Развитие личностных качеств

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Развитие личностных качеств учащихся

Во-первых, в жизни ребёнка появляются другие взрослые, которые не относятся к семье, но также занимают важное место в жизни. Это учителя, тренер, воспитатель

При правильной организации учебного процесса наравне с учебной познавательной деятельностью постоянно происходит развитие личностных качеств учащихся.

Мнение этих людей часто может быть авторитетнее в некоторых вопросах, чем слово родителей. Это нормальное явление, потому как ребёнок чувствует новые способности и грани своего развития. Развитие личностных качеств, которое ориентировано на этих людей, направлено на успешную организацию учебной деятельности, умении организовывать своё время и достижение поставленных целей. Также формируются ценности личности, которые взаимосвязаны с общественными нормами, появляются такие качества как ответственность, креативность.

Также в это время появляются друзья и товарищи, которые также влияют на формирование качеств личности. В этот период закладываются основы умения взаимодействовать с друзьями, поведение во время конфликтов и правильные способы выхода из конфликтных ситуаций. В этот период ребёнок начинает развиваться в разных направлениях, так как появляются новые площадки для реализации личностного потенциала. Происходит понимания и оценивание себя как равноправной личности.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде

Влияние родителя на успехи ребенка

В первую очередь, важно отметить, что родительское отношение к обучению и воспитанию ребенка имеет огромное значение для его академических успехов. Регулярное общение с детьми, помощь в выполнении домашних заданий, поддержка интересов и поощрение достижений могут значительно повысить мотивацию ребенка к учебе и способствовать его успехам в школе

Кроме того, взаимодействие родителя с ребенком оказывает влияние на его эмоциональное и социальное развитие. Постоянная поддержка, эмоциональная безопасность и возможность открыто обсуждать проблемы — все это помогает ребенку развивать самоуважение, уверенность и эмоциональную интеллектуальность. Это в свою очередь сказывается на его способности строить отношения с другими людьми и достигать успехов в общении.

Кроме того, идеология семьи и ценности, которые родители пропагандируют, также имеют важное значение для успеха и развития ребенка. Родители являются первыми учителями детей и их воспитателями

Они формируют основы мировоззрения ребенка и его систему ценностей. Правильное и мудрое направление в выборе ценностей и осмыслении мира может сделать разницу в достижении успеха и реализации потенциала ребенка.

Таким образом, родители играют решающую роль в успешном развитии ребенка. Их влияние оказывает существенное влияние на его мотивацию, эмоциональное и социальное развитие, а также формирует его систему ценностей. Все эти факторы вместе способствуют успехам ребенка в различных сферах его жизни. Будучи осознанными и активными родителями, мы можем положительно воздействовать на ребенка и помочь ему в реализации его потенциала и достижении успехов.

Безопасность и этика экспериментов с детьми

Photographee.eu/Shutterstock.com

Исследователь всегда несёт ответственность за свой эксперимент

Не важно, кто выступает испытуемым — ребёнок или взрослый. Прежде чем начать эксперимент, учёный высказывает свою гипотезу и тщательно планирует условия эксперимента, стараясь найти оптимальные, при которых изучаемый психический или социальный процесс будет виден с минимальными рисками для участников

Этический кодекс возник в результате множества неэтичных экспериментов, в ходе которых пострадали люди. Но на данный момент любое исследование, которое проводится настоящими учёными, проходит эту проверку.

Вот основные правила, которые обязан соблюдать исследователь:

  1. Исследователь несёт персональную ответственность за оценку этичности планируемого эксперимента. Он обязан взвесить научные и человеческие ценности. Если у него есть опасения в этичности эксперимента, то он берёт на себя дополнительную ответственность за составление этических рекомендаций и защиту прав участников.
  2. Экспериментатор обязан информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента и подробно отвечать на все вопросы, связанные с исследованием, даже если это повлияет на их желание принимать в нём участие.
  3. Участник эксперимента имеет право сократить или прервать своё участие в процессе исследования в любой момент.
  4. Учёному необходимо защищать своих испытуемых от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. При малейшем риске таких последствий необходимо проинформировать участников и предпринять меры по минимизации негативного влияния на здоровье и психику.
  5. После исследования учёный обязан разъяснить суть эксперимента и устранить все возможные недоразумения.
  6. Вся информация об участниках в ходе эксперимента является конфиденциальной.

Любое исследование с участием людей обязывает учёного взять с участников «информированное согласие». Это документ, который подтверждает, что человек добровольно участвует в эксперименте, знает, что будет происходить, и согласен с этим.

Если все эти условия соблюдены и эксперимент разработан с учётом этики, то никаких преград для участия в нём детей не существует. В конце концов, каждый родитель ежедневно ставит на своих детях опыты: «Уснёт ли ребёнок быстрее, если я прочитаю ему книжку? А если дам перед сном молоко?» Только в отличие от исследователей родители, как правило, менее последовательны и не записывают результаты в табличку.

Конечно, если ребёнку предлагают поучаствовать в эксперименте, требуется согласие родителей или законных представителей, которые имеют полное право уточнить всю информацию о целях и методах проведения эксперимента или отказаться от участия.

Современные теории

На сегодняшний день существует несколько теорий, раскрывающих понятие «личностный рост». Каждое из этих учений рассматривает не только то, как человек движется по пути формирования идеального «Я»

Внимание уделяется и факторам, которые оказывают влияние на эффективность саморазвития, а также различным предпосылкам

Теория, основанная на бихевиоризме, утверждает, что каждый человек имеет равные условия с рождения. Согласно этому учению, не существует врожденных талантов или какой-либо уникальности. Это индивидуальные черты, приобретаемые индивидуумом исходя из условий его жизни и окружения. Такой нейтральный подход характерен для советской психологии. В то время считалось, что у человека нет никакой сущности — он рождается нейтральным субъектом, а формирование его личности происходит благодаря влиянию общества.

Сторонники экзистенциональной теории считают, что личностный рост возможен только в процессе самопознания и саморазвития субъекта. Результатом этой работы будет достижение некой внутренней гармонии, вследствие чего меняются взгляды индивидуума на себя, свое поведения и окружающий мир в целом.

На сегодняшний день все большее количество последователей появляется у теории неизбежного или безусловного позитива. Основным постулатом этого учения является мысль о том, что с рождения каждый человек обладает неограниченным потенциалом. Но его реализация становится возможна лишь в определенных условиях.

Факторы, оказывающие влияние на личностный рост, согласно этой теории, не обязательно должны быть положительными. Позитивное развитие личности возможно при любых условиях.

Личностный рост через саморазвитие

В каждом человеке постоянно происходит процесс, направленный на развитие и совершенствование неких качеств или черт характера. Это и есть саморазвитие, позволяющее человеку формировать адекватную самооценку, принимать правильные решения в любых жизненных ситуациях. В ходе саморазвития человек постоянно анализирует самого себя, создает новые стратегии, которые с его точки зрения помогут достичь индивидуальных целей.

Личностный рост, как процесс, тесно связан с самостоятельной работой человека над личностью. Можно сказать, что именно в этом заложен основной смысл жизни каждого индивидуума. В ходе своего земного существования все люди развиваются, это становится возможным благодаря этим двум, неразрывно связанным, процессам. В случае, когда саморазвитие и рост личности останавливаются независимо от причин, то начинается процесс деградации.

Саморазвитие является постоянным процессом, его уникальность заключается в его бесконечности. В результате человек получает возможность расширить кругозор, получить новые знания и навыки, развить мышление и т.д. От этого жизнь становиться более интересной и насыщенной.

Методики личностного роста

На сегодняшний день существует много способов и методов, направленных на всестороннее развитие личности, приобретение нравственных качеств и достижение успеха. Большая часть работы в этом направлении должна быть осуществлена самим индивидуумом. Но в начале этого сложного пути всегда лежит осознание того, что «Я» настоящее очень сильно отличается от «Я» желаемого (идеального) и желание достичь этого идеала.

