Эксперты рассказали, почему «особенных» детей становится больше

Презентация к опыту работы «коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» (для детей 5-7 лет) автор: учитель – логопед кудрина наталья. - презентация

Публикация «Консультация „Речевые нарушения“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • Темочки

Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка.

Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети

Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром

У детей с соответствующим норме речевым развитием он чистый, звучный.

А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики.

У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца это гуление и лепет.

У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует.

Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов». Гуление (от глагола гу лить) — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету

Продолжается примерно с 2—3 до 5—7 месяцев жизни ребёнка. Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги — как правило, это цепочки гласных

Гуление (от глагола гу лить) — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету. Продолжается примерно с 2—3 до 5—7 месяцев жизни ребёнка. Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги — как правило, это цепочки гласных

Ле пет, или «лепетная речь», — стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого — начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми.

Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами.

Это может стать причиной отставания в вербальном направлении.

Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми.

Если вы заметили у малыша эти признаки вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными

Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными.

Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер.

Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры.

И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.

Нарушение звукопроизношения. Неправильное согласование слов в предложении.

В речи ребенка преобладают простые предложения.

Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.

Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Сказкотерапия для детей и взрослых

Интересно, что сказкотерапия – одновременно один из самых древних методов воспитания и передачи опыта в человеческой цивилизации и один из самых молодых методов современной практической психологии. 

Чем хороши сказки в психологической помощи? В их сюжетах можно зашифровать многие проблемы и жизненные ситуации, с которым сталкивается как ребенок, так и взрослый. Слушая сказку, погружаясь в сказочный мир, можно взглянуть на проблему под другим углом зрения, посмотреть на себя самого со стороны. 

Сказкотерапия помогает детям сдерживать эмоции, которые рождаются под влиянием ситуаций, учат управлять своими чувствами, преодолевать страх, сопереживать персонажам. Для подростка сказкотерапия – хороший способ избавиться от негативных установок («не смогу», «не справлюсь», «ничего не значу»). В процессе сказкотерапии, подросток может становиться на место сказочного героя и таким образом делать правильный выбор на жизненном пути. Для взрослых клиентов, сказкотерапия – путь к личностному ресурсу, накоплению сил, открытию новых возможностей, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. 

В сказкотерапии есть несколько основных методов или направлений: 

  • рассказывание и сочинение сказок;

  • рисование сказок;

  • кукольные постановки; 

  • песочные сказки. 

Вот на последнем пункте мы остановимся подробнее. 

Динамическая песочная сказкотерапия

Песочная сказкотерапия – это, по сути, интеграция сказочного сюжета в пространство песочницы. Работа психолога в этом направлении приносит двойной эффект, ведь преимущества песочной терапии усиливаются за счет привнесения туда преимуществ сказкотерапии.

Работая в песочнице, можно создавать и прорабатывать образ героя, можно трансформировать созданный мир под сказочный сюжет. Ребенок создает песочные «иллюстрации», рисует песком, расставляет фигурки, в соответствии со сказкой, которую рассказывает психолог. В этом процессе гармонизируется психоэмоциональное состояние, развивается воображение, познавательные и интеллектуальные способности, мелкая моторика, сенсорные способности и речь. 

Сказки, которые используют в песочной терапии, раскрывают глубинный смысл происходящих событий в жизни ребенка или взрослого. Как действует песочная сказкотерапия? Она помогает понять, что ты не одинок в своих переживаниях, поможет успокоиться и избавиться от комплекса неполноценности, преодолеть трудности. В процессе терапии дети изучают модели поведения и умения, которые нужны для взросления, развить навыки принятия решений в проблемных ситуациях. 

Главный момент – сказка должна подходить ребенку

Важно, чтобы в сюжете или характере сказочных героев было что-то общее с ребенком, который пришел на терапию (это касается и взрослых клиентов). Это могут быть схожие конфликты, страхи, тревоги и т

д

Об этой схожести необходимо рассказать в процессе терапии, обратив внимание ребенка на его сильные стороны, возможности и хорошие качества. 

Используя метод песочной сказкотерапии, психологу необходимо добавлять в сказку как можно больше деталей. Такая детальность делает сказочный сюжет более реальным. Описания персонажей, происходящего, диалоги – все это задает тон сказке, выражает эмоции. Даже рассказывать сказки необходимо эмоционально. Голос психолога тут выступает как профессиональный инструмент, делая передачу идеи сказки более эффективной. 

При помощи песочной сказкотерапии можно корректировать поведение детей и подростков, помогать им адаптироваться, прорабатывать негативный опыт, компенсировать нарушения психического развития, развивать эмоциональную и познавательную сферу, менять отношения с окружающими в лучшую сторону. Для взрослых – это отличная возможность проработать глубинные переживания, обратиться к внутреннему миру, собственному «я», проработать травмирующие события, найти решение проблемы и многое другое.   

Сила песочной сказкотерапии в ее универсальности и эффективности. Главное, при этом, чтобы психолог умел правильно пользоваться инструментами этого психологического метода, знал, как строится процесс терапии и др. Данный метод терапии могут использовать не только психологи, но и педагоги, воспитатели ДОУ, психотерапевты, при наличии соответствующего образования. 

Все необходимые знания по динамической песочной сказкотерапии можно получить на нашем курсе повышения квалификации – «Динамическая песочная сказкотерапия для дошкольников и учащихся начальной школы».

Пройдя наш курс, (срок обучения – 1 месяц), вы сможете получить новые знания и умения, повысить свою квалификацию и востребованность в профессиональном мире. Эти знания можно сразу будет использовать в своей работе с детьми и подростками, а удостоверение точно не будет валяться в дальнем ящике стола! 

Дистанционный формат обучения удобен для большинства слушателей, вы сами выбираете время, в которое учитесь, не надо никуда ехать или специально брать отпуск. Более подробную информацию можно узнать на нашем сайте. 

Один язык – хорошо, а два?

– А если у ребенка есть проблемы с речью, но он не хочет, допустим, заниматься?

– Такие случаи тоже есть. Это проблема четырехлеток. Она заключается в том, что ребенок не понимает, зачем ему заниматься: «Я же разговариваю, меня все понимают». Постановка звуков – это такой монотонный процесс, однако если на занятии сидеть и играть, то, к сожалению, звуки не поставить. Но есть и плюс, дети этого возраста делают артикуляционную гимнастику везде: в детском саду, на улице, в магазине. Вспомнил – и делает. Эта детская непосредственность только на руку. Ребята постарше уже приходят на занятия осознанно, у них присутствует мотивация: «Я хочу красиво говорить».

– Есть ли особенности работы с детьми-билингвами?

– Если у ребенка проблем с нервной системой нет, он будет воспринимать все языки. Но если нервная система напряжена, импульсы плохо проходят в головной мозг, малыш плохо усваивает информацию – а тут еще и двуязычие, то все непросто. В таком случае лучше, чтобы преобладал один язык. Ребенку сложно думать на одном языке и на втором, да еще и говорить на обоих языках. И родители сами это замечают. А далее в школе будет грамматика русского языка, это будет сложно, если ребенок дома говорит на своем родном языке. Поэтому для ребенка с нарушениями речи в семье, где говорят на двух языках, надо выбрать один и разговаривать только на нем.

– Говорят, что нельзя с детьми сюсюкать и говорить, коверкая слова, что это негативно сказывается на их речи…

– С маленькими детьми нужно стараться разговаривать по-взрослому. Потому что, как мы уже говорили, дети подражают взрослым. Если родители будут говорить «масинка» или «бибика», соответственно, для ребенка эта речь будет эталоном, нормой. Если мы будем коверкать слова, то трех-, четырехлетний ребенок так и будет говорить «бибика», слово «машина» для него будет странным. Поэтому курицу мы называем «курицей», а не «ко-ко-ко», а вот курица, в свою очередь, говорит «ко-ко-ко». Сюсюкаясь, мы добавляем проблем или создаем предпосылки для развития проблем с речью у детей.

– В каких случаях требуется логомассаж и каждый ли логопед может его проводить?

– Логомассаж – это массаж губ, щек, языка, шеи, то есть речевых мышц. Он бывает ручной и зондовый, очень эффективен для постановки звуков

Однако важно понимать, что не каждый специалист может его делать, нужна база коррекционного образования – логопедического или дефектологического.

Не пускать на самотек

– К чему ведут речевые проблемы, если ими не заниматься?

– Есть категория родителей, которые не понимают, что есть нарушения речи, не принимают этой проблемы, говорят: «У нас папа в пять лет заговорил, ничего страшного». Но время пап прошло, там было другое время, другая школьная программа. Сейчас все иначе. Если ребенок заговорит в пять лет, до школы останется два года для того, чтобы преодолеть все проблемы с речью и прийти к успешному освоению школьной программы. У ребенка за это время должен сформироваться словарный запас, грамматический строй, чистая речь. Времени слишком мало, это та же глобальная работа, но за более короткий срок.

Часто у таких детей появляется заикание, потому что нервная система не справляется с потоком информации, которую нужно усвоить. Какое у него будет восприятие школьной программы, когда ему нужно решить еще ворох проблем, которые накопились за те пять лет, когда он не разговаривал.

Если у ребенка к шести годам не были искоренены речевые нарушения, то он будет неправильно писать. Вот, например, говорит «шкоа», так и будет писать. Около шести лет еще выпадают зубки, станет сложнее ставить звуки: при выпадении нижних зубов образуется просвист, нет упора для язычка – появляется проблема с постановкой свистящих, при выпадении верхних зубов появляется проблема с постановкой шипящих звуков. Поэтому в идеале до шести лет поставить все звуки. Все должно быть сделано вовремя.

Есть неврологи с каким-то европейским подходом: улыбаются, назначают витаминки и говорят: «Нет таблетки, которая запускает речь». А ее и не будет. Для того чтобы запустить речь, должны хорошо работать высшие психические функции, для этого нужно улучшать кровоток. Так вот таблетки будут для улучшения кровоснабжения и вся реабилитационная деятельность будет направлена на улучшение кровотока головного мозга в общем, потому что если будет плохое восприятие или память, речь не пойдет. Поэтому таблетки только для запуска речи не существует, но есть грамотное медикаментозное лечение, и во многих случаях без него не справиться, не надо его бояться.

Хочу еще раз акцентировать: очень важно заниматься проблемами с речью вовремя.

– А могут ли родители развивать речь ребенка в домашних условиях?

– Конечно. Проблема многих современных детей – они не любят овощи, фрукты, мясо

А жевать очень важно, потому что работают речевые мышцы. Старайтесь давать ребенку то, что можно жевать, приучайте к твердой пище

Можно как упражнение для развития артикуляционных мышц давать ребенку две-три жвачки, чтобы он жевал их, прямо чавкая, с открытым ртом.

Прогресс у залюбленных детей

– Как понять, что у ребенка проблема и требуется помощь специалиста?

– Вообще есть онтогенез нормы физического развития: нормы психического развития и нормы речевого развития. Месячный ребенок уже фокусирует взгляд, узнает маму и папу, понимает, где свой, а где чужой, улыбается родителям. Развитие речи ребенка начинается со считывания эмоций, когда ребенок изучает эти эмоции и начинает подражать им. И если такой малыш не фокусирует взгляд на вашем лице, не реагирует на игрушки, не следит за их перемещением, не пытается с трех месяцев держать игрушку – это уже говорит о том, что есть проблема, уже есть предпосылки к нарушению развития речи и нужно обращаться к неврологу.

 Речь – это показатель сбалансированной работы нервной системы. Если идет какой-то дисбаланс, сразу начинается нарушение речи. Человек рождается с несовершенной нервной системой, в течение первого года жизни она завершает свое развитие. Почему в первый год ребенка надо чаще показывать неврологу и при необходимости получать лечение – массажи, электрофорезы, физио? Потому что в этот период нервная система пластичная и можно ее скорректировать. К большому сожалению, сегодня очень много детей с нарушением работы нервной системы и, соответственно, с предпосылками к нарушению развития речи. И в поликлиниках зачастую об этом не говорят, не назначают должного лечения.

Мы всегда понимаем своих детей, даже когда они говорят невнятно или вообще жестами. Но если вы заметили, что ребенка не понимают окружающие люди, то это тоже прямо звоночек, что нужно обращаться к логопеду. Ну и вообще в норме хотя бы раз в год посещать грамотного невролога.

И еще один момент. У детей с дизартрией часто подтекают слюни, потому что шея ребенка напряжена, корень языка тоже, а кончик языка слабенький. Если в два-три года ребенок плохо жует пищу, собирает ее в щечки и выплевывает, плохо глотает, если он часто ходит с открытым ртом и у него вываливается язычок – это уже признаки нарушения и повод обратиться к неврологу.

– Какие факторы могут влиять на нарушение речи ребенка?

– Я каждый раз об этом задумываюсь, почему нарушения речи растут в геометрической прогрессии. Возможно, на это влияют питание, нехватка солнца и кислорода на Севере. Ну и я прихожу к выводу, что имеет воздействие и темп жизни, переизбыток информации, бытовые проблемы. Женщины во время беременности работают до последнего, находятся в напряжении, а потом удивляются, почему ребенок родился с тонусом.

Также имеет место наследственный фактор, ведь состояние мышц передается по наследству. На речь влияют и врожденные патологии, например тугоухость, расщелина губы и неба, внутриутробные особенности развития плода (такие как гипоксия плода, перенесенные заболевания матери во время беременности), родовые травмы.

У кого «каша во рту»

– Римма Максовна, какие задачи решает логопед, помимо постановки звуков?

– Логопедия затрагивает все стороны устной и письменной речи. Логопед ставит звуки и автоматизирует их в речи. Еще одна задача логопеда – просветительская деятельность, направленная на родителей

Важно донести до мам и пап, что нерешенные речевые проблемы приведут к трудностям усвоения школьной программы, к нарушению чтения и письма. Проведя диагностику с ребенком, обязательно нужно рассказать, в каком-то случае получится сразу поставить звук, а в другом прогресс пойдет только после работы с неврологом

Многие не понимают этих механизмов, а медицинские работники, к сожалению, зачастую не объясняют ничего родителям. В поликлиниках говорят: «Давайте подождем до трех лет, до четырех», а потом дети идут в коррекционные классы. И никто не озвучивает последствия нарушений и их влияние на дальнейшее обучение в школе.

Как правило, сейчас многие логопеды обучаются на дефектолога и начинают работать как логопеды-дефектологи:  диагностируют ребенка, занимаются вызыванием речи, приучением к речи, развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия – и далее переходят к постановке  и автоматизации звуков, развивают грамматический строй речи: учат спрягать, склонять слова, изменять их род, использовать множественное число и суффиксы, далее идет обучение чтению и подготовка к школе. То есть все, что касается речи, – это наша сфера деятельности.

– Всем ли нужен логопед?

– Конечно, он нужен не всем. В каких случаях логопед не нужен ребенку? Когда нервная система работает исправно, все речевые мышцы в состоянии нормы, язычок работает исправно, а в определенном возрасте появляются определенные звуки. Это идеал, к которому мы должны стремиться. К сожалению, ситуация в этом плане усугубляется. Еще лет десять назад на 300 человек в садике было, допустим, человек пять «с кашей во рту», то сейчас если на весь сад есть человек 15 с нормой развития речи, это уже радует. Статистика изменилась кардинально, увы.

Бывает, меня спрашивают, почему некоторые дети в саду говорят, например, «добрррое утро», «можжжно я пойду домой», выделяя определенные звуки, произнося их очень четко. А это потому, что это дети, которые занимаются с логопедом, они учатся звукам.

Например, работая со звуком «ш», мы его утрированно произносим, чтобы ребенок слышал чистое произношение звука и пытался так же его проговаривать, чтобы он акцентировал внимание на нем, чтобы его мозг записывал эту информацию: есть новый звук, он такой красивый и его не нужно забывать. И для этого мы специально утрированно произносим этот звук

Например: машшшина, здррравствуйте. И спустя два-шесть месяцев после постановки звуков (каждый случай индивидуален), когда мозг запомнит эту информацию, эти звуки становятся плавными, мы их не замечаем.

Отложите гаджеты – и в парк

– В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?

– Раньше логопеды начинали ставить звуки с пяти лет, это самое правильное. Но вообще развитие речи ребенка происходит во всех видах деятельности ежесекундно. Мамы думают, что заниматься нужно только со специалистами. Но нет. Я сама мама троих детей и хочу сказать современным мамам: отложите гаджеты. Выключите телевизор, возьмите ребенка на руки, пойте ему песенки, разговаривайте с детьми, оречевляйте деятельность, проговаривайте все с малышом. Расскажите на улице о том, какая хорошая погода, как солнышко светит, птички поют или идет снег.

Развитие речи начинается со считывания эмоций, как я уже говорила ранее, и с неречевых звуков. Например, едет машина, течет вода, дует ветер, идет дождь, собака где-то лает. Не надо рано бежать к специалисту, не тратьте время и деньги. Возьмите потешки, пропойте с ребенком, почитайте стихи. Посадите годовалого ребенка на пол, покатайте с ним мячик и проговаривайте: «я тебе мячик качу» или «а теперь ты мне кати мячик». Мозг же записывает информацию. Для того чтобы ребенок сказал одно слово, у него в запасе должно быть тысяча слов. А если у детей постоянно планшеты и телефоны в руках, включен фоном телевизор, соответственно, зачем ему разговаривать? А чему потом мы удивляемся?

Вообще, ребенка нужно постоянно обнимать, гладить, то есть взаимодействовать с ним тактильно. Речь начинается в том числе и с ощущения тела в пространстве. Это глубинные процессы, которые доступны родителям. Не чужая тетя должна гладить ребенка – мама. У залюбленных и зацелованных детей прогресс идет быстрее.

– А какие нарушения речи встречаются чаще всего?

– Чаще всего встречается моторная неловкость – это когда у ребенка в силу того, что у него напряжены мышцы, начинается  нарушение речи. Наша нервная система в идеале работает по формуле: возбуждение – торможение. Чем человек взрослее, тем больше торможение преобладает над возбуждением. У маленьких детей возбуждение преобладает над торможением. Вот когда торможение не происходит, тогда нервная система все время находится в напряжении, мозг тоже в напряжении. Почему дети с нарушениями речи чаще всего гиперактивные? Потому что мозг совсем не отдыхает. Соответственно, мышцы тоже перенапрягаются.

И в таком случае работа начинается с общей моторики. Так ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, мозг получает импульс и начинает работать. Следствие моторной неловкости – моторная алалия. В силу того, что мышцы перенапряжены – и речевые мышцы тоже (губы, щеки, язык), ребенок просто не может двигать языком во рту и, соответственно, какая может быть речь?

Ну и наиболее распространенное нарушение  – дизартрия. Если объяснять проще, то у нас в шее находится речевая зона, в которой проходит 12 пар пучков нервов (первая речевая зона – в коре головного мозга). Чаще всего мышцы шейно-воротниковой зоны напрягаются при родах, нервные импульсы речевой зоны шеи плохо проходят в губы, щеки, язык и головной мозг. Соответственно, кровообращение головного мозга ухудшается, его работа замедляется, артикуляционный аппарат становится непослушным. Это и есть дизартрия.

Начинать нужно с себя

– Каковы современные стандарты по речи? Слышала, что речевые требования к каждому возрасту изменились…

– Да, изменились. Если еще несколько лет назад считалось, что к четырем годам у ребенка должны быть сформированы свистящие звуки («с», «з», «ц») шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), а к пяти годам – сонорные («л» и «р»), то сейчас нормы речевого развития сместились. К пяти годам должны быть все звуки, кроме «л» и «р», а к шести должны быть сформированы «л» и «р». И в принципе к шести годам должна быть четко поставленная речь, грамотная, со всеми звуками.

– Это из-за того, что увеличилось количество детей с проблемами с речью?

– В том числе. Мы живем в век, когда никуда не денешься от гаджетов. Но есть дети, у которых сильная зависимость от гаджетов. Понятно, мы не можем убрать их совсем, там много и полезного, но нужно обязательно дозировать. Как и все, что перевозбуждает нервную систему. Нужно разговаривать с детьми, больше времени проводить с ними. Встаньте на коньки, на лыжи, гуляйте в парке, это все будет способствовать развитию речи. Не говорить: «Я не умею кататься на коньках». Начинать нужно с себя, ты возьми и сделай, это нужно твоему ребенку.

Когда мои дети были маленькие, я ложилась спать и задавала себе вопрос: а все ли я сегодня сделала для своего ребенка? Конечно, проще всего включить телевизор фоном или попросить Алису включить музыку, но это все перевозбуждает нервную систему ребенка. Нужно быть ближе к детям, вовлекать их в свою деятельность, играть с ними, разговаривать, задавать вопросы и побуждать их к ответам. Это и есть развитие речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: