Слайд 8Игровые технологии Игровые технологии являются легкодоступным и интересным методом
обучения. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности
Игровые приемы: игры- забавы, развлечения, игры- соревнования, инсценировки, игры- драматизации; воображаемые ситуации, игровые образовательные ситуации, игры с предметами. и т.д.
Слайд 19Развитие связной речи В раннем детстве развитие речи идет
по двум направлениям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Связная речь- особая и сложная форма коммуникативной деятельности.С целью развития связной речи дошкольников используются: Словесные методы (заучивание наизусть, пересказ, беседа, составление рассказов), речевой образец, повтор, вопрос, поручение, подсказка, совет, исправление, реплика, замечание).Наглядные – организация наблюдений; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета, схемы; просмотр видиофильмов и т.д. (наблюдения во время прогулок, экскурсий, рассматривание объектов, картин, фотографий). Игровые- сюжетно- ролевые, театрализованные игры; игры- драматизации, инсценировки, имитационные игры; конструирование; другие виды игр с речевым содержанием.
Слайд 25Вся наша работа сопровождается постоянными наблюдениями за живыми объектами, движущимся транспортом,
то есть за всем, что привлекает детское внимание и вызывает яркие эмоциональные и речевые реакции, непроизвольную ситуативную речь. Поддерживая диалог с ребенком, стараемся дать полное развернутое речевое описание происходящего
С детьми постоянно организовываются игры – занятия по рассматриванию игрушек, картинок, предметов… Примером могут служить такие как «Чудесный мешочек», «Кто, кто в домике живет?», «Кто чей детеныш?» и т.д. Для организации игр и занятий используются игрушки, реальные предметы, картинки, муляжи. Создавая загадочную игровую ситуацию, мы привлекаем детей к инсценированию, звукоподражанию, включая каждого ребенка в различные ситуации и небольшие сюжетные сценки. Каждый ребенок получает возможность самостоятельно обследовать принесенные предметы, пробует с ними играть. В процессе разыгрывания небольших сценок, дети проговаривают слова, изображают движения персонажей.
Слайд 22Развитие речевого творчестваДля развития речевого творчества детей необходимо вести работу по
повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, рассказы, стихи, загадки, психологически раскрепощаться.Творческие игры- развивают художественный вкус, творческие способности, и выразительность речи. Театрализованные игры; Игра- драматизация; Сюжетно- ролевая игра; Режиссерская игра; Строительные игры. Применение наглядных моделей позволяет нам успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу. Применение моделей, мнемосхем помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретным персонажем в определенном месте, модель рассказа или сказки. «Что случится?»
Слайд 21Формы активизации общения Ситуация общения — это специально проектируемая
педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (беседа, обследование игрушек, предметов, картин, иллюстраций, поручения);-Дидактические игры, подвижные и народные игры, сюжетно- ролевые игры, имитационные упражнения; Игры- драматизации, инсценировки, конструирование, занятия ИЗО. Для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря мы стараемся использовать все режимные моменты и бытовые ситуации. Важным моментом нашей работы является использование для развития речи самостоятельных предметных и игровых действий самого ребенка. Мы сами активно включаемся в игровую деятельность детей, побуждая их выполнять несложные поручения, отвечать на вопросы в ходе занятия.
Слайд 27Инновационные методы и приемы развития речи
у дошкольников
Широкое применение игровых, здоровьесберегающих технологий (использование Су Джок, пескотерапии, психогимнастики), технологии ТРИЗ, использование методов моделирования при составлении рассказов, ИКТ в речевом развитии. Интерактивные методы обучения: — Игровые ситуации с использованием приемов наглядного моделирования, игры- занятия с использованием компьютерных презентаций; -Задания занимательного и творческого характера; -Словесное коментирование, совместная импровизация; — Использование современных средств обучения: интерактивные доски, компьютерной техники, мультимидийных проигрователей, соответствующего программного обеспечения Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулировать проявления активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.
Слайд 18Формирование грамматически правильной речи -Дидактические игры;-Игра- драматизация; -Речевые (словесные)
игры и упражнения;-Игровые ситуации.Упражнения:-Назовите детенышей: львица и …, волчица и …, свинья и …, собака и …, лошадь и …, корова и …, кошка и …-Назовите ласково и нежно: кошка, птенец, щенок…Словесные игры и дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий . Игровые ситуации («Кукла заболела» — Что делать?, Как помочь?)
Слайд 11 Развитие артикуляционного аппарата Одним из условий нормального становления
звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Артикуляционные упражнения (их рекомендуется чередовать и проводить ежедневно как зарядку): «Веселый язычок»; «Чистим зубки»; «Месим тесто»; «Чашечка»; «Дудочка»; «Заборчик»; «Маляр»; «Лошадка»; «Пароход гудит»; «Слоник пьёт»; «Индюки болтают»; «Орешки»; «Качели»; «Блинчик»; «Вкусное варенье»; «Шарик»; Барабанщик» и др.
Слайд 28Результаты проводимой работы: Речевые упражнения, словесные игры, чтение и
обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила. Cравнивая результаты практической деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною в этом направлении работа свидетельствует о том, что в течении учебного года происходят качественные изменения в уровне речевого развития детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает речевое развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.
Слайд 26Создание условий для речевого развития детей Речевая деятельность ребенка
зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Особенности речевого развития и общения
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.
Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.
А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение
В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи
В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью
Слайд 24Здоровьесберегающие технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. При решении проблемы развития речи у
детей, более значимой и приоритетной является оздоровительная направленность деятельности. Для решения данной задачи, целесообразно использовать различные традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии Самомассаж и массажные игры с речевым сопровождением Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела, используются (колючие шарики, валики, ребристые «травки».
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) ; упражнение для развития дыхания (метод закаливания); психогимнастику(для снятия эмоционального напряжения); игры релаксации (для снятия нервного напряжения; динамические паузы (во время НОД и в режимных моментах); оздоровительная гимнастика — дорожка здоровья
Слайд 3 В настоящее время дошкольные образовательные учреждения
находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений
Речевое развитие включает: *владение речью как средством общения и культуры; *обогащение активного словаря; *развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; *развитие речевого творчества; *развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; *знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; *формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте..
Слайд 10 Одним из показателей успешного речевого развития ребенка
являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих.У детей своей группы, я заметила особый интерес к потешкам, сказкам, стихам и решила, что именно этот материал поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной. Поэтому вначале своей работы я собрала картотеку игр и упражнений по речевому развитию; подборку потешек, стихов, чистоговорок, загадок и т.д.
Развитие звуковой культуры речи: учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко.
Методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома
Слайд 15Следующий вид деятельности, который необходим для развития речи детей – развитие
мелкой моторики. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают и приносят столько пользы! Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застежки; игрушки – вкладыши; игры – нанизывания; Тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
-Игры с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми или массажными мячами, шнурками, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками, игры с мозаикой, игры с бумагой( рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму, скатывание в шарик). Игры с водой, с песком, с мукой, с тестом и пластилином, действие с крупой, семенами, с мелкими игрушками и предметами (действия с пуговицами-застегивание, расстегивание, выкладывание). -Рисование на бумаге пальчиками, лепка.- Показ сказок пальчиками.
Слайд 4Дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон
речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка.Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин: 1) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений; 2) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию речи со стороны, как родителей, так и педагогов; 3) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; 4) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Слайд 6
Технология опыта
Хорошая речь- важное условие развитие личности ребенка. В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Игра является одним из мотивов повышающих интерес к образовательной деятельности, а также стимулом, побуждающим умственную деятельность детей.
Гораздо успешнее речевое развитие осуществляется при широком использовании игр и развивающих упражнений.
Направления работы:
-Отбор, разработка, подготовка игр и упражнений;
-Вовлечение детей в игровую деятельность;
-Осуществление самой игры;
-Подведение итогов, результатов игровой деятельности
Тематика игр может быть самая разнообразная. У игры должны быть сюжет, содержание, продуманы способы взаимодействия со взрослым, которые не должны препятствовать развитию активности и самостоятельности детей. Детские игры с предметами должны быть разнообразными, и в идеале переходить в самостоятельные.
Слайд 14Игры-подражания с речевым сопровождением. Основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей
к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи (повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска).
Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Звукоподражание — эффективный метод активизации речи детей. Использование игр и упражнений на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д. Игры со звукоподражанием: «Кто в домике живет?»; «Исполни песенку ветра, жука …»; «Отгадай, кто пришел» и др. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка (кошка, собачка и т.д.) пищит: большая или маленькая.
Слайд 17Обогащение активного словаряЧтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания,
у него должен быть богатый словарный запас.Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять звукосочетание и слова.Самым объемным видом деятельности и самым сложным, являются речевые игры: Игры на развитие пассивного и активного словарей;- Игры на развитие лексико-грамматических категорий языка;игры на развитие связной речи. Например:Назовите предметы по указанным признакам ( «Что это?», «Кто это?»).Назовите характерные признаки предметов: цвет, форму, величину ( «Какой?»). Назовите действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, действия человека( «Что делает?», «Что с ним можно делать?»). Назовите одним словом (платье, рубашка – это одежда и др).
Задачи речевого развития
Психоречевое развитие детей происходит, в первую очередь, в связи с закономерными процессами созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется ребенок при познании мира – это его потребности. Взрослые люди хорошо понимают, что ребенку за несколько лет необходимо освоить немалый путь в речевом развитии. Пока ребенку пора будет идти в школу, ребенок должен:
- знать и использовать большое количество слов;
- понимать речь и связно говорить;
- используя речь, получать разную познавательную информацию;
- общаться со взрослыми и ровесниками.
Все названные задачи – наиболее важные в развитии речи детей-дошкольников. Решаются они постепенно на каждой ступени.
Особенности речевого развития — построение структуры предложений
Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.
Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.
На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.
В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.
Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.
Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.
Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.
Слайд 9 Наиболее эффективными являются практические методы.
Они направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Благодаря использованию игр и упражнений, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме.Игры, стимулирующие речевое развитие: -Игры и упражнения с движением кистей и пальцев рук, продуктивная деятельность (развитие мелкой моторики); -Речь с движением (логоритмика, пластические этюды, хороводные игры); -Подвижные игры. сопровождаемые стихами, потешками, диалогами, звукоподражаниями; — Игровые ситуации.Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой
«Играй обучая, обучая играй»
Формирование навыков словообразования
В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.
В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.
5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.
Формирование речевых навыков дошкольников в общении
Слайд 16Подвижные игры с речевым сопровождением,
хороводные игры Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий, тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — развитию речи.Благодаря таким несложным и забавнымупражнениям для развития речи, малышбыстро осваивает новые звукии начинает говорить.
Слайд 23 Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей
с художественной литературой.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами, использование фольклора, народных игр, игровых приговоров, песенок в совместной деятельность — одно из направлений речевого развития.
Художественная литература является источником и средством развития всех сторон речи
Формы работы: чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценировка литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами, использование фольклора, народных игр, игровых приговоров, песенок в совместной деятельность — одно из направлений речевого развития.
Художественная литература является источником и средством развития всех сторон речи.
Нормы речевого развития по возрастам
Значение речевого общения дошкольников
Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.
Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.
Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.
До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.
У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.
Слайд 5 Теоретическая база
Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. А.Г.Арушанова предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. О.М.Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация общения.
Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Для определения содержания и методов обучения родному языку, для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к детям необходима диагностика разных аспектов речевой деятельности дошкольников: особенностей фонетических, лексических, грамматических навыков связной речи. (Курганская Л.М. «Я умею. Ты умеешь. Мы умеем говорить! Диагностика речевого развития дошкольников»)
Методы развития словаря дошкольника
Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра, которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.
Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.
Если придерживаться подобного плана работы, можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.
До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.