Мифы про аутизм и вещи, которые можно сделать вовремя, если знать

Синдром Ретта

Аутисты не любят, когда передвигают предметы

В культуре снова и снова возникает мнение, что аутисты замечают малейшие изменения в положении предметов и очень их не любят:

Кадр из фильма «Тэмпл Грандин». Тэмпл переживает паническую атаку из-за того, что с двери слетела табличка с ее именем.

Шелдон Купер тоже придает огромное значение порядку (вы уже убедились в этом, если посмотрели видео про сарказм), более того, он помечает и каталогизирует все предметы в своем доме.

Действительно многие люди с РАС рассказывают о том, что либо для них очень важно, чтобы вещи дома находились на одних и тех же местах, либо что они очень любят расставлять предметы по местам, получая от этого настоящее удовольствие. Донна рассказывает о своей первой работе — помощницы продавца в магазине:

Донна рассказывает о своей первой работе — помощницы продавца в магазине:

Донна Уильямс

Наоки Хигасида

Картина «Старинные инструменты» художницы с аутизмом Николь Аппель

Юлия Саитгалиева

Особенности протекания патологии у взрослых

Ответ на вопрос о том, кто такой аутист, в отношении совершеннолетних лиц является неоднозначным. Дело в том, что признаки расстройства у каждого больного имеют индивидуальный характер и разную степень выраженности. Все зависит от типа недуга. Легкая разновидность предполагает нормальные интеллектуальные способности и неплохие социальные навыки. В данном случае люди, достигшие 20-25 лет, могут обеспечивать себя сами. Они не слишком зависят от родственников и даже живут отдельно.

При более тяжелой степени, пациенту необходим постоянный контроль со стороны близких. Какими особенностями обладают лица с таким диагнозом во взрослом возрасте? Если человек аутичный, это означает, что он полностью погружен в мир собственных переживаний. Эмоции окружающих пациент или не воспринимает совсем, или понимает неправильно. Взрослые больные имеют бедную мимику. Они не способны освоить элементарные законы коммуникации, не уважают личное пространство других. Например, аутист может вплотную подойти к малознакомому собеседнику, пристально смотреть на него.

Некоторые больные, напротив, при разговоре отводят глаза, отдаляются. Речь пациентов слишком громкая или очень тихая, монотонная. В процессе общения они не распознают намеков и намерений других, не способны воспринимать жесты, изменения мимики. Часто лица с этим диагнозом не осознают, что своими высказываниями оскорбляют окружающих.

Причины аутизма

Эффективны ли препараты?

Для уменьшения проявлений недуга используются:

Средства для борьбы с депрессией («Сертралин»)

Лекарства, улучшающие внимание («Атомксетин»). Нейролептики («Рисперидон»)

Средства для борьбы с припадками.

Лекарства помогают уменьшить проявления болезни (агрессивность, повышенную тревожность, подавленное состояние), но вызывают побочные эффекты. Наиболее частые из них – нарушения сна, прибавка в весе либо потеря массы тела.

Сегодня значение слова «аутист» знакомо многим. Однако точные механизмы развития и методы полного устранения симптомов этого загадочного недуга до сих пор не изучены.

Причины аутизма или РАС

Точные причины возникновения аутизма врачам до сих пор не известны, существует лишь ряд гипотез, частично объясняющих развитие подобных расстройств. К факторам, которые могут привести к риску РАС у ребенка, врачи и ученые относят:

  • генетические особенности развития;
  • факторы окружающей среды;
  • раннее нарушение роста и развития мозга;
  • преждевременные роды;
  • мужской пол, поскольку аутистов-мужчин почти в 4 раза больше, чем женщин;
  • наличие аутичного близнеца.

Никаких научных доказательств того, что прививки или воспитание каким-либо образом влияют на развитие аутизма в данный момент не существует.

Что такое аутизм

Аутизм – расстройство психики, характеризующееся нарушением эмоциональной и коммуникативной сферы. Проявляется уже в раннем детстве и остается с человеком на всю жизнь. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают трудности с социальным взаимодействием и демонстрируют слабое развитие эмоционального интеллекта.

Аутисты замкнуты и погружены в свой внутренний мир. Общение с другими людьми дается им с трудом, так как они напрочь лишены эмпатии. Такие люди не способны понять социальный смысл происходящего. Они не воспринимают мимику, жесты, интонации людей, не могут определить эмоции, скрывающиеся за внешними проявлениями.

Как выглядят аутисты со стороны? Узнать их можно по отстраненному взгляду, направленному как бы внутрь себя. Такие люди кажутся безэмоциональными, как роботы или куклы. Во время разговора аутисты избегают зрительного контакта с людьми.

Поведение аутистов часто стереотипное, шаблонное, механическое. У них ограничены фантазия и абстрактное мышление. Они могут по многу раз повторять одни и те же фразы, задавать однотипные вопросы и сами отвечать на них. Жизнь их подчиняется заведенному распорядку, отступление от которого переносится очень болезненно. Любые перемены – большой стресс для аутистов.

Многие знаменитые люди страдают этим недугом, но это не мешает им жить полноценной жизнью. Среди них певицы Кортни Лав и Сьюзан Бойл, актриса Дэрил Ханна, режиссер Стэнли Кубрик.

Диагностическая модель

Большинство описаний того, что такое аутизм, начинаются с цитат диагностических критериев из Международной классификации болезней или Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV-TR), но это может вводить читателей в заблуждение, так как эти руководства — это инструменты для диагностики, а не для описания и понимания. На самом деле эти списки критериев не сообщают нам, что такое аутизм, они лишь рассказывают о том, как принять решение — есть у пациента аутизм или нет.

Как уже говорилось ранее, одна из черт аутизма — невероятное число возможных признаков, его сопровождающих, и это приводит к ОГРОМНОМУ разнообразию среди людей с аутизмом. Многие эти признаки не являются универсальными. Это значит, что хотя у каждого человека есть хотя бы некоторые из них, ни у кого нет их всех, и каждый человек испытывает разные симптомы. Для врачей, диагностирующих аутизм, это представляет большую проблему.

Для того чтобы поставить корректный диагноз несмотря подобное разнообразие проявлений, составители диагностических руководств должны отбросить все вариабельные признаки. Они пытаются описать только ключевые, основные симптомы аутизма, которые выражены у всех пациентов с этим расстройством.

Хотя нет официального подтверждения этого, похоже, что составители DSM ориентировались на так называемую «триаду нарушений», которую предложили в своей революционной статье 1979 года доктор Лорна Винг и доктор Джудит Гульд из Англии (Wing & Gould, 1979). Иногда это называют «Кэмбервелльское исследование». Эти исследовательницы впервые попытались выделить базовые признаки аутизма, которые встречались у всех детей с аутизмом из большой выборки. Они выделили три ключевые области нарушений, которые, похоже, присутствовали у всех этих детей:

1. Нарушения общения (сниженный уровень или отсутствие соответствующих возрасту социальных контактов с другими людьми).

2. Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, вместо занятий, требующих воображения.

3. Отсутствие или задержка речи, либо характерные отличия в речи.

В классификации DSM используется немного усложненная формула (как минимум два симптома из категории 1 и как минимум один из симптомов из категорий 2 и 3), основанная на трех следующих категориях:

1. Качественные нарушения социального взаимодействия (способности делиться, поддерживать дружеские отношения, вести разговор и так далее).

2. Качественные нарушения коммуникации.

3. Ограниченные повторяющиеся или стереотипные шаблоны поведения, интересы и занятия.

В статье Винг и Гульд также впервые появилось выражение «спектр аутизма». Винг и Гульд впоследствии отказались от отдельной категории для стереотипного поведения и отнесли его к нарушениям «социального воображения».

Триада нарушений или диагностическая модель аутизма — это наше первое и основное описание аутизма. Проблема в том, что она создана для ответа только на один вопрос: «Есть ли у этого человека аутизм?» Она не может ответить на такие вопросы как: «Каково это иметь аутизм?» или «Как аутизм влияет на повседневную жизнь?» Эта модель также исключила ряд важных особенностей, связанных с аутизмом, просто потому, что они есть не у всех людей с этим диагнозом. К тому же она не помогает нам понять, как эти три вида «нарушений» связаны друг с другом.

Диагностические термины

Диагностическая модель аутизма тесно связана с диагностическими терминами. Есть несколько «видов» аутизма, а точнее несколько терминов, обозначающих аутизм, которые могут вам встретиться:

Аутизм

Слово «аутизм» — это и конкретный диагноз, и общий термин, обозначающий все расстройства, связанные с аутизмом.

В данном тексте слово «аутизм» используется во втором, общем значении, а не как диагностический термин.

Расстройства аутистического спектра (РАС)

Термин расстройства аутистического спектра охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом. Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, о котором говорилось выше, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.

Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС (хотя оно было добавлено в пятое издание DSM). Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма.

Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».

Первазивное расстройство развития неуточненное

Первазивное расстройство развития — это общий термин, который включает в себя аутизм, синдром Аспергера и несколько других расстройств. Когда кажется, что у пациента есть какой-то тип аутизма, но он не совсем соответствует диагностической формуле, то ему ставится диагноз «первазивное расстройство развитие неуточненное» или «атипичный аутизм». Часто это люди с более «низким» функционированием, чем люди с формальным диагнозом «аутизм», но не обязательно.

Высокофункциональный аутизм

Это другой часто встречающийся термин, хотя у него нет диагностического определения. Он употребляется в отношении людей, у которых есть выраженные симптомы аутизма, но при этом у них хорошо развиты навыки речи, а уровень интеллекта относительно «нормален». Противоположность высокофунционального аутизма — это вовсе не «низкофункциональный аутизм», как считают некоторые. Это «классический аутизм» или «аутизм Каннера» (по имени Лео Каннера, который первым описал аутизм).

Синдром Аспергера

Этот диагностический термин используется в отношении людей с аутизмом, у которых при этом очень хорошо развита речь (плюс у них могут быть другие, не такие заметные отличия). Существуют дебаты о том, отличается ли синдром Аспергера от высокофункционального аутизма или от общего диагноза аутизм, либо его нужно рассматривать как полностью отдельное расстройство. Термин «синдром Аспергера» предложила Лорна Винг, автор термина «расстройство аутистического спектра».

Люди с синдромом Аспергера сталкиваются с уникальными жизненными трудностями. Поскольку их речевые способности очень высоки, то окружающие люди (включая специалистов) предполагают, что их социальные и жизненные навыки так же развиты, как и их речь. Это предположение ошибочно, так как все без исключения люди с аутизмом имеют значительные проблемы с социальными навыками, и это влияет на их возможности для образования и трудоустройства.

Большинство специалистов используют термины «синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» как синонимы.

Большинство специалистов согласны с тем, что люди с синдромом Аспергера — это люди с аутизмом. Однако обратное не является верным: не у всех людей с аутизмом синдром Аспергера. Можно сказать, что синдром Аспергера — это подтип аутизма.

Почему дети аутисты склонны причинять вред себе и не бояться опасности?

Почему ребенок-аутист может причинять себе вред?

Многим детям аутистам свойственно «самоповреждающее» поведение. Что это значит? Малыш может начать биться головой об пол, кусать кожу на руке или ноге. Иногда ребенок рвет на себе волосы. Как правило, аутисты причиняют себе вред в тот момент, когда окружающая обстановка для них становится практически невыносимой. Например, на заднем фоне громко играет музыка, люди смеются, постоянно мигает лампочка и т.д. Ребенок загнан в тупик, ему плохо и он начинает причинять себе боль, чтобы снять скопившееся напряжение. В данном случае физическая боль является фильтром, позволяющим разрядить обстановку и сосредоточиться на других «болезненных» ощущениях. Безусловно, малыш в этот момент может нанести себе довольно серьезный вред. Поэтому родители должны как можно быстрее исключить все факторы, провоцирующие самоповреждающие поведение.

У некоторых аутистов отсутствует чувство опасности, их инстинкт самосохранения не срабатывает. У родителей создается впечатление, что их ребенок сам стремится к опасности. Даже получив негативный опыт, он снова и снова повторяет небезопасные действия. Например, упав однажды с неукрепленной лестницы, он снова на нее взбирается и падает. На следующий день можно с ужасом наблюдать ту же картину. К счастью, это нарушение у детей встречается не часто.

В основном дети-аутисты наоборот тревожны и очень боязливы. Но, если у малыша отсутствует чувство опасности, родители должны оберегать его и внимательно следить за его передвижениями. Конечно же, если он один раз упал с высокого стула, уберите его от греха подальше

Родители должны помнить, аутисты не распознают и не запоминают ситуации, требующие осторожности

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это общее понятие, которое включает в себя целый ряд особенностей развития

Важно знать, что аутизм – это не болезнь, а расстройство, которое существенно отражается на всей жизни человека. Проявления его варьируются очень широко: одним людям требуется пожизненная поддержка, а другие вполне могут жить и работать самостоятельно

В некоторых случаях такие особенности проявляются уже в самом младенчестве, а в других – становятся более очевидными только по мере взросления.

Как правило, черты аутизма проявляются в раннем возрасте. 

Начинать подозревать аутизм у маленького ребенка можно, если:

  • он не лепечет к 12 и не произносит слов к 16 месяцам;
  • на разные звуки реагирует, а на разговор с ним – нет;
  • не смотрит в глаза; — все время пытается в определенном порядке выстраивать игрушки или предметы;
  • не хочет, чтобы его обнимали;
  • не играет с другими и в придуманные игры.

Вербальные сигналы

Про людей с аутизмом также часто говорят, что у них плохо развита центральная когерентность – способность синтезировать данные из разных источников информации, например, вербальные и жестовые сигналы во время разговора. Другими словами, порою такие люди не видят леса за деревьями.

Идея об аутичном саванте с исключительными, иногда шокирующими талантами укоренилась в современной популярной культуре. В то же время саванты – это исключения, а не правило. Общепринятая статистика говорит о том, что не более чем у 1 из 10 людей с аутизмом есть способности, которые можно назвать савантизмом. Это включает многих людей с исключительными навыками, которым редко можно найти применение в повседневной жизни – например, способность моментально назвать день недели для любой прошлой или будущей даты.

В реальности детям с аутизмом, как правило, требуется гораздо больше времени, чтобы освоить такие этапы развития как речь и приучение к туалету, в то время как взрослым крайне сложно вписаться в общество. Согласно правительственной статистике, в Великобритании лишь у 15% аутистов есть оплачиваемая работа. Общепринятый взгляд медицины сводится к тому, что аутизм представляет собой повреждение мозга, нарушающее развитие. Но что если такое определение что-то упускает из вида?

Сначала Доусон бросила вызов общепринятому взгляду, когда обратилась к связи аутизма с низким IQ. В 2007 году Доусон и Лорент Моттрон, глава программы исследований аутизма в Университете Монреаля, опубликовали исследование, которое показало, что уровень интеллекта аутичного человека зависит от того, какой тип теста используется для его измерения. В наиболее популярном тесте, шкала интеллекта Вешлера, три четверти людей с аутизмом набирали 70 баллов или меньше, что соответствует умственной отсталости по определению международной классификации болезней Всемирной организации здравоохранения

Однако когда ученые применили другой, но такой же валидный тест на интеллект, известный как прогрессивные матрицы Равена, в котором не важно социальное знание, то у большинства людей с аутизмом результаты оказались на уровень выше (Psychological Science, vol 18, p 657)

Доусон считает, что ее личная связь с этой областью знаний, предоставляет ей уникальный взгляд на проблему. Недавно она задалась вопросом – что если сильные стороны аутистов уже были выявлены в исследованиях, но оказались погребены под литературой, которая больше соответствует доминирующему взгляду на аутичных людей. «Никто никогда не спрашивал: какие когнитивные преимущества сообщались в результатах исследований?» – говорит она.

Проведя повторный анализ данных и сделав обзор тысяч научных статей, Доусон утверждает, что она нашла десятки эмпирических доказательств того, что потенциальные сильные стороны аутистов игнорируются из-за одержимости их дефицитами.

Примером может служить исследование 2004 года, в котором аутисты и не аутичные люди выполняли тест на понимание предложений, находясь в сканнере мозга (Brain, vol 127, p 1811). У аутичных добровольцев во время выполнения задания синхронность между различными областями мозга была ниже. Авторы пришли к выводу, что это может объяснить речевые проблемы, характерные для аутизма. Однако согласно результатам этого исследования, группа аутистов лучше справилась с тестом на понимание, чем контрольная группа. «Исследователи использовали более высокие результаты в одной области, чтобы спекулировать о дефиците в другой», – говорит Доусон.

You are here

Аутизм: Объяснены исключительные визуальные способности

теги: 

мозг,

когнитивные особенности,

научные исследования,
новости СМИ и специализированных ресурсов

Рубрики: 
Аутизм — общие сведения

На сайте ScienceDaily опубликован текст о результатах исследований в области аутизма, проведенных  группой ученых CETEDUM в Монреальском Университете. В статье содержатся выводы об особенностях работы головного мозга аутистов и связанных с ними способностей визуального восприятия.


Исследователи под руководством д-ра Laurent Mottron в Университете Montreal’s Centre for Excellence in Pervasive Development Disorders (CETEDUM) определили, что у людей с аутизмом сосредоточено больше ресурсов в областях мозга, связанных с визуальным обнаружением и идентификацией. И, наоборот, меньше активности в областях мозга, используемых для планирования и контроля мыслей и действий. Это могло бы объяснить их выдающуюся производительность в визуальных задачах.

Команда опубликовала свои выводы в Human Brain Mapping 4 апреля 2011 года.

Стремясь понять, почему люди, страдающие аутизмом, имеют высокие способности в плане обработки визуальной информации, исследователи сопоставили собранные за 15 лет данные, содержащие способы, которыми аутичный мозг работает при интерпретации лиц, объектов и написанных слов. Данные поступили из 26 независимых исследований сканирования мозга, в которых приняли участие в общей сложности 357 аутистов и 370 неаутистов.

«С помощью этого мета-анализа, мы смогли заметить, что аутисты демонстрируют большую активность в височной и затылочной областях мозга и меньшую активности в лобной коре, чем неаутисты. Определенные части височной и затылочной областей, как правило, участвуют в восприятии и распознавания образов и объектов. Лобные области, о которых говорится, содействуют более высоким познавательным функциям, таким как принятие решения, познавательный контроль, планирование и исполнение», — объяснил ведущий автор Fabienne Samson, который также связан с CETEDUM.

«Это усиленное участие визуальных областей мозга в обработке при аутизме согласуется с достоверно зарегистрированными расширенными зрительно-пространственными способностями в этой группе населения», — говорит Samson. Текущие данные свидетельствуют об общей функциональной перестройке мозга в пользу процессов восприятия — процессов, посредством которых информация записывается в мозг. Это позволяет аутичным людям успешно выполнять, хотя и по-своему, когнитивные задачи высокого уровня, которые обычно требуют активного участия лобных областей мозга у обычных (типичных) людей. Это задачи, которые требуют рассуждения — например, участника исследования спрашивали, является ли утверждение истинным или ложным, или просили классифицировать ряд объектов по группам.

«Мы синтезировали результаты нейровизуализации исследований с использованием визуальных стимулов со всего мира. Результаты достаточно устойчивы, чтобы считаться достоверными, несмотря на различия между проектами исследований, образцами и задачами», – сказал Mottron. – «Более активное вовлечение зрительной системы безотносительно задачи представляет первое физиологическое подтверждение, что расширенный процесс восприятия — базовая функция нервной организации в этой группе населения. У нас теперь есть очень громкое заявление о функционировании аутизма, которое может быть основанием для познавательных отчетов об аутичном восприятии, обучении, памяти и логическом мышлении». Это открытие показывает, что аутичный мозг успешно приспосабливается за счет перераспределения областей мозга к визуальному восприятию, и предлагает много новых направлений исследований относительно пластичности мозга, связанной с развитием и визуальным опытом в области аутизма.

На снимке показано пространственное распределение областей, демонстрирующее большую активность у аутистов, чем у неаутистов при работе трех центров головного мозга, отвечающих за распознавание: «лица» в красном, «объекты» в зеленом и «слова» в синем.(Credit: Credit: Human Brain Mapping, Wiley-Blackwell Inc.)


5 вопросов о расстройстве аутистического спектра

adriaticfoto/Shutterstock.com

1. Какова профилактика рождения ребёнка с аутизмом?

Профилактика рождения ребёнка с аутизмом, как и с другими отклонениями в развитии, заключается в правильной подготовке женщины к периоду беременности. Будущая мама должна правильно и полноценно питаться, избегать стрессов, простуд и инфекций, повышать свой иммунитет и не принимать никаких препаратов без назначения врача.

2. Могут ли у аутистов родиться здоровые дети?

Да, могут. Но риск появления в семье малыша с аутизмом гораздо выше у тех семей, где и родители страдают этим расстройством.

3. Дают ли инвалидность при РАС?

Инвалидность можно получить в том случае, если у ребёнка полностью или частично отсутствуют навыки самообслуживания, самостоятельного передвижения, общения и контроля своего поведения.

4. Все ли дети с аутизмом гениальны?

Нет. Лишь небольшой процент детей с РАС могут показать выдающиеся способности в какой-либо области: математике, музыке и т. д.

5. Могут ли прививки повлиять на появление аутизма?

Более 20 лет назад в одном из медицинских журналов действительно было опубликовано такое исследование, говорящее о связи между вакцинами и возникновением аутизма. Но многие учёные стали проверять эту гипотезу и не нашли ей подтверждение.

После вакцинации есть риск получить осложнение в виде температуры, отёка или простудных явлений. Но на появление РАС это не влияет.

Причины

Согласно имеющимся научным данным, вероятно существует много факторов, повышающих вероятность появления у ребенка РАС, в том числе факторы окружающей среды и генетики. Имеющиеся эпидемиологические данные однозначно указывают на отсутствие причинной связи между расстройствами аутистического спектра и вакциной от кори, паротита и краснухи. Было обнаружено, что предыдущие исследования, указывавшие на наличие такой причинной связи, имели методические недоработки. Точно так же не существует и фактов о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск расстройств аутистического спектра. Напротив, обзоры фактических данных на предмет потенциальной связи между составляющими  инактивированной вакцины и риском расстройств аутистического спектра убедительно указывают на отсутствие всякого риска.

Все аутисты – скрытые гении

Кинематограф также плодит мифы о болезни аутизм, касающиеся гениальности. Из-за них многие верят, что расстройства аутического спектра автоматически дают гарантию, что такой человек станет знаменитым ученым. Увы, но статистика утверждает, что лишь 10% людей с заболеванием «аутизм» обладают выдающимися способностями в определенных областях знаний и умений. Это может способствовать получению ученой степени или крупным открытиям, но не является определяющим фактором.

К слову, среди здоровых людей только 1% обладает схожими способностями, что в пересчете на количественный показатель превышает десятки тысяч. И, тем не менее, выдающихся ученых и среди них – единицы.

Функционирование взрослых с аутизмом

Аутичное поведение у взрослых почти всегда негативно сказывается на качестве их социальной жизни, но все зависит от тяжести симптомов.

Легкий аутизм у взрослых, так называемый высокофункциональный аутизм, очень часто характеризуется нормальным IQ и относительно небольшим нарушением развития социального функционирования. Таким людям обычно удается окончить школу, иногда университет и даже найти спутника жизни. На работе у них обычно не слишком много друзей, окружение воспринимает их как замкнутых людей. Тем не менее они в состоянии позаботиться о своих основных потребностях, что имеет решающее значение для их независимого функционирования.

Тяжелый аутизм, так называемый низкофункциональный аутизм, связан с гораздо более серьезными проблемами. Больные не могут вести самостоятельную жизнь. Хотя у них иногда бывает высокий IQ, они не могут готовить еду, делать покупки самостоятельно. Люди, страдающие низкофункциональным аутизмом, часто полагаются на помощь своих родителей или специализированных учреждений для аутистов.

Аутизм нельзя вылечить. Это не необратимая болезнь, это скорее врожденный, иной способ восприятия действительности. Терапия аутизма должна помочь людям, страдающим этим расстройством, вести нормальную жизнь в обществе.

Оценка и ведение пациентов

Для содействия оптимальному развитию и благополучию лиц с РАС важно принимать меры в раннем детстве. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках регулярного оказания медицинской помощи матерям и детям

После выявления детей с РАС важно обеспечить для них и их семей информацию, услуги, направления к специалистам и практическую поддержку с учетом их индивидуальных потребностей. Лечения от расстройств аутистического спектра не существует. Однако психосоциальные мероприятия на основе фактических данных, например, поведенческая терапия, могут ослабить затруднения в коммуникациях и социальном поведении, оказав положительное воздействие на благополучие и качество жизни личности.

ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.

Что можно посмотреть об аутизме

Sergey Novikov/Shutterstock.com

Если вы заинтересовались темой аутизма и хотели бы узнать об этих людях больше, мы рекомендуем вам посмотреть следующие фильмы:

  1. Человек дождя, 1988 год.
  2. Звёздочки на Земле, 2007 год.
  3. Тэмпл Грандин, 2010 год.
  4. Меня зовут Кхан, 2010 год.
  5. Рай океана, 2010 год.
  6. Мозг Юго, 2012 год.
  7. Антон тут рядом, 2012 год.
  8. Мальчик, который умел летать, 1986 год.
  9. Без ума от любви, 2005 год.
  10. Меркурий в опасности, 1998 год.

Если ребёнок страдает аутизмом, это не значит, что он перестаёт быть ребёнком. Дети с этим расстройством также нуждаются в любви, заботе и внимании близких. Чем раньше будет поставлен диагноз и ребёнок получит квалифицированную медицинскую и педагогическую помощь, тем больше у него шансов на полноценную жизнь в обществе.

Источник фото обложки: Dzmitry Sarmont/Shutterstock.com

Что представляет собой аутизм?

Kaganovich Lena/Shutterstock.com

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это психическое заболевание, связанное с нарушениями коммуникации и с особенностями поведения.

Аутистами называют людей, живущих в собственном мире, «ушедших» в себя.

Для таких людей характерны:

  • трудности общения с окружающими;
  • речевые проблемы;
  • повторяющиеся действия (их ещё называют стереотипиями);
  • трудности адаптации к новой обстановке;
  • замкнутость, отрешённость;
  • повышенная чувствительность к звукам.

Особенности аутизма у детей

Первые признаки заболевания можно заметить ещё в младенчестве и раннем детстве.

Ребёнок-аутист представляет мир по-своему, не так, как другие дети. Он обострённо реагирует на некоторые звуки, запахи и звуки, а другие просто не замечает. Ему сложно общаться с людьми, усваивать новые навыки.

Аутизм может протекать в лёгкой и тяжёлой форме. В первом случае ребёнок мало отличается от окружающих. У него есть возможность окончить школу, получить образование и стать специалистом в определённой области.

Аутизмом страдали такие известные люди, как Микеланджело, Моцарт, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон.

В тяжёлой форме болезнь практически лишает ребёнка возможности полноценно жить и развиваться.

Виды аутизма

Ground Picture/Shutterstock.com

Выделяют четыре основных вида аутизма:

  1. Ранний детский аутизм (синдром Каннера).
  2. Атипичный аутизм.
  3. Синдром Аспергера.
  4. Синдром Ретта.

Ранний детский аутизм, или синдром Каннера

Данная форма аутизма проявляется достаточно рано, иногда признаки можно заметить в первые месяцы жизни ребёнка.

Ребёнок с ранним детским аутизмом:

  • практически не общается с матерью;
  • не испытывает интереса к окружающей обстановке;
  • практически не издает звуков;
  • часто отказывается от еды;
  • совершает однообразные движения руками, ногами или раскачивается;
  • не испытывает страха перед опасностью.

Атипичный аутизм

Эта форма аутизма может проявиться в подростковом возрасте или даже позднее.

Ребёнок с атипичным аутизмом:

  • заторможен;
  • редко общается с окружающими;
  • имеет речевые проблемы.

Синдром Аспергера

Это самая лёгкая форма аутизма, при которой не страдают интеллектуальные способности человека.

Дети с синдромом Аспергера:

  • неэмоциональны;
  • не могут поддержать разговор;
  • имеют проблемы с абстрактным мышлением;
  • не склонны к сочувствию, сопереживанию.

Синдром Аспергера ещё называют высокофункциональным аутизмом, поскольку он не мешает человеку развиваться в профессиональном плане и адаптироваться в социальной среде. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Синдром Ретта

Самая тяжёлая форма аутизма. Встречается преимущественно у девочек. Первые признаки синдрома Ретта можно заметить у ребёнка после восьми месяцев. Наряду с психическими отклонениями у ребёнка становятся заметны и физические отклонения.

Ребёнок с синдромом Ретта:

  • часто совершает однообразные движения руками;
  • не фокусирует взгляд на предметах;
  • страдает приступами судорог;
  • мало говорит или не разговаривает вовсе;
  • сильно отстаёт от сверстников в умственном развитии.

Прогноз при этой форме аутизма неблагоприятный. Заболевание может привести к тяжёлой умственной отсталости, а также к серьёзным неврологическим нарушениям.

Olesia Bilkei/Shutterstock.com

Странами с самыми высокими показателями выявления аутизма были признаны Катар, ОАЭ и Оман. Страны с самыми низкими показателями по аутизму — Франция, Португалия и Исландия.

Сенсорные отличия

Многие из нас страдают от сенсорных перегрузок. Сенсорные проблемы могут мешать нам участвовать в различных занятиях и посещать разные места

Важно знать, что многие из нас используют различные методы поддержки и адаптации, которые помогают нам участвовать и делать вклад несмотря на влияние сенсорных проблем

Противошумные наушники, шляпы, солнцезащитные очки, приятные на ощупь предметы и другие инструменты помогают нам справляться с сенсорными трудностями. Иногда для нас очень важна возможность взять короткий перерыв или иметь план для «побега» из ситуации.

Проблематичные сенсорные особенности могут включать следующее:

Многие из нас чувствительны к освещению, особенно к флуоресцентному или яркому освещению.
Общественные места могут вызывать у нас перегрузку: мы чувствуем себя под «атакой» запахов, света, звуков и людей, что может вызвать приступ тревожности.
Физический контакт может быть для нас слишком интенсивным. Поэтому для нас могут быть проблематичны объятия, случайные прикосновения, рукопожатия и так далее.
У нас могут быть проблемы со вкусом, запахом и текстурой еды

У нас могут быть очень жесткие и ограниченные предпочтения в еде, и к этому важно относиться с пониманием.
Нам может быть крайне трудно слышать или понимать устную речь в «шумной» обстановке.
У нас могут возникать серьезные проблемы с запахами от людей или помещений. Это может относиться к духам, лаку для волос, дезодоранту, чистящим средствам, цветам и так далее.
Узоры на полу могут нас дезориентировать, что приводит к проблемам.
Голос по телефону может быть слишком громким или невнятным для нас

Кроме того, кинотеатры и телевизор часто вызывают у нас проблемы из-за чувствительности к звукам, нам может очень помочь просмотр с субтитрами.
У нас может не работать «фильтр», различающий фоновые и важные звуки, и тогда мы слышим все звуки на одинаковой громкости.

История диагноза

Другие возможные причины

Вопреки распространенному мнению, недуг не развивается под влиянием неблагоприятной психологической обстановки, плохого воспитания или несбалансированного рациона. Ученые предполагают, что факторами, влияющими на возникновение патологии, являются инфекции и воздействия токсинов в период вынашивания плода, а также гипоксия. Кроме того, про аутистов известно, что многие из них — поздние дети. Следовательно, риск развития недуга повышается вместе с возрастом родителей.

Кроме того, данный диагноз нередко ставят лицам, имеющим сопутствующие патологии, например:

  1. Синдром Дауна.
  2. Туберозный склероз.
  3. Синдром Ангельмана.
  4. Энцефалопатия эпилептическая.
  5. Фрагильная Х-хромосома.

Как выглядят аутисты? Фото представлены в разделах статьи. У людей с этим диагнозом при отсутствии сопутствующих недугов не наблюдается физических аномалий.

Аутисты производят шокирующее впечатление из-за своей замкнутости и отстраненности. Но у них есть неплохие перспективы на социализацию. Хороших результатов можно добиться путем раннего выявления и коррекции симптомов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: