Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во «Детство-пресс» , 2007, 471 с.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- Изд. «Литур», Екатеринбург, 2003, 230 с.
8. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств.-“Дефектология” № 1, 2000г., с.24-25.
9. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии.- .-“Дефектология” № 5, 1996 г., с. 10-14
10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб.: Союз, 2001. – 222с.
11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей.- М.:2004,72 с.
12. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды.- М.: Изд. Аркти, 2005 , 218с.
13. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.- СПб., Изд. «Союз», 2001,190 с.
14. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2.
15. Лопатина Л.В., Серебрякова H.B. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.258-290.
16. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств произношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи».-//Сборник «Методическое наследие» , под ред. Л.С.Волковой- М.,2003, с. 293-299.
17. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией// Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.214-218.
18. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей церебральным параличом. М., «Просвещение», 1985, 187с.
19. Негневицкая Е. Н., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981, 190 с.
20. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей — СПб., Изд. «Детство-пресс», 2007,78 с.
21. Парамонова Л.Г. Методы и приёмы обучения дошкольников грамматически правильной речи. – «Дошкольная педагогика» №3, 2005, с. 20-25 .
22. Правдина О.В. Логопедия (Дизартрия). — // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.189-207.
23. Сизова Э.Я. Нейрофонетическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. -Л., 1978. -С. 86-96.
24. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. -М., 1997. -С.208-213.
25. Спирова Л.Ф. особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии. //Школа для детей с тяжёлым нарушением речи// Под редакцией Р.Е.Левиной-м., Изд-во АПН РСФСР, 1961- 238с.
26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Просвещение, 2001, 288 с .
27. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.- СПб, Изд. «МИМ», 1997, 130 с.
28. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. -М., 1979. -С.83.
Описание патологии, отличие стертого вида
Речевые и неречевые симптомы дизартрии
Речевые симптомы:
1) Нарушение голосообразования.
2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.
4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.
Неречевые симптомы.
Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:
1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.
2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.
Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.
Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.
3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления
4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.
Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.