Творчество и логика: миф о функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Левая рука и полушария мозга

Известно, что доминирующая правая рука активно стимулирует левое полушарие мозга, а левая рука – правое полушарие. 

И вот здесь очень важно знать, какой тип мышления преобладает у ребёнка – левополушарный или правополушарный. Забегая вперёд, отметим, что есть ещё и третий тип мышления.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для выявления преобладающего типа мышления у ребёнка используется биометрическое исследование. Оно также показывает, есть ли у ребёнка дислексия или нет, а на основе его результатов семье предоставляются индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка.

И данные за 10 лет работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе свидетельствуют, что более 50% людей – левополушарные («Тактики»), около 15% – правополушарные («Стратеги»). Остальные – «Тактики и Стратеги», то есть у них в равной степени активны оба полушария мозга. Более того, все «Тактики и Стратеги» – это всегда люди с дислексией. Поэтому в отношении них можно смело использовать термин «дислексический тип» развития. В чём и как он проявляется, ответы вы найдёте здесь.

При чём здесь левая рука и мозг?

Всё очень просто. Если выясняется, что ребёнок-левша от природы левополушарный, то, выполняя все действия левой рукой, он будет постоянно стимулировать работу правого полушария. Другими словами, он собственными действиями рассогласовывает работу полушарий мозга.

А, как мы знаем, рассогласованность полушарий мозга – это одна из основных причин наличия у современных детей трудностей с обучением. Более того, сами родители, записывая ребёнка на различные творческие занятия, провоцируют у него активность правого полушария.

Доказано, чтобы дети нормально учились в школе, не испытывали проблем с чтением и письмом, у них должно доминировать левое полушарие мозга. Потому что обучение в школе – это линейное обучение, последовательное освоение от простого к сложному. И у левополушарных детей мозг работает именно таким образом.

А когда левая рука стимулирует правое полушарие мозга, то и возникают различные трудности с обучением и проблемы психоэмоционального характера.

Левшу нужно переучивать на правую руку?

Такая рекомендация в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе даётся только после биометрического исследования и если выясняется, что ребёнок-левша от природы левополушарный или принадлежит к типу «Тактик и Стратег». В этом случае его левая рука приводит к рассогласованию полушарий мозга, из-за чего и возникают проблемы с обучением.

Напомним ещё раз. В статье разбирается ситуация, когда леворукий ребёнок испытывает серьёзные проблемы с обучением. В статье не рассматриваются случаи, когда левая рука не мешает ребёнку учиться.

 Итак, нужно чётко разделять леворукость и левополушарность 

Если ребёнок левополушарный и при этом левша, который испытывает трудности с обучением – решением может являться смена левой руки на правую.

Но такая коррекция должна проводиться только под руководством специалиста и при полном понимании сути коррекции как самим ребёнком, так и его родителями.

Как после смены руки меняется работа мозга?

Об этом лучше всего расскажут Ex-леворукие ученики Татьяны Гогуадзе и их родители.

Художник или мыслитель

В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности:

  1. Мыслитель, человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
  2. Художник, человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.

Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».

Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:

Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз

Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.
Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях

Отметить какая рука оказалась сверху.
Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.

Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» — левополушарный.

Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.

Рекомендации

Для нормального функционирования у человека должны быть в достаточной степени развиты оба полушария головного мозга. Физические и физиологические его повреждения часто необратимы, приводят к тяжелейшим заболеваниям. Такое явление как деградация тоже может нанести мозгу немалый вред.

Самосовершенствование – основа развития личности и человеческого мозга.

Чтобы достичь баланса в психике, стать более гармонично развитой личностью нужно задействовать в работе оба полушария головного мозга:

  1. Работать над теми сферами, с той частью мозга, которая менее развита. Для этого достаточно лишь увеличить нагрузку на менее развитое полушарие. К примеру, Художнику начать решать логические загадки, Мыслителю – рассматривать картины художников-абстракционистов.
  2. Физические развивать ту часть тела, которая подконтрольна менее развитому полушарию. Например, правше попробовать научиться рисовать левой рукой, чтобы развить правополушарный тип мышления.

Способности мозга безграничны и не изучены до конца, работа над собой позволяет заглянуть в эту, полную потенциала, бесконечность.

Если Вы интересуетесь работой и функциями головного мозга, рекомендуем почитать:

  1. И.П. Павлов «Физиология больших полушарий головного мозга»
  2. И.П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга»
  3. И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы»
  4. Г. Хакен «Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности»
  5. Ч. Феллис «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга»
  6. Р. Стоун «Небесная 911. Как обратиться за помощью к правому полушарию мозга»

Ждем Вашей оценки

Немного о режимных моментах…

Составляя расписание дня для малышей, которые имеют проблемы со здоровьем, обязательно помните о таких вещах:

Ежедневно делайте пальчиковую гимнастику – 3 раза, не менее, пусть это войдет в привычку;

До и после гимнастики учимся делать массаж и самомассаж с использованием специальных приспособлений или подручных материалов;

Полезно к комплексу упражнений добавить элементы дыхательных упражнений;

Принимая пищу, учите малыша правильно орудовать столовыми приборами;

Делая уборку в доме, привлекайте деток, пусть у них будут свои обязанности;

Собираясь на прогулку, настаивайте по мере возможностей малышей на самообслуживании, пусть выполняют посильные действия.

Важно помнить, что все ваши занятия совместно с ребенком должны проводиться с учетом таких моментов: должна быть обеспечена глубокая осознанность со стороны детей того, чем они занимаются. Для этого взрослый проговаривает каждое действие: «Сейчас пальчик сгибается, а вот – разгибается» и т.п

Также важно найти для ребенка его собственный темп освоения каждой новой манипуляции и упражнения.

Серьезным моментом является налаживание обратной связи между ребенком и взрослым: услышьте друг друга, следите за реакцией малыша, подсказывайте, хвалите. Не переусердствуйте с занятиями в ущерб режимным моментам и самостоятельной деятельности. Приступая к любому из коррекционных видов деятельности, учитывайте настроение, возраст и возможности малыша. Усложняйте задания постепенно, здесь спешка неуместна.

Планируйте деятельность так, чтобы ребенок не переутомился и не утратил интерес к процессу. Всеми силами стремитесь вызвать положительный настрой и стремление к успеху у малыша.

Формирование способности совершать мелкие манипуляции пальчиками у деток с ОВЗ

У малышей с ограничениями по здоровью моторика нарушена, движения хаотичны, неловки, нет точности. Правая ручка значительно опережает по возможностям точно совершать движения левую, а это ведет к несогласованности работы правого и левого полушарий. Иногда ведущая рука вообще не выделена, мускулатура слабая, плохая координация движений обеих рук.

Главная задача педагогов и родителей таких деток – выработать навыки самообслуживания, сформировать или улучшить речь, стимулировать мыслительные процессы.

Каким путем это можно осуществить? Посредством игр с мелкими предметами (пазлы, конструктор, мозаика, нанизывание бусин, рукоделие, рисование, лепка, пальчиковые игры, массаж). Также, учитывая индивидуальность каждого малыша, нужно искать эффективные нетрадиционные методы развития рук детей ОВЗ. Ниже я расскажу о некоторых проверенных методах.

Нужно помнить, что обучение таких малышей новым движениям, упражнениям, действиям требует больше времени, нежели для такой же работы с их здоровыми сверстниками

Кроме того, важно учитывать собственный темп каждого ребенка. В этом вопросе уместен разумный темп, а самое главное – дать ребятам чувствовать успех, начинать с самых простейших задач, постепенно поднимая планку

А сейчас самое время подковаться мудростью специальной литературы, которую по нашему вопросу я нашла для вас в «УчМаге»:

  • «Формирование УДД у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения» – для тех, кто не знает, аббревиатура УДД расшифровывается как универсальные учебные действия. Пособие это годится не только для первоклашек, но и для детсадовцев подготовительной группы;
  • «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования» – здесь есть отличные подсказки, как натренировать пальчики деток, используя подручные материалы;
  • «Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие» – вы найдете советы, как посредством изо-деятельности, рукоделия, пальчикового театра развить у ребенка способность точно манипулировать пальчиками.

Помимо печатного слова, «УчМаг» предлагает по нашей теме прослушать материалы вебинара «Методика обучения лепке дошкольников: виды, материалы, техники развития творческого воображения». Если вы пополните свой личный счет в магазине, то сможете получить сертификат участника и бесплатно воспользоваться материалами вебинара.

За что отвечает левое полушарие мозга

Психика и мозг

Наука определяет психику человека как свойство высокоорганизованной материи, выражающееся в форме субъективного отражения объективной реальности.

Высокоорганизованная материя – это головной мозг человека, который обрабатывает приходящую от органов чувств информацию, управляет эмоциями, чувствами и поведением, организовывает все психические процессы и состояния.

Хотя анатомия и физиология мозга достаточно сложна, общеизвестным фактом является разделение коры головного мозга на два полушария.

Принято считать, что левое полушарие ответственно за логику и анализ, а правое – за интуицию и эмоции.

В зависимости от того какую функцию выполняет головной мозг в данный, конкретный момент, одно из полушарий становится более активным. То полушарие, которое чаще задействуется в работе мозга, считается доминирующим.

Долгое время только левое полушарие определялось как доминирующее у всех людей. В настоящее время признано, что доминирующим может быть и правое полушарие, а также оба эти отдела мозга могут быть развиты в равной степени.

Ода детским пальчикам, на кончиках которых – великие таланты

Как утверждают специалисты, изучающие работу человеческого мозга, наши ладони вместе с пальцами являются проекцией правого и левого полушарий головного мозга. Детские физиологи давно пришли к выводу, что развитие речи у детей неразрывно связано с формированием способности совершать мелкие и точные движения пальцами.

И если мы сами не способны никакими манипуляциями воздействовать непосредственно на мозг ребенка, то руки малыша тренировать мы можем и должны.

Учитывая, что с каждым поколением здоровые дети все меньше занимаются ручным трудом, который естественным путем развивал моторику рук у нас, наших мам и бабушек, то сегодня важнейшей задачей образовательных учреждений и родителей является специальное развитие пальчиков посредством упражнений, игр, творческих занятий и домашних обязанностей.

Да, да, развитие мелкой моторики осуществляется и с веником в руках! Не стоит чрезмерно жалеть деток, даже имеющих ограничения по здоровью, и не нагружать домашними делами, этим самым мы оказываем медвежью услугу ребенку. Кстати, давно подмечено педагогами-дефектологами, что детки с умственной отсталостью, например, с огромным трудом обучаются грамоте и письму, но с большим успехом выполняют работу по дому, помните это.

Учитывая, какое значение тренировка «верхних конечностей» имеет для здоровых малышей, то для деток с ОВЗ эти тренировки приобретают первостепенное значение! Я не преувеличиваю. Упорные занятия, массаж, пальчиковые забавки помогают справиться с различными коррекционными задачами. По тому, умеет ли годовалый малыш сгибать и разгибать по одному пальчики, показывать обособленно 1-2 пальчика, можно заключить, «говорящий» малыш или нет.

Самое замечательное в наших пальцах то, что они отлично поддаются «дрессировке», даже во взрослом и преклонном возрасте. Занимаясь гимнастикой мозга через упражнения для рук, можно значительно улучшить умственные способности. Разве это не чудо?

Правое полушарие головного мозга, эмоциональная сторона

В отличие от левого, правое полушарие головного мозга имеет более разветвленные связи с различными областями мозга, в частности, с так называемой лимбической системой. Другими словами, правое полушарие лучше улавливает эмоциональную окраску речевого общения, чем левое. (Более подробно о лимбической системе речь пойдет далее в главе.)

Полоска нервных волокон, объединяющих полушария головного мозга, называется мозолистым телом. Эти волокна служат для соединения отдаленных нервных клеток различных полушарий, что позволяет им работать вместе, улучшая тем самым качество любого совершаемого вами действия.

Женщинам, которые читают эту книгу, будет, наверное, интересно узнать, что мозолистое тело у них плотнее, чем у мужчин, в результате чего оба полушария головного мозга работают практически равномерно. Вероятно, более плотное мозолистое тело служит основной причиной того, что женщины обладают более совершенной интуицией, позволяющей им безошибочно распознавать эмоциональную окраску разговора или какой-либо ситуации.

Несмотря на определенные прочно установившиеся различия между полами, люди могут становиться более гармоничными и уравновешенными, что зависит, в основном, от их образа жизни. Вероятно, вы знакомы с карикатурным изображением “типичного” мужчины, на котором представитель сильного пола представлен в виде совершенно бесчувственного существа, не испытывающего никаких эмоций. Следует заметить, что в XXI веке мужчины станут более впечатлительными, а женщины, соответственно, более напористыми и самоуверенными. Различия между полами постепенно начнут сглаживаться, что отразится как на культурной деятельности, так и на способе мышления.

Височные доли: запоминание того, что вы слышите

Височные доли головного мозга включают в себя основную область, определяющую свойства слухового аппарата. Кроме этого, височные доли участвуют в запоминании или, лучше сказать, в накоплении жизненного опыта. Все “правши” и примерно 80% “левшей” используют левую височную долю при изучении иностранных языков.

Верхняя часть левой височной доли, которая называется областью Вернике, используется для осмысления услышанных слов. Другими словами, эта часть мозга дает вам возможность воспринимать разговорную речь.

В глубине головного мозга находится ограниченная височными долями область, которая называется лимбической системой. Она играет очень важную роль в активизации эмоций, и содержит две основные структуры, участвующие в работе памяти:

  • миндалевидную железу;
  • гиппокамп.

Миндалевидная железа (или мозжечковая миндалина) играет заметную роль в записи эмоционального содержания ваших воспоминаний. Иначе говоря, миндалевидная железа выполняет запись вашей эмоциональной реакции на те или иные события.

Человек, получивший травму миндалевидного мозжечка, испытывает определенные трудности с запоминанием эмоционального содержания тех или иных событий. Например, встретив знакомого, который ранее был ему неприятен, этот человек отреагирует на него совершенно нейтрально, т.е. так, как если бы он полностью забыл все события, связанные с этой личностью.

Миндалевидный мозжечок оценивает личную значимость тех или иных событий. При возникновении сигнала опасности мозжечок посылает в организм определенные гормоны, которые приводят вас в активное состояние.

Люди правого и левого полушарий

Существует гипотеза о влиянии различных полушарий на характер человека. Согласно этой теории, так называемые люди правого полушария являются более творческими й даже более духовными, чем те люди, в физиологии которых доминирующую роль играет левое полушарие головного мозга. Эта гипотеза, появившаяся еще в 1970-х годах, до сих пор находит свое применение, хотя многие уже давно от иее отказались, поскольку человеческий мозг является более сложным органом, чем его предлагаемое упрощенное изображение. Тем не менее, исходное предположение не является полностью ошибочным, так как каждое полушарие мозга предназначено для создания и хранения определенных типов памяти.

Открытие Карла Вернике

  • В 1881 году доктор Карл Вернике обследовал человека, страдавшего от болезни, вызванной травмой левой височной доли. Это заболевание впоследствии получило название афазии Вернике. Термин афазия обозначает трудность понимания языка. В данном случае пациент страдал от так называемой “ассоциативной афазии”. Пациент говорил совершенно свободно, но при этом не понимал произносимых слов. Основная проблема заключалась в том, что слова больного были лишены всякого смысла.

Если пациент в результате несчастного случая получает какую-либо травму, миндалевидный мозжечок помогает сохранить в памяти его эмоциональную реакцию на это событие. Больные, страдающие от посттравматического стресса, постоянно вспоминают событие, которое привело их к этой травме.

Второй частью лимбической системы, которая также принимает активное участие в формировании воспоминаний, является гиппокамп (рис. 3.2). Он представляет собой основную структуру, которая используется для преобразования кратковременной памяти в долговременную. Если приобретенный опыт достаточно важен, то гиппокамп кодирует воспоминание об этом событии, что позволяет впоследствии воспроизвести его эмоциональное содержание.

Рис. 3.2. Гиппокамп перемещает кратковременное воспоминание в долговременную память

Получая какую-либо значимую для данного человека информацию, гиппокамп помещает ее в долговременную память. Если человек переживает подобные события несколько раз, то воспоминания о них также помещаются в долговременную память, несмотря на то, что эти события могут его раздражать.

Посмотрите на то, как используется этот принцип: люди, создающие телевизионные рекламные ролики, могут не знать анатомического строения головного мозга и роли гиппокампа, но они знают о том, что многократное повторение информации приводит к ее неосознанному запоминанию. Когда вы постоянно видите или слышите ту или иную рекламу, особенно если она сопровождается навязчивой мелодией или дурацкими шутками, вы постепенно начинаете пропускать ее мимо ушей. Но однажды, спускаясь по центральной лестнице универсама, вы ловите себя на том, что мурлычете мелодию из соответствующего рекламного ролика, а в вашей корзинке уже лежит шесть кусков банного мыла!

Что даст развитие каждого из полушарий

Как организовать ежедневную тренировку моторной сферы у ребенка с ОВЗ?

Лишь систематические занятия с детьми ОВЗ, которые станут неотъемлемой частью их жизни, в конце концов, сделают свое дело и помогут натренировать пальчики и мозг заодно. Поэтому нужно так построить расписание дня ребят, чтобы каждый момент не был потрачен впустую.

Прежде чем начать коррекционно-развивающую работу, необходимо также четко понимать, каких целей мы хотим достигнуть вместе с детками:

  • Выявить, насколько развита мелкая моторика у ребенка, и выделить проблемные участки;
  • Формировать и развивать широкий спектр тактильных ощущений малышей;
  • Тренировать моторную сферу посредством специально подобранных упражнений, игр, массажа и самомассажа;
  • Обучить навыкам самообслуживания в быту;
  • Научить пользоваться письменными принадлежностями;
  • Обогащать словарный запас и развивать речь;
  • Развивать психические и мыслительные процессы;
  • Воспитать усидчивость, работоспособность, терпение, выработать умения сосредотачиваться, выполнять задания, совместно трудиться.

Как это происходит в детском саду? Для начала нужно спланировать ежедневную деятельность. Но, чтобы развитие моторной сферы проходило максимально успешно у деток с ОВЗ, нужно при планировании этой работы охватить три направления:

  • Специально организованная деятельность педагога или родителей с детками. Здесь я имею в виду занятия по расписанию, специально отведенное время для игр, гимнастики и т.д.:
  • Режимная повседневная деятельность с ребятами – во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания, прогулок продолжать тренировать пальчики;
  • Самостоятельная деятельность малышей – обязательно нужно оставлять малыша наедине с самим собой для игр, другой деятельности, но организовать развивающее пространство так, чтобы во время самостоятельной деятельности не прерывалось развитие мелкой моторики.

Собственно планирование деятельности заключается в следующем:

  • Составление расписания по дням недели с учетом возраста и особенностей ребенка по здоровью;
  • Подбор дидактических, пальчиковых, настольных игр для тренировки моторной сферы;
  • Организация предметно-развивающего пространства;
  • Выбор других форм и методов работы с особенными детками;
  • Подбор методической литературы.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

Слайд 2В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но существует много

причин, влияющих на недостаточную сформированность всех компонентов речи, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или, иначе говоря, ручной и речевой моторики, что особенно актуально в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.Задача учителя-логопеда, специалистов дошкольного учреждения компенсирующего вида, воспитателей групп – помочь детям развить мелкую моторику рук, совершенствовать тонкие и синхронные движения.

Развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть «как работают руки, так работает голова».Развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные способы формирования правильной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Скованность движений пальцев рук у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие всех компонентов речи.

Функции полушарий головного мозга

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: