Пальчиковый театр своими руками
Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир?
Тогда смастерите ему пальчиковый театр!
Пальчиковый театр– это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.
При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений, мозга
Персонажей для пальчиковых игр можно сделать из различных материалов (ткань, бумага, нитки и т.д.).
- Для этого на плотный картон наклеивается картинка или наклейка, изображающая персонаж и вырезается по контуру. После этого с обратной стороны фигурки крепиться резинка, или картонное колечко, с помощью которого она будет надеваться на палец. Сверху вырезку можно покрыть скотчем, тогда она дольше послужит.
- Для того, чтобы сшить персонажей, соберите ненужные лоскутки, пуговицы, шнурки, тесемки. Из всего этого получатся замечательные игрушки. Чтобы выполнить маленькие детали, их лучше проклеить флизелином. Мордочки животных и лица людей вышейте, или разрисуйте красками по ткани.
- Фигурки можно также связать. Все что необходимо – это разноцветные плотные нитки, крючок и немного терпения. Для этого не требуется быть асом в подобном рукодельном творчестве, ведь в обвязывании колечка из воздушных петель используйте лишь один метод – вязание столбиками без накида. Таким путем изготавливается туловище фигурки, а другие детали – руки, лапы, хвосты, одежда и другие детали уже ввязываются в готовое тело. Мордочки и лица вышиваются.
С помощью такой сюжетно-ролевой игры как пальчиковый театр можно не только разыграть любимую сказку, но и инсценировать различные истории, которые помогут малышу преодолеть психологические барьеры, приучить к какому-либо полезному делу.
Пальчиковый театр будет способствовать развитию мелкой моторики рук малышей, разовьет фантазию, мышление и речь, раскроет творческие способности ребенка.
История пальчиковых игр
Пальчиковыми играми принято называть показ различных историй с помощью пальцев рук. Также можно использовать термин «пальчиковая гимнастика», когда параллельно с движениями в кистях рук рассказывается стишок.
Нет точных данных, где и когда впервые возникла идея пальчиковых игр, однако, упоминания о них можно встретить в истории большинства культур.
В традициях восточных стран (Китая, Японии) с древних времен популярно учение о том, что на кистях рук расположены биологически активные точки. И, путем воздействия на них, можно развивать свое мышление и ум. Именно поэтому китайские и японские дошкольники с ранних лет занимались пальчиковой гимнастикой.
Уже упомянутая «Сорока-ворона» — старинная русская игра-потешка, история которой насчитывает не один век. Подобных было немало, и особенно распространены они были среди небогатых семей, где отсутствовала возможность покупать для детей дорогие игрушки.
А в XIX веке немецкий педагог Фридрих Фребель включил пальчиковые игры в учебный план своего детского сада, подчеркивая их важность для развития малышей. Со временем стали появляться специальные пальчиковые игрушки
Миниатюрные фигурки надеваются на палец, и благодаря им можно разыграть целое представление вместе с ребенком. Это отличный способ проявить свою фантазию, а также вдохновить своего малыша на создание новой истории (или инсценировать уже известную) с помощью минимума приспособлений, зато вдоволь применив ловкость своих пальчиков
Со временем стали появляться специальные пальчиковые игрушки. Миниатюрные фигурки надеваются на палец, и благодаря им можно разыграть целое представление вместе с ребенком. Это отличный способ проявить свою фантазию, а также вдохновить своего малыша на создание новой истории (или инсценировать уже известную) с помощью минимума приспособлений, зато вдоволь применив ловкость своих пальчиков.
В настоящее время различные виды пальчиковых гимнастик и игр для малышей используются и дома, и в детских учебных заведениях как форма занятий, развивающая воображение, логику, координацию.
Ход
Воспитатель (обращает внимание на картинку на экране «Узнай сказку»)
— Дети, посмотрите на экран, из какой сказки эта картинка? — Правильно, из сказки «Золушка».
— Помните, когда все поехали на бал в королевский дворец, злая мачеха смешала разные крупы и приказала Золушке их перебрать? — Посмотрите, что делает Золушка? (На экране картинка «Золушка перебирает разные крупы») — Да, перебирает крупы. Хотите помочь Золушке? Тогда приступайте!
«Перебери крупу»
— Возьмите банку с крупами и переберите их, складывая каждую крупу в отдельную розетку. (Дети перебирают фасоль и горох) — Замечательные помощники! — Золушке очень хотелось поехать на бал, но у нее не было нового платья.
Кто превратил ее старое платье в прекрасный наряд? — Правильно, Фея, волшебница.
«Украсить платье»
— Посмотрите, какое красивое платье на этой картинке! (картинка «Новое платье от Феи»)(Показать платье, вырезанное из клейкой бумаги и наклеенное на цветной фон)
— Дети, а чего не хватает на этом платье? — Конечно, украшений, узоров.(Взять волшебную палочку) Раз, два, три, Палочка, детей в волшебников преврати!
— Как настоящие волшебники, с помощью пуговиц и бисера, вы можете превратить эти платья в прекрасные наряды для Золушки.(Дети украшают силуэты платьев, прижимая пуговицы и бисер к липкой основе платья)
— Предлагаю устроить выставку платьев для Золушки.(Дети, по мере выполнения задания, вывешивают работы на магнитной доске)
— Вот какое красивое платье получилось у каждого из вас! Золушка будет очень довольна. — А хотите подарить Золушке необычные, волшебные бусы?
«Бусы»
— В этом вам помогут макароны и шнурок!(Нанизывание макарон разной формы на шнурок).
— Дети, и бусы приносите на выставку. (Дети, по мере выполнения задания, выкладывают бусы на столе)
— Великолепные украшения для Золушки! — А злая мачеха снова приготовила Золушке испытания. Она закрыла дверь на большой замок. Вы поможете ей его открыть? На ноги вставайте, Открыть замок помогайте!
Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок) Кто его открыть бы смог? Постучали, (основания ладоней стучат друг о друга) Покрутили, (круговые движения пальцев от себя) Потянули, (руки тянутся в сторону) И открыли (разомкнули пальцы).
— Вот мы и открыли замок, Золушка может отправиться на бал. Но у нее нет красивых туфелек. Давайте ей подарим туфельки.
«Красивые туфельки»
(На экране картинка «Хрустальная туфелька»)
— Возьмите трафареты туфелек и обведите их по контуру простым карандашом. Украсьте узором, используя фломастеры.(Дети обводят трафареты туфелек по контуру простым карандашом, раскрашивают фломастерами, относят на выставку)— Вы настоящие мастера! Замечательные туфельки! — На чем же Золушка поехала на бал? (Дети отвечают)(Картинка на экране «Транспорт для Золушки»)— А какой вид транспорта поможет вам добраться до дворца? Хотите узнать?
«Найди транспорт»
В мешочек ручки опускайте, Что спрятано там, доставайте!(Дети опускают руки в мешочек и достают предмет, который там спрятан: маленькая машинка, к которой привязана веревочка с палочкой).
«Кто быстрее приедет на бал?»
— Поехали! (Дети встают около стульев, затем наматывают веревочку на палочку).— Приехали! Кто первый? Вот и замечательно! — Слышите, во дворце звучит музыка. Танцуют все!
Динамическая пауза «Бал во дворце»
(Звучит музыка, дети танцуют).Раз, два, три, четыре, пять, Сели на стульчики опять! (На экране «Золушка танцует с принцем») — Золушка очень понравилась принцу, и он подарил ей красивый цветок.
«Цветок – подарок принца»
— Помогите принцу, возьмите цветной круг и на края круга нацепите бельевые прищепки, чтобы получился красивый цветок.(Дети выполняют задание)— Какой чудесный букет появился у нас!
Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года
- Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
- Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
- «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
- «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
- «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
- «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем песни пел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.
Упражнения первого комплекса
- Ладони на столе (на счет раз –два пальцы врозь – вместе).
- Ладошка – кулачок – ребро (на счет раз – два – три).
- Пальчики здороваются (на счет раз – два – три – четыре – пять соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка Пальчик-мальчик
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного.
Упражнения второго комплекса
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымяный соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Потешка Белка
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой
Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.
Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.
Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:
- 3 года – большой пальчик;
- 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
- 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.
Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.
С чего начать тренировать пальчики ребенка с ОВЗ?
Для начала предлагаем деткам воспроизвести простые манипуляции, которые подготовят и мозг, и пальцы ребяток дошкольного возраста к дальнейшим тренировкам.
Итак, сначала делаем «человечка», знаете, как? Указательным и средним «перстом» шагаем по столу. Хотя это простое задание для нас, оно может оказаться сложным для малышей, которые имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, небольшую умственную отсталость. Предложите в таком случае пальчикам сперва познакомиться: подушечкой указательного пальчика «здороваемся» с подушечками других.
Хорошо дается малышам младшей группы дерево: ручонка, согнутая в локтике, ставится на стол, а растопыренная кисть «колышется на ветру», то есть, поворачивается вправо-влево. Интересный также слоник: ладошка вниз, пальчики согнуты, вроде мячик удерживаем, ставим кисть на поверхность. Средний палец выдвинут, как хобот слоника. И так «ходим» по столу.
Теперь очередь за рифмовками для пальчиковых игр. Возможно, ребятам с ограничениями по здоровью уместно к ним приступать в средней группе, но это, конечно индивидуально. К описанию и стишкам я подобрала картинки, без них сложно понять, как сложить из пальцев «фигуру». Иллюстрации сразу признаюсь не мои, они из Интернета.
Начнем с самых простых заданий:
«Домик» – сложили ладошки как в молитве, но не забыли, что средний пальчик у нас дымарь. «Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел» – в принципе, любое двустишье по теме сгодится.
«Очки» – или бинокль, это всем известная игра: «Бабушка очки надела, вот и внучку разглядела».
«Шарик» – сначала ладони сомкнуты, а затем постепенно «надувается» шарик, ладони раздвигаются, но пальцы противоположных рук соприкасаются. «Надуваем быстро шарик – он становится большой».
«Лодка» – ладошки сомкнуты в области мизинцев, будто нам нужно зачерпнуть воды. «Лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки».
«Пароход» – ладошки сложены лодочкой, но большие «персты» подняты вверх, имитируя трубу парохода. «Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка».
Игры для детей 4–5 лет
Ve.Ro/Shutterstock.com
В среднем дошкольном возрасте дети могут не просто выполнять отдельные движения каждой рукой (например, одной рукой изображать мышку, а другой — её норку), но и усложнять комбинации различных действий, следуя сюжету стихотворения.
Кораблик
По реке плывёт кораблик.
(Складываем ладони лодочкой и «качаем» на волнах)
Он плывёт издалека.
(Делаем ладонь козырьком и смотрим вдаль)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
(Поднимаем вверх четыре пальца на обеих руках, затем кладём руки на пояс, расправляем плечи и делаем грудь колесом)
У них ушки на макушке,
(Показываем ушки руками)
У них длинные хвосты,
(Держим руку у поясницы и изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты.
(Поднимаем руки вверх, изображаем движения кошачьих лап с выпущенными когтями и шипим).
Паучок
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; перебирая пальцами обеих рук, поднимаем их вверх по предплечью и плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Изображаем дождь кистями рук)
Паучков на землю смыл.
(Хлопаем ладонями по столу или коленям)
Солнце стало пригревать,
(Сложив обе ладони и развернув их к лицу, шевелим пальцами, изображая солнечные лучики)
Паучок ползёт опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Повторяем те же движения пальцами скрещенных рук, что в начале).
Lena Ogurtsova/Shutterstock.com
Замок
На двери висит замок:
(Соединяем кисти рук в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули, (тянем кисти в стороны, не размыкая рук)
Покрутили, (крутим руки сначала в одну, затем в другую сторону)
Постучали (стучим ладонями друг о друга, не размыкая пальцев)
И открыли! (разъединяем ладони)
Перчатка
Весёлая мышка перчатку нашла,
(Вытягиваем руки перед собой и крутим кистями рук с растопыренными пальцами)
Гнездо в ней устроив, мышат позвала.
(Складываем ладони ковшом, затем сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук, расположенных ладонями кверху)
Им корочку хлеба дала покусать,
(Поочерёдно соединяем подушечки больших пальцев обеих рук с остальными пальчиками)
Погладила всех и отправила спать.
(Поглаживаем одну руку другой, затем складываем обе ладони и кладём под щёку).
Посуда
Раз, два, три, четыре —
(Чередуем хлопки и удары кулаками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(Круговыми движениями водим одной ладонью по другой)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(Загибаем пальцы по одному)
Мы посуду перемыли,
(Снова водим круговыми движениями одной ладонью по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали —
(Разгибаем пальцы по одному)
Так мы маме помогали!
(Чередуем хлопки с ударами кулачками).
Простые упражнения
Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.
Здесь можно прибегнуть к простым приемам:
- елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
- корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
- колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
- домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
- птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.
Роль пальчиковой гимнастики при индивидуальных занятиях с учениками имеющими ОВЗ
Организация: МБОУ Школа №13
Населенный пункт: Республика Крым, г. Феодосия
В нашей школе обучается 44 ребенка с ОВЗ, некоторые находятся на надомном обучении. Я работаю учителем начальных классов у одного из таких учеников. Мою ученицу зовут Соника, ей 8 лет, она учится в первом классе.
Работать с детьми ОВЗ не просто, сложность заключается в том, что необходимо многократно повторять один и тот же материал каждый урок. Очень медленно и тяжело усваивается материал. Бывает, что и не может вспомнить, что было пять минут назад. Но мы все равно идем вперед. И какова же радость, когда появляются первые результаты и успехи. Какую же роль в успехах и достижениях играет пальчиковая гимнастика? Да одну из главных! Движения пальцев рук имеют большое развитие высшей нервной деятельности ребенка. Не зря существует выражение, что ум — находится на кончиках наших пальцев.
Каждое занятие мы начинаем с пальчиковой гимнастики. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Сначала пальчиковую гимнастику показываю сама, с демонстрационными материалами. Потом выполняем их вместе. Все действия сопровождаются стихами. Для разнообразия делаем пальчиковые гимнастики с музыкальным сопровождением. Музыка работает только в помощь ученику. Занятия проходят очень продуктивно, учебный материал легче усваивается. Все эти движения приносят ребенку хорошее настроение и радость.
Из опыта работы с дошкольниками и школьниками с ОВЗ я заметила, что детки с большим удовольствием обучаются при создании игровой ситуации. Мы делаем пальчиковый спектакль, с использованием персонажей из сказок. Сказка детьми запоминается гораздо быстрее. У учащегося совершенствуется речь, интонационный строй, звуковая культура, пополняется словарный запас.
Любые упражнения эффективны только, если делать их регулярно. Пальчиковые игры обязательно будут результативны при ежедневных занятиях. У меня их своя коллекция.
В пример, я предлагаю самые любимые пальчиковые игры Соники с фото.
«Репка»
(на пальцах одной руки одеты герои сказки, потом руку меняем. См. фото)
Тянут, тянут бабка с дедкой(разгибают большой палец)Из земли большую репку.(разгибают указательный)К ним пришла тут внучка,(разгибают средний)Подбежала Жучка,(разгибают безымянный)Кошка тоже потянула.(разгибают мизинец)Берут репку.Хоть держалась крепко —Вытянута репка!(поднимают руки вместе с репкой)
«Веселый счет»
«Ежик» в руки нужно взять,(берем массажный мячик)Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)Начинаем счет опять.(перекладываем мячик в другую руку)Раз, два, три, четыре, пять!(пальчиками другой руки нажимаем на шипы).
«Травка»
(используется пороговый коврик). Берем квадратный фрагмент коврика «травка». Кладем его перед собой, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» – им сказали.
Стала гладить и ласкать,
Всех зайчат зайчиха-мать.
Прыгаем всеми пальцами по коврику. Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев. «Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик. Ладони по очереди ползут как змеи. Ладони поочередно гладят коврик.
Приложения:
-
file0.docx.. 17,7 КБ
Опубликовано: 28.12.2020
Примеры пальчиковых игр
Благодаря своему разнообразию популярность игр с пальчиками распространилась по территории всего мира.
Все современные методики развития ребенка так или иначе затрагивают детские руки, ведь они участвуют в формировании мыслей, развитии речевого аппарата и двигательной активности.
Для каждого возраста занятия гимнастикой для пальчиков индивидуально, ниже мы приведем несколько примеров самых популярных упражнений.
Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
Перед тем как выполнять регулярные пальчиковые упражнения логопеды предлагают следующие советы:
- Каждый день выделяйте несколько минут для легкого массажа рук малыша. Он заключается в поглаживании ладошек движениями вверх и вниз, и разминке пальчиков, аккуратно растирая их вдоль и поперек.
- Деткам до полугода рекомендуется самим сгибать и разгибать все пальчики по очереди (в более старшем возрасте детки самостоятельно выполнять такие движения). В игру нужно вовлечь все пальцы, сделав акцент на безымянных, и ладошку. Во время занятий не забывайте четко и понятно проговаривать простые стишки либо напевать песенку.
- Деткам старше 10 месяцев можно проводить игры посложнее, такие как разрывание листков бумаги на мелкие кусочки, катание шариков в ладошках и перебирание пальчиками круп. Также можно использовать пластилиновые фигурки разных цветов, форм и размеров. За одну процедуру желательно успеть чередовать такие процессы как сжатие, растяжение и расслабление.
- Делайте все упражнения медленно, чтобы малыш успел понять и запомнить.
- Не спешите показывать ребенку все и сразу. Начинайте с самых простых движений, и переходите к более сложным только тогда, когда первые будут доведены до автоматизма.
- Во время игры рассказывайте историю, малыш ее будет запоминать, а позже рассказывать вместе с вами.
Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста
- Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. В старших группах детских садов воспитатели в игровой форме учат детей правильно держать ручку, выводить буквы, и расслаблять кисти рук, прокручивая карандаш между двух ладошек как пропеллер, проговаривая при этом: «Отправляется в полет наш красивый вертолет»;
- Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали.»;
- Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста
- Фонарики. Такая гимнастика основана на сложных движениях для мышц ребенка, она также сойдет для «разминки» мозга. Чтобы выполнить такое задание потребуется умение сосредотачиваться, и хорошая координация. Ребенок должен положить ручки на стол, ладошками вниз. Взрослый говорит – «фонарики зажигаются», и малыш должен открыть ладонь и растопырить пальцы. Вторая команда – «фонарики погасают», после этих слов ребенок соединяет пальцы;
- Здравствуйте пальчики, озорные мальчики. Упражнение позволит значительно улучшить координацию малыша, и выполнять задания, требующие повышенной внимательности. Пальчиковая игра довольна проста в исполнении – необходимо чтобы каждый палец по очереди «поздоровался» с большим, дотронувшись до него.
Это только малая часть пальчиковых игр. На просторах интернета можно найти самые разнообразные упражнения для деток любого возраста.
Помните, что такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики вашего ребенка, но и укрепляют защитные силы организма и иммунитет, активно воздействуя на акупунктурные точки.