Что дальше?
А дальше ещё интереснее: ведь эти типы нервной системы ещё и сочетаются между собой! Таким образом, ребёнок может быть, например:
-
очень подвижным и быстро устающим,
-
или усидчивым, но всё же утомляющимся,
-
или активным и не устающим никогда,
-
или спокойным и сохраняющим энергию.
Логика сочетаний ясна. Что же тогда делать и какие ошибки делают родители в большинстве случаев?
А ошибки следующие: во-первых, не учитывают особенности своего ребёнка, во-вторых, пытаются его «сломать». Родители часто ещё до появления в семье ребёнка решают, каким их малыш должен быть. Строительство подобных планов распространяется не только на выбор имени и подбор одежды, но и выбор увлечений и типа деятельности за ребёнка. То есть если папа видит своего будущего сына великим футболистом, то в положенный срок он записывает малыша в секцию. И абсолютно не обращает внимания на то, что ребёнок с удовольствием остаётся наедине с книжкой в руках в своей комнате, не очень-то любит шумные компании и быстро утомляется. Итог же от подобных действий, к сожалению, может быть печальным: вместо тренировки «быть мужчиной» (по мнению отца) ребёнок постоянно чувствует себя не в своей тарелке, не любит заниматься тем, что ему навязали, может начать отставать в школьном обучении (из-за банальной нехватки энергии!), испытывать проблемы с памятью и станет подвержен срывам.
Как же, учитывая особенности нервной системы ребёнка, поступить правильно? Ведь для развития малышу просто необходимо посещать кружки и общаться с другими детьми!
Ответ логичен и прост: используйте знания о силе и степени возбудимости нервной системы ребёнка, подбирайте и организовывайте занятия с учётом этой информации.
Например, если ваш ребёнок – обладатель инертной нервной системы и, соответственно, не может выполнять домашнюю работу в шуме, то старайтесь организовать ему спокойную обстановку на время его учебной деятельности. В идеале: отдельная комната с минимумом отвлекающих факторов типа игрушек на рабочем столе, включённой приставки и бегающего рядом домашнего животного. Если же предоставить отдельную комнату нет возможности, то поговорите с остальными жильцами квартиры и старайтесь не шуметь в данное время, выключите телевизор, не общайтесь на повышенных тонах. Если же ребёнок – гордый «носитель» подвижной нервной системы, предпочитающий, чтобы вокруг кипела жизнь, не гоните его в отдельный угол. Позвольте такому активному малышу делать домашнюю работу рядом с вами, даже если вы в этот момент варите борщ или общаетесь с бабушкой.
Как темперамент влияет на истерики
У каждого темперамента свои особенности поведения. Благодаря набору характеристик можно выяснить, к какому темпераменту относится ребенок.
Сангвиник. Это уравновешенный, подвижный характер. Для детей-сангвиников характерно хорошее настроение, отлично развитые коммуникативные навыки. Малыш умеет быстро адаптироваться в различных ситуациях. В случаях постоянного нарушения режима ведет себя как малыш со слабым типом нервной системы. Чтобы избежать истерик у таких деток, необходимо неукоснительно соблюдать режим дня, избегать шумных и людным мест, найти крохе хобби; Холерик. Отличается преобладанием процессов возбуждения над торможением. Эти дети очень чувствительны, нервные. Таких детей воспитывать необходимо терпеливо, спокойно, ненавязчиво
Родителям важно вовремя определить момент, когда ребенок вступает в конфронтацию и быстро менять тему, переключать ребенка на другое; Флегматик. Процессы торможения преобладают над возбуждением
Родителям необходимо научить ребенка преодолеть внутреннюю инерцию, привлекать его к шумным играм, занятиям. Не нужно делать все за ребенка потому что нужно быстрее, а он медлительный. Не ругать за медлительность; Меланхолик. Такие дети — не уравновешенные, инертные. Процессы возбуждения и торможения замедленны. Такие детки впечатлительны, ранимы, замкнуты. В воспитании делать акцент на частые перерывы между занятиями. Чтобы не провоцировать капризы, родители должны избегать шумных, людных мест.
Флегматики и холерики больше остальных склонны к истерикам. Дети-флегматики долго “созревают” до выплеска эмоций. По силе реакции и выплеска эмоций они превосходят холериков.
Причины нервозности ребенка
В большинстве случаев ответственность за здоровье ребенка (физическое и психическое) лежит на родителях. Возможно, это была незапланированная беременность, и мать в это время лечилась от какого-то заболевания. Лекарственные средства повлияли на плод. Возможно, отношения между родителями не складываются, малыш часто становится свидетелем скандалов. Это отражается на его психическом состоянии, поведение родителей воспринимается как естественное.
Причинами нервозности являются:
- неблагоприятно протекающая беременность;
- сложные роды;
- наследственность;
- неблагополучные отношения в семье;
- особенности нервной системы;
- психические заболевания.
Ссора родителей
В любом случае, если поведение ребенка вызывает у вас беспокойство, обратитесь к врачу за консультацией. Если доктор не нашел у ребенка заболеваний, то основной причиной нервозности являются огрехи в воспитании
Особое внимание следует уделить дошкольному возрасту, так как характер и поведенческие навыки ребенка формируются в этот период
Дети до 3 лет
В младшем дошкольном возрасте поводов для раздражения может быть множество. Неудобная одежда, смена обстановки, громкие звуки вызывают негативную реакцию.
Родителям следует проявлять терпение, заботиться о соблюдении режима дня. Нужно внимательнее отнестись к рациону питания. Неправильная работа органов пищеварения иногда вызывает нарушения в работе нервной системы. Человеческий организм, особенно, детский, – это сложная система.
Старайтесь быть спокойными. Малыш считывает состояние родителей. Нервные родители – капризный ребенок. Даже если вы внутри напряжены, старайтесь хотя бы внешне выглядеть спокойными. Займитесь каким-то монотонным занятием, чтобы привести в порядок свои нервы и успокоить малыша.
Нервозное состояние матери
Вы уже знаете, что малыш бурно реагирует на неожиданности. Если предстоит какая-то смена обстановки, готовьте ребенка заранее. Расскажите сказку о том, как зайчик ходил к врачу или как белочке нужно было побыть у тети.
Старший дошкольный возраст
После трех лет большое значение имеет стратегия воспитания и личный пример родителей. Дети в этом возрасте считают поведение родителей эталоном. Достаточно понаблюдать, как они играют в дочки-матери
Прислушайтесь к их словам, обратите внимание на жесты, мимику, интонации, и вы узнаете себя. Нравитесь ли вы себе? Сделайте выводы
Дети – это честное зеркало, отражающее родителей.
Находите время для разговоров с детьми и объяснения им своей позиции на доступном языке
Поощряйте размышления о поведении и поступках ровесников. Учитесь предотвращать вспышки нервозности, вовремя переключая внимание малыша. Не склоняйтесь к практике вседозволенности
Ребенок уже должен понимать, что существуют некоторые ограничения. Только не перегните палку, иначе ребенок станет безвольным исполнителем.
Нервозность дошкольника
Младшие школьники
Когда ребенок идет в школу, у него появляются дополнительные причины для беспокойства. Ребенок попадает в новый коллектив, появляется учебная нагрузка, ответственность.
Требовательность родителей не должна вызывать негатив у ребенка. Чаще обсуждайте с ним школьные дела. Соблюдение режима дня становится особенно важным.
Не нужно загружать свое чадо сверх меры дополнительными занятиями. Если он настаивает на посещении кружков и секций, позвольте ему попробовать все, какие попросит. После этого выберите тот, где у него действительно есть успехи.
Загруженный ребенок
Подростковый возраст
В подростковом возрасте нервозность легко объясняется гормональными изменениями. А вот управлять психикой ребенка сложно даже ему самому, теряется и контакт с родителями. Агрессивность и нервозность являются спутниками этого периода. Происходящие изменения в организме вступают в противоречия, что отражается на общем самочувствии. Характерны резкие перепады настроения, ухудшение успеваемости, приступы тревоги, паники, головные боли.
Следует помочь понять подростку, что с ним происходит. Может быть, требуется помощь психолога для того, чтобы контролировать психическое состояние. Не обвиняйте подростка в его поступках, постарайтесь вместе разобраться
Акцентируйте внимание на положительных моментах. Окажите ему моральную поддержку в этот непростой для него период
Консультация психолога
Специалисты рекомендуют учитывать возрастные требования в воспитании детей. Нервозность ребенка может быть обусловлена и завышенными желаниями. Доверие и открытость отношений помогают снизить риск появления симптомов этого нарушения.
Советы родителям: четкие правила и границы
Чтобы справиться с «неправильным» поведением наследника, родителям нужно определить его причину и исправить свои ошибки.
Помогут в этом такие рекомендации психологов:
Дети чутко реагируют на наше внутреннее состояние, улавливают все оттенки эмоций
Постарайтесь, общаясь с ребенком, отключаться от внешних проблем и уделять ему максимальное внимание
Здесь важно даже не количество, а качество – 15 минут душевного разговора лучше часа «одиночества вдвоем», когда ребенок сам по себе, а мама занята домашними делами или разговорами по телефону.
Не давите дитя гиперопекой и чрезмерными ограничениями.
Выработайте строго определенные, обоснованные правила и постоянно придерживайтесь их
Оба родителя должны вести одну линию в воспитании – зная четкие рамки и понимая их необходимость, ребенку проще адаптироваться к внешней среде.
При «впадании в детство» ненавязчиво демонстрируйте выгоды и привилегии «взрослости» — игры, занятия, уважительное отношение окружающих.
При агрессивных выпадах не поддавайтесь на провокации, не срывайтесь на крик. Потерпите – некоторые возрастные проявления ребенку нужно просто «перерасти».
Не ставьте себя выше ребенка, в сложной ситуации обязательно устанавливайте с ним зрительный и тактильный контакт – присядьте на корточки, посмотрите в глаза, возьмите за руку и лишь затем спокойно выразите свои пожелания к нему.
Давайте ребенку возможность выбора и проявления себя и своих способностей.
Как можно убедиться, причин непослушания детей достаточно много, но при правильном подходе и желании наладить контакт родители вполне могут справиться с проблемным поведением детей, учитывая приведенные рекомендации. Обязательно учитывайте, что установленных правил вам нужно будет придерживаться постоянно, не поддаваясь на манипуляции и лишь корректируя «границы дозволенного» при взрослении ребенка.
Степени поражения.
- Легкая
- Средняя
- Тяжелая
Детям до года диагноз «Детский церебральный паралич» не ставится. До этого возраста ставится диагноз «Перинатальное поражение нервной системы» и ставится причина, по которой произошло это поражение. Также указывается характер поражения (гипоксическо-ишемического, метаболического, травматического характера и т.д.). В течение первого года жизни при проведении правильной реабилитации диагноз снимается. Если степень — легкая, то все неврологические проявления проявляются в течение первого месяца жизни и потом постепенно уходят. Если говорить о средней степени тяжести, то они сохраняются в течение года и имеют под собой двигательные нарушения, и — со стороны внутренних органов. Тяжелая степень, которая ведет за собой тяжелое поражение центральной нервной системы и со стороны внутренних органов.
Чем раньше замечена патология и раньше начато лечение, тем благоприятнее прогноз.
Как развиваются детские эмоции
Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха.
Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.
В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.
Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны
При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции
Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.
«Можно» и «нельзя» в воспитании
Запреты – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. Но слова «нельзя» и «нет» должны быть использованы в правильном русле.
Трудности в поведении детей возникают обычно при двух противоположных ситуациях: когда запретов у ребенка нет совсем, либо когда запретов слишком много.
Слово «нет» важно для безопасности ребенка. Малыш должен оперативно реагировать на него в любой ситуации
Существует несколько правил, регулирующих применение запрещающих слов:
А вы часто запрещаете что-то ребенку?
ЧастоРедко
Слово «нельзя» должно употребляться ограниченное количество раз.
Оно применимо в ситуациях охраны здоровья ребенка, а также при соблюдении элементарных норм этикета (нельзя драться, нельзя выкидывать мусор на землю и т.д.).
Запрет, применимый к какой-либо ситуации, должен исполняться всегда
Независимо от условий, настроения взрослых и поведения ребенка.
Обсуждение родительских запретов должно быть прекращено четко и сразу
Можно объяснить малышу, почему ему что-то нельзя делать, но сам факт запрета обсуждению не подлежит.
Недопустим различный подход родителей
Если мама сказала «нельзя», то папа также не разрешает, и наоборот.
«Нет», всегда должно оставаться запретом.
В отпуске, на каникулах, на прогулке, при болезни – не важно
Демократия семейной жизни и значение общения
Родители всегда должны оставаться авторитетом для своих детей. Обязательные действия должны выполняться быстро и четко, а не подвергаться часовым объяснением.
Если в кровати малышу нужно быть в 9 часов, значит, он должен это делать. Не целесообразно рассказывать в течение двух часов, почему и зачем, поддерживая демократию.
Малыш должен понимать, что при несоблюдении определенных правил, родители будут расстроены. И ребенок будет стараться как можно реже разочаровывать взрослых.
Общение – главная составляющая любого воспитательного процесса. Необходимый опыт должен быть получен еще в самом раннем возрасте. Отличной тренировкой психики становится детский сад.
Именно там происходят первые шаги к социальной жизни, появляются первые друзья. Ребенок начинает понимать, что все люди ведут себя по разному. И это является хорошей платформой к взрослой жизни.
Взаимопонимание в кругу семьи – это самый важный фактор становления детской психики. Поэтому, наладив или восстановив нормальные отношения всех членов семьи, общение родителей и детей можно добиться значительных улучшений в поведении.
Симптомы синдрома повышенной эмоциональной возбудимости
Как ранее уже упоминалось, синдром повышенной нервной возбудимости присущ как взрослым, так и детям независимо от пола. Но чаще других от нервной возбудимости страдают подростки и дети мужского пола. Рассмотрим симптомы:
- Бессонница. Нарушение сна — один из самых главных симптомов повышенной эмоциональной возбудимости. Резкие пробуждения посреди ночи, кошмары, неспособность уснуть — все это признаки повышенной возбудимости нервной системы.
- Головные боли и сбои в ориентации в пространстве и времени.
- Резкие скачки в весе и частые бесконтрольные смены настроения.
- Внешние признаки, такие как: асимметричность черт лица и нарушение движения глазных яблок также являются основными в определении повышенной нервной возбудимости.
Давление общества на женщин содействует не-родительству
Фактически родительство становится профессией — занятием с определенными навыками и компетенциями (по педагогике, психологии и пр.). Причем такой профессионализации способствует не только общество, но и сами родители, конкурирующие друг с другом по показателям успехов детей.
Распространенная идеология «интенсивного материнства» требует особенно много вложений сил и времени. И это на фоне того, что большинство матерей заняты еще и на рынке труда. Возникает эффект «двойной занятости»: женщины вынуждены полностью выкладываться и на работе, и дома. Отчасти это вопрос перфекционизма, желания быть «отличницами» в разных сферах. А отчасти — жесткое давление общества, которое предъявляет к женщинам повышенные требования.
Как вылечить гипервозбудимость у ребёнка?
Статья подготовлена при участии детского невролога Людмилы Валерьевны Филипповой
Детская гипервозбудимость — это общее название целого ряда состояний, которые характеризуются излишней двигательной активностью, беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, проблемами со сном, и повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.
Данный синдром не может проявиться на пустом месте без провоцирующих факторов. Сюда можно отнести: инфекционные заболевания матери в период беременности, либо же инфекции, перенесённые ребёнком в первые недели жизни, различные родовые травмы, роды с осложнениями, гипоксия плода, токсикоз и нервное напряжение матери при беременности.
Какова картина течения данного расстройства? У ребёнка наблюдаются вспышки гнева, истерики, возникающие на ровном месте, быстрая смена настроения. Дети склонны к хулиганскому поведению
Им сложно сфокусировать своё внимание на чём-то одном длительное время. Младенцы при гипервозбудимости очень плохо спят, могут подолгу кричать, плач их монотонный
Несмотря на то, что признаки гипервозбудимости проявляются довольно быстро, в раннем возрасте, родители часто не обращают на них внимание. А настораживать должны следующие симптомы: когда малыш просыпается от каждого шума и с трудом засыпает, плохо ест, ладони часто сжаты в кулачки, а кожа имеет голубоватый или красноватый оттенок из-за расположенных близко к поверхности кожи вен
А настораживать должны следующие симптомы: когда малыш просыпается от каждого шума и с трудом засыпает, плохо ест, ладони часто сжаты в кулачки, а кожа имеет голубоватый или красноватый оттенок из-за расположенных близко к поверхности кожи вен.
В более позднем возрасте ребёнок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте, постоянно меняет свои занятия, может быть довольно агрессивно настроен по отношению к своим сверстникам.
К сожалению, пока что не существует специальных приборов, тестов и анализов, помогающих быстро и точно диагностировать у ребёнка гипервозбудмость.
Если родители заподозрили, неладное, им стоит немедленно обратиться к врачу-педиатру или неврологу. После осмотра ребёнка и сбора подробного анамнеза, специалист может назначить УЗИ, рентгенографию шейного отдела позвоночника, электроэнцефалографию и прочие дополнительные обследования.
Самое главное при диагностики гипервозбудимости — определить природу заболевания, которая может быть неврологической, психологической, метаболической и прочей. От этого зависит разработка стратегии лечения с недугом.
В качестве лечения гипервозбудимости назначается приём успокаивающих нервную систему и психостимулирующих препаратов, массаж, гидротерапия, лечебная физкультура. Помимо всего прочего, таким детям необходимо соблюдать определённый распорядок дня, чаще бывать на свежем воздухе, играть в спокойной комфортной обстановке.
Чтобы сократить вероятность появления у ребёнка гипервозбудимости, следует заранее позаботиться о профилактике болезни, а именно на время беременности важно отказаться от вредных привычек, придерживаться режима питания и сна, и, конечно, находиться под постоянным врачебным наблюдением. А если же так случилось, что малыша не удалось уберечь от недуга, крайне важно не запускать болезнь, иначе заболевание будет прогрессировать и в будущем у ребёнка может развиться стойкое невротическое расстройство
Поэтому своевременный поход к неврологу станет залогом прекрасного самочувствия и здоровья вашего реьёнка в будущем
А если же так случилось, что малыша не удалось уберечь от недуга, крайне важно не запускать болезнь, иначе заболевание будет прогрессировать и в будущем у ребёнка может развиться стойкое невротическое расстройство. Поэтому своевременный поход к неврологу станет залогом прекрасного самочувствия и здоровья вашего реьёнка в будущем
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ К ДЕТСКОМУ НЕВРОЛОГУ
Симптомы обморока, предвестники обморока, предобморочное состояние
Обмороки проявляются в виде последовательных стадий предвестников (предобморочное состояние), нарушения сознания и восстановительного периода. Предобморочное состояние продолжается от 10 до 15 секунд, иногда от 5 до 60 секунд. Симптомами предобморочного состояния являются ощущение общего дискомфорта, несистематизированное головокружение, нечеткость видения окружающих предметов. Объективно определяются бледность кожных покровов, снижение артериального давления (АД), похолодание конечностей, гипергидроз. Резко снижается мышечный тонус, и ребенок медленно оседает, хватаясь руками за окружающие предметы. Наступает кратковременное нарушение или потеря сознания (простой обморок). В отличие от эпилепсии обычно не бывает внезапного падения с ушибами и повреждениями. Если при этом возникают судороги, обморок является конвульсивным. Он обычно наступает при потере сознания, длящейся более 20 секунд, и часто проявляется тоническим спазмом в основном разгибательного типа, иногда с предшествующими и последующими единичными подергиваниями. Возможны миоклонические судороги в области мимической мускулатуры. Генерализованных тонико-клонических припадков во время обморока, как правило, не отмечается. Восстановительный период продолжается несколько минут. В последующем дети ощущают общую слабость, иногда наблюдаются общая слабость или плач. У детей 1-го года жизни обмороки имеют определенные особенности: в 50% случаев отсутствует предобморочное состояние, преобладают простые обмороки, реже встречаются конвульсивные обмороки. У детей, особенно раннего возраста, встречаются симптоматические обмороки, которые возникают при врожденных пороках сердца, нарушениях сердечного ритма.
Родительское хладнокровие и последовательность
Если момент давно упущен, то ваша задача сейчас быть хладнокровными и заставить механизм работать в обратном направлении, вознаграждать ребёнка, когда он спокоен и конструктивен, хвалить за то, что он смог быстро успокоиться и всячески поощрять его за уравновешенность, пусть даже это выглядит искусственно.
Следующий аспект, способствующий формированию у ребёнка нервного поведения, это непоследовательность родителей в системе поощрений, запретов и наказаний.
Имеется в виду, когда один и тот же поступок ребёнка в одной ситуации трактуется как негативный и за него наказывают, а в каком-то другом контексте — не замечается. Сюда также относим модель поведения родителей, когда они выдвигают ребёнку требование, но девять раз из десяти не следят, чтобы это требование выполнялось, а на десятый переходят сразу к наказанию, причём за первые девять тоже.
Например: сын смотрит телевизор, и мама, каждый раз проходя мимо, спокойно говорит: «Выключи телевизор». Дети трактуют такую просьбу как необязательную к исполнению.
Правильно бы было сказать: «Смотришь ещё 2 минуты и выключаешь», а через 2 минуты сообщить, что время истекло, подойти и выключить. Ребенок может выдвинуть встречные требования, попросить ещё 5 минут, и, если это не принципиально, то мама может разрешить, а через 5 минут выключить телевизор. Ребёнок,скорее всего, будет возражать, но меньше, ведь его требование выполнено, с ним считаются.
Моделирование смысловой нагрузки событий
Нервность очень легко развивается при неприятных или страшных впечатлениях как постоянных, так и единичных
Причём ситуация не обязательно должна быть объективно катастрофической, — более важно, какой смысл ей придаёт сам ребёнок. Здесь реакция ребёнка это полное отображение реакций его родителей и окружающих его близких людей
Искусственное понижения важности и трагизма любого самого неприятного события со стороны родителей нивелирует негативное влияние этой ситуации на ребёнка и соответственно понижает риск возникновения нервозности. Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, — нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя
Ваша задача — самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь — вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением серьезных нарушений в эмоционально-волевой сфере. Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию
Если же ребёнок растёт в атмосфере нервозности, где родители не разговаривают, а постоянно кричат на ребёнка и друг на друга, где малыш наблюдает самые крайние проявления эмоций близкими ему людьми, — нет ничего удивительного в том, что он вбирает в себя все происходящее и воспроизводит вам то, что наблюдает вокруг себя. Ваша задача — самим научиться нести положительный заряд и тогда, не заметите, как ваш настрой передастся окружающим и в первую очередь — вашему когда-то неуравновешенному ребёнку. Будьте внимательны к своим детям ведь их нервозность может являться проявлением серьезных нарушений в эмоционально-волевой сфере. Здесь уже понадобиться все ваши усилия и любовь чтобы исправить ситуацию, когда её можно было избежать. Любите и чаще обнимайте своих детей это располагает к спокойствию.
Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию
Светлана Бук
Психолог рассказывает, — как невроз ребёнка связан с проблемами в семье:
Отрицательное в повышенной возбудимости у ребенка
У тех, кто имеет эмоциональную сверхчувствительность, ярко выражено сочувствие к людям, но мало сочувствия к себе. Они очень самокритичны и них сильно развито чувство ответственности даже за те вещи, которые им не поручались.
Эта самокритика и чувство ответственности могут вызвать беспокойство, чувство вины и ощущение того, что все провалилось. Та тревога, которая у них возникает, может мешать заниматься простыми задачами или делами, даже домашним заданием. У них могут развиться такие психосоматические симптомы, как боли в желудке или приступы депрессия. Депрессия у людей с чрезмерной эмоциональной возбудимостью — экзистенциальная, то есть их беспокоят проблемы, которые касаются базовых жизненных вопросов: смерть, бедность, война, болезнь и т. д. Приступы депрессии могут возникнуть после какого-то специфического события или раздражителя, но часто возникают и спонтанно.
Детям с эмоциональной сверхчувствительностью требуется время на то, чтобы привыкнуть и приспособиться к изменениям. Новые ситуации или окружения могут заставить ребенка испытать новую волну тревоги. Они могут стесняться и избегать социальной активности.
Проблемы взаимодействия и межличностного общения между детьми
Одежда. Это проблема, которую порождают сами взрослые
«Гонка» за модой среди мам и пап, их высказывания в кругу домашних по поводу «немодной» или дешевой одежды, обсуждение в семье внешних признаков «бедности и богатства» — все это вызывает у детей повышенное внимание к одежде сверстников. Уместно, конечно, вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму» — и объяснить своему ребенку, что «не одежда красит человека, а человек одежду»
Но и не стоит забывать, что вы-то одеваетесь на работу не по моде 1990-х годов, а в современном стиле. У малышей тоже есть «своя» мода, и, выбирая сыну «практичные и немаркие штанишки с зайчиком», возможно, надо прислушаться к его призыву: «Мам, давай вот эти джинсы с пиратом возьмем!» То есть уже сейчас, в этот момент, сынишка сигнализирует вам, что «зайчик» может послужить причиной обидных насмешек и прозвищ. Чтобы избежать проблем общения детей в дошкольном возрасте по поводу одежды, не гонитесь за самым дорогим, но старайтесь одевать своего ребенка в соответствии с современными тенденциями.
Речевые проблемы. Это те проблемы, когда малыш несвязно говорит или не выговаривает какие-либо звуки. К счастью, такие недостатки исправляются с помощью логопедов. Поэтому не допустить конфликтов и ссор между детьми в ваших силах. А чтобы успокоить малыша и внушить ему уверенность в собственных силах, можете рассказать историю о мальчике, жившем в IV веке до нашей эры.
Родился наш герой в Афинах, в 384 году до нашей эры. Мальчику было 7 лет, когда его отец умер, оставив сыну богатое наследство и недобросовестных опекунов. Демосфен, так Вали героя нашей истории, подрос и достиг совершеннолетия, но опекуны отказались вернуть юноше наследство. Афины в то время были развитым демократическим государством, где подобные вопросы решались в суде. Что же делает Демосфен? Начинает изучать законы и учится говорить. Нет, он не был немым. Но голос у него был слабым, дикция никудышная. Будь у вас такая проблема, куда бы вы отправились? На тренинг ораторского мастерства. Вот и Демосфен пошел в школу красноречия, к известному афинскому адвокату Исею. В течение нескольких лет юноша составлял речи для выступления других, изучал законы и переписывал труды историков и философов древности. К слову, огромный исторический труд Фукидида будущий оратор знал практически наизусть — шутка ли, переписал его восемь раз от руки! Это помогло Демосфену развить стиль, обогатило язык, научило применять логику. Но письмо — письмом, а речь — речью.
Первые выступления Демосфена закончились полным крахом: над ним смеялись, никто его не слушал, и речь ему даже не удавалось закончить. А что вы хотите? Заикание, картавость, слабый голос; к тому же Демосфен все время подергивал плечом, и публика не оценила его «содержательной речи». На помощь пришел друг — известный афинский актер. Он попросил Демосфена прочесть отрывок из какой-нибудь трагедии Софокла. Когда юноша закончил чтение, актер прочел этот же отрывок, но как! Демосфен даже не мог поверить, что текст тот же самый, настолько отличалось его чтение от выразительного чтения актера. И тогда Демосфен обрил половину головы.
Так и слышится вопрос: «Зачем?» А затем, чтобы не было соблазна «выйти в люди», пока его ораторские способности не будут отточены до блеска, а волосы не отрастут! Как же Демосфен исправлял речевые недостатки? Вот некоторые его упражнения. Для укрепления легких и развития глубокого дыхания он по нескольку раз в день взбирался на крутую гору, читая на ходу стихи. Чтобы укрепить голосовые связки и выработать громкий звук, он декламировал отрывки из трагедий на берегу моря, стремясь заглушить шум прибоя. Картавость Демосфену помог исправить щенок — именно его рычание слушал и повторял будущий оратор. Горсть мелких камешков за щеками помогла достичь внятности: попробуйте четко и ясно разговаривать, когда рот забит мелкой галькой, и поймете, как Демосфен упражнялся «держать речь»! Зеркало и острый меч тоже надолго стали основными тренажерами. Пока Демосфен вырабатывал движения и мимику перед зеркалом, его дергающееся плечо находилось не под Дамокловым, но подвешенным мечом. Дернешься — укол! Еще раз — укол! Вот такой «контроль над телом».
Норма или патология: особенности детей с гиперактивностью
Педиатров всего мира волнует неблагоприятная ситуация, которая наблюдается во всем мире. Количество случаев синдрома СДВГ постоянно увеличивается. Так, по данным статистики этот диагноз имеют 6% детей школьного возраста, и до 3% подростков страдают от данного расстройства. Интересно, что мальчики в 5-6 раз страдают от гиперактивности. Основная проблема заключается в том, что такие дети постоянно напряжены, они не могут контролировать собственное поведение. Избыток энергии они пытаются «скинуть» путем повышенной физической активности, которая нередко обретает агрессивную форму. Подобные особенности поведения создают проблемы не только дома, но и в школе, хотя дети с СДВГ нередко прекрасно успевают.
У детей с такими расстройствами не складываются отношения со сверстниками, что способствует формированию психологических комплексов. Такие дети нуждаются в помощи, и чем раньше они ее получат, тем благоприятнее будет прогноз.