Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации

Методы первоначального периода
реабилитации детей после
кохлеарной  имплантации» | коррекционная работа в доу  | современный урок

Особенности развития речи у детей после кохлеарной имплантации

После установки и первичной настройки КИ дети начинают слышать окружающие их звуки. По медицинской шкале уровень их слуха соответствует 1 степени тугоухости, то есть в принципе ребенок, который изначально находился на таком уровне, развивается как и все окружающие его дети.

Совсем иначе обстоит ситуация после кохлеарной имплантации. Навыки восприятия, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза либо отсутствуют, либо значительно отстают от возрастной нормы. Чем позже проведено КИ, тем глубже отставание. По этой причине ребенку предстоит процесс реабилитации. Мало дать возможность слышать, надо еще научить его слушать, воспринимать речь и общаться.

Процесс развития речи должен пройти все необходимые стадии — от реагирования на звук до спонтанного формирования навыка говорения и общения. Именно эта цель стоит у педагогов, занимающихся с детьми, прошедшими процедуру КИ.

Что такое слухопротезирование?

Слухопротезирование относится к техническому методу реабилитации пациентов с нарушениями слуха.

Такие люди плохо воспринимают речь и другие звуки. Из-за того что повреждены структуры наружного/ среднего уха или часть волосковых клеток, они слышат звуки как тихие, неразборчивые. Для усиления звуков, передаваемых в слуховую систему тугоухого человека, используются слуховые аппараты (СА).

При моноуральном слухопротезировании пациент носит СА только на одном ухе. При бинауральном — носит сразу два — на правом и на левом ухе.

В большинстве случаев людям помогают СА. Однако при больших потерях слуха, когда у человека повреждена большая часть слуховых рецепторов (волосковых клеток), они не всегда справляются. В данной ситуации реккомендуется КИ.

Что такое КИ?

КИ — разновидность слухопротезирования — это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха у тех людей, кому не помогают обычные СА.

Она включает пять элементов, которые взаимосвязаны друг с другом:

  1. Техническое средство – сам аппарат (имплант и речевой процессор).
  2. Отбор кандидатов на КИ.
  3. Операция по установке импланта.
  4. Первое включение и настройка речевого процессора.
  5. Психолого-педагогическая реабилитация после КИ.

Как работают технические средства кохлеарной имплантации.

  1. Звуки улавливаются микрофоном и преобразуются в электрический сигнал.
  2. Сигнал поступает в речевой процессор, где он «кодируется» (превращается в определенный набор электрических импульсов).
  3. Эти импульсы посылаются на передатчик и затем передаются (в виде радиоволн) на имплант.
  4. Имплант посылает набор электрических импульсов к электродам которые устанавливаются в улитке.
  5. Слуховой нерв воспринимает электрические импульсы и передает их в головной мозг.
  6. Головной мозг распознает эти сигналы в виде звуков.

Этапы реабилитации после кохлеарного имплантирования

Настройка речевого процессора

Это скорее предварительный этап. В процессе реабилитации настройку процессора с определенной периодичностью нужно будет проводить регулярно. Качественное звучание должно включать звуки разного тембра, звонкости, громкости и т. д.

Начальный этап слухового и речевого развития

Длительность начального этапа напрямую зависит от того, как долго ребенок развивался в отсутствии слуха. Специалисты определяют его длительность от 3 недель до 4 месяцев.
В этот период происходит процесс формирования речевого восприятия при помощи импланта. Ребенок привыкает слышать звуки, учится идентифицировать и реагировать на них.

Второй этап развития слухового и речевого восприятия

Длится от 6 месяцев до года. В это время происходит формирование слухового развития и осознания системы родного языка и речи.

Третий этап — языковое развитие

На процесс формирования собственной речи и качественного восприятия речи окружающей может потребоваться несколько лет. В этот период происходит становление речевого развития, умения общаться, коммуницировать и взаимодействовать с окружающими.

Заключительный этап — формирование сложной связной речи

Помимо начального этапа, который характерен исключительно для детей с кохлеарным имплантом, остальные стадии являются типичными для естественного развития речи любого здорового ребенка. Именно для такого, «натурального», формирования речевых навыков и ведется реабилитационная работа — как на начальном, так и на последующих этапах.

Слайд 51. Восстановление порогов слухового восприятия до 30-40 дБ по отношению к

порогам слышимости (нПС), т.е. обеспечивает возможности практически нормального восприятия речи. При этом следует заметить, что для реализации этих возможностей требуется адекватная настройка речевого процессора кохлеарного импланта квалифицированными специалистами, а также необходимы занятия с подготовленными сурдопедагогами по специальным индивидуальным программам для обучения и привыкания к новому «слуховому» восприятию;
2. Значительное улучшение в определении нормальных, ежедневно присутствующих окружающих звуков, таких как стук в дверь или дверной звонок, звуки мотора или гудка, телефонные звонки, музыка и др.;
3. Психологический «прорыв» в мир звуков. В результате кохлеарной имплантации люди, страдающие полной глухотой, описывают свои ощущения словами «Я начал слышать!».НЕДОСТАТКОМ МЕТОДА является значительная межиндивидуальная вариабельность результатов улучшения слухового восприятия речи после кохлеарной имплантации. Несмотря на то, что был выявлен целый ряд факторов, существенных для прогноза восприятия речи имплантированными больными, точный прогноз, в настоящее время невозможен.

Нужен ли глухому слух?

Слух нужен каждому человеку, и роль слуха невозможно переоценить. Если есть люди, которые хотят жить в тишине и не слышать богатства звуков окружающего мира (правда, к сожалению, не всегда приятных), звуков музыки, голосов близких людей и своего голоса, пения птиц, звука моря, шума дождя, скрипа двери, шуршания листьев и многого другого, даже если есть возможность это услышать с помощью слуховых аппаратов; это их выбор, но это значит, что они сами сужают свой мир и ограничивают свои интересы. Ребёнок, лишённый слуха с рождения или потерявший слух в раннем детстве, в настоящее время имеет много возможностей для преодоления глухоты и для полноценного речевого развития с помощью слухового восприятия

Родителям нужно знать, что кохлеарная имплантация позволяет решить эту проблему, но без привлечения дактилологии и языка жестов. Иначе операция бессмысленна.

Нужен ли глухому слух? Решайте сами: слух позволяет человеку, глухому по аудиограмме, но функционально слышащему (благодаря слухопротезированию), свободно чувствовать себя в мире слышащих, не бояться их, не зависеть в общении с ними от других людей. Слух открывает человеку мир во всей его полноте.

Наряду с имплантацией происходит бурное развитие технологий по производству слуховых аппаратов. Они совершенствуются, постоянно появляются новые модели, и, возможно, в будущем слуховые аппараты без операций будут обеспечивать такое же качество передачи речи, что и импланты. А может быть, появятся совершенно новые технологии, кардинально решающие проблему глухоты.

* При использовании нашей Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения речь детей-инвалидов по слуху, независимо от степени патологии, развивается именно таким путём.
** Напоминаем, что «слуховой словарь» включает речевой материал (слова, словосочетания, фразы, тексты), которые дети прослушивают на слуховых занятиях. Объём «слухового словаря» долгое время отстаёт от общего словаря детей, поскольку должна быть обеспечена большая повторяемость одного и того же материала на разных занятиях в течение длительного периода времени.
*** Такое название направлению нашей работы по (ре)абилитации детей с нарушением слуха дано в письме зам.Министра общего и профессионального образования  РФ Е.Е.Чепурных в 1998 г.

Кандидат педагогических наук Э.И.Леонгард

Статья была опубликована в журнале «В едином строю»,  №  3, 2006; с.21, 25. 

Спасибо за предоставленную фотографию Наиле Галеевой и фонду «Мелодия жизни»

Слайд 20Педагогическая реабилитация, в свою очередь, включает в себя целый ряд мероприятий,

к которым относятся (Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д., 2008):- педагогическое обследование слухового восприятия – обнаружение, узнавание, различение и опознавание звуков окружающей среды;- слуховое восприятие речи – распознавание слов, фраз, предложений в ситуациях ограниченного, т.е. закрытого выбора и открытого выбора; восприятие текстов на слух;- ответы на вопросы, навыков общения (коммуникативные навыки) – устная речь, дактиль, чтение с лица, жесты глухих и естественные жесты;- комбинация этих способов, оценка адекватности настройки программы речевого процессора – выбор оптимальной программы для развития слухового восприятия и устной речи – обследование фонематического слуха (в т.ч. в свободном поле), изучение условий для проведения слухоречевой реабилитации по месту жительства, возможных вариантов интегрированного обучения в условиях дошкольных или школьных образовательных учреждений массового типа – полная, частичная интеграция;

Запуск спонтанного освоения речи на полноценной сенсорной основе

Суть работы сурдопедагога в этой сессии состоит в запуске спонтанного освоения речи в ходе естественной коммуникации, как это происходит в норме у слышащего ребенка первого года жизни.

В третьей сессии сурдопедагог создает на занятиях условия, при которых высказывание ребенка в любой доступной ему форме обязательно для продолжения интересного ему эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослым. Сурдопедагог приветствует любые ответные реакции ребенка, но теперь уже прежде всего — вербальный ответ. В ходе взаимодействия сурдопедагог сам переводит все ответные инициативные реакции ребенка (изобразительные жесты, вокализации, лепет, протослова и др.) в более сложную, но доступную ему речевую форму, как это происходит в норме при взаимодействии со слышащим ребенком раннего возраста. Так создаются условия для закономерного перехода ребенка с КИ от лепета к первым протословам, что соответствует логике нормального раннего речевого онтогенеза.

В третьей сессии сурдопедагог демонстрирует родителям успешный опыт уже доступной ребенку вербальной коммуникации в эмоционально насыщенном диалоге, организует аналогичное взаимодействие родителей с ним. Сурдопедагог «передает» родителям новые для них способы взаимодействия с ребенком, стимулируя их использование в жизненных ситуациях. Так создаются условия для перехода родителей к максимально возможному для ребенка пониманию и использованию вербальных средств в ситуациях эмоционально насыщенного общения.

Кто занимается реабилитацией?

Процесс развития речи после кохлеарной имплантации должен проходить обязательно в сопровождении специалистов — сурдопедагога, логопеда, дефектолога, иногда требуется участие детского психолога. Однако одну из основных ролей играет семейное окружение ребенка. Именно на родителей ложится основная ответственность за создание благоприятной среды для реабилитации ребенка.

Основные задачи сурдопедагога и логопеда в процессе реабилитации после кохлеарной имплантации:

Стимуляция развития слухового восприятия

В первую очередь проводятся занятия на закрепление понимания «слышу — не слышу». С детьми проводятся игры, в рамках которых он должен определенным образом реагировать на появление звука. Впоследствии задания усложняются — необходимо научиться определять источник звука, его местонахождение. Важным условием для всех видов занятий является их игровая форма и частая смена деятельности. Дети должны заниматься без перенапряжения.

Активизация слухового внимания и памяти

В рамках занятий дети учатся различать звуки, произведенные разными музыкальными инструментами, бытовыми предметами, игрушками и пр

Концентрируя внимание, они приучаются опознавать предмет по звуку, запоминая его звучание. Звуки воспроизводятся сначала на виду у ребенка, а впоследствии без визуальной опоры

Работа по развитию голосовой активности

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогут улучшить работу голосового аппарата, справиться с нарушениями произношения. Кроме того, в процессе занятий проводится работа по контролю над высотой и громкостью звука. Педагог научит ребенка говорить тише/громче, контролировать силу голоса.

Расширение активного и пассивного словарного запаса

Всевозможные игровые упражнения направлены на узнавание новых слов и понятий. Тематические игры расширяют кругозор ребенка, дают представление об обобщенных понятиях, анализе и синтезе. Но, несомненно, значительную роль в пополнении словаря детей играет семейное окружение. Постоянное общение, чтение книг, рассказывание сказок родителями — эффективный и очень приятный способ для обеих сторон заниматься развитием речи.

Формирование фразовой речи

Детей учат грамматически правильно строить фразы и предложения, составлять логически последовательные высказывания. Рассказы о различных событиях, постоянное ведение доверительного диалога, игры с составлением историй по картинкам помогают детям развивать речь естественным образом.

Общее развитие

Нарушения слуха влекут за собой отставание в развитии речи и, как следствие, и общее недоразвитие функций высшей психической деятельности. Для коррекции этого состояния необходимы занятия по развития памяти, внимания, мышления, упражнения для крупной и мелкой моторики.

Зона ответственности семейного окружения:

  1. В первую очередь необходимо налаживание эмоционально-сенсорного контакта с ребенком. Именно родители могут помочь ему привыкнуть к своему новому положению, вызвать и стимулировать желание общаться.
  2. Кроме того, ограниченных по времени, даже самых качественных, занятий недостаточно, чтобы постоянно поддерживать развитие речи, расширение словарного запаса и познание правил родного языка. Поэтому близким людям, окружающим ребенка, требуется запастись терпением и быть готовыми проводить все время в постоянном монологе, общении, создавая подходящую речевую среду.
  3. Регулярное ведение Дневника наблюдений. В нем родители должны регулярно отмечать свои наблюдения за реакциями ребенка по двум основным пунктам — слуховому восприятию и речевому развитию. Эти наблюдения крайне важны для специалистов, ведущих реабилитацию. Исходя их них проводится планирование и коррекция плана занятий, появляется возможность вовремя решать проблемы, возникающие в процессе реабилитации.

Важно, чтобы родители не переоценивали сам факт наличия КИ, а хорошо понимали необходимость регулярных занятий с ребенком по развитию речи и слуха, а также общего психического развития. Не менее важна и обстановка любви и понимания в семье

Именно в условиях всеобщей поддержки ребенок сможет максимально успешно реализовать возможности, данные ему путем кохлеарной имплантации.

Ориентировочная сессия

Является по смыслу подготовительной для сурдопедагога. В начале сессии сурдопедагог устанавливает эмоциональный контакт с ребенком с КИ, оценивает его продолжительность, осуществляет пробы и определяет условия для сохранения контакта, наблюдает и оценивает наличие и качество взаимодействие ребенка с КИ с сурдопедагогом.

Во время ориентировочной сессии сурдопедагог определяет также особенности взаимодействия семьи со своим прооперированным ребенком, пробует включить родителей в нужное ему взаимодействие с ребенком и оценивает легкость этого включения, «чувствительность» родителей к инициативам и подсказкам сурдопедагога, их способность к эмоциональному заражению и подражанию действиям специалиста в ходе взаимодействия с ребенком.

Ориентировочная сессия считается завершенной:

По отношению к ребенку:

При условии сохранения эмоционального контакта сурдопедагога с ним на протяжении всего занятия.

По отношению к семье:

При выявлении готовности родителей к перестройке их взаимодействия со своим ребенком.

Запуск эмоционального взаимодействия ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе

Ведущей задачей первой сессии является запуск эмоционального диалога близких с ребенком на полноценной сенсорной основе. Ориентиром сурдопедагога служит нормальный ранний слуховой онтогенез, понимаемый в контексте становления эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром .

В ходе сессии сурдопедагог вовлекает ребенка с КИ в эмоциональный диалог, характерный для слышащего ребенка первого года жизни. Использует интересующие его по возрасту, но непременно сенсорно привлекательные, и, как правило, звучащие предметы и предлагает действовать с ними. Сурдопедагог вызывает отклик на «захватывающие» игровые действия, побуждает ребенка с КИ к дифференцированному эмоциональному отклику, прежде всего, в виде улыбки и ответных голосовых реакций. При этом речь сурдопедагога специфична и отличается особой мелодичностью, вокальной выразительностью, интонационным разнообразием, насыщена сменой певучих голосовых модуляций, охватывающих весь диапазон речевых частот. Такая речь помогает перестройке сенсорной основы эмоционального взаимодействия с привычной зрительно-слуховой на новую — преимущественно слухо-зрительную и слуховую .

По отношению к родителям сурдопедагог решает другие задачи – прежде всего, демонстрирует им успешный опыт эмоционального взаимодействия с их ребенком на полноценной сенсорной основе, вовлекает их в организованное взаимодействие, «передает» способы такого взаимодействия, добиваясь в итоге от родителей готовности инициировать и свободно вести дома эмоциональный диалог со своим ребенком на полноценной сенсорной основе.

Особенность становления эмоционального диалога ребенка с КИ со своими близкими состоит и в том, что комплекс оживления – начало эмоционального диалога – возникает на полноценной сенсорной основе впервые, но в другом паспортном возрасте.

Первая сессия «Запуск эмоционального взаимодействия» считается завершенной:

По отношению к ребенку:

Когда налажено и развивается эмоциональное взаимодействие с сурдопедагогом и с родителями на новой сенсорной основе. Проявлением служит явная активизация эмоциональных и голосовых реакций ребенка с КИ, понимание и использование им интонации в ее естественной смысло-различительной функции.

По отношению к семье:

Когда родители на занятиях с сурдопедагогом не только участвуют в эмоциональном диалоге, но и активно инициируют его, начинают применять в обыденной жизни освоенные на занятиях способы эмоционального взаимодействия с ребенком на новой сенсорной основе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: