Как избавиться от страха за ребенка

Если малыш боится всего нового

Вот три простых упражнения, которые помогут, если малыш боится всего нового:

Поиграйте в новое. Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Допустим, если ребенок боится говорить вслух в присутствии незнакомых людей, то можно справиться со страхом при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

Игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.

Смените фокус. Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство. Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин он увидит, прежде чем доедет до места назначения, и предложите ему считать. Это поможет переключиться с беспокойства.

Инсценируйте страх. Маленьким детям часто легче описать то, что происходит с кем-то другим, а не с ними самими. Говоря с ребенком, придумайте историю о том, как друг или известный персонаж попал в ситуацию, которая испугала бы вашего малыша, и посмотрите, что, по мнению вашего ребенка, с ним произойдет. Можно превратить это в ролевую игру с помощью фигурок. Так ребенок поймет, что даже если его что-то расстроит, в конце концов все равно все будет хорошо.

Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело! Эта книга навсегда изменит привычное отношение к страхам. Пять простых шагов и советы психологов сделают вашего ребенка счастливым и уверенным в себе человеком, которому тревоги не смогут помешать жить полноценной жизнью.

По материалам книги «Спокойные».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Трансляция переживания: «Смотри, как я волнуюсь!» (страх от родителей к детям)

А вот обратная ситуация. Не ребенок заражает родителя, а взрослый — ребенка.

Родители делятся переживаниями с ребенком, чтобы освободиться от напряжения и тревоги, но не всегда это осознают:

  • «Не лезь к тому мальчику — ударит»
  • «Куда ты пошел — упадешь»
  • «Ну вот ты опять упал. Я же говорила тебе быть аккуратнее, а ты меня не слушаешь. Я же переживаю»
  • «Дети бывают жестокие, никто тебе не поможет, будь осторожен. Держись от этой компании подальше»

Без этих фраз не обойтись. Это эффективный способ, чтобы ребенок учился оценивать, что опасно, а что нет. Но здесь нужна мера. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок знал, что потеряться может быть опасно и лучше не теряться. Но вряд ли мы желаем, чтобы ребенок впадал в панику каждый раз, когда остается один.

Чтобы так не происходило, следуйте нескольким правилам:

  • говорите о своих переживаниях от первого лица: «Я очень за тебя переживала»
  • говорите не более 15–30 секунд; в крайнем случае — 5–15 минут, если ситуация была в самом деле опасная и требует выхода эмоций, но больше со стороны ребенка
  • предлагайте позитивный выход из ситуации или давайте позитивный настрой: «Зато мы друг друга нашли», «Теперь ты знаешь как справляться с такой ситуацией», «Ты герой»

Выполнить эти рекомендации не всегда просто. Но если вы заметили, что уже ребенок старается вас утешить, значит вы перестарались с переживаниями, пора остановиться и вспомнить о позитивных моментах.

Опыт психологов и родителей

Спокойные
У детей из-за тревожности появляются проблемы дома, в школе, в отношениях с друзьями. Родителям трудно понять, как правильно себя вести в такие моменты. Интуиция подсказывает одно, в интернете советуют другое, а окружающие рекомендуют третье.

Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс — практикующие психологи и основательницы клиники по лечению тревожных расстройств у детей. Они уверены, что именно родители (да, не врачи!) в первую очередь могут помочь детям справиться с тревожностью.

Книга основана на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Она эффективна в разных ситуациях, будь то боязнь общения со сверстниками или взрослыми, страх разлуки с близкими, фобии или опасения по поводу каких-то страшных событий.

Именно родители могут помочь детям преодолеть все типичные страхи: от боязни собак до страха высоты.

В книге вы найдете:

— 5 шагов, которые помогут справиться с любыми тревогами и страхами;

— типичные детские страхи и фобии, методы работы с ними;

— истории других родителей о том, как они помогли своим детям преодолеть тревогу и страхи;

— советы для детей разного возраста: 5-12 лет, малышей до 3 лет и подростков;

— страхи и проблем со сном, поведением и успеваемостью;

— краткое руководство для учителей по работе со страхами и тревогами в школе.

Диагностика уровня тревожности

Диагностика уровня тревожности подразумевает проведение различных психологических тестов и заполнение опросников:

Опросник Лаврентьевой, Титаренко

Родителям предлагается выбрать из 20 признаков те, которые имеются у ребенка:

  • быстрая утомляемость при работе;
  • трудности с концентрацией внимания;
  • чрезмерное беспокойство при новом задании;
  • напряженность и скованность при выполнении задания;
  • частое смущение;
  • разговоры о напряженных ситуациях;
  • частая гиперемия лица;
  • жалобы на страшные сны;
  • холодность и влажность рук;
  • часто расстройство стула;
  • высокая потливость при волнении;
  • плохой аппетит;
  • беспокойный сон, трудности с засыпанием;
  • повышенная пугливость, множество страхов;
  • постоянное беспокойство;
  • неспособность сдержать слезы;
  • непереносимость ожидания;
  • боязнь новых дел;
  • неуверенность в своих силах;
  • боязнь трудностей.

Количество положительных ответов позволяет определить уровень тревожности: 15 – 20 баллов говорит о высокой тревожности, 7 – 14 – о тревожности среднего уровня и 1 – 6 баллов – ребенок с низкой тревожностью.

Тест тревожности по Тэммпл, Амен и Дорки

Ребенку предлагают просмотреть некоторые жизненные ситуации, обозначенные на картинках в определенной последовательности (всего рисунков 14). Он должен ответить одной эмоцией (радостью или грустью) на каждую картинку:

  • ты играешь с маленьким ребенком, какое у тебя лицо (грустное или веселое);
  • ты идешь с мамой и младшим братиком (он в коляске) на прогулку;
  • на тебя нападает старший, какое у тебя лицо;
  • ты самостоятельно одеваешься, тебе радостно или грустно;
  • ты играешь с детьми старше тебя, тебе весело или грустно;
  • ты ложишься спать один, а родители заняты, тебе весело или грустно;
  • ты самостоятельно умываешься, какое лицо у тебя при этом;
  • тебя ругает мама, тебе грустно или весело;
  • родители играют с младшим, не обращая на тебя внимания;
  • у тебя ровесник хочет отобрать игрушку, это смешно или грустно;
  • мама заставила собрать разбросанные игрушки, это весело или грустно;
  • ровесники уходят по домам, тебе весело или грустно;
  • вы всей семьей на фотографии, тебе грустно или весело;
  • ты ешь один, это грустно или весело.

После просмотра рисунков заполняется специальная таблица и высчитывается уровень тревожности. Помимо выражения лица ребенок должен сопровождать каждый рисунок своим комментарием. Уровень тревожности рассчитывается по формуле: УТ (тревожность) = (количество отрицательных эмоций / 14)* 100.

При УТ 50% и выше говорят о высокой тревожности, УТ, равный 20 – 50% о средней тревожности и УТ меньше 20% — о низкой тревожности.

Тест тревожности Филипса

У детей школьного возраста тревожность определяют по Филипсу. Этим занимается школьный психолог, который тестирует сразу группу школьников (класс). Опросник Филипса состоит из 58 вопросов, ответы на которые позволяют оценить:

  • уровень тревожности всего класса;
  • выраженность переживаний по поводу стресса в обществе;
  • тревожность по поводу возможных успехов и положительных оценок;
  • страх по поводу самовыражения;
  • страх по поводу проверок знаний;
  • страх по поводу мнения одноклассников и учителей;
  • уровень сопротивляемости стрессовым ситуациям;
  • страх по поводу отношений с педагогами.

Вопросы под определенными номерами соответствуют перечисленным выше критериям. Каждый положительный ответ считается как один балл и суммируется по группам, выявляя уровень тревожности в данном коллективе.

Шкала тревожности Спилберга-Ханина

По этой шкале, опросник которой состоит из 40 вопросов, предлагается определить уровень тревожности самостоятельно. Первые 20 вопросов дают оценку по поводу ситуативной тревожности, вторая половина вопросов позволяет оценить личностную тревожность.

Памперсы вредны для детей

До сих пор у мам есть опасения, что одноразовый подгузник может навредить репродуктивной функции мальчика. Автор статьи на сайте «растимдетей.рф» Анна Демина развеивает этот миф, основываясь на научных данных. До 7–8 лет у мальчиков не вырабатываются сперматозоиды, а кроме того, температура тела под памперсом повышается на 0,1–0,5 градуса, так что ни о каком перегреве речь не идет.

Некоторые мамы и бабушки считают, что подгузник имеет вредный химический состав и может вызвать аллергию.

Что делать?

Нужно подобрать подгузники, которые не вызывают аллергии у вашего ребенка. Кроме того, не оставляй малыша в переполненном памперсе надолго: контакт с мочой, действительно, может вызвать дерматит. А после дефекации памперс меняется незамедлительно. Что же касается вредного химического состава, пленка из полиолефина, которой защищен бумажный памперс начнет выделять вредные вещества только при температуре 140 градусов, что возможно лишь при горении.

Страхи-помощники

Во взрослом возрасте мы все знаем, чего нужно бояться, а что не требует особого внимания. Этого не скажешь о детях: у них нет ни опыта, ни знаний об окружающем мире, да и справляться с эмоциями они пока не умеют. И в дополнение обладают таким необычным свойством, как магическое мышление. Это значит, что ребенок с высокой готовностью принимает необычные и чудесные явления, а также верит в свои способности влиять на окружающий мир мыслями, чувствами, желаниями.

Поэтому в норме страхи часто посещают детей, и проявляется это иногда интенсивно: в виде плача, упрямства, замирания. Но сегодня один страх, завтра другой. Обычно они длятся недолго (один-три месяца) и проходят сами собой. «Нормальные» страхи мало зависят от поведения родителей и отражают нормальное развитие психики. Сюда входят различные боязни, реальные и не очень:

  • укусит собака
  • мама навсегда оставит в садике
  • утащит чудовище
  • кто-то нападет из темноты
  • врач сделает больно
  • украдут грабители

Причины тревожности по возрастам

Состояние тревожности может развиться у человека в любом возрасте, в том числе и у новорожденных. У младенцев тревожность проявляется в виде чрезмерного беспокойства, частого плача без причины, нарушенного сна и плохого аппетита. Но с возрастом происходит становление нервной системы и ее усложнение, поэтому признаки тревожности приобретают более сложные черты.

Тревожность детская

К причинам высокой тревожности у детей дошкольного возраста относятся:

Общее состояние ребенка

Факторами риска являются: генетическая предрасположенность к нервным расстройствам, личные особенности характера, повышенная чувствительность (тревожность родителей передается ребенку), родовые травмы, перенесенные инфекционные болезни и другие патологические состояния в период новорожденности. Также предрасполагают к повышенной тревожности у детей младшего возраста заболевания женщины в период беременности, анте-, интра- и постнатальные поражения ЦНС новорожденного.

Внешние факторы

К ним относятся внутрисемейная атмосфера и методы воспитания ребенка. Это может быть чрезмерная опека (когда ребенок в семье единственный, и он лишен самостоятельности и права выбора) либо, напротив, отсутствие хоть какой-то заботы и внимания, так как ребенок нежеланный.

Высокая тревожность у детей зачастую переходит в невроз (истерический, неврастенический, фобический и прочие).

Тревожность школьная

К развитию школьной тревожности приводят:

  • значительные школьные нагрузки;
  • трудности в преодолении школьной программы;
  • полное непонимание отдельных школьных предметов;
  • завышенные требования со стороны родителей (наш ребенок должен быть самым лучшим или, наоборот, наш ребенок самый бездарный и ленивый);
  • отрицательное отношение к ребенку школьных учителей;
  • несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликты и ссоры;
  • частая смена школ;
  • частые контрольные, проверочные и экзамены.

Повышенная тревожность у детей – школьников может перейти в школьный невроз (головная боль, пищеварительные расстройства накануне посещения школы), школьную фобию (страх посещения школы), дидактогенный невроз (неприятие обучения).

Тревожность подростковая

Подростковый период у ребенка самый сложный и переломный. В эту стадию ребенок претерпевает не только гормональные перестройки, но и пересматривает отношение к себе и другим людям. Причинами повышенной тревожности у подростка служат:

  • сложные гормональные изменения, которые отражаются на всех органах и системах организма, в том числе и на ЦНС;
  • осознание собственной независимости и права выбора, самостоятельный прием решений;
  • изменения, происходящие в коллективе (неприятие «белых ворон», агрессия сверстников, юношеский максимализм);
  • периодическая активность, резко сменяющаяся депрессией и апатией, внезапные смены настроения.
  • определенные жизненные периоды (мужской и женский климакс, кризис среднего возраста);
  • специфические профессии, связанные с постоянными стрессами, переутомлением и ненормированным рабочим днем (летчики, врачи хирургических специальностей, экстренная помощь населению);
  • трудности при общении с новыми людьми или в публичных выступлениях;
  • сексуальные проблемы;
  • личные неурядицы (развод, смерть близких, болезнь, утрата работы).

Причины формирования патологического страха за ребенка

Ребенок – величайшая ценность и смысл жизни каждого родителя. Но если одни мамы и папы, переживая за его безопасность, не запрещают ему бегать, прыгать и гулять с друзьями, то другие настолько концентрируются на своем страхе, что буквально ограничивают свое чадо в свободе передвижения. Когда запреты превышают все пределы допустимого, то стоит задуматься о развитии патологии, а не обычном беспокойстве.

К основным причинам развития патологического страха за ребенка можно отнести:

  • Психологическая травма. Потеря близкого человека всегда оказывает сильное влияние на психоэмоциональную стабильность. Пережив однажды смерть дорогого человека, можно столкнуться с последствиями в виде страха потерять ребенка.
  • Одиночество. Развод и негативные воспоминания о предательстве любимого человека нередко становятся причиной возникновения боязни одиночества. В результате возникают проблемы с построением новых романтических отношений. В таких случаях вся нерастраченная любовь будет направлена на ребенка и однажды трансформируется в неспособность отпустить свое чадо от себя даже на час.
  • Гиперответственность. Всем прекрасно известно, что такое безответственность, но мало кто знает о ее антиподе – гиперответственности. Данное качество выражается в том, что человек не может определить границы своей ответственности, то есть он считает, что во всем плохом есть доля его вины. В подобных ситуациях следует бороться с нездоровым чувством вины, но вместо этого человек способен пойти на крайние меры ради безопасности своего ребенка.
  • Повышенная мнительность и тревожность. Есть такие люди, для которых мнительность является обычным состоянием. Они опасаются практически всего и стараются заранее обезопасить себя даже от надуманных проблем. Для таких личностей вполне естественным будет возникновение фобии за жизнь и здоровье ребенка.
  • Влияние средств массовой информации нельзя недооценивать. К сожалению, на экранах телевизоров намного чаще можно увидеть очередную «чернуху», позволяющую повысить рейтинги канала, чем нечто позитивное. Удивительно, но факт: людей намного сильнее привлекают чужие беды и страдания, чем информация положительного толка. Смотря очередную криминальную программу, человек приходит к выводу, что его жизнь можно назвать простой и счастливой. Но несмотря ни на что зерна страха за свою безопасность и безопасность своей семьи уже упали в благодатную почву, на которой вполне может прорасти фобия за любимую кровиночку.

Важно
В борьбе с фобией за жизнь и здоровье ребенка нельзя обойтись без поддержки родных и близких. Если рядом есть человек, на которого можно положиться, то страх за ребенка исчезнет намного быстрее.

Что делать?

Прежде всего, нужно разобраться в причинах страха. У одних это связано с нехваткой педагогических знаний и опыта. У других мам тревожность – особенность характера, которая проявляется во всех сферах. Третьи женщины переносят на ребенка отношения со своей матерью: их так же опекали или, наоборот, о них мало заботились.

Другие мамы боятся всего мира – настолько не доверяют себе и людям, что пытаются запереть ребенка в золотой клетке.

А кто-то боится прослыть плохой матерью, подвергнуться общественному осуждению или просто не хочет переживать и боится, что не справится с возникшими проблемами.

В любом случае лучше обратиться к психологу и разобраться в этом. А пока предлагаем познакомиться с тремя универсальными методиками избавления от тревожности и страха.

Симптомы

Детские страхи проявляют себя разнообразными нарушениями поведения. Их типичные признаки встречаются довольно часто:

  • Страх одиночества. Патологическим психологи считают его в возрасте старше 6 лет, когда ребенок не может короткое время находиться дома один. Дети с таким страхом сильно привязаны к родителям. Иногда им не хватает заботы и внимания со стороны взрослых.

  • Боязнь темноты. В 3-6 лет ребенок в своем воображении изобретает фантастических существ, которые, якобы, обитают только в темной комнате, и сам начинает верить в их присутствие. Иногда страху предшествует утрата близкого человека, пережитая травма или авария.

  • Кошмарные сны. В возрасте 5-6 лет дети сильнее всего боятся смерти, войн, огня, стихийных бедствий. Они видят их во сне, и, как следствие, боятся ложиться в постель, тушить свет, засыпать.

  • Страх персонажей известных сказок или мультфильмов. Драконы, лесные чудища и колдуны кажутся особенно опасными при излишне строгом воспитании, недостатке любви и ласки.

  • Боязнь умереть. Дети становятся свидетелями смерти домашних питомцев, а вскоре начинают бояться заснуть, как умерший хомячок, не могут слушать сказки, где погибает кто-либо из героев, часто плачут без видимой причины.

  • Страх заболеть. Взрослые пугают ребенка смертью, если тот отказывается пить горькое лекарство, после чего малыш боится простудиться, сходить в больницу на прививку или получить малейшую травму.

  • Страхи войн и нападений. Дети опасаются выходить из дома, оказаться в шумном обществе, детском коллективе, растут излишне пугливыми и застенчивыми. Преодолевать такие страхи помогают мальчишеские игры с возможностью побеждать.

  • Страх наказания. Присущ детям, которые фактически никогда не испытывали на себе насилия, но в силу своей впечатлительности испугались услышанных рассказов. У таких детей закрепляется стойкая боязнь любых порицаний и телесных воздействий.

  • Ощущение собственного несовершенства. Характерно для подростков, когда они боятся происходящих изменений в собственной внешности. Одновременно возникают сильные переживания по поводу непринятия ровесниками, публичного осуждения, сложности самореализации.

У каждого страха есть свои истоки и формы проявления. При различных симптомах отличаются и методы их преодоления. Самостоятельно подобрать необходимый способ без специальных знаний затруднительно. Лечение детских страхов лучше доверить специалисту.

Что учителя и родители могут сделать с математической тревожностью ребёнка

— Как понять, что у ребёнка именно математическая тревожность?

— Важную информацию может показать самоотчёт. Ребёнок, скорее всего, сам замечает, что испытывает неприятные эмоции всякий раз, когда ему нужно что‑то решить или когда предстоит контрольная по математике.

Даже в самом известном на данный момент опроснике вопросы построены как самоотчёт. Например, нужно ответить, что вы испытываете, тревожитесь ли, есть ли у вас страх в ситуациях, когда вы что-то решаете, когда открываете учебник по математике, когда вас вызывают к доске.

— Стоит ли заниматься самопроверкой или проверкой своих учеников по опроснику или его должен применять специалист?

— Если у педагогов есть подозрения на этот счёт, если ребёнок сообщает о том, что какая-то есть тревога, какой-то страх, лучше всего будет отправить его к психологу, который занимается проблемами, возникающими в ходе обучения. Он сможет в большей степени оценить и верифицировать эти подозрения, постараться помочь и скорректировать эту проблему. Крайне желательно обращаться к специалистам, конечно.

— Можно ли преодолеть математическую тревожность? Известны ли случаи, когда человек не просто справился с тревожностью, а начал заниматься работой, в которой требуются математические исчисления?

— Могу в пример привести себя, потому что в школе я была математически тревожным человеком. Даже когда выбирала, куда мне поступать, сначала думала о гуманитарных направлениях, где математики будет поменьше, желательно не сдавать её при поступлении.

Нельзя ставить крест на себе и отказываться от интересующих вас профессий из-за математической тревожности. Лучше попытаться справиться с ней.

— Что бы вы посоветовали самим учащимся с математической тревожностью на своём опыте?

— Подойдёт подход, который справедлив не только для специфической математической тревожности, но и для любых тревожных расстройств. Не стоит убегать от этого страха — избегая математики, тревогу не преодолеешь. Понемногу, по чуть-чуть стоит встречаться с этим предметом, стараться сделать этот опыт более позитивным.

— А как могут помочь родители и учителя?

— Со стороны родителей важен правильный стиль общения с детьми — больше поддерживать ребёнка, помогать, обязательно замечать его успехи. Тогда эти краткие встречи с математикой не будут так пугать, и постепенно ребёнок будет готов увеличивать время, которое он затрачивает на этот предмет.

Учителям на повседневных уроках не стоит увлекаться ситуациями, которые усиливают стресс, — например, всё время давать задания с жёстким ограничением по времени. Конечно, готовиться к контрольным и экзаменам всё равно придётся, но лучше использовать тут игровые форматы.

— Могут ли нейротехнологии как-то помочь корректировать математическую тревожность?

— Такие исследования идут. Известно, какие области в мозге активируются, когда человек тревожится, — в частности, при математической тревожности это те же участки, что и при любой боли или неприятных ощущениях, то есть миндалевидное тело, островок и другие.

Идея в том, что если каким-то образом затормозить активность нейронов в этих областях в нужный момент, то и негативных эмоциональных проявлений будет меньше. Некоторые эксперименты с электростимуляцией уже показали результаты, но их выводы ещё нужно перепроверять. До практического использования таких технологий пока далеко.

Волшебной палочки, которая бы выключила тревожность на физиологическом уровне, пока нет.

— А какие методы используют психологи в борьбе с математической тревожностью?

— Это различные психотерапевтические техники, прежде всего из когнитивно-поведенческого подхода. Есть исследования о том, что помогает техника экспрессивного письма, когда учащийся прописывает все свои тревоги и страхи, связанные с предметом, непосредственно перед экзаменом.

Что вызывает тревогу

Основные факторы, провоцирующие у нас повышенную тревожность: одиночество, проблемы на работе, проблемы в отношениях, здоровье, окружение и разного рода конфликты.

Большое влияние также оказывает наш образ жизни. Например, мы чаще испытываем тревожные состояния, если постоянно зависаем в телефоне или смотрим новости по телевизору. Цифровой прогресс, безусловно, сделал нашу жизнь быстрее и лучше, но за этот комфорт мы платим дополнительным уровнем стресса, новыми страхами и комплексами из-за большого потока новостей.

Старайтесь минимизировать количество часов, проведенных в интернете. Гуляйте на свежем воздухе, читайте, занимайтесь йогой, готовьте, вяжите крестиком, собирайте LEGO — вариантов намного больше, чем может показаться.

Как провести самооценку тревоги по шкале Занга


Шкала Занга: Тест для самооценки тревоги Фотография: Depositphotos Специалисты рекомендуют проводить самооценку тревоги в присутствии другого человека – он должен следить за адекватностью ответов. Ведь наша психика устроена так, что мы стремимся казаться лучше и не всегда оцениваем себя объективно.

Приступаем к тесту. Отметьте утверждения, которые точнее всего описывают ваше состояние за последнюю неделю. Для каждого вопроса нужно выбрать одно утверждение.

Лимит времени: 0

0 из 20 заданий окончено Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20

Информация

Шкала Занга для самооценки тревоги

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Ваше время: Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%

С результатами теста вы можете ознакомиться ниже.

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 20

    1. Я чувствую себя более нервным и тревожным, чем обычно.

  2. Задание 2 из 20

    2. Я испытываю чувство страха совершенно без причины.

  3. Задание 3 из 20

    3. Я легко огорчаюсь или впадаю в панику.

  4. Задание 4 из 20

    4. У меня ощущение, что я не могу собраться и взять себя в руки.

  5. Задание 5 из 20

    5. У меня ощущение благополучия, я чувствую, что со мной не случится ничего плохого.

  6. Задание 6 из 20

    6. Мои руки и ноги дрожат и трясутся.

  7. Задание 7 из 20

    7. У меня бывают головные боли, боли в шее и спине.

  8. Задание 8 из 20

    8. Я чувствую разбитость и быстро устаю.

  9. Задание 9 из 20

    9. Я спокоен и несуетлив.

  10. Задание 10 из 20

    10. У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения.

  11. Задание 11 из 20

    11. У меня бывают приступы головокружения.

  12. Задание 12 из 20

    12. У меня бывают обмороки или я чувствую, что могу потерять сознание.

  13. Задание 13 из 20

    13. Я дышу свободно.

  14. Задание 14 из 20

    14. Я испытываю ощущение онемения и покалывания в пальцах рук и ног.

  15. Задание 15 из 20

    15. У меня бывают боли в желудке и расстройства пищеварения.

  16. Задание 16 из 20

    16. Позывы к мочеиспусканию у меня бывают:

  17. Задание 17 из 20

    17. Мои руки сухие и теплые.

  18. Задание 18 из 20

    18. Мое лицо «горит» и краснеет.

  19. Задание 19 из 20

    19. Я легко засыпаю и утром просыпаюсь отдохнувшим.

  20. Задание 20 из 20

Если вы хотите отслеживать динамику состояния, необходимо сохранять все заполненные опросники. Учитывайте, что ваши результаты не сохраняются на сайте – сделайте это сами.

Основные определения

Состояние тревоги представляет собой психическую напряженность человека, которая появляется, когда он предчувствует неопределенную или неосознаваемую, но неотвратимо приближающуюся опасность. При этом происходит активация внутренних ресурсов организма. Это означает, что психически человек начинает готовиться к ожидаемому событию.

Сама по себе тревога является эмоциональной реакцией на ожидание опасности или чего-то нехорошего. Как правило, в подобных ситуациях человек больше воображает угрозу, чем реально боится чего-либо, что может ему действительно навредить. Исходя из этого становится очевидно, что данное состояние не всегда обусловлено событиями, происходящими в жизни. Все зависит от субъективного представления индивида и особенностей его сознания.

Исходя из этого, разные уровни тревожности могут появляться в различных ситуациях и иметь разную симптоматику. Некоторое люди ведут себя беспокойно всегда и везде. Другие сталкиваются с подобными состояниями только иногда, когда обстоятельства складываются соответствующим образом.

Также специалисты утверждают, что у каждого человека есть свои личностные характерные черты, из-за чего все индивидуумы в большей или меньшей степени подвержены тревожности. Некоторые люди более устойчивы к беспокойству. Однако при возникновении определенных ситуаций, они начинают бояться угрозы намного сильнее. Из-за этого происходят определенные реакции. Если человек предрасположен к тревожному состоянию, то он в меньшей степени проявляет беспокойство, однако оно сопровождает его на протяжении всей жизни.

Подобная патология не может привести к серьезным психическим расстройствам, однако она влечет за собой ряд последствий, из-за которых человеку становится сложнее существовать, вести привычный образ жизни и даже поддерживать себя в нормальной физической форме.

Лечение

Избавиться от страха смерти и переживаний сложно для тех людей, которые очень впечатлительны. Переживания приносят много душевных травм.

Многие дети, над которыми постоянно трясутся родители, часто имеют проблемы с законом, у них появляются собственные страхи и переживания, они не любят что-то менять в жизни и плохо идут на контакт с людьми.

Чтобы избавиться от мысли страха, необходимо провести элементарные мероприятия.

  1. Позитив. Во время пробуждения утром нужно прогнать все плохие мысли и посмотреть на мир другими глазами: порадоваться солнцу, послушать, как красиво поют птицы. Полезно сходить на тренировку, во время занятий вырабатывается гормон счастья.
  2. Необходимо разделить реальное от мнимого. Волнения на пустом месте поедают половину энергии человека.
  3. Заняться чем-то интересным. Сильным страхом за детей страдают те мамы, которые проводят с ними большую часть своего времени. Они боятся доверить их даже родным и близким. Необходимо заняться личной жизнью, устроиться на работу или заняться интересным хобби.

Как справляться с тревогой

В ходе эволюции выживали самые тревожные виды: они реагировали на внешние импульсы быстрее всех и могли быстро принимать решения. В тревоге нет ничего плохого, но иррациональная тревога снижает качество жизни. Есть техники, которые позволяют справляться с переживаниями. Они не универсальные, поэтому предлагаем ознакомиться с ними и адаптировать их для себя.

Не выбирайте негативный сценарий. Чтобы защититься, психика начинает детализировать тревожащее событие. Так человек пытается вернуть себе контроль над ситуацией, а мозг добавляет конкретику. Однако катастрофизация лишь обостряет панику нереальными картинами, это когнитивная ловушка. Лучшее средство, которое поможет справиться с навязчивой мыслью, — представить, как вы прогоняете её, будто рассеивается туман. Не додумывайте леденящие душу события, которые могут произойти с вашим малышом.

Понаблюдайте за дыханием. Когда человек нервничает, его дыхание становится поверхностным и прерывистым: в минуту тревоги активно работает симпатическая нервная система, которая отвечает за реакцию на стресс и опасность. Медленное контролируемое дыхание повышает активность парасимпатического отдела нервной системы, противоположного симпатическому, и возвращает спокойствие. 

Самая распространённая дыхательная техника — «4–7–8»: вдох через нос в течение четырёх секунд, задержка дыхания на семь секунд, выдох через рот в течение восьми секунд. Есть приложения, в которых можно найти готовые дыхательные практики и медитации, чтобы помочь себе успокоиться: Insight Timer; Meditopia: Сон и Медитация; Мо: Медитация и Сон и другие.

Признайте чувство тревоги. Не воспринимайте тревогу как паразита в организме, от которого нужно срочно избавиться радикальными методами. У некоторых людей тревога — часть личности, при этом они живут счастливо. Осознание тревожности помогает положить конец борьбе, высвободить время и энергию, чтобы приобрести позитивный опыт. Тревога также может выступать зеркалом ваших потребностей: например, если вы переживаете, что ребёнок будет проводить с вами меньше времени, можно найти решение и проработать своё желание быть вместе чаще. 

Остановитесь в моменте. Когда человек нервничает, его разум будто отделяется от физической оболочки

В такой момент важно восстановить связь с материальным миром, так как эволюционно тело помогает нам справиться со страхами и вернуть контроль над ситуацией. Если тревога невыносима, прикоснитесь к предметам вокруг и опишите ощущения: «Деревянный стол гладкий», «Мой джемпер плюшевый»

Это поможет вернуться в своё тело и успокоиться.

Занимайтесь спортом и йогой и медитируйте. Вы замечали, как после похода в спортзал становится эмоционально легче? Во время занятий спортом организм вырабатывает серотонин — нейромедиатор, который подавляет центры мозга, связанные с обидой, грустью, разочарованием. Во время йоги и медитации повышается уровень эндорфинов — гормонов хорошего настроения, которые помогают организму выстоять под напором стресса. Занимайтесь физическими нагрузками вместе с ребёнком и наполняйте досуг. 

Попросите помощи у близкого. Человек — социальное существо, которое способно глубоко сопереживать другому, примерять чужие проблемы на себя и поддерживать в минуту стресса. Если вам плохо, эмоционально более стабильный человек послужит вам опорой. Позвольте близкому пожалеть вас и успокоить. Некоторым людям не хочется взваливать личные проблемы на других — в таком случае можно обратиться к психологу. 

Погрузитесь в монотонную работу руками. Кто-то делает генеральную уборку, чтобы отвлечься от стресса. Во время рутинных повторяющихся действий человек возвращает себе контроль над жизнью и мысленно погружается в другие задачи. Попробуйте хобби, где нужно работать руками, например, займитесь керамикой или вязанием. Такой досуг также может стать отличной семейной традицией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: