Особенности умственного воспитания и развития детей с нарушениями слуха

Изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Специфика формирования мыслительных процессов у детей с нарушениями слуха

В развитии мыслительных процессов ребенка с нарушениями слуха прослеживается большое количество специфических черт. Они преобладают над особенностями развития познавательной деятельности ребенка со слуховым дефектом в целом и иных познавательных процессов в частности.

Специфическими чертами развития мыслительных процессов ребенка со слуховыми отклонениями являются:

  1. Сложности овладения речью. Часто, слуховые нарушения влекут за собой проблемы с речевым развитием, а речь лежит в основе становления мыслительных процессов;

  2. Отставание в формировании наглядно-действенного мышления. У детей с нарушениями слуха проявляется отставание от установления связей между объектами и действиями с ними, которые бывают вызваны проблемами с речью и иными нарушениями психических процессов организма;

  3. Необходимость больших временных затрат и многократных повторений для освоения навыков решения простейших задач т.е. выполнения элементарных мыслительных операций;

  4. Сложности перехода от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению. Наглядно-образное мышление у детей с нарушениями слуха оказывается более развитым, чем у хорошо слышащих детей, и, переход к наглядно-действенному мышлению вызывает у них серьезные проблемы. Поэтому, развитие логики и иных мыслительных операций происходит в более поздние сроки, чем у нормальных детей;

  5. Сложности в освоение навыков обобщения. Дети с нарушениями слуха неспособны к полноценному усвоению названий операций действия, а иногда не могут его охарактеризовать, давая только описание самого предмета без его действия;

  6. Недетализированный анализ, приводящий к непоследовательному и бессистемному синтезу;

  7. Сложности в нахождении сходств и различий объектов;

  8. Сложности с освоением абстрактных понятий. Абстракция формируется в игровом процессе, когда реальные объекты замещаются абстрактными понятиями. Дети с нарушениями слуха испытывают сложности с применением заместителей. Они не могут переключиться от реальности и использовать объекты в воображаемой ситуации.

Рисунок 1. Особенности развития ребенка с нарушениями слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все эти особенности приводят к более позднему развитию словесно-логического, понятийного, абстрактного мышления, его обратимости.

Условия формирования словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха

При наличии у ребенка различных слуховых дефектов формирование словесно-логического мышления имеет свои особенности. Они связаны с выполнением ряда условий в воспитательной и образовательной работе с детьми. К ним относятся:

Развитие речи в качестве средства активизации мыслительной деятельности

Важно, делать упор на формирование речи ребенка, причем ее своевременное и полноценное развитие. Речь служит активизатором мыслительной деятельности.
Развитие навыков обратного мышления

Ребенок должен понимать относительность понятий и ситуаций. Эти навыки служат предпосылками формирования логики.
Формирование навыков анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Чтобы умственное развитие было своевременным и полноценным, требуется более раннее формирование аналитических навыков и установления абстрактных связей.
Овладение принципами группировки логических понятий, формирование основ установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира и навыков формулирования умозаключений дедуктивного и индуктивного характера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: