Онтогенез речевой деятельности

Становление связной
монологической речи
у детей в онтогенезе | коррекционная работа  | воспитатель детского сада / всероссийский журнал

Ранний возраст речевого развития

Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:

  • Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
  • Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.

Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.

На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:

  1. Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
  2. Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
  3. К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
  4. Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
  5. Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
  6. Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Дошкольный этап речевого развития

Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.

В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:

  1. Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
  2. Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
  3. Полноценное освоение диалогической речи.
  4. Освоение морфологии речи.
  5. Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
  6. Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
  7. Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
  8. Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Связная речь — это структурный компонент общения, имеющий сочетающиеся между собой законченных фраз, которые также объединены общей темой. Развернутое, логически выдержанное, грамотное, последовательное изложение своих мыслей — это характеристики связной речи.

То есть это не набор слов, сформированных в речевых центрах, это последовательность мыслей по данной (предложенной) теме, которая будет понятна собеседнику. Главная функция связной речи — социальная

Для ребенка важно:

  • устанавливать коммуникативные связи;
  • грамматически правильно пользоваться русским языком, словарным составом;
  • научиться регулировать и контролировать поведение.

Методика обучения связной речи – мнемотехника

Мнемотехника по сути — это связь слова и действия. Это совокупность приемов для лучшего запоминания. Впоследствии ребенок без проблем воспроизводит информацию.

Мнемотехника или мнемоника очень хорошо помогает развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память, внимание, мелкую моторику и конечно на основе всего этого, связную речь. Суть приема проста

На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное

Суть приема проста. На каждое слово или словосочетание придумывается образ, который потом воплощается в картинку-схему или иллюстрацию. То есть ребенок, смотря на картинку не придумывает к ней подходящее словосочетание, а вспоминает ранее услышанное или заученное.

По таким схемам, состоящим из нескольких картинок, хорошо получается пересказ текста, творческий рассказ, отгадывание загадок.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать цветные картинки, потому что у детей так быстрее возникают ассоциации. Ель-зеленая, волк-серый и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно схемы рисовать черно-белые, чтоб внимание не переключалось и не отвлекалось на детали

Развитие речи в школьном возрасте

При поступлении ребенка в школу его речь приобретает осознанный характер. Ребенок, практически не использует, непроизвольные фразы.

На данном этапе осуществляется революция в речевом развитии – речь перестраивается с восприятия звуков на слух, их различия до осмысленного применения всех компонентов языка и языковых конструкций.

В школьном возрасте, ребенок начинает осваивать письменную речь

В это время, приоритетное внимание уделяется формированию грамматического строя, орфографии, синтаксису и их верному применению при написании слов и предложений. Устная речь тесно связывается с письменной, и в то же время, письменная речь имеет свои особенности формирования, приемы освоения, от эффективного использования которых зависит полноценное речевое развитие ребенка

Рисунок 3. Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

Увлекательный диалог

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: