Наш опыт
Исходя из сложившейся ситуации мы совместно с психологом ДОУ решили разработать проект, целью которого является создание и апробирование модели взаимодействия логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Первый этап
Первоначальным этапом работы стало определение методической базы, на которую мы планируем опираться в ходе реализации проекта. При выделении критерия формирования группы детей, участвующих в проекте, мы приняли решение, что первичным для организации коррекционно-развивающей работы мы будем считать дефект речи и звукопроизношения.
Проанализировав имеющуюся литературу, мы пришли к выводу о недостаточной методической разработанности вопроса организации совместной работы психолога и логопеда в рамках ДОУ. Также в настоящее время имеются расхождения в понимании формы организации интегрированной работы специалистов. В современной периодической печати, в частности, в журналах «Логопед в детском саду», «Справочник старшего воспитателя ДОУ» и др., взаимодействие логопеда и психолога основывается на проведении интегрированных, т.е. совместных, занятий с детьми. Все конспекты построены таким образом, что есть реплики и задания логопеда, а есть части занятия, которые проводит психолог. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми.
Плюсом подобной формы организации работы является то, что логопед на протяжении всего занятия контролирует звукопроизношение, а психолог в это время работает над развитием познавательных процессов. Но есть и существенный минус — нерациональное расходование рабочего времени специалистов.
Другой подход предполагает проведение отдельной, параллельной работы на одном лексическом материале. Т.е. какие-то упражнения проводит логопед, а какие-то психолог, но с учётом лексического материала, предложенного логопедом. Преимуществом такого подхода является более рациональное использование рабочего времени специалистов.
Мы выбрали вариант параллельной работы психолога и логопеда на одном лексическом материале с проведением один раз в месяц итоговых интегрированных занятий.
Второй этап
Следующим этапом нашей работы по проекту было создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать в своей работе и логопед, и психолог. Нами были систематизированы и оформлены задания на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия с использованием специально подобранного лексического материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В нашей картотеке есть задания на автоматизацию звуков , и др. В качестве примера приведем задания из картотеки, подобранные для автоматизации звука .
Особенности недоразвития речи 2 уровня
Определение 1
Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма речевого нарушения у детей, которая характеризуется низкими возможностями самостоятельной речевой продукции.
Дети с ОНР 2 уровня изъясняются простыми фразами, допуская при этом массу вербальных ошибок и аграмматизмов. Их словарный запас отличается бедностью, не сформированностью навыков словоизменения и словообразования, тяжелыми нарушениями звукопроизношения и фонематических операций.
Совместная работа логопеда и воспитателя должна проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей, чтобы выявить уровень их психического развития, особенности памяти, мышления, внимания, речи и воображения;
- обеспечение гибкости педагогического воздействия на учеников, учитывая изменяющиеся возможности учеников, основанные на коррекционной работе;
- планирование индивидуальной работы с каждым из детей;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основании освоения детьми окружающей действительности;
- помощь детям в овладении коммуникативными средствами общения.
Педагогические условия взаимодействия логопеда с воспитателем
При организации личностного подхода к детям нужно создать следующий ряд педагогических условий:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуацию успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательной деятельности;
- изучить причины детского незнания и устранить их.
Комплексным подходом к преодолению речевых нарушений предполагается сочетание коррекционно-педагогической работы с лечебно-оздоровительной, для чего необходимо осуществление взаимодействия воспитателя и логопеда.
Преемственность в работе логопеда с воспитателем предполагает совместное планирование, обмен информацией, обсуждение достижений детей, в речи и на других занятиях. На основании этого взаимодействия воспитателем выполняется ряд общеобразовательных и коррекционных задач, суть которых – устранить недостатки сенсорной, аффективной и интеллектуальной сфер, обусловленные особенностями речевых дефектов
При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей, на обогащение представлений об окружающей действительности, а также на дальнейшее развитие и процесс совершенствования деятельности сохранных анализаторов
Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей детей, что в итоге оказывает воздействие на эффективность овладения речью.
Воспитателем особое внимание должно уделяться развитию разных видов восприятия – зрительному, слуховому, тактильному, а также мнестическим процессам, доступным формам наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации. Важным аспектом работы воспитателя выступает развитие познавательной активности и познавательных интересов детей
При этом необходимо принимать во внимание некоторое отставание формирования познавательных процессов у детей с речевым недоразвитием, а также суженные контакты с окружающими, неправильные приемы семейного воспитания и другие причины.
Правильное, педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя с логопедом, которое объединяет их усилия в интересах коррекции речи детей с ОНР 2 типа, в своей основе заключает доброжелательную, эмоционально-положительную обстановку в детском саду. Психологической атмосферой в детском коллективе укрепляется вера детей в свои силы, сглаживаются негативные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формируется интерес к занятиям.
Работа воспитателя, направленная на развитие речи, зачастую предшествует логопедическим занятиям, подготавливает детей к восприятию материала на предстоящих занятиях с логопедом, обеспечивает необходимый уровень познавательной и мотивационной базы для формирования речевых знаний и умений
В других случаях воспитатель может сосредотачивать все свое внимание на том, чтобы закрепить результаты, достигнутые детьми на логопедических занятиях. Также воспитатель должен ежедневно наблюдать за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса, контролировать правильное использование поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и пр
Если воспитатель замечает возникновение устойчивых ошибок или запинок в речи, повторение первых слогов и слов, он обязательно должен сообщить об этом логопеду.
Специфика работы воспитателя во время взаимодействия с логопедом заключается в том, что воспитателем организуется и проводится ряд занятий по заданию логопеда. Рекомендуется использовать следующие упражнения:
- закрепление хорошо поставленных звуков – произношение слогов, слов и предложений;
- повторение стихов и рассказов;
- упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления и фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- активизация связной речи в беседе на знакомые детям лексические или бытовые темы.
В ходе коррекционной работы большое внимание и воспитателем, и логопедом уделяется развитию мелкой моторики. Во внеучебное время можно предлагать детям складывать мозаику, паззлы, фигурки из счетных палочек, тренировать завязывание и развязывание узлов, шнуровки, сбор рассыпанных мелких предметов, карандашей разного размера
Можно предлагать детям работу в тетрадях для развития письменных навыков, рекомендованных для детей с нарушениями речи. Особое место отводят организации подвижных игр, так как часто дети с ОНР соматически ослаблены, физически невыносливы и быстро утомляются.
Примеры упражнений на отработку звука [Л]
Развивая умение находить лишний предмет, мы предлагаем детям следующее задание: повтори слова, найди лишнее слово, объясни, почему оно лишнее. Пример: сокол, щегол, лук, соловей. Лишний лук, потому что это — овощ, а всё остальное — птицы. «Лось, лошадь, ландыш, буйвол». «Лодка, полочка, стол, стул». «Салат, мел, шоколад, калач». «Пилот, водолаз, лампа, велосипедист».
Большой интерес у детей вызывают задания, в которых необходимо исправить ошибки в построении предложений. Например, мы предлагаем детям послушать предложения, в которых слова перепутаны, и исправить ошибки, выделяя звук Л: «На гладиолусах появилась клумба». «Елка ходила около лося». «Белое небо плыло по голубому облаку». «Салат торчал из ложки». «Лошадь скакала на всаднике». «Слон нарисовал художника» и др.
Во время коррекционно-развивающей работы нами активно используются пословицы и поговорки на определенный звук. Например, для автоматизации звука можно использовать такие пословицы, как «Где много слов, там мало дела»; «Кто смел, тот и цел»; «Ловит волк, да ловят и волка»; «Золото не станет золотом, пока не побывает под молотом»; «Кто ничего не начал, тот ничего не сделал!» и другие. Пословицы можно использовать, например, в игре «Пароль», направленной на развитие произвольной слуховой памяти.
Аналогичным образом подобраны задания на развитие словесно-логического мышления, тренировку умения классифицировать предметы, подбирать аналогии, на развитие зрительного и слухового восприятия, внимания.
В ходе реализации проекта мы также используем игры и упражнения, разработанные А.Л. Сиротюк (перекрестные движения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, кинезиологические комплексы). Данные упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Нейрофизиологами доказано, что при регулярном выполнении данного комплекса упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.