов, из-за которых, как считается, происходит иммунный ответ организма матери, который влияет на развивающуюся нервную систему ее плода.

Раньше считалось, что подобное может сделать лишь иммунитет, а не антитела и лейкоциты. Теперь же стало понятно, что на растущий мозг плода могут влиять и материнские антитела.

  • Интервью: люди с аутизмом видят мир иначе
  • “Жизнь с аутизмом”: ликбез, который никогда не лишний

В 2019 году была опубликована научная работа иммунологов Карен Джонс и Джуди Ван де Уотер из Калифорнийского университета, в которой был показан процесс того, как материнские антитела могут влиять на ключевые белки в нейронах плода, что в результате приводит к росту материнских антител, которые и атакуют нервную систему ребенка.

В нынешнем исследовании ученые прибегли к помощи машинного обучения, чтобы оценить, какое влияние оказывают комбинации антител, связанных с показателями развития. Разработанный ими анализ со 100-процентной точностью указал наличие комбинаций антител, способных вызвать аутизм.

Хотя созданный на основе этого анализа диагностический инструмент не может абсолютно точно спрогнозировать будущее развитие аутизма, он дает представление о существующих рисках. Например, если у матери есть определенные антитела, у нее в 31 раз повышаются шансы родить ребенка с аутизмом, рассказала Ван де Уотер.

Аутизм и беременность. Факторы риска

Аутизм в большей степени возникает при поражениях головного мозга и изменениях его строения. Поэтому вероятность того, что аномалии в его развитии приведут к заболеванию, достаточно высока.

Также, задумываясь о том, можно ли аутизм определить во время беременности, следует учесть перенесенные инфекции матерью. Так, риск повышает краснуха, корь и ветрянка.

Эти заболевания влияют на развитие головного мозга, от чего и повышается риск развития аутизма у плода. Особую опасность инфекции несут на втором триместре беременности, когда мозг особо чувствителен к изменениям.

Причем основной риск несет не так сам факт наличия болезни, как активное сопротивление организма болезни. Именно это способствует гиперразвитию мозга, превышающего норму.

Подозреваемый №2: сперма отца

Еще один способ прогнозирования аутизма у ребенка предложили ученые из Вашингтонского университета: они научились предсказывать вероятность патологии с 90-процентной точностью по особым биомаркерам в сперме отца. Какие именно маркеры отвечают за передачу аутизма, исследователи определили опытным путем, сравнив сперму отцов детей с РАС и без диагнозов — правда, их было всего по 13 в каждой группе. Сейчас состав добровольцев расширен до 100 человек. Предыдущие исследования показали: отцы чаще ответственны за передачу аутизма, чем матери. В то же время аутизм в четыре раза чаще встречается у мужчин, чем у женщин.

НЕЗАМЕЧЕННЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Идея, что предродовой ультразвук может быть опасен, не нова. Ранее упоминавшийся отчет ВОЗ в
выводах «Воздействие ультразвука на биологические системы» (1982) заявляет, что
«исследования на животных наводят на мысль, что воздействие ультразвука может повлечь за собой
неврологические, поведенческие, иммунологические, гематологические изменения, нарушения развития и
уменьшение эмбрионального веса».

Два года спустя, когда Национальный институт здоровья (NIH) проводил конференцию, призванную
оценить риск ультразвука, он сообщил, что при возникновении врожденных дефектов акустическая
нагрузка было достаточно интенсивной, чтобы вызвать образование значительного тепла. Хотя Институт
здоровья с тех пор заявляет, что данное сообщение «больше не рассматривается… как
руководство для современной медицинской практики», факты остаются неизменными.

Несмотря на результаты этих двух обширных научных работ, в 1993 г. Управление контроля пищевых
продуктов и лекарств одобрило восьмикратное увеличение потенциальной акустической нагрузки,
создаваемой ультразвуковым оборудованием, намного повышая риск неблагоприятных исходов беременности, вызванных
перегревом. Может ли быть случайным тот факт, что это увеличение потенциального теплового
эффекта произошло в тот же период времени, когда уровень аутизма увеличился 60-кратно?

Симптомы детского аутизма

Поставить диагноз «аутизм» достаточно до наступления 2-х летнего возраста достаточно сложно. Хотя главные 3 признака аутизма у детей можно наблюдать даже в первый год жизни. Это:

  • нарушение коммуникации;
  • нарушение социального взаимодействия;
  • ограниченные повторяющиеся интересы, действия, поведение.

Настораживать должны и следующие признаки аутизма:

  • если младенец не реагирует на свое имя и речь родителей, не поворачивает голову, когда к нему обращаются;
  • если малыш не указывает пальцем на интересующие его предметы, не машет рукой на прощание, не пытается жестами «рассказать» о своих желаниях;
  • если имеется чересчур бурная реакция на мелкие раздражители (например, в виде незначительного шума) и отсутствие реакции на серьезные раздражители;
  • если отсутствуют эмоциональные проявления;
  • если в 16 месяцев ребенок не произносит никаких слов;
  • если внезапно малыш теряет приобретенные навыки, резко перестает развиваться.

В более старшем возрасте характерными симптомами аутизма являются:

  • отсутствие стремления к общению со сверстниками, нежелание идти на контакт с окружающими, замкнутость, отстраненность;
  • отсутствие интереса к обычным детским играм и занятиям; 
  • специфические нарушения речевого развития;
  • бедность эмоций;
  • привередливость в еде;
  • пренебрежение опасностью;
  • повторение определенных ритуалов и действий (в распорядке дня, в играх и т.д.);
  • повторение стереотипных движений тела;
  • боязнь незнакомых людей, мест;
  • низкий словарный запас, сложности в обучении;
  • агрессия, направленная на самого себя и окружающих.

К нехарактерным проявлениям аутизма относят сложности с засыпанием и пробуждением, яркие вспышки гнева, наличие редких способностей (острый слух, усиленное внимание и другие). 

Важно понимать, что больные аутизмом не отсталые или глупые, они просто другие. И их мозг работает «по-другому»

Если таких детей правильно замотивировать, они способны хорошо учиться, выстраивать общение и обслуживать себя. 

Люди с аутизмом, например, очень внимательны к деталям, имеют хорошую память, могут получать удовольствие от выполнения рутинных и монотонных действий (что особо ценится в некоторых видах профессиональной деятельности). 

У мужского пола аутизм встречается в 3 раза чаще, чем у женского.

В каком возрасте проявляются симптомы аутизма?

В большинстве случаев аномалии в развитии проявляются с грудного возраста, и лишь за немногими исключениями эти состояния проявляются в первые пять лет жизни. Родители обычно начинают замечать отклонения в развитии ребенка после полутора-двух лет, а диагноз в среднем ставится не раньше трех-четырех лет.

Возможные симптомы аутизма у детей до двух лет:

Задержка речевого развития: дети начинают использовать слова позже, чем их типично развивающиеся сверстники.

Отсутствие реакции на имя: создается впечатление, что ребенок плохо слышит

При этом, не реагируя на обращенную речь, он обращает внимание на неречевые звуки (скрип двери, шуршание бумаги и т. п.)

Отсутствие социальной улыбки: уже в первые месяцы жизни типично развивающийся младенец улыбается в ответ на улыбку и вокализацию близких взрослых.

Отсутствие или дефицит чередующихся вокализаций между взрослым и ребенком: при типичном развитии в возрасте примерно 6 месяцев ребенок замолкает и слушает взрослого, который начинает разговаривать с ним

Аутичные дети обычно продолжают издавать звуки, не обращая внимания на речь взрослого.

Ребёнок не узнает голос матери или других близких: не обращает внимания на речь (собственное имя), при том, что реагирует на другие звуки.

Отсутствие способности следить за взглядом другого человека: примерно с 8 месяцев ребенок начинает следить за взглядом взрослого и смотреть в том же направлении.

Отсутствие способности следить за жестом другого человека: при типичном развитии эта способность появляется примерно в возрасте 10 – 12 месяцев. Ребенок смотрит в ту сторону, куда указывает взрослый, и затем переводит взгляд на него.

Ребёнок не использует указательный жест: типично развивающиеся дети начинают использовать указательный жест для того чтобы попросить что-либо или просто привлечь внимание взрослого к чему-то интересному в конце первого года жизни. Ребёнок не показывает предметы другим людям: маленькие дети в конце первого года приносят и дают игрушки или другие предметы близким взрослым

Они делают это не только для того, чтобы им помогли, например, завести машинку или надуть шарик, а просто так, чтобы доставить взрослому удовольствие

Ребёнок не показывает предметы другим людям: маленькие дети в конце первого года приносят и дают игрушки или другие предметы близким взрослым. Они делают это не только для того, чтобы им помогли, например, завести машинку или надуть шарик, а просто так, чтобы доставить взрослому удовольствие.

Ребёнок не смотрит на других: типично развивающиеся дети внимательно смотрят на людей во время общения и просто наблюдают за тем, что делают другие.

Диагностика аутизма у плода

Одним из основных методов диагностики является ультразвуковое исследование плода. С помощью этой процедуры врачи могут получить ценную информацию о состоянии органов и систем развивающегося малыша

Если имеются подозрения на аутизм у плода, специалисты обращают внимание, прежде всего, на наблюдающуюся патологию развития мозга – увеличение размеров головного мозга, асимметрию структур, наличие узловой гетеротопии. Это так называемые «красные флаги», которые указывают на возможное нарушение социального взаимодействия у ребенка уже с самого рождения

Методы диагностики аутизма у плода: Преимущества и ограничения:
Анализ биоматериала матери Преимущества: низкая инвазивность, возможность проведения в ранние сроки, поиск генетических мутаций связанных с аутизмом. Ограничения: низкая точность идентификации ребенка, возможность получить только косвенные данные о состоянии малыша.
Анализ амниотической жидкости Преимущества: возможность выявления генетических аномалий малыша, визуализация хромосомного аппарата. Ограничения: проводится в поздние сроки, инвазивность процедуры, ограниченное число изучаемых показателей.
Ультразвуковое исследование плода Преимущества: неинвазивность, возможность проведения в ранние сроки беременности, визуализация структур мозга. Ограничения: ограниченная информация о состоянии малыша, не всегда возможность выявления ранних признаков аутизма.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: