Специфика формирования мыслительных процессов у детей с нарушениями слуха
В развитии мыслительных процессов ребенка с нарушениями слуха прослеживается большое количество специфических черт. Они преобладают над особенностями развития познавательной деятельности ребенка со слуховым дефектом в целом и иных познавательных процессов в частности.
Специфическими чертами развития мыслительных процессов ребенка со слуховыми отклонениями являются:
-
Сложности овладения речью. Часто, слуховые нарушения влекут за собой проблемы с речевым развитием, а речь лежит в основе становления мыслительных процессов;
-
Отставание в формировании наглядно-действенного мышления. У детей с нарушениями слуха проявляется отставание от установления связей между объектами и действиями с ними, которые бывают вызваны проблемами с речью и иными нарушениями психических процессов организма;
-
Необходимость больших временных затрат и многократных повторений для освоения навыков решения простейших задач т.е. выполнения элементарных мыслительных операций;
-
Сложности перехода от наглядно-образного к наглядно-действенному мышлению. Наглядно-образное мышление у детей с нарушениями слуха оказывается более развитым, чем у хорошо слышащих детей, и, переход к наглядно-действенному мышлению вызывает у них серьезные проблемы. Поэтому, развитие логики и иных мыслительных операций происходит в более поздние сроки, чем у нормальных детей;
-
Сложности в освоение навыков обобщения. Дети с нарушениями слуха неспособны к полноценному усвоению названий операций действия, а иногда не могут его охарактеризовать, давая только описание самого предмета без его действия;
-
Недетализированный анализ, приводящий к непоследовательному и бессистемному синтезу;
-
Сложности в нахождении сходств и различий объектов;
-
Сложности с освоением абстрактных понятий. Абстракция формируется в игровом процессе, когда реальные объекты замещаются абстрактными понятиями. Дети с нарушениями слуха испытывают сложности с применением заместителей. Они не могут переключиться от реальности и использовать объекты в воображаемой ситуации.
Рисунок 1. Особенности развития ребенка с нарушениями слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все эти особенности приводят к более позднему развитию словесно-логического, понятийного, абстрактного мышления, его обратимости.
Условия формирования словесно-логического мышления у детей с нарушениями слуха
При наличии у ребенка различных слуховых дефектов формирование словесно-логического мышления имеет свои особенности. Они связаны с выполнением ряда условий в воспитательной и образовательной работе с детьми. К ним относятся:
Развитие речи в качестве средства активизации мыслительной деятельности
Важно, делать упор на формирование речи ребенка, причем ее своевременное и полноценное развитие. Речь служит активизатором мыслительной деятельности.
Развитие навыков обратного мышления
Ребенок должен понимать относительность понятий и ситуаций. Эти навыки служат предпосылками формирования логики.
Формирование навыков анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Чтобы умственное развитие было своевременным и полноценным, требуется более раннее формирование аналитических навыков и установления абстрактных связей.
Овладение принципами группировки логических понятий, формирование основ установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира и навыков формулирования умозаключений дедуктивного и индуктивного характера.