Диффузная артикуляция звуков это определение в логопедии

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это такое?

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Коррекционные упражнения на развитие дифференциации свистящих и шипящих звуков речи

При стертой форме речевой дизартрии применяются упражнения, направленные на постановку и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, распознавании и произношение которых является наиболее нарушенным.

В коррекционной терапии применяются следующие группы упражнений:

  1. Упражнения, направленный на развитие моторики рук. Они активизирует движения кистей и пальцев, которые оказывают положительное воздействие на общее развитие речи и активизируют ее звуковую сторону. Разновидностями таких упражнений являются:

    • Смена положений кистей рук;
    • Единовременное движение всеми пальцами рук;
    • Поочередное движение различными пальцами рук;
    • Изменение положений рук и их приведение в разные позиции одновременно.
  2. Артикуляционные упражнения, направленные на развитие динамической координации. Они предполагают совершение разнородных движений органами артикуляции в определенном темпе, ритме, конкретной последовательности. Производится произнесение проблемных звуков, их чередование, произнесение в определенных позициях слов.

  3. Постановка артикуляционного уклада при произнесении проблемных звуков. Как правило, берутся звуки с и ш. В работе используются наглядные пособия, демонстрирующие положение губ и языка при произнесении звуков, их динамику и изменение положений в конкретной последовательности.
  4. Упражнения на развитие речевого ритма. Отрабатывается произнесение звуков с и ш в быстром и медленном темпе, громко и тихо. Произношение сопровождается постукиванием руками и иными предметами, выполнением ритмичных движений ногами.
  5. Фонетическая ритмика. Она ориентирована на отработку звуков в слогах: со-са, шо-ша, си-ши. Слоги произносятся под музыку и в определенном ритме.
  6. Упражнения на постановку ритмики слова в различных сочетаниях по месту ударного слога. В упражнении используется произнесение односложных слов при ударной и безударной позиции гласных: нос-носы, сом-сомы, шар – шары.
  7. Упражнения на отработку дифференциации интонации свистящих и шипящих звуков. Дети упражняются в произнесении слов с восклицанием, вопросом, утверждением, повествованием. Например, сочный арбуз. Сумасшедший заяц! Где шарф? Здесь стоял шкаф.

Данные упражнения способствуют последовательной постановке произношения свистящих и шипящих звуков. Они формируют правильную интонацию и темп произношения, а главное, развивают основы фонематического восприятия и различения звуков на слух, что положительно сказывается на их верном произношении.

Физические дисфункции у детей с ДЦП

Дети с церебральным параличом имеют ряд физических проблем, но дыхательная дисфункция был одним из самых коварных.

Потому что детский церебральный паралич является результатом повреждения головного мозга, что может привести к невозможности управлять мышцами, в том числе лица и мышцами шеи, возникает ряд вопросов, при возникновении глотания, жевания, сосания, дыхания и питания, особенно когда эти функции под угрозой. Для функционировать должным образом тело требует способности пропускать воздух или вещества через рот, в глотку и в пищевод. Когда ребенок дышит дыхательный пути должны быть открыты, но во время еды или питья воздушный канал имеет способность закрываться. Это требует комплексной нервной деятельности и правильно функционировать.

Например, в оральной фазе, рот содержит пищу, слюна смачивает ее, жевательная функция ломает еду, язык помогает пище следует проглатывать, а затем пища продвигается в глотку. В фазе глотки дыхательные пути закрыты, в то время как пища проходит через нее, а затем возобновляется, чтобы восстановить дыхание. Если этот процесс будет нарушен, возникает удушье или аспирации. В фазе пищевода, еда сглотнул и пищевода проход расслаблен и отпрянул, а нижнего пищеводного сфинктера помогает сохранить пищу.

Ребенок может испытывать проблемы при глотании жидкостей или продуктов питания, потому что сложные мышцы рта и горла не работает должным образом. Это может привести к проблемам с дыханием.

Кроме того, ребенок может быть не в состоянии откашливать мокроту, что физически затрудняет дыхание. Застой секрета может привести к инфекциям и бактериальной колонизации. Любой из этих обстоятельств может привести к инфекции легких или пневмонии, и с течением времени, может привести к летальному цикла рецидивирующих инфекций и прогрессирующего легочного повреждения.

Типы дыхания у детей с ДЦП

Чаще всего в нашей логопедической практике встречаются спастико-паретическая и смешанная формы ДЦП. При таких формах ДЦП наблюдается дыхание поверхностное, ключичное (в покое), а в речи – преобладает ключичный тип дыхания, вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. Асинхронность дыхания и фонации проявляется в быстром истощении силы выдоха в процессе речи. Ребенку не хватает дыхания, чтобы закончить фразу. Наблюдается речь на вдохе одновременно с речью на выдохе. Речевая фонация – голос тихий, слабый, иссякающийся по силе. Голосовые модуляции отсутствуют, звуковысотные изменения не выражены. По тембру голос глухой, назализованный, иногда хриплый, монотонный, немодулированный, тусклый

На примере стихов, можно увидеть как дыхание важно для правильной речи

Логопедическая работа с детьми, имеющими церебральный паралич должна включать артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения, так как артикуляция, дыхание и голосообразование – это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Сложные случаи с дыханием у ребенка с ДЦП

Если ребенок имеет более тяжелый случай церебрального паралича, мускулатура дыхательных путей также могут быть деформированы из-за дополнительной тонуса, деформации грудной клетки, или искривлением позвоночника. Деформации могут затруднить дыхание и правильное расширение легких, и мешать кислороду. Это может привести к дыхательной дисфункции, что может привести к серьезным осложнениям в дальнейшей жизни.

Кроме того, ребенок, который плохо питается или имеет кислотный рефлюкс, часто страдает от снижения функции легких, что делает ребенка уязвимым к инфекциям.

Родитель зачастую не способен заметить дисфункции дыхания у ребенка. Особенно если ребенок не является коммуникативным, это может быть особенно опасно, потому что он или она не может быть в состоянии информировать родителей или врачу, что дыхательная проблема существует.

Если родитель замечает вышеупомянутые признаки нарушения дыхания у ребенка, необходима консультация пульмонолога.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата. 

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая  – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;  
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.  

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой. 

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика. 

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих. 

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать

Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей

Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать

Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся

Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта

Возможные осложнения

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Артикуляционная гимнастика при дзартрии

Цель артикуляционной гимнастики, с которой должно начинаться логопедическое занятие – выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и фонации, так как при дизартрии наблюдается значительное снижение силы и амплитуды произвольных артикуляционных движений. Чрезмерное напряжение мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата сочетается с вялостью движений этих органов. Подобная дискоординация в работе голосообразующих мышц приводит к асинхронности всего процесса голосообразования, что проявляется в своеобразном нарушении высоты, силы и тембра голоса.

Приемы, используемые в коррекции произношения свистящих звуков

Коррекция произношения и дифференциация свистящих звуков реализуется посредством применения следующих приемов:

  1. Постановка звука с через установку правильных артикуляционных движений при его произношении. Используются движения на растяжку губ, упор кончиком языка в нижнюю челюсть, разомкнутость и сомкнутость голосовых связок, создание небной занавеси и постановку речевого дыхания;
  2. Коррекция косноязычия. Она связана с коррекцией произношения шипящих и свистящих звуков в различных речевых ситуациях. В данном направлении отрабатывается постановка языка и движение струи воздуха при произношении слов и фраз с разными позициями в них шипящих и свистящих звуков;
  3. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-ф в словах;
  4. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-т в словах;
  5. Сопоставление и слуховое распознавание звуков с-ш в словах;
  6. Дифференциация выдохов носом и ртом при произнесении звуков.

Данные приемы направлены на формирование правильной артикуляции при произношении и создании воздушной струи, ее распределении в верном направлении. При этом, формируется постановка языка. Логопед удерживает губы ребенка в конкретном положении, помогая сохранять положение языка и направить струю воздуха. Постепенно, данные навыки доводятся до автоматизма.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Название

Зона поражения ЦНС

Нарушение речи

Корковая

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Подкорковая (экстрапирамидная)

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Звуконарушения нестабильны.

Мозжечковая

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Псевдобульбарная

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Бульбарная

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Дизартрия у детей с ДЦП

Наиболее частым расстройством речи при ДЦП являются дизартрии. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной и просодической сторон речи, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Дизартрия у детей с церебральным параличом проявляется двумя основными синдромами – нарушением фонетической стороны речи и ее ритмико-мелодико-интонационной окраски. Нарушение просодической стороны речи является основным и наиболее стойким признаком дизартрии. Именно мелодико-интонационные расстройства в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка.

При дизартрии наблюдается патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Описание патологии, отличие стертого вида

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы полагаете, что терапия дизартрии сводится к посещениям логопеда, где дизартрика учат складывать губы трубочкой, то ваше мнение ошибочно. Существует определенная последовательность мероприятий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинается с восстановления работы речедвигательного аппарата. Для этого малышу проводят логопедический массаж, развивают мелкую моторику рук. Применяют также дыхательную гимнастику.

Логопедический массаж – один из наиболее эффективных методов восстановления работы речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, позволяя нормализовать их тонус. Поэтому предварительно специалист определяет его уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делят на несколько видов:

  • ручной;
  • механический;
  • аппаратный. 

Ручная техника основана на воздействии пальцами рук на определенные зоны щек, губ, языка. Специалист проводит поглаживание, небольшое разминание мышечного каркаса области губ, щек и подбородка. Соединяет пальцами губы в вертикальном, горизонтальном положениях. Массирует мягкое небо.

Механическая техника предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные устройства. Он позволяет восстанавливать нервные пути, связывающие мышцы с центрами в мозге.

Дети-дизартрики способны самостоятельно проводить массаж в домашних условиях. Для этого существуют несложные упражнения:

  • оскаливание зубов;
  • вытягивание губ;
  • открыть – закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый ее вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее делать упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мускулатуру, ранее не задействованную в процессе;
  • координирует движение речевых органов.

Нарушение произношения шипящих и свистящих звуков при стертой форме дизартрии

При дизартрии у детей наблюдаются нарушения в произношении звуков, связанные с:

  1. Их заменой. Звуки, сложные по своему артикуляционному произношению заменяются более простыми. Свистящие и шипящие звуки заменяются глухими.
  2. Смешением фонем. Они вызваны заменой звуков и сложностями различения работы органов артикуляции при произнесении конкретного звука.
  3. Несформированностью произнесения шипящих и свистящих звуков.
  4. Неспособностью произнесения согласного звука й и гласного звука ы.
  5. Заменой групп звуков диффузной артикуляцией. Как правило, происходит замена произнесения двух близких звуков одним неотчетливым звуком, который, по сути, не похож ни на один из данных звуков. Это особенно затрагивает шипящие и свистящие звуки.
  6. Различным произношением свистящих и шипящих звуков в разных речевых ситуациях.
  7. Правильным изолированным произнесением звуков и их неверном произношении в словах и фразах.

Нарушения произношения шипящих и свистящих звуков обусловлено неразвитостью артикуляционного аппарата, несформированностью артикуляционной моторики, мимических функций и разнородных нарушений фонематического восприятия.

Данные нарушения требуют разработки специальных направлений коррекции, ориентированной на развитие органов артикуляции, организацию работы моторных функций, отработку речевого ритма и постановку конкретных звуков, нарушение которых является наиболее явным и активно проявляющимся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: