Горбунова светлана юрьевна, севастополь

Кафедра естественно-научного, математического образования и информатики – спб аппо

Содержание понятия «процесс чтения» по данным психолингвистической, психологической и психофизиологической литературы

В качестве задачи теоретического анализа психолингвистической, психолого-педагогической и психофизиологической литературы выступает обсуждение проблемы прогнозирования как специфической деятельности в структуре такого вида речевой деятельности человека как чтение.

В организации анализа литературных источников мы исходили из выдвинутого и разработанного в отечественной психолингвистической и психологической науке методологического принципа единства сознания и деятельности, представленный в работах Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова, Б.М.Теплова и др. (5, 6, 40, 41, 141, 156). Он гласит, что психическое формируется и развивается не спонтанно, а именно в деятельности, прежде всего, в процессе учения. Такой подход позволяет нам рассматривать процесс чтения как особый вид деятельности человека, имеющий сложное иерархическое строение, внутренние переходы и свое развитие, что подтверждается исследованиями Л.П.Доблаева, В.Ф.Рубахина, Р.МФрумкиной, Д.Б.Эльконина и др. (60,140,166,167,168,177,178).

Чтение объективно существует (возникает, формируется, развивается) только как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом действия и познания, т.е. как специфическая деятельность. Исходя из этого понимания процесса чтения, мы смогли в ходе философского, логического, психологического и психолингвистического изучения чтения выделить два основных подхода к проблеме изучения чтения: додеятельно-стный и деятельностный.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором во юаимопроникающем единстве проявляются акты устной речи (как исходной базы чтения) и письменной речи (как графического выражения устного высказывания).

В исследованиях, которые мы отнесли к додеятельностному подходу, чтение определяется как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.

В.А.Артемов, Т.Г.Егоров, А.Я.Трошин и др. (10, 61, 160) выделяют две основных стороны процесса чтения: технику чтения и понимание читаемого. Под техникой чтения подразумевается, во-первых, восприятие графических знаков, во-вторых, произнесение, воспроизведение разнообразных графических комплексов, а под пониманием — осмысление воспроизведенного материала на основе соотнесения с прошлым опытом чтеца.

Большое значение в данных исследованиях уделяется изучению в основном техники чтения и, в частности, процессов зрительного восприятия. В работах В.А.Артемова (10) отмечается, что восприятие письменной речи связано с непосредственным воздействием ее физических сюйств (последовательности букв) на органы чувств, которое протекает в единстве с воздействием на чтеца смыслового содержания письменной речи. Буквы являются как бы пусковым механизмом, под воздействием которого начинается физиологический процесс возбуждения в органах зрения. Он заканчивается сложными физиологическими явлениями в коре головного мозга, функцией которых является психическое явление -восприятие графических символов печатного и письменного текста и мыслительная деятельность чтеца. Получивший зрительные сигналы чтец должен преобразовать их в мысли на основе знания системы значений языка.

Зрительное восприятие начинается с процесса опознания, т.е. отнесения предъявленного объекта к какому-либо известному, зафиксированному в памяти классу или категории. Необходимо отметить, что в различных современных психологических исследованиях авторы по разному называют процесс опознания — «процесс идентификации» (в терминологии Т.П.Зинченко), «процесс обнаружения» (в терминологии Е.Н.Соколова), но психологическое содержание этого процесса у всех авторов идентично. Как отмечают в своих исследованиях Л.А Венгер., В.Д Глезер, опознание является результатом выбора и сличения объектов с эталонами, заложенными в долговременной памяти человека, и на этой основе их идентификации (30, 50).

В психологической литературе указывается, что восприятие слов при чтении следует отличать от зрительного восприятия прочих объектов, так как оно включает процессы, которые не свойственны последнему. В работах М.Г.Каспаровой отмечается, что узнать слово, это значит «идентифицировать его как знакомое, бывшее в прошлом опыте. Быстрое узнавание возможно только по отношению слов, хорошо нам известных благодаря тому, что они часто встречались нам в прошлом чтении. Слова, которые встречались реже, узнаются медленнее. Эти слова требуют более точного видения всех их элементов, а также анализа. Кроме того, они требуют озвучивания» (81).

Новости Севастополя

  • В Севастополе управляющая компания догазифицировалась до ФСБ

  • Севастопольские отели отказались от летнего повышения цен

  • В Севастополе во время кровельных работ доски с гвоздями сбрасывают у детской площадки

  • В Севастополе отчаялись сдавать усадьбу за 2 миллиона в месяц

  • Заброшки-ОКН в центре Севастополя привлекают нелегалов и маргиналов

  • В Севастополе транспортный ГУП хотел отсудить деньги у пенсионера

  • В Севастополе оставленную на ремонт машину нашли в металлоломе

  • В Севастополе почтили память экипажа первой погибшей подводной лодки ЧФ

  • У здания бывшего ЦКБ «Черноморец» в Севастополе была альтернатива

  • В Севастополе благоустроят популярную у туристов часть Фиолента

Метки

морщины
холестерин
бессонница
солнечные дети
анализы
ангелы
лор
иммунитет
экспресс-тест
витамины
бесплатно
синдром Дауна
Метеочувствительность
выставка
диабет
панкреатит
акушерство
молодость
дети
рейтинг
еда
протезирование
польза и вред
ковид
мороз
артериальное давление
статистика
Севастополь
БАДы
Гипертония
Материнство и Детство
вакцинация
РАС
Рассеянный склероз
переохлаждение
паллиативная помощь
искуство
молоко
лекарства
Беременность
вирус
грипп
аллергия
стресс
здоровье
Спорт
зож
кардиология
зарядка
медицина
школьники
зрение
биполярное расстройство
прививка
антитела
Материнство
профилактика
погода
аминокислоты
конъюнктивит
эволюция
ожирение
острый перец
мозг
мужчины
Питание
женское здоровье
Сон
диагностика
коронавирус
гормоны
туберкулез
сердце
хоспис
стоматология
COVID-19
с бодрым утром
масло
ВИЧ
онкология
день здоровья
льготы
ногти
инфекции
мужское здоровье
лечение
ортопедия
грыжа живота
здоровое питание
рак
красота
ИФА
ПЦР
бактерии
проктолог
аутизм
больницы
детская поликлиника
СПИД
международный день

Другие врачи

Врач Лечебные учереждения

Сингаевская Людмила Ивановна

Врач первой категории

Кардиолог

Медицинский центр «ВитаМед» на Генерала Острякова 36
Республика Крым, г. Севастополь, Пр. Генерала Острякова 36-А

Долженко Ирина Сергеевна

Врач высшей категории, Доктор наук

Детский гинеколог

«Детский медицинский центр на Тульской»
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Тульская, д. 18

Сабирова Малика Гафурджановна

Врач высшей категории, Кандидат наук

Трансфузиолог

Военно-морской госпиталь имени Н.И. Пирогова
Республика Крым, г. Севастополь, спуск Госпитальный, 1

Кондрахин Андрей Петрович

Врач высшей категории, Кандидат медицинских наук, Доцент

Врач функциональной диагностики, Кардиолог, Детский кардиолог

«Педиатр и Я» на Адмирала Лазарева
ул. Адмирала Лазарева 52 корпус 3

Бульвар Адмирала Ушакова

Бунинская аллея

Улица Горчакова

«Педиатр и Я» на Александры Монаховой
ул. Александры Монаховой 105 корпус 2

Бунинская аллея

Улица Горчакова

Коммунарка

Семейная медицинская клиника LeVita
ул. Южнобутовская д. 10

Бульвар Адмирала Ушакова

Улица Горчакова

Улица Скобелевская

Медицинский центр «Медекс» на Малышковской
Малышковская д. 38

Клиника «Медекс»
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Хрусталева, д. 84

Медицинский центр «Медекс» на Паскевича
Генерала Паскевича 7-а

Детская клиника «Верба»
ул. Совхозная, д. 6

Детская клиника «Левита»
ул. Южнобутовская д. 69

Бульвар Адмирала Ушакова

Бунинская аллея

Улица Горчакова

Данзанов Бимба Содбоевич

Врач высшей категории, Кандидат наук

Хирург

Медицинский центр «Линия Жизни»
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Воронина, д. 10

Медицинский центр «Медэкспресс Крым»
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Академика Крылова, д. 5

Ткач Юрий Николаевич

Врач высшей категории, Кандидат наук

ЛОР (Отоларинголог), Детский ЛОР (Отоларинголог)

Оздоровительный центр «Жизнь. Здоровье. Людей»
Республика Крым, г. Севастополь, пр-кт Гагарина, д. 52

Легконогов Александр Викторович

Врач высшей категории, Профессор

Кардиолог

Медицинский центр «Здоровье»
Республика Крым, ул. Крымская, д. 1а

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, ул. Смольная, д. 25А

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 29

Ушаков Геннадий Георгиевич

Врач высшей категории, Кандидат наук

Анестезиолог-реаниматолог

85 военный госпиталь
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Челнокова, д. 8

Легконогов Александр Викторович

Врач высшей категории, Профессор

Врач УЗИ, Кардиолог

Медицинский центр «Здоровье»
Республика Крым, ул. Крымская, д. 1а

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, ул. Смольная, д. 25А

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 29

Легконогов Александр Викторович

Врач высшей категории, Профессор

Кардиолог

Медицинский центр «Здоровье»
Республика Крым, ул. Крымская, д. 1а

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, ул. Смольная, д. 25А

Клиника профессора Трушкевич
Республика Крым, г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 29

Метки

морщиныхолестеринбессонницасолнечные детианализыангелылориммунитетэкспресс-тествитаминыбесплатносиндром ДаунаМетеочувствительностьвыставкадиабетпанкреатитакушерствомолодостьдетирейтингедапротезированиепольза и вредковидморозартериальное давлениестатистикаСевастопольБАДыГипертонияМатеринство и ДетствовакцинацияРАСРассеянный склерозпереохлаждениепаллиативная помощьискуствомолоколекарстваБеременностьвирусгриппаллергиястрессздоровьеСпортзожкардиологиязарядкамедицинашкольникизрениебиполярное расстройствопрививкаантителаМатеринствопрофилактикапогодааминокислотыконъюнктивитэволюцияожирениеострый перецмозгмужчиныПитаниеженское здоровьеСондиагностикакоронавирусгормонытуберкулезсердцехосписстоматологияCOVID-19с бодрым утроммаслоВИЧонкологиядень здоровьяльготыногтиинфекциимужское здоровьелечениеортопедиягрыжа животаздоровое питаниераккрасотаИФАПЦРбактериипроктологаутизмбольницыдетская поликлиникаСПИДмеждународный день

Обсуждение результатов по первой серии эксперимента

Общеизвестно (111, 112, 113), что чтение является не только процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменном виде, но оно предполагает перевод зрительных (графических) символов в устную (артикуляторную) систему. Поэтому вполне естественно, что в процессе нашего экспериментального исследования необходимо было выявить особенности восприятия и воспроизведения учащимися тех фрагментов слов, которые наиболее часто встречаются в книгах для первоначального обучения чтению.

Результаты анализа текстов учебников привели к фактологически значимому выводу о том, что самым частотным классом слов является класс со стечением согласных — 41,6%, при этом, слова с одним стечением составляют 36 %, слова с комбинациями стечений — 5,6 %.

Именно эти сочетания и являются наиболее информативными элементами для опознания и понимания слов (83). В рамках данной концепции оказалось важным выделить не только предпочтительную позицию стечений в читаемом тексте, но и характер их комбинации в составе слова. Отсюда представляется важным исследовать комбинационные ва рианты самих буквосочетаний, представленных триграммами. Выявленные в ходе статистической обработки текстов триграммы, можно разделить на две группы: к первой относятся те, которые представлены слогом — «согласный — согласный — гласный», «гласный — согласный — согласный», ко второй те, которые слогом не являются — «согласный — согласный — согласный». Результаты, полученные в процессе такого фактологического анализа, представлены в таблице 4.

Данные, представленные в таблице, позволяют судить о том, что среди общего объема слов со стечениями согласных чаще всего встречаются слова, со стечением «согласный — согласный — гласный». Таких слов мы выявили около 26 % по всем текстам учебников для начального обучения чтению. Существенно меньший процент слов начинался со стечений «гласный — согласный — согласный» всего 7,5 % и еще меньше было обнаружено слов, в которых стечение не являлось слогом, т.е. встречались три согласных, их оказалось 2,5 %.

Сравнивая данные анализа письменных источников для первоначального обучения чтению, необходимо указать на тот факт, что с усложнением читабельности текста возрастает и количество слов, включающих указанные буквосочетания. Так, если в «Букваре» слов со стечением типа ССГ в позиции начала было около 23,6 %, то уже в книге для дополнительного чтения в первом классе таких слов встречается около 28,2 % (таблица 5).

Задание 1 было направлено на выявление особенностей пред-посылочных для осуществления адекватного прогноза операций: узнавания, опознания и последующего устного и письменного воспроизведения отдельных, наиболее сложных фрагментов слов, а именно частотных буквосочетаний, входящих в структуру слов для первоначального обучения чтению.

Выполнение данного задания предполагало решение детьми следующих задач: — опознание триграмм; — запоминание каждого отдельного элемента; — запоминание линейной последовательности элементов; — воспроизведение предложенных триграмм; Количественный анализ (рисунок 1 и 2) указывает на то, что около половины учащихся специальной школы и подавляющая часть учащихся младших классов массовой школы успешно справились с предложенным заданием.

Так, в первом классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи количество адекватных ответов в процессе устного воспроизведения триграмм составило 52 %, во втором классе названной школы — 78 % по отношению к данным учащихся массовой школы, которые практически все правильно воспроизвели представленные буквосочетания.

Обращает на себя внимание весьма интересный факт, полученный в условиях проведения данного эксперимента. Он указывает на определенную зависимость успешности выполнения задания от характера воспроизведения триграмм

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: