Дошкольный этап
Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным языковым развитием детей. Это качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно использовать все части речи, навыки построения слов формируются постепенно. Процесс овладения языком настолько динамичен, что дети с хорошим уровнем языкового развития с 3 лет не только свободно общаются с помощью грамматически правильных простых предложений, но и используют многие виды сложносочиненных предложений, союзы и родственные слова:
- Я нарисую зеленым цветом, потому что она постоянно болеет;
- У меня будут длинные волосы вокруг ушей, потому что они — мое искушение;
- Мы все превратимся в сосульки, когда подует злой и сердитый ветер.
В это время происходит более сложное использование слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словообразования. В возрасте пяти-шести лет высказывания детей довольно длинные, и в них улавливается определенная логика представления.
В дошкольном возрасте происходит постепенное разделение языка и непосредственного практического опыта. Ребенок уже способен воспринимать язык вне ситуации, теперь возникает потребность передать взрослому впечатления, полученные вне контакта с ним, сообщить об увиденном или пересказать услышанное. В соответствии с этой потребностью начинает развиваться монологическая речь, хотя связные высказывания дошкольника вначале еще имеют характеристики ситуативности. Диалогическая речь дошкольников совершенствуется в игровой деятельности, они используют ее для планирования, координации своих действий, регулирования отношений во время игры. К концу дошкольного периода дети владеют простейшими формами адресной ориентации в выборе слов и формулировании мыслей. Использование языка в новых функциях требует правильной фонетической, лексической и грамматической формулировки.
В это время процесс овладения фонетической артикуляцией завершается: Нормально развитый ребенок в возрасте пяти лет способен произносить все звуки родного языка, воспроизводить слова различной слоговой структуры и звукового состава. Ошибки произношения обычно встречаются в словах, которые необычны и незнакомы детям (Rabaratorium — лаборатория). Неправильное произношение слова дошкольником может быть связано не столько с недостатками фонематического восприятия или трудностями произношения, сколько с желанием понять форму слова, чтобы мотивировать звук (надувной — одуванчик, паутина — паутина).
Объем активного словаря дошкольника быстро растет, достигая 3,5-4 тысяч слов в возрасте 6-7 лет. Индивидуальные различия могут быть значительными даже в этом возрасте, а словарный запас некоторых детей может достигать 12 тысяч слов. В словарном составе речи детей наблюдаются качественные изменения: увеличивается доля слов с обобщенным значением, используются слова всех типов, слова используются более дифференцированно в соответствии с их значениями, увеличивается запас синонимов, антонимов, многозначных слов. Однако процесс развития словесных значений в этом возрасте еще не завершен, поэтому часто возникают ситуации, когда ребенок неправильно понимает слово, особенно когда оно употребляется в переносном смысле, а также неправильное использование слов в речи ребенка.
Дети дошкольного возраста используют в речи разнообразные типы предложений, включая многие виды сложных, все грамматические формы. Усвоение системы словообразования продолжается, и хотя в начале этого периода еще встречаются ошибки в образовании словоформ из-за незнания нормативных вариантов (репа — репа, ружье с ударением на последний слог — ружье, чистить — чистить, обод — оборвать, курица — цепь, жесть — жесткий), ребенок постепенно начинает следовать норме.
Наиболее активным в языке ребенка-дошкольника является процесс овладения словообразовательной системой русского языка. К трем годам устанавливается только владение суффиксами субъективной оценки (уменьшительный, ласкательный, увеличительный), остальные словообразовательные средства осваиваются позже, и это ярко проявляется в самостоятельном образовании детьми слов по продуктивным словообразовательным моделям — словообразование: пуховая ступа; Не вижу, где рвется кофта; Твои поцелуи уколы; гнется береза; рябой петух; Теперь и клоуны ходят вверх ногами?
Дети старшего дошкольного возраста и речевое творчество
Воображение дошкольников имеет различия с воображением взрослых. В этом возрасте воображение сопоставимо с интеллектуальной деятельностью, которая направлена на изменение окружающего мира. Малыш “поднимается” над ситуацией и видит происходящее глазами предметов, сказочных персонажей и даже явлений.
Обучение творческому рассказыванию Предоставьте ребенку поле для творчества
При создании сказки ребенок самостоятельно делает выборку событий, черпая материал из личного и литературного опыта. Создает и собственные образы героев, событий, рисует сюжет. С детьми старшего дошкольного возраста разыгрывают сюжеты сказочного характера: “История старого сундука”, “Приключения Деда Мороза в лесу”, “Мой любимый мультфильм.” Развитие мышления позитивно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника.
Такие задания развивают фантазию, совершенствуют словарный запас, обогащают структуру речи. Наукой доказано: представление о мире формируется у детей раньше, чем связная речь. Часто во время пересказа малыш стремится сказать больше: в итоге замолкает, вспоминает, подбирает слова. Помогите ребенку перевести слова из пассивного словаря в активный. Для этого используем:
- Логические задачи;
- Игры по усвоению категорий рода;
- Игры на формирование образной речи;
- Игры на развитие деловых качеств личности;
- Игры на умение находить в тексте небылицы и правдивые события.
Стоит сказать о знакомстве с детской литературой и книжной культурной. В семье не читают, т.е. у детей нет опыта семейного чтения и активного слушания, книга не является ценностью. Развитие ребенка осуществляется в условиях полной развивающей среды. Естественную обстановку заполняют сенсорными приспособлениями и материалами для игр. В помещении группы не обойтись без аудио и видеотеки. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
Учитывайте еще один методический момент — речевая активность воспитателя. При этом педагог не мешает ребенку творить, понимает и принимает позицию малыша. Дошкольник обучает себя самостоятельно, опираясь на творческий потенциал и личный опыт. Даже застенчивый малыш раскрывается.
В дошкольном возрасте формируется детская речь. Со стороны взрослых в этот период речь требует внимания. Под ее влиянием формируются взгляды, сознание, чувство воли и характер. Познавательные процессы также совершенствуются с помощью речи. К началу первого учебного года в школе ребята усваивают словообразовательную модель родного языка, традиционные нормы произношения слов закрепляется в головах.
Этапы развития языка у ребенка
А.Н. Леонтьев отмечает 4 этапа в формировании детского языка:
- 1-я — подготовительная (от рождения до 1 года);
- 2-я — дошкольный (от 1 до 3 лет);
- 3-я — дошкольная (от 3 до 7 лет);
- 4-я — школа (от 7 до 17 лет).
А.А. Леонтьев указывает, что выделенные им сроки следующих периодов или «этапов» чрезвычайно вариативны (особенно до 3-летнего возраста).
Подготовительный этап. Когда ребенок появляется на свет, он издает крик. Крик — это первая голосовая реакция ребенка. Период ворчания встречается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем в 2-3 месяца ребенок проявляет свои голосовые реакции, издавая такие звуки, как а-а-б-м-бм, бл, у-гу, бу и т.д. Затем они становятся основой для формирования членораздельной речи. В 4 месяца — более сложные звукосочетания: появляются новые, такие как рн-агн, ла-ла-ла, рн и т.д. Ребенок повторяет один и тот же звук несколько раз во время «гудения», когда он играет со своим артикуляционным аппаратом, получая удовольствие. Ребенок гулит, когда он сухой, сонный, сытый и здоровый. Когда кто-то из членов семьи находится рядом и начинает «разговаривать» с малышом, ребенок с удовольствием слышит звуки и практически «срывает» их. На фоне положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослому и пытается разнообразить голос выразительными интонациями.
Для развития навыков «гуления» мать также рекомендует так называемое «визуальное общение», при котором ребенок внимательно смотрит на мимику взрослого и пытается воспроизвести ее. О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.
При нормальном развитии гуление постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев дети произносят такие слоги, как ба-ба, дя-дя, дедушка и т.д., относя их к конкретным людям в своем окружении. Лепет — это не механическая передача сочетаний слогов, а их ассоциация с конкретными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится конкретно к маме. При общении со взрослыми ребенок постепенно пытается имитировать интонацию, темп, ритм, мелодию, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 8,5-9 месяцев лепет модулируется разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев объем лепетных слов увеличивается, поскольку ребенок пытается повторять за взрослыми.
Так, в младенчестве ребенок еще не использует соответствующие языковые средства для выражения своих чувств и потребностей, а первые слова появляются только к концу первого года жизни, поэтому этот этап развития речи ребенка называется доречевым или дословесным
Однако важность этого периода в развитии языка ребенка очень велика. В младенчестве появляются первые голосовые реакции, которые вначале носят невербальный характер, но постепенно становятся более артикулированными и начинают выражать все более разнообразное и сложное смысловое содержание
В младенчестве (и даже во внутриутробном периоде) также появляется способность специфически реагировать на человеческую речь, и у ребенка развивается понимание обращенной к нему речи взрослых. Поэтому этот этап в развитии ребенка лишь условно можно назвать предлингвистическим.
На этапе ясельного возраста расширяется диапазон звуковых слов, используемых ребенком
Эта стадия характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих и повышенной речевой активностью. Слова, используемые ребенком, полисемичны: одним и тем же звукосочетанием ребенок одновременно обозначает несколько понятий: «бах» — упал, лежит, спотыкается; «дай» — дай, принеси, дай; «биби» — ходит, лежит, катится, машина, самолет, велосипед
После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-основ:
Папа, ди (папа, иди). Ма, да кх (мама, дай котенка).
Как показывают исследования, дети не сразу овладевают правильной речью: одни явления речи осваиваются раньше, другие позже. Это связано с тем, что чем проще звучание и структура слов, тем легче детям их запомнить. В этот период особенно важную роль играет сочетание следующих факторов:
- Механизм подражания словам других людей;
- Сложная система функциональных связей, обеспечивающих реализацию языка;
- Благоприятные условия, в которых растет ребенок.
Специфика работы на лексическом уровне
Специфичность процесса коррекционного обучения детей с ОНР заключается в формировании предпосылок к продуктивному усвоению программы общеобразовательной школы. Логопедические занятия носят наряду с коррекцией пропедевтический характер, дети подготавливаются к усвоению курса родного языка.
Важным направлением работы по обогащению лексики является ознакомление с различными способами словообразования. В процессе словообразования развивается восприятие и различение значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Работу на уровне обогащения лексики нельзя ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов.
Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом учитывается, что системные связи между лексическими единицами легче всего осмысливаются путём использования приёма сравнения
Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.
Развитие лексики в речевой группе проводится по направлениям:
v Обогащение словарного запаса;
v Уточнение значения слова;
v Расширение семантики слова.
Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяются глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные.
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые не совсем точно усваиваются детьми с ОНР. Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова
Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой
Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой.
При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития учащихся. Приёмы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д. При объяснении слов, имеющих отвлечённое значение, применяются словесные и логические средства.
Логопеду надо помнить, что в коррекционно-развивающем обучении осторожно используется способ подстановки синонимов для объяснения значений слов, так как детям с ОНР и сам синоним может оказаться непонятным. А вот одновременное использование синонимов и антонимов является плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова
Поэтому с этими детьми целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова.
Особенности речевого развития старших дошкольников
Ребенок в 5-7 лет следит за особенностями произношения сверстников и некоторыми погрешностями собственной речи, овладевает звуковым анализом слов. Не сразу получается без ошибок: шипящие проговариваются не четко, в сложных словах происходит перестановка слогов, буква «Р» не выговаривается. У детсадовца увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Ошибки встречаются при изменении слов по падежам, особенно при образовании существительных в родительном падеже множественного числа (“нет перчатков”). Воспитатели ориентируют детей в правильном использовании грамматических форм. Чтобы понять, как образуются существительные, познакомим детей с понятием словообразовательной пары; расскажем, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (работа-работник, огород-огородник) или на предмет (дождь-дождевик).
В этом возрасте ребенок пересказывает сказки или короткие рассказы, придумывает сюжет по серии картин. Дети умеют определять тему и выстраивать части текста последовательно. С помощью взрослых подбирает однокоренные слова. Ребята образуют и употребляют в речи прилагательные сравнительной степени (сильный-сильнее; яркий-ярче). Правильно понимают и употребляют без ошибок предлоги. Услышав незнакомое слово, дошкольники часто переделывают в то, которое известно. Ошибки происходят, это из-за тождества корней: грабитель-грабли.
Некоторые дети не умеют пользоваться интонацией, следить за скоростью и громкостью речи. В старшей группе детского сада вводят новый вид работы: детей знакомят со словесным составом предложения. Поможет также работа над интонацией и выразительностью речи: учим детей выражать голосом отношение к происходящему (повышение и понижение голоса, постановка логических ударений).
Диалогическая речь важна для малыша: он живет в социуме. Воспитатели работают над ее совершенствованием. Сюда отнесем:
- Умение слушать и понимать собеседника;
- Формулировать вопросы;
- Строить реплику ориентируясь на поставленную задачу;
- Использовать нормы речевого этикета (приветствие, прощание).
Прививайте ребятам умение строить диалог: спросить, поддержать, поблагодарить, ответить, попросить прощение
Родители часто отдают себя рабочим будням без остатка, поэтому не уделяют должного внимания речевому развитию ребенка. У дошкольника наблюдается бедность словарного запаса.
Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?
Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых
Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы
Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .
Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
В дошкольный период очевидными становятся недочеты в речевом развитии ребенка. Задержка в развитии речи негативно сказывается на поведении и деятельности малыша. Выявляют нарушения в речевом развитии ребенка в процессе диагностического исследования. Коррекционную работу начинают с диагностики.
Диагностирование детей ведется на основе диагностических методик по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной. По результатам диагностики выявляют уровни развития речи детей: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Уровни сформированности отражают набор универсальных учебных действий, которые приобретает детсадовец после освоения образовательной программы. Диагностирование проводят по нескольким критериям.
Словарный запас: богатство словаря; способность подбирать слова, которые обозначают качества предмета; понимание признаков и качеств предмета.
Звуковая культура речи: слуховое внимание; способность выделять гласные и согласные звуки; умение характеризовать звуки в слове; умение объединять звуки в группы.
Грамматический строй речи: умение описывать предмет (картинку из книжки или игрушку); умение составить описание без наглядности, на основе жизненного опыта; умение составить рассказ по картинкам; умение пересказывать по шаблону.
В литературе описаны методы изучения связной речи дошкольников. Детям дают задания на репродуктивном и продуктивном уровнях. В первом случае дошкольнику предлагают шаблон, чтобы пересказать или повторить. Во втором – используем игрушку или картинку из журнала. Малыш создает самостоятельное высказывание. При обучении допустимо использование 2-4 игрушек: в рассказах об играх и игровых действиях возрастает связность детских высказываний. В начале обучения рассказыванию применяют готовые игровые ситуации, которые разыгрывает взрослый.
Владение словарём | Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации |
Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи | |
Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов | |
Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.) | |
Грамматика | Умение образовывать названия детёнышей животных |
Умение подбирать однокоренные слова | |
Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе | |
Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) | |
Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы) | |
Умение строить сложные предложения разных типов | |
Фонетика | Умение дифференцировать пары звуков
с-з, с-ц, ш-ж, л-р |
Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки | |
Умение различать твёрдые и мягкие звуки | |
Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания | |
Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию | |
Связная речь | В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей |
Умение составлять описание, повествование и рассуждение | |
Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей | |
Общие показатели развития речи детей |