Ранний возраст речевого развития
Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:
- Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
- Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.
Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.
На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:
- Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
- Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
- К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
- Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
- Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
- Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Дошкольный этап речевого развития
Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.
В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:
- Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
- Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
- Полноценное освоение диалогической речи.
- Освоение морфологии речи.
- Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
- Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
- Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
- Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.
То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная
Для ребенка важно:
- устанавливать коммуникативные связи;
- грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
- научиться регулировать и контролировать поведение.
Методика обучения связной речи – мнемотехника
Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.
Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь. Суть приема проста
На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное
Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.
По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.
В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.
В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали
Развитие речи в школьном возрасте
При поступлении ребенка в школу его речь приобретает осознанный характер. Ребенок, практически не использует, непроизвольные фразы.
На данном этапе осуществляется революция в речевом развитии – речь перестраивается с восприятия звуков на слух, их различия до осмысленного применения всех компонентов языка и языковых конструкций.
В школьном возрасте, ребенок начинает осваивать письменную речь
В это время, приоритетное внимание уделяется формированию грамматического строя, орфографии, синтаксису и их верному применению при написании слов и предложений. Устная речь тесно связывается с письменной, и в то же время, письменная речь имеет свои особенности формирования, приемы освоения, от эффективного использования которых зависит полноценное речевое развитие ребенка
Рисунок 3. Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Диалог и монолог в связной речи дошкольников
Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.
На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.
Увлекательный диалог
С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.
Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.
Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.
Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.