Новости

Ребенок идет в детский сад. ошибки родителей, признаки успешной адаптации и чек-лист

С 2 лет

Воинственная

Заранее заготовьте лёгкие предметы — бумажные шарики, небольшие мягкие игрушки, маленькие пластмассовые кубики и т.п. И кидайтесь ими друг в друга. Эта весёлая игра должна закончиться перемирием, то есть объятиями.

Кисы-мурысы

Объясните ребёнку, что, когда кошки злятся, они шипят, изгибая спину, царапаются и кусаются. А добрые кошки мурлыкают и трутся об ноги хозяев. Изображайте вместе с ребёнком то злых, то добрых кошек. Только кусайтесь и царапайтесь понарошку.

Бяка-бука

Покажите ребёнку недовольное, рассерженное лицо — наморщите лоб и нос, надуйте губы, посмотрите исподлобья. Попросите малыша повторить вашу гримасу (желательно сделать это на вдохе). А на выдохе пусть он расслабит мышцы лица.

Ловим бабочек

Представьте, что по комнате летает бабочка, и попытайтесь поймать её, проделывая хватательные движения то одной рукой, то другой, а затем и обеими. Ребёнок должен повторять ваши движения. Когда бабочка будет «поймана», медленно разожмите кулаки и посмотрите на неё.

Стадии

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Обложка поста: unsplash.com

Чрезмерная спешка родителей вызывает детский стресс?

Современный образ жизни, когда родителям практически невозможно гармонично сочетать работу и семью, оказывает заметное влияние на детей. Чем же опасна такая постоянная гонка?

Дело в том, что в процессе физического, психического и эмоционального развития ребенок проходит через ряд этапов. Причем в каждом отдельном случае их длительность различается. Например, кто-то делает первые шаги в год, а кто-то в полтора. И это совершенно нормально, ведь все дети разные.

Пытаясь подогнать ребенка под усредненные стандарты, родители стремятся ускорить его развитие. Родственники и знакомые также вносят свой вклад, очень часто можно услышать от них: «А вот у знакомой дочка уже читает в 3 года!».

Затем начинается школа, которая сама по себе является серьезным испытанием: разлука с родителями, непривычное расписание, новый коллектив, сложные домашние задания… Родители, в свою очередь, требуют хороших оценок и поведения. Все это питает детский стресс.

Сделаем дни разноцветными

Есть такое понятие, как «жить вчерашним днем» – с детьми такое нередко случается. Они могут подолгу думать о том, что случилось в прошлом, и переносить события в настоящее. Чтобы не позволить ребенку «зависнуть», нужно сделать каждый его сегодняшний день ярким. Распределите по всем дням недели цвета радуги: понедельник – красный, вторник – оранжевый и т.д.

И каждый день акцентируйте внимание малыша на конкретном цвете. Если это, к примеру, четверг, то организуйте всё в зеленом цвете: зеленая одежда, зеленые фрукты/овощи и т.п. Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность

Это поможет оживить чувства ребенка и вернуть его в реальность.

Факт 1: качество воздуха и память

Не секрет, что мегаполисы, где сосредоточена мировая экономика, дают пристанище множеству промышленных предприятий. Громадный город необходимо поддерживать: обогревать, сжигать мусор, давать рабочие места. Постоянный приток жителей делает актуальной еще одну проблему — мощность квартирного капитала. Так появляется необходимость строить всё больше новых домов. Мегаполис находится в постоянном движении. И днем и ночью сотни миллионов машин проезжают по бесчисленным паутинам дорог. Иногда не проезжают, а проползают, так как в час-пик город превращается в неповоротливого зверя. Все эти аспекты городской жизни приводят к тому, что воздух в черте мегаполиса и даже его областях загрязняется. Растет количество углекислого газа, диоксида азота, мелких частиц, которые мы ежедневно вдыхаем, живя в городе.

Источник

Ученые из Британии показали, что в районах страны, где уровень NO2 (диоксида азота) выше, показатели теста на память на полслова ниже. Это интересно в связи с тем, что обычно самые «когнитивно-эффективные» люди сосредоточены именно в больших городах. И тем не менее, усреднив все данные, ученые убедились, что память людей в крупных городах с загрязненным воздухом хуже. Любопытно, что те же самые полслова — это разница между тем, как помнят люди в возрасте 50–60 лет и в 40–50 лет. Получается, долговременная память в большом городе отличается от таковой в сельской местности аж на… 10 лет. Впрочем, не всё так просто.

Факт 2: уровень шума и спокойствие

В большом городе, где каждый вынужден тесниться в квартире, которая всегда находится рядом с более или менее интенсивной дорогой, мы со всех сторон окружены шумом. Порой это белый шум автомобильного движения, к которому многие уже привыкли, порой резкие сирены скорой помощи, пожарных или полиции. Кому-то повезло еще меньше: рядом находится аэропорт, и время от времени дом начинает трясти от пролетающего мимо самолета. Нельзя забывать и о том, что в большинстве квартир хорошая слышимость. Поэтому нас всегда могут невольно отвлечь от дел соседи: «соседская собака лает громче своей».

Источник

В исследовании ученых из Пенсильвании, которые сравнивали память людей, выполняющих когнитивные тесты в шумных и тихих городских парках, было показано, что шум прямо влияет на память. Скорее всего, потому, что он способен отвлекать нас от обработки информации и, следовательно, от запоминания. Ученые выяснили, что нашу память ухудшает динамичный, изменяющийся шум: и машины на дорогах, и громкие разговоры людей. Тишина же способствует улучшению памяти.

Коллектив ученых из Англии, Нидерландов и Испании проверил, как шум аэропортов и автомобильных дорог влияет на понимание школьниками прочитанного учебного материала. В исследовании участвовали школы, которые располагаются около крупных аэропортов (в частности, Хитроу). Ученые выяснили, что шум от пролетающего самолета сильнее всего ухудшает понимание текста, тем самым препятствуя эффективному обучению.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным

И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
Появляются или усиливаются ночные кошмары.
Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно

На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
Родители замечают частые попытки обмануть их.
Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным

Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

Причины стресса в подростковом возрасте

С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей

Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
Потеря близкого человека, или любимого животного

Особенности и трудности адаптации приезжих в мегаполисе

Социальная адаптация в городе представляет собой сложное социальное явление, тем более в условиях мегаполиса.

Среди главных особенностей жизни людей в условиях мегаполиса можно назвать:

  • высокая плотность населения;
  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • информационный прессинг;

Таким образом мегаполис является социальным пространством индивидуального и группового взаимодействия с высокой степенью экономической активности, интенсивной мобильностью населения, высокой степенью информационных потоков. Для того, чтобы адаптироваться в такой ситуации, необходимо обладать высокой степенью стабильности психики, стремиться к тому, чтобы налаживать контакты с различными слоями населения и проявлять максимальную степень заинтересованности в процессе внедрения в социум.

Мигранты сталкиваются с тем, что культурное пространство мегаполиса отличается скудостью эмоциональных контактов, анонимностью общения, дистанцированностью и индивидуализмом. Также в мегаполисе происходит диверсификация жизненных стилей и их презентацией, высокой степенью толерантности, но при этом обострением конфликтности.

Многие мигранты оказываются не готовыми к подобной особенной социальной и культурной реальности с высокой степенью многообразия поведенческих форм и полярными точками зрения на общественные явления.

Подобные особенности накладывают достаточно сильный отпечаток на процессы социальной адаптации и формирования идентичности в новых условиях для тех людей, которые приехали из малых городов с периферии.

Одной из трудностей для мигрантов также становится тот факт, что они должны встроиться в структуру жизни социума, которая ранее была для них совершенно не привычна. Сегодня можно говорить о том, что мигранты составляют зачастую большую часть населения крупного города, без них невозможно представить полноценную социальную картину существования людей внутри конкретной территории.

В связи с этим для стабильного существования и функционирования городского общества необходимо обладать исчерпывающей информацией о жизни части населения, знать особенности городского быта и уметь прогнозировать поведение людей внутри этого населенного пункта.

Важно понимать, что социальная адаптация мигрантов в мегаполисах является непрерывным процессом, нельзя сказать, что она заканчивается в какой – то определенный момент времени. Поэтому важно не просто говорить в какое время человек приехал в населенный пункт, но и отмечать, каким образом он привыкал к новой для себя жизненной ситуации

Определение 3

Социальная адаптация – это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

При анализе системы социальной адаптации мигрантов в мегаполисах также необходимо отслеживать весьма тонкую грань, при которой учитываются «свежие адаптационные практики» и процесс приспособления человека, который уже длится некоторое количество времени. В любом случае мигрант будет способен к рефлексии и сможет определить для себя насколько хорошо он адаптировался к проживанию на новом месте.

Целесообразно также понимать, что люди, мигрировавшие в мегаполис 20 лет назад, переезжали в совершенно другую социальную ситуацию и приспосабливались к условиям, которые кардинально отличались от нынешних. Поэтому необходимо учитывать исторический контекст развития социума и помнить о специфичности адаптации каждого конкретного человека.

Таким образом, современный мегаполис можно охарактеризовать как феномен, содержащий разнообразные трудности, которые связаны с адаптацией приезжих людей, но их преодоление существенно зависит от личности человека и исторического контекста развития конкретного города.

Причины стресса у ребенка

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Стресс у ребенка после больницы

Многие родители жалуются на то, что не могут узнать собственных малышей после посещения больницы. Дети становятся замкнутыми, капризными, плаксивыми, раздражительными. Также у них может наблюдаться нарушения аппетита или расстройство сна. Их поведение разительно меняется. Так проявляется реакция на стресс у детей после попадания в больницу. В лечебных учреждениях незнакомые тети или дяди в чужой обстановке делают ему больно и неприятно с согласия их родителей. Они чувствуют себя обиженными, преданными собственными родителями, а ведь хотя бы детство должно быть радостным и беззаботным.

Большинство родителей, подозревающих у детей наличие сильного эмоционального потрясения затяжного характера, вначале пытаются отвлечь их, развлекают разнообразными увеселительными мероприятиями, такими как поход в кино или на карусели. Однако это не помогает и дети еще сильнее окунаются в собственные переживания.

Как вывести ребенка из стресса в таких случаях? В первую очередь мамы и папы должны понимать, что стресс является естественной реакцией малыша на перемены в его жизни, связанные, например, с больницей или заболеванием. Поэтому для начала малышу нужно обеспечить спокойную обстановку дома, как можно больше проводить с ним времени, заниматься его любимыми делами или играми. Творчество также благотворно влияет на неокрепшую нервную систему крох. Родителям необходимо вести слаженную совместную борьбу с проявлениями стресса и не противоречить друг другу

Последовательное соблюдение распорядка дня и ежедневных процедур, любовь и забота значимых взрослых, понимание и внимание со стороны папы и мамы – вот основные шаги, способствующие быстрому выводу ребенка из стрессового состояния

Также родителям не следует забывать о том, что профилактика стресса детей должна стоять на одной ступени с их воспитанием и обучением.

Профилактика стресса у детей представляет собой комплекс мер, направленных на повышение адаптивных возможностей малышей. Она включает регулярную физическую активность детей, соблюдение режима дня, гигиену сна и здоровое питание.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования.
  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка

И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

С 4 лет

Я — море

Ребёнок ложится на спину и расслабляется. Он — море, спокойное, тихое. Положите на животик ребёнка бумажный кораблик. Когда ребёнок дышит, кораблик, как на волнах, поднимается и опускается. Если ребёнку удастся сконцентрировать взгляд на кораблике, он успокоит своё дыхание и успокоится сам.

Ветер и солнце

Ребёнку нужно представить, что он сидит на открытой полянке и вдруг дует холодный ветер. Малышу становится холодно, он прижимает коленки к подбородку, обхватывает их ручками, стараясь согреться. Ветер утихает, и тёплое, ласковое солнышко согревает ребёнка своими лучами — он расслабился, поднял личико к солнышку. Внезапно — новый порыв ветра… (Действия нужно повторить несколько раз).

Потягушки

Предложите ребёнку отдохнуть, поспать (понарошку, конечно) — пусть он сядет на корточки, закроет глаза и посидит в этом положении несколько секунд. Приходит время просыпаться: малыш медленно встаёт, поднимает вверх ручки и тянется к потолку, встаёт на носочки и смотрит наверх. После хороших потягушек, можно немного постоять, опустив руки вниз и поулыбавшись друг другу.

Часики «тик-так»

Ручки ребёнка — это стрелки часов. «Заведите» часики — они станут говорить «тик-так» и вертеть стрелками (по очереди размахивать прямыми руками вперёд и назад). Завод закончился, и часики отдыхают. (Повторите игру несколько раз).

Каша кипит

Стоит каша на плите и кипит. Покажите ребёнку, как кипит каша, а он пусть повторяет за вами. Одна рука лежит на животе, другая — на груди. Делается глубокий вдох, при котором живот втягивается внутрь. На выдохе произнесите: «Ф-ф-ф,» — и выпячивайте живот с каждым произнесённым звуком.

Раннее детсво

Даже в раннем возрасте ребенок может испытывать стресс. Он может быть связан с болезнями, разлукой с матерью (даже краткосрочной), режущимися зубами, первыми посещениями врачей (и в целом встречами с чужими и непривычными для ребенка людьми, в особенности с теми, кто прикасается к нему), походами в детский сад, сменой климата или часового пояса.

Симптомы:

гиперактивность (следствие повышенной возбудимости), нетипичное нарушение сна, проблемы с аппетитом (вплоть до полного отказа от еды), беспричинная плаксивость, частые (навязчивые) мимические движения, тики, суетливость или даже агрессия.

Что делать родителям

  • Cледите за режимом сна и бодрствования. Чем ребенок младше, тем более продолжительный отдых необходим ему (не только ночью, но и днем).
  • Если у ребенка беспокойный сон, то ему подойдут дыхательные упражнения и спокойные игры. Помогут и творческие занятия: рисование, лепка из пластилина. Родителям стоит также следить, чтобы телевизор не был включен слишком часто.
  • Поддерживайте у ребенка чувство безопасности – это одна из базовых потребностей в раннем возрасте. Сохраняйте физический контакт, держите за руку, обнимайте ребенка, ведь ребенок должен чувствовать, что вы рядом.
  • К грядущим переменам, например к посещению детского сада и тем более, ясельной группы ребенка надо готовить заранее.
  • Если ребенок 2-5 лет проявляет агрессию в обыденных ситуациях – по отношению к другим членам семьи или даже игрушкам – то ему будет полезно соответствующее возрасту закаливание и водные процедуры, которые снимают нервное напряжение. Нередко рекомендуют и пет-терапию, когда справиться с различными проблемами помогают животные.

Стресс

Городские жители больше подвержены стрессу и расстройствам настроения (таким как депрессия и тревога), чем люди, живущие в сельской местности. Это подтверждают многочисленные исследования.

В городской среде стресс становится постоянным спутником человека. Его провоцируют самые разные факторы — от шумных улиц и сложных рабочих отношений до финансовых проблем и информационной перегрузки. Особенно подвержены негативному влиянию стресса люди, у которых:

  • есть несколько факторов стресса (например, проблемы со здоровьем и финансами);
  • есть трудности с регулированием эмоций;
  • нет уверенности в себе.

Когда самые разные дела требуют нашего участия, сложно оставаться в уравновешенном состоянии

Поэтому важно расставлять приоритеты и делегировать некоторые задачи (например, уборку в доме). Если вы чувствуете, что не справляетесь, ищите поддержку у семьи и друзей или обратитесь за профессиональной помощью

Детский сад: стресс и адаптация

Самой частой причиной стресса в дошкольном возрасте является детский сад. Ребенок длительное время находился дома, с мамой, а затем его принуждают резко сменить обстановку, помещают в определенный коллектив, где нет привычных для него игрушек, нет родителей, а лишь большое количество незнакомых людей.

Большинство родителей понимают, что первый период адаптации не может обойтись без слез. Ребенок плачет по утрам, плачет в детском садике, а воспитатели говорят, что это нормально и само пройдет. Это действительно нормально, но вполне в силах родителей помочь ребенку пройти этот период с наименьшими потерями.

Ребенка необходимо подготовить к детскому саду, больше с ним разговаривать, отвечать на его вопросы.

  • Беседы о родителях. Необходимо объяснить ребенку, почему мама и папа должны работать, что такое деньги и зачем они нужны. Рассказы исключительно о том, что в садике детишки и все туда ходят, могут не сработать, ребенок просто не поймет необходимость детского сада. Лучше поговорить с ним как со взрослыми, объяснить, что по-другому просто не получится.
  • Консультация врача. Не нужно пренебрегать советами педиатров и психологов. Если врач говорит, что в 1,5-2 года данный ребенок еще для детского сада не готов, нужно это учитывать. Эмоциональная незрелость и несформированная иммунная система приведут к тому, что ребенок начнет часто болеть, а вместо работы мама будет постоянно брать больничные.
  • Исключить насилие. Не рекомендуется насильно тащить ребенка в садик, угрожать ему. Нужно приложить все усилия, чтобы превратить это в игру, объяснить, что нужно идти. Некоторые родители используют подкуп или обман: обещают игрушки или говорят, что приведут ребенка в садик только на полчасика. Такие методы чреваты еще большим стрессом и потерей доверия.
  • Верьте своему ребенку. Если ребенок рассказывает, что его в садике обижают, плохо кормят, с ним грубо разговаривают воспитатели, не списывайте это на вранье и попытку избежать садика. Ребенок должен знать, что вы ему верите и защитите. Нужно поговорить с воспитателями, другими родителями, убедиться, что для вашего ребенка действительно созданы хорошие условия.
  • Не сравнивайте. Все дети уникальны. Поэтому попытка застыдить ребенка фразой «Вот Катя уже давно не плачет в садике, а она младше тебя!» ни к чему хорошему не приведет. У ребенка разовьются комплексы, но побороть свой стресс он не сможет.

Как помочь ребёнку справиться со стрессом?

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное

Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было

Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки — умеренными, а сон — полноценным

Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа

Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты

В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

  • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
  • не выявлено побочных действий препарата.

Тенотен Детский — спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

Как помочь ребенку избавиться от тревоги, преодолеть стресс или отвлечься от какого-то негативного события? Не нужно сразу бежать к психологу! Снять стрессовое состояние могут сами родители — при помощи коррекционных занятий.

Вот 10 несложных, но очень действенных игр, основная цель которых – избавить малыша от беспокойств и неприятных воспоминаний, которые могли быть полученны в садике, в школе, на детской площадке.

Этапы адаптации мигрантов

Период адаптации мигрантов в мегаполисе можно разделить на три этапа:

  • начальный;
  • промежуточный;
  • устойчивый.

Начальным называется этап, который представляет собой первые месяцы жизни внутри мегаполиса. Промежуточный этап длится от года до полутора, устойчивый период длится от 3 до 4 лет.

Начальный этап сопровождается максимальным количеством трудностей. При этом люди часто тоскуют по дому, новые условия жизни их не устраивают, большие расстояния и шумовое загрязнение, отсутствие друзей и круга общения подрывают стабильность психического состояния.

При этом город, безусловно, привлекает собственными возможностями и перспективами. Такие эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. При этом ребенку необходимо установить полноценный контакт с родителями.

Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психо-эмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей.«Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

 8. Быстрая утомляемость

, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: