Общее недоразвитие речи 4 уровня

Общее недоразвитие речи

Какие симптомы

Патология имеет определенные симптомы:

•недостаточное усвоение речи. Ребенок может испытывать трудности в произношении звуков, может иметь неправильное строение слов и фраз, а также ограниченный словарный запас;

•ограниченные коммуникативные навыки. Малыш испытывает трудности в понимании инструкций и заданий, может иметь ограниченные навыки общения с окружающими;

•затруднения в понимании и использовании правильной грамматики. Малыш допускает ошибки в образовании грамматических форм (например, неправильное использование времен или склонений);

•ограниченные навыки чтения и письма. Ребенок испытывает трудности в распознавании букв и сочетаний звуков;

•фонетические и фонологические нарушения. Малыш может иметь проблемы с произношением звуков, заменой или искажением звуковых сочетаний.

При такой патологии ребенок не может правильно употреблять формы падежа.  Своевременная диагностика позволяет начать лечение и развить правильные навыки коммуникации и речи.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Симптомы

Все уровни общего недоразвития речи по Левиной, Филичевой характеризуются индивидуальными и общими симптомами. У детей с IV степенью недоразвития речи наблюдаются следующие признаки дефекта артикуляции:

  1. Недостаток дифференциации звуков -, -, -, -, -;
  2. Элизии — сокращение количества звуков в словах (велопед — велосипед, корабик- кораблик), реже пропуск целых слогов;
  3. Парафразия — нарушение темпа речи. Дети пропускают слова в предложениях, говорят быстро, невнятно. Большой текст из 10 предложений сокращают при пересказе до 2-4;
  4. Персеверация — повторение одного слога в слове несколько раз (библиотека библилиотека);
  5. Смешение родовых и видовых понятий (вместо названий отдельных птиц используется общее слово «птичка»);
  6. Смешение признаков. Старый = взрослый, длинный = большой;
  7. Сложности при словообразовании. В основном это употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в существительных и прилагательных (изюмка-изюминка, пальтовка-пальтишко, волкин-волчий);
  8. Незначительная ограниченность словарного запаса. Дети стараются пользоваться знакомыми единицами речи, чтобы не допускать лексические и грамматические ошибки;
  9. Затруднения в понимании абстрактных понятий, слов с переносным значением, смысловой нагрузки пословиц;
  10. Нарушения могут носить непостоянный характер. Если детям предлагают выбрать из двух вариантов только правильный, обычно задача выполняется верно;
  11. Пропуски или замена союзов в предложениях (я побежал, куда сидел щенок — где сидел щенок; мне сказали, я не трогал горячий чайник — чтобы я не трогал горячий чайник);
  12. Инверсии;
  13. При составлении рассказа используют малоинформативные, простые предложения;
  14. При описании картинки дошкольники испытывают трудности с выделением главного и второстепенного, логически «застревают» на незначимых для повествования деталях, неоднократно повторяют один-два эпизода;
  15. В связной речи и при выполнении заданий логопеда детям сложно подбирать неоднокоренные синонимы. Дошкольники предпочитают пользоваться приставкой не- (большой — небольшой, красивый-некрасивый).

ОНР 4 уровня считается незначительным типом расстройства речи по сравнению с другими заболеваниями. Пробелы в развитии выражены неярко, устраняются за короткий период времени. Но если ребенок не получает помощь логопеда-дефектолога нарушение речи скажется на его интеллектуальном росте, успеваемости в школе.

Причины

Формирование ОНР может произойти под влиянием различных факторов. Нередко причина кроется во внутреннем воздействии, когда нарушения произошли еще во время беременности или родов. Это относится к следующим факторам:

  • ранний токсикоз;
  • инфекционные заболевания у женщины;
  • наличие вредных привычек (в том числе во время кормления грудью);
  • резус-конфликт;
  • перенесенное переливание крови;
  • предшествующее лечение от бесплодия (особенно если до беременности прошло мало времени);
  • перенесенные ранее аборты;
  • родовая травма, осложнения во время родов;
  • слишком юный или зрелый возраст женщины;
  • гипоксия плода;
  • порок развития;
  • наследственные патологии.

Выделяют также внешние причины ОНР, то есть определенные условия роста и развития человека:

  • ослабленный организм из-за различных патологий: нарушенного вещественного обмена, астении, поражений внутренних органов, рахита, заболеваний ЦНС, тяжело протекающих болезней;
  • обстановка в семье: эмоционально-отрицательный уровень, психические травмы, продолжительное расставание с близкими людьми, наличие любого нервно-психического заболевания или травмы;
  • наличие речевых нарушений у людей в зоне постоянного общения: нечеткость произношение, нарушение темпа, заикание, подражание детскому лепету;
  • отсутствующее речевое общение на первом году жизни – некоторые считают, что ребенок их еще не понимает, поэтому и разговаривать с ним не надо.

Профилактика и прогноз ОНР

Коррекция общего недоразвития речи — это упорный совместный труд малыша, его родителей и логопеда. Порой лечение затягивается на долгие месяцы, но зато результаты приятно радуют и родителей, и педагогов. Начинать коррекцию лучше в возрасте 3-4 лет, когда у ребенка активно формируются речевые навыки. Сегодня существует множество методик, позволяющих оценивать прогноз при ОНР как благоприятный.

Профилактика заключается в предотвращении состояний, которые являются этиологической причиной развития патологии. Чем больше вы разговаривает с ребенком, тем больше стимулируете его речевую активность.

Как лечить общее недоразвитие речи у ребенка, как избавиться от недоразвития речи

Комплексное дифференцированное лечение больных с общим недоразвитием речи в Сарклиник проводится с использованием новых рефлексотерапевтических методик, которые позволяют добиться удовлетворительных результатов даже при выраженных неврологических расстройствах уже после первых курсов лечения, улучшают показатели психического развития, импрессивной и экспрессивной речи. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются нарушенные функции. Хорошо поддается лечению общее недоразвитие речи у дошкольников, школьников, фонематическое недоразвитие речи, фонетико фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня, нерезко выраженное и сильно выраженное фонетическое недоразвитие лексико грамматического строя речи.

Общее недоразвитие речи – уровни:

  1. У детей с первым уровнем ОНР понятная окружающим речь отсутствует, напоминая младенческий лепет с редкими однословными предложениями. Ребёнок не понимает смысла многих слов, его словарный запас крайне мал, в основном это слова из одного-двух слогов. Чтобы сообщить о своих потребностях, такие дети активно используют мимику и жесты.
  2. Дети с ОНР 2-го уровня обладают зачатками общеупотребительной речи. Их лексикон беден, произношение нарушено. Они неспособны правильно формировать фразы, искажают и заменяют звуки, слоги, не понимают правил построения грамматических конструкций, плохо воспринимают значение слов. 
  3. Третий уровень ОНР характеризуется значительным упрощением речи – ребёнок правильно строит лишь простые предложения и фразы, в более сложных неправильно согласовывает части речи, путает падежные окончания. Словарный запас близок к возрастной норме, но зачастую предметы называются неточно, ударения ставятся неправильно. Произношение звуков, смысловое восприятие чужой речи страдает гораздо меньше.
  4. Наиболее лёгкое общее недоразвитие речи (ОНР 4-го уровня) проявляется затруднением в произношении длинных, многосложных слов, понимании образных выражений, сниженным восприятием смысла сказанного. Изложение даётся с трудом – ребёнок путает главное с второстепенным, часто допускает повторы.

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Общая информация

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

  • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
  • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
  • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций.

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Причины возникновения ОНР у детей

В основе ОНР часто лежат такие речевые расстройства, как алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. Причины можно условно разделить на 2 группы:

  • Внутренние – поражение артикуляционного аппарата или речевых центров коры головного мозга.
  • Внешние – социально-педагогические факторы.

Источники внутренних поражений:

  • Генетические аномалии, передающиеся по наследству.
  • Неблагоприятное воздействие на плод во время беременности, связанное с плацентарной недостаточностью, тяжёлым общим заболеванием матери (сахарный диабет, болезнь почек и прочие), внутриутробной инфекцией.
  • Трудные роды, сопровождающиеся асфиксией, применением акушерского пособия.
  • Травма головы и шеи или тяжёлая болезнь, перенесённые вскоре после рождения.

К внешним факторам относятся:

  • Недостаток общения с взрослыми членами семьи и сверстниками.
  • Неблагоприятный психологический климат в доме – например, к ребёнку чрезмерно строги родные.
  • Билингвизм родителей – использование разных языков при обращении к малышу.

Диагностика ОНР (логопедическое обследование)

Начальный этап логопедического обследования включает сбор анамнеза, в ходе которого врач изучает медицинскую документацию ребенка, начиная с раннего детского возраста. Хорошо, если имеются данные о том, как протекала беременность матери и роды, так как именно в пренатальном и неонатальном периоде развития плода нередко кроются причины данного патологического состояния.

После этого диагностируют устную речь, в ходе чего выявляют:

  • способность ребенка составлять связные предложения, рассказы по картинкам или пересказывать услышанное;
  • способность правильно изменять слова, склонять их и связывать между собой (грамматическая составляющая речи);
  • словарный запас ребенка относительно возрастной нормы.

Дальнейшее обследование предполагает изучение анатомического строения органов речевого аппарата, а также звуковой (фонетической) стороны речи ребенка, способность к анализу и синтезу звуков, которые ребенок слышит.

В результате обследования врач делает заключение о том, насколько сильно выражено общее недоразвитие речи ребенка.

Осложнения

Основная опасность ОНР любой степени, даже легкой – это сложности в овладении ребенком чтением и письмом. Следствием этого становятся специфические расстройства школьных навыков: нарушения письма (дисграфия, дизорфография) и чтения (дислексия), учебная неуспеваемость по родному языку. Своеобразию речевого развития часто сопутствует дефицит внимания, нарушение памяти, снижение познавательной активности. Если педагоги не понимают истинных причин неуспеваемости, на ребенке ставится печать «двоечника», «второгодника», «неудачника». Речевые проблемы тормозят интеллектуальное развитие детей, вносят дисгармонию в психическую сферу, формируют невротические черты личности, речевой негативизм, поэтому требуют своевременного решения.

Четыре уровня ОНР

Как лечить онр у детей? Как избавиться от недоразвития речи у ребенка: коррекция, лечение, реабилитация, восстановление речи

На первой консультации врач ответит Вам на актуальные вопросы. Что такое недоразвитие речи, понятие ОНР? Как лечится общее недоразвитие речи? Как выглядят дети с недоразвитием речи? Почему возникает общее недоразвитие речи у детей? Какие существуют уровни недоразвития речи? В чем заключается фонематическое недоразвитие речи? С чем связано общее недоразвитие речи у дошкольников? Почему нужно определять уровни ОНР? Чем опасно лексико грамматическое и фонетико фонематическое (фонемо фонематическое) недоразвитие речи? Как происходит коррекция общего недоразвития речи 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня, 4 уровня? Какие причины причины недоразвития речи, лексико грамматического строя речи? Чем отличаются резко выраженное системное тяжелой степени и нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Как проводится профилактика речевых нарушений у детей в различном возрасте, восстановление речи, реабилитация и коррекция? Чем опасна алалия? Что делать, если ребенок плохо говорит, заикается, у ребенка, мальчика, девочки ЗРР в 2, 3, 4 года, 5 — 14 лет?

Запись на консультации. 
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Отзывы
Фото: Articoufa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Характеристика ребенка

При ОНР 4 уровня характеристика на ребенка составляется логопедом или воспитателем детского сада. Документ необходим родителям для прохождения ПМПК перед поступлением в 1 класс спецшколы или логопедическую группу ДОУ.

Для составления характеристики на ребенка можно пользоваться таким планом:

  1. ФИО воспитанника ДОУ, год рождения, паспортные данные родителей.
  2. Уровень физического развития (группа здоровья, уровень развития моторики, ведущая рука).
  3. Психологическая характеристика дошкольника (поведение в ДОУ, на занятиях, особенности взаимодействия с детьми, педагогами).
  4. Объем словаря.
  5. Сформированность слоговой структуры речи.
  6. Уровень слуховой дифференциации.
  7. Громкость голоса.
  8. Особенности связной речи.
  9. Положительные стороны личности ребенка.

Кроме перечисленных пунктов, педагог может кратко добавлять те моменты, которые считает важными для составления объективной картины о состоянии здоровья дошкольника.

Наши специалисты

Цепляева Татьяна Евгеньевна

Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед

Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки

Подробнее

Бунина Александра Ивановна

Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог

Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Горбенко Наталья Николаевна

Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.

Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.

Филиал:
Химки

Подробнее

Иоголевич Татьяна Юрьевна

Логопед

Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Мележик Людмила Владимировна

Логопед, дефектолог, психолог

Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед

Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Бывальцев Вячеслав Олегович

Остеопат, педиатр

Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Фатова Анна Андреевна

Логопед, нейропсихолог

Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Броудо Ирина Валериевна

Логопед

На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Тишина Ксения Александровна

Логопед

Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Логопед, дефектолог

Свою работу строю на двигательной активности детей.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Гергокова Инесса Владимировна

Психолог

Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Логопед

Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Ершова Людмила Николаевна

Нейропсихолог, психолог

Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.

Филиал:
Долгопрудный

Подробнее

Иванова Дарья Юрьевна

Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог

Работаю с детьми разных возрастов.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Коробова Елена Витальевна

Специалист по АФК

При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.

Филиал:
Долгопрудный
Лобня

Подробнее

Ильина Анна Андреевна

Специальный психолог, дефектолог

Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели. 
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!

Филиал:
Лобня

Подробнее

Старостина Ольга Александровна

Логопед, нейро-дефектолог

Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход  и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!

Филиал:
Химки

Подробнее

Колещук Екатерина Валерьевна

Клинический психолог

Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.

Филиал:
Лобня

Подробнее

Познавательная страничка

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью

ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования.

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.

Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет).

Центр Речи разработал новую оздоровительно-развивающую программу в формате ЛОГОИНТЕНСИВ.

Отграничение от сходных состояний

С расстройствами речи соседствуют нарушения неречевых психических функций и моторики (общей, ручной, артикуляционной). Таким детям трудно сконцентрироваться на учебном и дидактическом материале. Наблюдаются также поведенческие отклонения, гиперактивные проявления, нарушения деятельности вегетативной нервной системы.

Речь у детей с ОНР на первый взгляд похожа на речь при других логопедических расстройствах

При обследовании важно правильно диагностировать схожие состояния. Отличительная симптоматика ФФНР и ОНР представлена в таблице

Результаты диагностики заносятся в речевую карту. Там же отмечается и динамика коррекционной работы.

Причины недоразвития речи

Этиология и патогенез ОНР

ОНР принято считать полиэтиологической патологией, которую некоторые исследователи связывают с нарушениями пренатального развития плода. Так причиной ОНР могут стать:

  • гипоксические поражения центральной нервной системы;
  • конфликт резусов матери и плода;
  • асфиксия плода;
  • родовые травмы плода и т.д.

Вследствие вышеупомянутых причин у ребенка еще на внутриутробном уровне могут возникать нарушения в развитии и созревании органов и тканей ЦНС, что и приводит к различным функциональным расстройствам, в том числе и к различным нарушениям речи ребенка.

Кроме того, такое состояние может развиваться у детей, которые страдают различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, имеют хронические недуги или перенесли тяжелые черепно-мозговые травмы. Также на развитие речи у ребенка влияет недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.

Серия картинок для составления рассказа

В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.

Симптомы общего недоразвития речи у детей

Особенности речи ребёнка с общим недоразвитием речи, на которые стоит обратить внимание:

  • В возрасте до года – слишком тихий или монотонный крик, лепет младенца, отсутствие интереса к игрушкам, реакции на интонацию, попыток  повторять за взрослыми звуки и слоги. У годовалого ребёнка – явное непонимание смысла простых слов.
  • С года до двух лет – неспособность сказать своё имя, произнести короткие слова или связать их в осмысленные фразы.
  • С двух лет – скудный словарный запас, при обращении к окружающим в приоритете не речь, а жестикуляция, мимика. Нередко – непонимание сказанного взрослыми, чрезмерно быстрая или медленная речь

Следует насторожиться, если речь трёхлетнего ребёнка непонятна никому, кроме матери, или заметно, что малыш явно понимает всё сказанное, но сам не говорит.

Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.

Характеристика ОНР

Лечение ОНР

Коррекция звукопроизношения при ОНР начинается с посещения логопеда, который изучает данные обследования маленького пациента у педиатра, психолога, невролога и других специалистов, обстоятельно беседует с родителями о том, как развивается речь дошкольника.

В ходе последующей диагностики выявляется способность ребенка к связной речи, ее грамматическое состояние, звучание и лексический запас

И что важно — у детей с ОНР обязательным является диагностирование всех психических процессов, например, слухоречевой памяти

Далее врач составляет логопедическую характеристику, где подробно описывает состояние речевых функций ребенка, выносит заключение о степени ОНР и его клинической форме.

Логопедическая характеристика ребенка 5 лет с ОНР 3 уровня выглядит примерно так:

Степень выраженности речевого недоразвития определяет, какая коррекционная работа должна быть проведена.

Ее задачами являются:

При 1 уровне ОНР с детьми занимаются индивидуально или в небольших подгруппах из-за особенностей их психики. В силу того, что они могут не понимать речь в полном объеме, уроки проходят в игровой форме с участием сказочных персонажей.

Эти занятия расширяют кругозор, развивают самостоятельную речь на основе подражания, а также внимание, память, мышление. Звукопроизношение на этой стадии не столь важно, как правильное выстраивание словоформ, употребление предлогов и окончаний. Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение

Логопедические занятия с детьми 2 уровня ОНР развивают речевую активность: пополняют словарный запас, обучают правилам грамматики, а также корректируют звукопроизношение.

Дети овладевают навыками правильного употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме, координации различных частей речи между собой (зеленое яблоко, много яблок, два яблока; я стою, он стоит, они стоят). Работа над произношением исправляет ошибки при замене одних звуков другими, пропуске их и перестановке, а также улучшает звучание.

В коррекционной работе с детьми 3 уровня делается акцент на развитие навыка связной речи. Совершенствуются лексика, фонетика и грамматика.

Дети учатся определять оттенки основных цветов, образовывать прилагательные от существительных (хлебный, деревянный, лимонный), использовать в своей речи приставочные глаголы (пришел, зашел, ушел), обращать внимание на окончания в словосочетаниях. Словарный запас пополняется тематически, например, «одежда», «продукты питания», «игрушки» и т.д. Продолжается работа по улучшению звукопроизношения

4 уровень является заключительным этапом реабилитационных мер по восстановлению речевой функции, после которого речь ребенка уже соответствует норме, и он готов к обучению в школе. Все привитые навыки развиваются. Правила грамматики, лексики и фонетики активно используются при построении фраз и предложений.

Особое внимание уделяется употреблению синонимов (радостный — счастливый — веселый — задорный) и слов с переносным значением (золотые руки, каменное сердце, волчий аппетит), которые придают богатство речи. Дети переходят к освоению чтения и письма. Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша

Семьи, где уделяется много внимания общему, и в частности речевому, развитию ребенка, имеют все шансы избежать или уменьшить количество проблем с детской речью. А мамам в период беременности надо оберегать здоровье свое и будущего малыша.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.

если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Степени недоразвития речи и их характеристики

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: