Задержка психического развития (зпр)

Задержка психического развития у детей

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Что такое психические процессы и познавательная длительность

Определение 1

Под термином познавательная деятельность понимают сознательные действия, которые направлены на изучение окружающего мира с помощью восприятия, внимания, мышления, памяти и речи, то есть с помощью психических процессов личности.

Под умственным развитием понимают новые качества ума и психики, которые проходят развитие от более примитивных к более сложным по линии произвольности и в результате осознанного процесса.

Проблеме развития психических процессов у детей с ЗПР посвящено достаточно большое количество работ. Этой проблемой занимались такие ученые как В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер. Все ученые схожи во мнении что классификация нарушений у детей с ЗПР сводится к нарушениям в сферах:

  • интеллектуальной
  • эмоциональной
  • личной

Замечание 1

Психологи расценивают ЗПР как медленное (по сравнению с нормальным) развитие психики ребенка, проявляющиеся низким запасом знаний об окружающем мире, несформированным мышлением, быстрым утомлением от мозговой деятельности.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Диагностика заболевания

Диагностика задержки психологического ребенка занимает существенное время: для этого требуется ряд тестов, наблюдений, анализов и обследование специально собранной комиссией, которая состоит из врачей различных специальностей. Ребенок изучается полностью, специалисты стараются не упустить ни одного аспекта социального адаптирования

Важно проверить интеллектуальные процессы, эмоциональные и волевые качества ребенка, речь и условия жизни маленького пациента.

Если комиссией было выявлено наличие органических патологий, в работу включаются специалисты из области невралгии и педиатрии. Для тщательного и глубокого изучения работы ЦНС используется МРТ и ЭЭГ.

Коррекция задержки психического развития

Коррекционная работа направлена на развитие у ребёнка:

  • Познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, восприятия.
  • Ощущений и эмоций.
  • Мелкой и крупной моторики.
  • Устной и письменной речи.

Материал преподносится дозировано, наглядно, для лучшего усвоения повторяется несколько раз. Облегчают обучение и мотивируют ребёнка заниматься приёмы с включением элементов соревнования, искусства, творчества – детская арт-терапия, игровая терапия, лечение сказкой (сказкотерапия).

Детям, у которых выявлены патологии ЦНС, других органов и систем, оказывается медицинская поддержка. При ЗПР полезны различные виды физиотерапии – аппаратное лечение, лечебная физкультура, массаж, гидрокинезиотерапия. При необходимости назначаются лекарственные препараты.

Особенности восприятия у детей с ЗПР

Восприятие у детей с ЗПР является:

  • поверхностным
  • фрагментарным
  • ограниченным

Они не концентрируют свое внимание на важных аспектах, часто упускают ключевую информацию. У детей с этим диагнозом плохо развиты аналитические связи, то есть слуховое и зрительное восприятие нарушено

Из-за этого так ж страдает и пространственное временное восприятие.

Уровень исследовательской деятельности снижен, дети не проявляют интереса к деятельности или предмету, не способны исследовать, свойства предмета выясняют практическим способом.

Детям с ЗПР достаточно проблематично выделить структуру предмета и его основные элементы, место положение предмета в пространстве, они не фокусируют своего внимания на мелких элементах.

Замечание 2

Так как ребёнок испытывает трудности в восприятии предметов и явлений, он имеет и трудности в обучении.

Иными словами, ребёнок не обращает внимания на существенные вещи которые находятся в окружающей его действительности. Ребенок не концентрируется на том, что объясняет педагог, он не обращает внимания на наглядные пособия, схемы, картинки, таблички.

Еще одной важной особенностью детей с ЗПР является из медленное выпирание поступающей из вне информации. Информация перерабатывается достаточно медленно, что и вызывает трудности в обучении

Для ребенка с ЗПР характерны пропуски важной информации, то есть ребенок по просто «не видит» ключевой информации. Следовательно, дети с ЗПР за одно и тоже время способны воспринять значительно меньший объем информации по сравнению с обычными детьми.

Причины ЗПР

В подавляющем большинстве случаев (до 75%) причиной является недостаточность функционирования мозга ребенка и его проводящих путей. Нарушения церебрально-органического генеза связаны со сложной беременностью матери, родовыми травмами, нарушениями развития плода в перинатальном периоде. Детям требуются занятия с педагогом-дефектологом, психологом, наблюдение у невролога и психиатра. Положительный результат в формировании функций самоконтроля дает нейропсихологическая коррекция.

К соматогенным причинам относятся частые заболевания ребенка раннего возраста, ослабляющие организм и снижающие физические и психические способности. Психогенные причины связаны с неблагоприятными психосоциальными условиями. К ним относится педагогическая запущенность, негармоничный тип воспитания, гиперопека со стороны семьи, не позволяющая развить необходимый уровень саморегуляции.

Задержка развития, связанная с гармоническим инфантилизмом, не требует специфической коррекции. Ребенок отстает от сверстников в психофизическом развитии, более наивный, внушаемый и эмоциональный. Он нуждается в развивающе-профилактической среде, педагогической помощи, чтобы пройти нормативные уровни развития. Это нарушение с благоприятным прогнозом, конституциональное происхождение обычно связано с наследственными причинами.

Кто и когда может поставить ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня на просторах интернета можно прочитать немало историй о постановке диагноза ЗПР (а то более сложных диагнозов) обычным невропатологом из поликлиники.

Мамы и папы, запомните главное: врач-невропатолог не имеет права единолично ставить такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР или же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только по решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Главная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., а также определить – какая нужна ребенка программа обучения, нужны ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии обычно присутствуют несколько специалистов: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. А также учитель, родители ребенка и администрация образовательного учреждения.
  • На основании чего комиссия делает выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Специалисты общаются с ребенком, проводят проверку его навыков (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

Как правило, подобный диагноз появляется у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Причины ЗПР

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит, краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и малыша;
  • употребление во время беременности матерью гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Также задержка психического развития вторичного вида может возникнуть по причине дефектов зрительной системы и нарушений слуховой деятельности, недостатков речи, что приводит к ограничению общения и дефициту сенсорной информации.

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР

Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.

Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:

  • уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
  • уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
  • речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — особенности развития детей, поведения, привычек

Распознать ЗПР или хотя бы присмотреться и обратить особое внимание на проблему родители могут по следующим признакам:

  • Малыш не способен самостоятельно мыть руки и обуваться, чистить зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто делает это медленнее, чем остальные дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный симптом может говорить и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но в большинстве случаев остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудничка» малыш запаздывает с умением держать головку, произносить первые слоги, и др.

Признаки ЗПР у детей

Общие сведения

ЗПР сопровождается характерными нарушениями интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Как следствие, возникают специфические трудности в обучении. Первые проявления диагноза могут быть замечены неврологом еще в возрасте до 1-1,5 лет.

При постановке диагноза оценивается комплексное развитие ребенка. До 5-6 лет диагноз ставят детям, у которых развитие высших психических функций отстает от возрастной нормы. В отличие от умственной отсталости, ЗПР хорошо поддается коррекции, потенциально может быть полностью компенсировано организацией обучения, воспитания и сопроводительной медицинской помощи.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты. Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

В данный период ребенок должен уметь справляться со следующими задачами:

Что должен уметь ребенок в 5 лет

  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.

Что должен уметь ребенок в 6 лет

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей более раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у малыша родители должны обязательно посетить врача.

Особенности памяти у детей с ЗПР

Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.

Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.

Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.

Источники

  • Cooper A., Sisco K., Backes CH., Dutro M., Seabrook R., Santoro SL., Cua CL. Usefulness of Postnatal Echocardiography in Patients with Down Syndrome with Normal Fetal Echocardiograms. // Pediatr Cardiol — 2019 — Vol40 — N8 — p.1716-1721; PMID:31541264
  • Piché J., Van Vliet PP., Pucéat M., Andelfinger G. The expanding phenotypes of cohesinopathies: one ring to rule them all! // Cell Cycle — 2019 — Vol18 — N21 — p.2828-2848; PMID:31516082
  • Ieda D., Hori I., Nakamura Y., Ohshita H., Negishi Y., Shinohara T., Hattori A., Kato T., Inukai S., Kitamura K., Kawai T., Ohara O., Kunishima S., Saitoh S. A novel truncating mutation in FLNA causes periventricular nodular heterotopia, Ehlers-Danlos-like collagenopathy and macrothrombocytopenia. // Brain Dev — 2018 — Vol40 — N6 — p.489-492; PMID:29449050
  • Singh T., Walters JTR., Johnstone M., Curtis D., Suvisaari J., Torniainen M., Rees E., Iyegbe C., Blackwood D., McIntosh AM., Kirov G., Geschwind D., Murray RM., Di Forti M., Bramon E., Gandal M., Hultman CM., Sklar P., Palotie A., Sullivan PF., O’Donovan MC., Owen MJ., Barrett JC. The contribution of rare variants to risk of schizophrenia in individuals with and without intellectual disability. // Nat Genet — 2017 — Vol49 — N8 — p.1167-1173; PMID:28650482
  • Stern D., Cho MT., Chikarmane R., Willaert R., Retterer K., Kendall F., Deardorff M., Hopkins S., Bedoukian E., Slavotinek A., Schrier Vergano S., Spangler B., McDonald M., McConkie-Rosell A., Burton BK., Kim KH., Oundjian N., Kronn D., Chandy N., Baskin B., Guillen Sacoto MJ., Wentzensen IM., McLaughlin HM., McKnight D., Chung WK. Association of the missense variant p.Arg203Trp in PACS1 as a cause of intellectual disability and seizures. // Clin Genet — 2017 — Vol92 — N2 — p.221-223; PMID:28111752
  • Morsy MM., Algrigri OO., Salem SS., Abosedera MM., Abutaleb AR., Al-Harbi KM., Al-Mozainy IS., Alnajjar AA., Habeb AM., Abo-Haded HM. The spectrum of congenital heart diseases in down syndrome. A retrospective study from Northwest Saudi Arabia. // Saudi Med J — 2016 — Vol37 — N7 — p.767-72; PMID:27381537
  • Layangool T., Sangtawesin C., Kirawittaya T., Prompan W., Prachasilchai P., Pechdamrongsakul A. Survival analysis of Down syndrome with congenital heart disease: a 5-years registry at QSNICH. // J Med Assoc Thai — 2014 — Vol97 Suppl 6 — NNULL — p.S108-14; PMID:25391181
  • Hadipour F., Shafeghati Y., Bagherizadeh E., Behjati F., Hadipour Z. Fraccaro syndrome: report of two Iranian cases: an infant and an adult in a family. // Acta Med Iran — 2013 — Vol51 — N12 — p.907-9; PMID:24442548
  • Lee JC., Shin J., Baek KH. Trisomy of the Dscr1 gene suppresses early progression of pancreatic intraepithelial neoplasia driven by oncogenic Kras. // Biochem Biophys Res Commun — 2013 — Vol440 — N1 — p.50-5; PMID:24041692
  • Hei MY., Chen J., Wu LQ., Yu B., Tan YJ., Zhao LL. . // Zhonghua Er Ke Za Zhi — 2012 — Vol50 — N8 — p.606-11; PMID:23158739

Симптомы отставания в развитии

Чем раньше выявить признаки проявления заболевания, тем больше надежда на успешное лечение и благополучный исход. Часто случается, что малыш с проявлением ЗПР в раннем возрасте почти ничем не отличается от своих сверстников, но чаще всего происходит так, что признаки отставания заметны с самых ранних лет.

Родителям лучше не дожидаться пока отклонения дойдут до неразрешимых проблем в школе со сверстниками и педагогами, а обратить внимание на странности в психическом развитии детей, как можно раньше. К тревожным симптомам относятся следующие:

К тревожным симптомам относятся следующие:

  • В возрасте до года уже могут быть заметны некоторые признаки в отставании. Такие дети позднее других начинают держать головку, говорить и делать первые шаги, испытывают затруднения при еде из-за неспособности научиться пользоваться ложкой.
  • С самого раннего возраста подобные дети излишне замкнуты и погружены в себя, не заинтересованы в общении с друзьями. В некоторых случаях отличаются вялостью и слабой подвижность, ограниченным интересом к окружающему миру. Они задают мало вопросов, не разговорчивы и нелюдимы, настороженно относятся к посторонним. Другие, наоборот страдают повышенной тревожностью и агрессивностью, плохо спят по ночам, стучат ногами, до позднего возраста мочатся в кровать.
  • Дети с ЗПР заметно отстают от других в приобретенных навыках и умениях. Испытывают затруднения, одеваясь. При попытке обуться, путают правый ботинок с левым, не умеют завязывать шнурки.

Но окончательный диагноз ребенку может поставить только квалифицированный специалист при регулярном наблюдении и постоянных осмотрах.

Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить похожие признаки и своевременно обратиться за консультацией к врачу. Даже если специалист не выявит никаких отклонений, лучше перестраховаться, ведь методы коррекции хороши и эффективны тогда, когда вовремя обнаружена проблема.

Лечение ЗПР у детей

Как классифицируют ЗПР?

В практической работе с детьми с ЗПР специалисты чаще всего используют классификацию К.С.Лебединской, основанную на этиопатогенетическом подходе, исходя из которой, выделяют 4 типа ЗПР:

  • для ЗПР конституционального типа свойственен инфантилизм, вследствие которого эмоционально-воле­вая сфера ребенка с ЗПР схожа с таковой у детей младшего возраста; она, развиваясь асинхронно с остальными психическими функциями, находится на более раннем этапе онтогенеза. Характерны постоянно повышенное или пониженное настроение, выраженность, поверхностность, нестойкость эмоций, впечатлительность.
  • ЗПР соматогенного типа обусловлена стойкой психофизической астенией, возникающей вследствие влияния долгих хронических соматических заболеваний. У детей с ЗПР этого типа снижена саморегуляция, произвольность, нередко возникает вторичная инфантилизация. Так же имеет место быть и незрелость эмоциональной сферы (лабильность, тревожность, капризность).
  • ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятной социальной средой развития, психотравмирующими факторами и, соответственно,  связана с возникновением у ребенка неврозов, психических или пограничных расстройств. При данном варианте ЗПР на первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере (страхи, боязливость, агрессивность, импульсивность, негативизм), повышение истощаемости, снижение саморегуляции и произвольности.
  • ЗПР церебральнo-oрганического происхождения можно встретить чаще других видов; этот тип ЗПР самый стойкий и тяжелый. Предполагает наличие нарушенных познавательных процессов, задержку развития эмоциoнально-волевой сферы и физическую незрелость. Чаще всего, в связи с тем, что резидуально-органическое поражение мозга произошло на самом раннем этапе развития, этот тип ЗПР находится на грани умственнoй отсталости.

Классификация и виды ЗПР

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения

Важно
Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • ЗПР психогенного происхождения. В данном случае речь идет о неблагоприятных условиях проживания и воспитания ребенка, безнадзорности или гиперопеки. Некоторые родители буквально впадают в крайность, когда дело касается их детей. Они начинают либо давить ребенка своей опекой, считая, что таким образом проявляют свою заботу и обеспечивают безопасность. Второй крайностью можно считать отсутствие минимального контроля. В таких ситуациях родители оправдываются желанием развить в ребенке самостоятельность.
  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно
Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Эмоциональная сфера

Детям с ЗПР трудно удерживать в фокусе внимания большое количество объектов. Зрительное восприятие преобладает над слуховым, страдает концентрация внимания. Появляются расстройства развития моторных функций.

Особенности развития детей с ЗПР

Детям с ЗПР присуща незрелость мышления

Им трудно управлять произвольным вниманием, сложно концентрироваться на действии и быстро переключаться с одной задачи на другую. В возрасте старше 7 лет явно заметно преобладание игровых интересов над познавательными функциями

Проблемы в обучении связаны с сужением объема слухоречевой памяти. Плохо усваивается учебный материал из-за несформированности процессов восприятия. Ребенку недостаточно психофизических ресурсов для запоминания, изученная информация сохраняется в памяти на относительно короткое время.

Особенности развитие мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактический игр

Организация: ЧЕЛГУ

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, посредством дидактических игр.

Ключевые слова : развитие мышления, задержка психического развития, методики, дошкольный возраст

Актуальность исследования: Изучение развития мышления у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в современной педагогике и психологии. Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях

В дошкольном возрасте закладываются основы развития мышления, и поэтому важно понимать, как происходит этот процесс, какие факторы на него влияют, и как можно способствовать его развитию

Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психического развития) посредством дидактических игр имеет свои особенности. ЗПР — это состояние, при котором у ребенка отмечается отклонение в развитии психики по сравнению с нормой.

Одной из особенностей развития мышления детей с ЗПР является задержка в усвоении основных понятий и логических операций

Для этих детей очень важно, чтобы навыки осмысления и анализа информации формировались через практическую деятельность. Дидактические игры предоставляют идеальную возможность для такой практической работы

Важным аспектом дидактических игр для детей с ЗПР является учет их индивидуальных особенностей и уровня развития. Необходимо выбирать игровые ситуации и задания, соответствующие возрастным возможностям и интересам ребенка.

Дидактические игры должны быть структурированными и иметь четкие правила, чтобы помочь детям с ЗПР развивать умение планировать свои действия, принимать решения и следовать определенной последовательности. Это способствует развитию логического мышления, абстрактного мышления и способности к систематизации информации.

Кроме того, дидактические игры должны быть интересными и мотивирующими для детей с ЗПР. Они должны вызывать у ребенка желание играть и учиться. Игры могут быть организованы в форме конкурсов или коллективных задач, где дети могут сотрудничать и помогать друг другу, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Важно также помнить, что развитие мышления детей с ЗПР может занимать больше времени и требовать повторения и закрепления. Постепенно уровень сложности заданий может быть увеличен, чтобы поддерживать прогрессивное развитие ребенка

Таким образом, развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр требует учета их индивидуальных особенностей, структурированности, интересности и мотивации. Этот подход помогает раскрыть потенциал детей с ЗПР и развить их когнитивные навыки.

Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45» г Бакал. Участие в данном исследовании приняли дети с задержкой психического развития в количестве 10 человек, в возрасте от 5 до 6 лет.

В исследовании применялись такие методики диагностики, как методика М.Р.Гинзбург «Кто что любит» и методика. С. Я. Рубинштейн «Четвертое лишнее»

Выбранные методики соответствуют требованию надежности, и практичны в использовании.

Таким образом в ходе первичной диагностики у детей с ЗПР младшего дошкольного возраста  результаты (методика М.Р.Гинзбург «Кто что любит») первой группы на 28% выполнены лучше ,чем во второй группе. Шаблонность. У детей с ЗПР отмечалось нарушение наглядно-образного мышления, поэтому им было сложно работать по образцу с выделением его основных частей и установкой взаимосвязи между ними и собственными действиями.

В ходе проведения второй методики С. Я. Рубинштейн «Четвертое лишнее» результаты так же результаты первой группы детей были выше на 4% ,чем у другой .

Вывод: У детей первой группы более развито мышление, чем у второй группы.

Список используемых источников

1. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. – М.

2. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. — 154с.

3. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. – М.

4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. — Ярославль, Академия развития, 1996.

5. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сфе-ры детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. — М., 1999.

Опубликовано: 26.11.2023

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Почему не все дети развиваются соответственно нормам

Задержке психологического развития у ребенка могут способствовать следующие обстоятельства:

  • Генетическая склонность. В случае если посмотреть, к примеру, на детей с синдромом Дауна, то они постоянно развиваются медленнее собственных ровесников. Выражение данной патологии может быть различным (как простая степень отставания в формировании, так и наиболее серьёзное состояние – интеллектуальная неразвитость). Имеются и прочие виды хромосомных патологий, сильно влияющих на формирование интеллекта в детском возрасте и получение ребёнком новых умений и умений.
  • Расстройства личности, сопряженные с аутизмом. Дети-аутисты ощущают большие сложности в общении со своими ровесниками. Происходит это из-за нарушения восприятия мира. Зависимо от того, какую конфигурацию обретает необщительность (лёгкую либо тяжёлую) взаимодействие ребенка с обществом или очень ограничивается, или вообще становится неосуществимым. Природа младенческого аутизма до сих пор порождает дискуссии у многочисленных экспертов. Никто из научных деятелей не может конкретно дать ответ, относится ли необщительность к генетическим патологиям, либо же он считается психологической болезнью.
  • Родовая травма. В случае если ребенок в период своего внутриутробного формирования ощущает состояние гипоксии (постоянная либо резкая нехватка воздуха), в таком случае это отрицательно отображается на работе его головного мозга. Как результат – после появления на свет появляются трудности с обычным психологическим формированием у ребенка дошкольного, младшего школьного возраста.
  • Воздействие на организм беременной девушки негативных факторов становится фактором возникновения ЗПР у ребёнка. В случае если в промежуток внутриутробного вынашивания плода женщина принимает сильнодействующие лекарства, работать в условиях вредоносного производства, применяет алкоголь, наркотические вещества, курит табак, либо переносит инфекционную болезнь – это не наилучшим способом отображается на психологическом формировании ее будущего ребенка.
  • Психические травмы. В случае если в раннем детстве ребёнок переносит весьма значительное эмоциональное потрясение, его умственное развитие может очень замедлиться либо даже «откатиться» далеко назад.

Рекомендуем: У ребенка температура 38, без симптомов — советы Комаровского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: