Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Шаг 4: Связность речи

Связность, последовательность и логичность — признаки правильного развития речи. В норме старшие дошкольники владеют фразовой развернутой речью, составляют рассказ по картинке или серии иллюстраций, последовательно пересказывают сюжет сказки, рассказа, увиденного фильма. Они вычленяют главную сюжетную линию и опускают второстепенные моменты.

У деток дошкольного возраста оценивают разные умения.

Во-первых, могут ли они закончить высказывание по иллюстрации, на которой изображено действие. Спрашивают, что нарисовано на картинке. Ожидается развернутый ответ на вопрос.

Во-вторых, могут ли устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и вербально их озвучивать. Для этого предлагают три картинки, например с изображением девочки, леса и корзинки. И просят составить рассказ с использованием всех трех изображений.

В-третьих, умеют ли составлять последовательный рассказ по серии иллюстраций. Для этого предлагают серию картинок, на каждой из которых нарисован эпизод истории. Задача — составить рассказ, опираясь на каждую картинку.

В-четвертых, могут ли детки вести монолог. Просят рассказать о каком-нибудь событии (поездке на море или в гости к бабушке с дедушкой, о проведенном Дне рождения или Новом годе). В этом же упражнении можно проверить и способность вести диалог, задавая вопросы.

В-пятых, умеют ли дети описывать, владеют ли понятием признаков предметов. Предлагают игрушки или картинки, на которых видны их свойства и детали (цвет, размер, текстура, форма). Просят описать увиденное как можно полнее в форме рассказа.

Еще одно задание — пересказ рассказа. Дошкольнику рассказывают сказку. Задача — запомнить ее название и содержание и пересказать. Чем больше деталей запомнит малыш и чем последовательнее будет его повествование, тем лучше.

В 6 – 7 лет ребята умеют фантазировать. Поэтому их просят придумать историю (по картинкам или без них). Оценивают грамматическое оформление, логичность, предложения (простые или сложные).

Ведущая деятельность дошкольников — игровая. Поэтому все задания организуют в форме игры. Чтобы снизить стресс, диагностику проводит знакомый им человек (например, логопед детского сада, которого они хорошо знают).

При нормальном развитии речи будущие школьники говорят связно и последовательно, отвечают на вопросы развернуто, ведут диалог и монолог.

Важность диагностики развития речи

Дошкольный возраст — важный период в подготовке ребенка к школе. Успешная учеба в некоторой степени зависит от речевого развития. Чем оно лучше, тем легче будет первокласснику учиться, осваивать грамоту. Если же имеются нарушения, это чревато трудностями для ученика: ему будет сложно овладеть навыками чтения и письма, а в дальнейшем и осваивать школьную программу.

Вот почему так важна своевременная диагностика развития речи. Пока до поступления в первый класс в запасе есть несколько лет, нужно откорректировать любые нарушения и довести речь малыша до нормы.

Обследование словаря детей

Цель этой диагностики — определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи. При обследовании логопед использует наглядный материал. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  1. Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
  2. Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
  3. Назвать малознакомые предметы.
  4. Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать. Например: «Где читают книги?» Правильный ответ: Библиотека.
  5. Назвать слова, имеющие схожее значение.
  6. Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
  7. Назвать схожие по значению слова-действия.
  8. Подобрать антонимы.
  9. Сказать какой формы предмет.
  10. Назвать цвета и оттенки.
  11. Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
  12. Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы какой, какая, какое, какие.
  13. Сказать из чего сделан предмет.
  14. Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
  15. Назвать притяжательные прилагательные.
  16. Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
  17. Сосчитать предметы по порядку.
  18. Назвать местоимения единственного и множественного числа.

Во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений. Специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции. Детей старшего и подготовительного дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа.

Специалист проверяет на точное использование слов, состояние словарного запаса. Все задания сопровождают наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.

Возрастные нормы развития речи дошкольников

Логопед должен знать как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
  2. Сформированная речь в дошкольном возрасте — залог успешного овладения грамотой.

На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.

Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:

  • общается простыми предложениями;
  • использует преимущественно существительные, глаголы, реже — прилагательные;
  • знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
  • может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
  • склоняет существительные по числам;
  • начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
  • с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
  • правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
  • различает на слух твердые и мягкие фонемы;
  • не искажает слоговую структуру в большинстве слов;
  • понимает сложную инструкцию;
  • имеет в словарном запасе около 1 000 слов.

В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова

Словотворчество — не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья

В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует сложные предложения.  Освоены правильное произношение шипящих и слоговая структура. Некоторые дети овладевают произношением сонорных звуков, чаще всего мягким вариантом Л.

Ребенок может запоминать короткие стихотворения, потешки. Постепенно он овладевает просодической стороной речи: может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

В речи появляются наречия, числительные. Ребенок реже делает ошибки в согласовании, появляются сложноподчиненные предложения. Он еще может искажать слова со сложной слоговой структурой. Но его речь становится все более приближенной ко взрослой.

В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

При построении предложений практически не делает ошибок в согласовании и подчинении слов. Учится согласовывать числительные с существительным. Активно использует союзы, местоимения, частицы и пространственные предлоги. Ребенок овладевает не только приставочно-суффиксальным способом образования слов, но и путем соединения двух основ. Учится образовывать притяжательные прилагательные.

Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Ребенок должен уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, речь становится все более грамматически оформлена. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.

К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Ребенок свободно общается сложными предложениями, связная речь похожа на речь взрослого. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.

Обследование грамматического строя речи

Сюда входит проверка:

  • понимания обращенной речи;
  • словоизменение;
  • словообразование.

Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.

Блок «Понимание речи» включает в себя следующие задания:

  1. Выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
  2. Понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
  3. Понимание предложений с причинно-следственной связью. После его прочтения дошкольнику задают вопрос.
  4. Понимание склонение существительных по числам в предложении.

В блоке «Словоизменение» логопед предлагает задания:

  • на склонение существительных по падежам;
  • на изменение прилагательных по родам;
  • на подбор глагола к существительному;
  • на склонение числа существительных по родам;
  • согласования существительных с прилагательным, числительным;
  • склонение глаголов по временам.

В блоке «Словообразование» проверяют как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

  1. Образование глаголов путем добавления к основе приставок.
  2. Образование глаголов с противоположным действием.
  3. Образование существительных при помощи суффикса с уменьшительно-ласкательным значением.
  4. Образование существительных, обозначающих профессию.
  5. Образование прилагательных от существительных.
  6. Образование глаголов от прилагательных.
  7. Подбор однокоренных слов.

Грамматическому строю нужно уделить особое внимание при диагностике дошкольников старшей и подготовительной групп. Потому что в этот период начинается обучение грамоте и формируется основа для успешного овладения школьной программы

Большинство заданий нужно сопроводить наглядным материалом. Можно использовать не только картинки, но и графические схемы состава слова.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки — шашки, вечер — ветер, глаза — гроза, коза — коса, чеснок — щенок, миска — мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение («мычание телёнка») или («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи — палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж — какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Скачать
«Обследование ребенка 4-5 лет»

Также по теме:

Нормы развития речи в дошкольном возрасте

Детки в 4 – 5 лет говорят правильнее и разнообразнее, более четко выговаривают звуки, но некоторые из них («р», «л») могут искажать в словах. Ребята говорят связнее, могут составить короткий рассказ по картинке, пересказать сказку, у них развита фразовая речь, начинают потихоньку вести монолог. Управляют своим голосом — громкостью, тембром. Узнают отдельные звуки в слове. К 5 годам в словаре — 3 тысячи слов. Грамматический строй полностью не сформирован, поэтому они путают окончания и суффиксы, неверно согласуют слова.

Развитие речи в 5 лет

Речевые навыки совершенствуются. Ребята говорят более последовательно, логично и развернуто, речь становится связной. Они могут вести диалог и монолог. Фонематический слух выходит на более высокий уровень, малыши правильно выговаривают все звуки. Если ребенок искажает звуки, говорит неразборчиво, то его показывают логопеду для диагностики развития речи и коррекции.

Используют разные формы — восклицательную, вопросительную. Находят позицию звука в слове — в начале, середине или конце, называют их по порядку. Активно расширяется их лексический запас — запоминают слова молниеносно. Говорят грамотнее, хотя могут встречаться негрубые ошибки (например, один карандаш — много карандашов).

Развитие речи в 6 – 7 лет

Выговаривают и различают на слух все звуки, узнают их в потоке слов

Поэтому в отношении этой возрастной группы специалисты больше обращают внимание на постановку и улучшение дикции

Словарный запас большой, но у всех детей отличается. Кто-то оперирует понятиями из разных областей, а у кого-то словарь ограничивается бытовой тематикой. При диагностике развития речи видно: с кем занимались родители (общались, читали книги, объясняли), а с кем — недостаточно. Говорят грамотно, могут ошибаться в употреблении глаголов (хочу — хочут, ехать — ехают). Говорят связно, простыми и сложными фразами, могут пересказать увиденный фильм, фантазировать, сочинять истории.

Что делать, если речь малыша на высоком уровне?

Такая оценка нередко является поводом гордости родителей, особенно любят ею хвастаться матери-домохозяйки. Но она является не только поводом для семейной радости, но и причиной задуматься о том, как поддержать достигнутый результат.

Обязательно нужно переговорить с педагогом и узнать, при выполнении каких заданий ребенок был слабее. Разумеется, они и должны стать приоритетом в занятиях

Также важно не переусердствовать. Излишне раннее развитие нередко приводит к тому, что в начальных классах ребенку не чему учиться

Ему становится скучно, мозг перестает напрягаться, что приводит к резкому спаду успеваемости после завершения обучения в начальной школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: