Содержание
Содержание …………………………………………………………………. 1 стр.
Введение………………………………… ……………………………… 2 – 3 стр.
I. Теоретическая часть
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению………………… 3 – 4 стр.
Возрастные и индивидуальные особенности детей…………….. …….4 – 9 стр.
Учет индивидуальных особенностей………………………………… 9 – 11 стр.
Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье………………………………………………………………………………. 11 – 13 стр.
Специфика организации индивидуального подхода.
1.В процессе трудового воспитания………………………………… 13 — 14 стр.
2.В процессе игровой деятельности……………………………………… 15 стр.
II. Практическая часть.
1. Разработка конспекта НОД с учетом индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка в условиях МДОУ………. 16 – 21 стр.
Заключение ……………………………………………………….. 21 – 22 стр.
Приложение 1 ………………………………………………………….. 23 стр.
Приложение 2 ………………………………………………………….. 24 стр.
Список использованной литературы …………………………………. 25 стр.
Содержание работы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях
1.1. Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста
1.2. Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста
1.3. Развитие речи и мышления детей раннего возраста
Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста
2.1. Задачи и методы воспитания детей раннего возраста
2.2. Сенсорное развитие детей раннего возраста
2.3. Развитие речи детей раннего возраста
2.4. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста
2.5. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях
Глава 3. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения с детьми раннего возраста
3.1. Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ
3.2. Педагогическо-воспитательная деятельность
3.3. Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению
Выводы
Список литературы
Приложения
Факторы, от которых зависит развитие речи
Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:
Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д
Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.
К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.
Сложности при развитии детской речи
Речевая готовность к школе
Если ребенку 5-6 лет, наступает период его активной подготовки к школе, то есть к переходу от преобладания игровой деятельности к преобладанию учебной. И важнейшим признаком того, что малыш готов сесть за парту, является правильность и выразительность его речи. Нормы таковы:
- ребенок различает все звуки, произносит их громко и четко;
- пользуется различными способами словообразования, может образовывать прилагательные от существительных;
- строит грамматически правильные фразы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Если же с вышеперечисленным ребенок не справляется, то он может столкнуться с серьезными проблемами в постижении учебного материала, велик риск возникновения проблем дислексии (нарушения чтения) и дисграфии (нарушения письма), поэтому значимость развития речи не стоит недооценивать. Обнаружив, что малыш в чем-то не соответствует своему возрасту, следует немедленно посетить с ним логопеда и приступить к корректировке, в том числе и при помощи специально разработанных комплексов.
Типичные проблемы развития речи дошкольников
Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.
Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.
Сленг. Слова-паразиты, нелитературные выражения – дети используют в своей речи те слова, которые слышат во внешнем мире. И даже если в семье никто не разговаривает на языке междометий и идиом («ну вот», «тачка», «как бы»), малыш всё равно может «подцепить» их при просмотре телевизора или в ходе компьютерной игры. Вывод? Поменьше телевизора и компьютера, побольше задушевных бесед. А вот наказывать за «подслушанное» и наивно высказанное вслух малышом «неправильное» слово не нужно: лучше объяснить, почему такие слова не стоит произносить и как они мешают полноценному общению.
Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.
Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.
Невозможность привести аргумент.Плохая дикция, логопедические проблемы.
Другие похожие работы
- Курсовая — Воспитательная система в условиях детского оздоровительного лагеря.
- Курсовая — Основные подходы к проблеме развития познавательного интереса в истории педагогики и современной педагогической теории.
- Курсовая — Особенности формирования познавательной деятельности и речевого развития у детей раннего возраста
- Реферат — Становление современной дидактической системы
- Реферат — Проведение коучинга в современных организациях
- Контрольная — Факторы развития личности в педагогической теории Ж.-Ж.Руссо
- Курсовая — Мотивация поведения и формирование личности подростка
- Дипломная — Методи навчання та їх критерії вибору
- Курсовая — Педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов.
- Реферат — Роль наглядных пособий в экологическом воспитании детей
Список использованной литературы
Список использованной литературы:
1. Педагогика :
10. вопросов —
10. ответов : учеб. пособие
для студентов вузов / И.П. Подласый. — М. : Изд-во ВЛАДОС
ПРЕСС, 2006. — 365 с.
2. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№ 5
3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
4. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике :/ И.М. Кононова. – М.: ДиС,2004.-256с.
5. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения /С.П. Макаров //Педагогический вестник.-2003.-№ 1.
6. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.,2003.-607с.
7. Гербова. В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста : пособие для воспитателя дет. сада./ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова и др.; под ред. Г.М. Ляминой. – М.:Просвещение,2005.-224с.
8. Савельев А.М. //Индивидуальный подход в педагогическом процессе. Педагогика. – 2004.
9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
10. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет. сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение,
1985 г. – 112с.
Выдержка из текста
Введение
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.
Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. У детей, занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям
Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я».
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность.
Рекомендации
Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери
Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.
Читайте вслух
В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.
Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет)
Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.
Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.
Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.
Повторенье – мать учения
Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.
Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.
Какие причины влияют на появление речевых проблем?
Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:
- односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
- скупость словарного запаса;
- применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
- неумение передать своими словами содержание текста;
- невнятная дикция;
- низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).
Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:
- мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
- вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне нЕкогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
- в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
- не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
- мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
- дома не принято обсуждать семейные события;
- скудная детская библиотечка;
- ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
- взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.
Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать.
Статистика
Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии. Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями. К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.
Логопедические занятия по развитию речи
Самостоятельные занятия с ребенком по развитию и укреплению навыков общения можно проводить дома.
- Игры на мелкую моторику (пальчиковые)
- Артикуляционная гимнастика
- Развиваем слух, звукоподражание и логоритмику (стихи с разнообразными движениями).
- Игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями).
- Учим и читаем стихи для пополнения словарного запаса.
- Речевое подражание. Показать модель поведения (птички, мамы, кошки) и попросить ребенка воспроизвести с нужными звуками (кошка мурлычет «мурррр..»)
- Стихи с действием. Рассказывать стихотворение, иллюстрируя его.
- Чтение.
- Развитие мелкой моторики. Например, украсить одежду прищепками и попросить ребенка их снять.
- Обязательное сенсорное развитие (использовать в играх вкус, осязание, обоняние).
- Угадать, какой предмет звенит; угадать, откуда звук; подражать бытовым звукам.
Упражнения на укрепление мышц
- «Улыбка». Растягивать губы в улыбке, пряча зубы. Задерживать до 30 секунд.
- «Забор». Улыбнуться, чтобы было видно все зубы. Задержать улыбку.
- «Наказать язычок». Рот немного открыть, язык положить на нижнюю губу, шлепать по нему со звуком «пя-пя-пя».
Нетрадиционные речевые игры
lev.studio/Shutterstock.com
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из жизни, вместе с традиционными способами развития речи можно использовать и нестандартные методы.
Нетрадиционные речевые игры повышают работоспособность мозга, стимулируют познавательную и творческую активность, а также развивают внимание, память и мышление ребёнка. Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим
Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим.
Например, ребёнок надевает на указательный и средний палец крышки от бутылок как лыжи и передвигает пальцами по столу, проговаривая при этом стихотворение:
Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.
Или ребёнок сжимает поочередно то правой, то левой рукой губку от посуды, говоря при этом следующие слова на каждый ударный слог:
Тесто долго мы месили,
А как печь блины — забыли.
2. Игры с конструктором «Лего»
LightField Studios/Shutterstock.com
Ещё одним нетрадиционным способом развития речи детей является использование конструктора «Лего». С его помощью можно корректировать произношение звуков и слогов, развивать связную речь и повышать словарный запас.
3. Игры со сказками
Оказывается, сказки можно рассказывать разными способами.
Можно предложить ребёнку:
- рассказать любимую сказку от лица главного героя;
- рассказать по очереди с мамой небольшой кусочек из понравившейся сказки;
- придумать продолжение к знакомой сказке;
- придумать свою сказку.
Особенности возраста
Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.
Развитие речи у детей 1-2 лет
Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.
Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года
Развитие речи у детей 2-3 лет
В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года
Развитие речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.
В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет
Развитие речи у детей 4-5 лет
Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Развитие речи у детей 5-7 лет
Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.
Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет
Игры по развитию речи для детей 4-5 лет
fizkes/Shutterstock.com
В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.
Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.
1. Подбери словечко
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.
- Огурец — это… овощ.
- Банан — это… фрукт.
- Медведь — это… животное.
- Ворона — это… птица.
2. Угадай профессию
Вам понадобится: мяч.
Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.
- Кто рисует картины? — Художник.
- Кто лечит детей? — Врач, доктор.
- Кто строит дом? — Строитель
- Кто ловит преступников? — Полицейский.
3. Эхо
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.
Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.
Например, если имеются трудности со звуком , ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.
4. Подбери картинку
Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.
Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.
Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com
5. Чем можно?
Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.
Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.
6. Какой? Какая? Какое?
Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.
Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.
Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».
- Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
- Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.
7. Составь предложение
Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.
Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».
- Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
- Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
- Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.
8. Рассказ про собачку
Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.
«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».
Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
Antonio Guillem/Shutterstock.com
В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.
В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.
1. Угадай игрушку
Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.
Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.
2. Кто как говорит
Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.
Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).
3. А у тебя?
Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.
Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:
— У меня мишка. А у тебя?
— Лиса.
— У мишки шубка коричневая. А у лисы?
— Рыжая.
— У мишки хвостик маленький. А у лисы?
— Большой.
И т. д.
4. Задуй свечу
Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.
Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.
Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.
Основные задачи, направленные на развитие речи
Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:
- Формировать и расширять словарный запас.
- Грамматически правильно строить предложения.
- Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
- Употреблять в речи монолог и диалог.
- Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).
Нормы ВОЗ
1 год:
- Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
- Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
- Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
- Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
- Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.
Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь
1-2 года – увеличивается автономность:
- Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
- Увеличение пассивного словаря.
- Умение соотносить изученное слово с картинкой.
- Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.
2-3 года:
- Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
- Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
- К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.
3-4 года:
- К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
- Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
- Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
- Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
- Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
- Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
- Построение фразы становится грамматически правильным.
4-5 лет:
- Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
- Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
- В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
- Может отсутствовать четкое произношение звука Р.
5-7 лет:
- Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
- Появление внутренней речи.
- Умение выделять звуки в словах.
- В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
- Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.
Как развивать речь дошкольника?
Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.
Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко
Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы
Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.