Наиболее доступным методом является изучение специальной литературы и просмотр видеофильмов. На первый взгляд этот способ кажется достаточно простым и даже немного банальным. Но в реальности, данная методика является одной из самых эффективных. Большое количество специалистов изучают проблемы личностного роста, благодаря их работе появилось большое количество обучающих материалов. Многие из них широко доступны, в том числе, и в Интернете.

Для повышения эффективности саморазвития можно посещать различные тренинги. Главным их достоинством является то, что занятия идут в группах. Для решения индивидуальных задач можно обратиться к психотерапевту или психологу.

Начиная осознанное движение по пути личностного роста, следует помнить, что на любом жизненном этапе важно иметь конкретные цели и четкое понимание, как их достичь. Все методики, существующие на сегодняшний день, а также индивидуальные занятия с психотерапевтом, позволят освоить стандартные пути развития личности

Их эффективность будет высокой лишь на начальных этапах — дальнейшее развитие и совершенствование личностных качеств возможны лишь при наличии собственного желания и стремления к достижению идеала.

Как формируется окружение человека

Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.

По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей. Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:

  1. Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
  2. Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
  3. Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.

Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.

Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.

Уровень доступной медицинской помощи

Уровень доступной медицинской помощи является одним из ключевых факторов, влияющих на вероятность здоровья ребенка. Качество и доступность медицинской помощи определяются различными факторами, включая наличие медицинских учреждений, квалификацию медицинского персонала, наличие необходимого оборудования и лекарственных препаратов.

Низкий уровень доступной медицинской помощи может привести к задержке в диагностике и лечении заболеваний, а также к увеличению риска осложнений и смертности среди детей. В странах с низким уровнем доступности медицинской помощи часто наблюдаются высокие показатели детской смертности и заболеваемости.

Для повышения уровня доступной медицинской помощи необходимо развивать медицинскую инфраструктуру, обеспечивать доступ к квалифицированным врачам и медицинскому персоналу, а также обеспечивать наличие необходимого оборудования и лекарственных препаратов.

Организация системы здравоохранения, включая развитие первичной медицинской помощи, профилактику заболеваний и мониторинг здоровья детей, также играет важную роль в обеспечении доступности медицинской помощи.

Уровень доступной медицинской помощи может быть оценен с помощью различных показателей, таких как количество медицинских учреждений на душу населения, количество квалифицированных врачей и медицинского персонала, доступность лекарственных препаратов и оборудования.

Улучшение уровня доступной медицинской помощи является приоритетной задачей для обеспечения здоровья и благополучия детей.

Своевременное развитие речи

Язык оказывается главным стимулятором развивающегося мозга. Обработка словесной информации у ребенка, чье раннее языковое окружение оставляет желать лучшего, идет медленнее и менее эффективно.

Невозможно бегать, не научившись ходить. Невозможно произнести первое слово, не услышав и не поняв его. В первые три года жизни родительская речь способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для социального, эмоционального и когнитивного развития.

Когда мама или папа говорят о запахе подгузника, окраске цветка или форме треугольника, они с первых дней жизни малыша создают питательную языковую среду, необходимую для формирования юного мозга.

Постоянная беседа с ребенком очень важна, но важно и ее качество. Представьте мозг в виде копилки

Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже

Представьте мозг в виде копилки. Если в нее бросать только копейки, эта копилка, даже набитая доверху, не поможет оплатить обучение в колледже, не говоря уже об институте. Точно так же, если детский мозг заполняется лишь «трехгрошовыми» словами, он не потянет обучение в колледже.

Напротив, если вы день за днем будете заполнять его самым разнообразным словарным запасом, мозг «разбогатеет» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение

Интенсивное общение идет в тесной связке с настройкой: родители должны больше разговаривать с ребенком, особенно о том, на что направлено его внимание

Условия жизни и гигиена

Условия жизни и гигиена являются важными факторами, которые могут оказывать влияние на здоровье ребенка. Качество окружающей среды, уровень гигиены и соблюдение определенных правил и норм могут определить, насколько здоровым будет ребенок.

Качество воздуха и воды. Чистота воздуха и воды, которые ребенок использует для дыхания и питья, играет важную роль в его здоровье. Загрязненный воздух и вода могут содержать вредные вещества, которые могут вызывать различные заболевания и проблемы с дыхательной и пищеварительной системами.

Санитарные условия. Чистота и гигиена в доме и его окружении также важны для здоровья ребенка. Регулярная уборка помещения, правильное хранение продуктов питания, соблюдение правил личной гигиены — все это может помочь предотвратить распространение бактерий и инфекций.

Питание. Правильное питание играет важную роль в росте и развитии ребенка. Недостаток питательных веществ, избыток жиров и сахара, неправильное сочетание продуктов могут привести к различным заболеваниям и проблемам с пищеварительной системой.

Физическая активность. Регулярная физическая активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Она способствует укреплению мышц и костей, улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает иммунитет и общую выносливость организма.

Психологическая обстановка. Психологическая обстановка в семье и общественная среда также могут влиять на здоровье ребенка. Стресс, конфликты, негативные эмоции могут повлиять на его психическое и эмоциональное состояние, что может отразиться на его физическом здоровье.

Вакцинация. Вакцинация является одним из самых эффективных способов защиты от инфекционных заболеваний. Регулярное проведение вакцинации помогает укрепить иммунную систему ребенка и предотвратить развитие опасных заболеваний.

Все эти факторы в совокупности могут определить вероятность здоровья ребенка

Поэтому важно обеспечить ему благоприятные условия жизни и соблюдать правила гигиены, чтобы создать оптимальные условия для его здоровья и развития

Развитие личности

Процесс развития личности не отличается плавностью. Характер этого процесса скорее скачкообразный. На смену сравнительно продолжительным (около нескольких лет) этапам довольно спокойного и равномерного развития приходят короткие (около нескольких месяцев) периоды значительных и резких изменений личности. Они важны по значимости изменений личности и последствиям для психики. Их не зря называют критическими этапами развития, кризисами. Их довольно непросто пережить на субъективном уровне, что отражается в поведении личности и ее взаимоотношениях с другими людьми.

Возрастные кризисы создают некие психологические границы между периодами. В ходе развития личности выделяется несколько возрастных кризисов. Самые яркие из них в 1 год, в 3 года, в период с 6 до 7 лет, а также в 11-14 лет.

Становление личности человека происходит поэтапно. Каждый период закономерно выходит из предшествующего, он создает предпосылку для следующего. Каждый из этапов обязателен и необходим для нормального развития личности, т.к. являет собой благоприятные условия для становления некоторые функций психики и личности. Подобная особенность возраста носит название сензитивность.

В психологии выделяется 6 периодов развития личности:

от момента появления на свет до 1 года;промежуток от 1 года до 3 лет;с 4-5 лет и до 6-7 лет;с 7 лет до 11 лет;в подростковый период – с 11 до 14 лет;в раннем юношеском возрасте – с 14 до 17 лет.

К этому моменту личность достигает достаточной зрелости, но это не говорит об окончании психического развития.

Другое важное свойство развития – необратимость. Это устраняет шансы повторения возрастного периода

Каждый этап неповторим и уникален.

Этапы формирования личностно профессиональных качеств

Так как целью любого обучения является формирования профессионала по определённой специальности, основные этапы развития личностно-профессиональных качеств происходит в учебных заведениях. Кроме взаимодействия с преподавателями, человек находится на этапе активного саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, именно в период получения образования происходят основные этапы формирования и развития главных качеств (как личностных, так и профессиональных) необходимых для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Первым этапом является определение будущей сферы деятельности в целом и профессии в частности, исходя из персональных возможностей и личных предпочтений. Далее следует адаптация к неизвестным условиям дальнейшего развития. На этом этапе поступает большое количество информации о специфике работы и тех качествах, которые необходимы, чтобы в ней преуспеть. После стабилизации образовательного процесса, получения некоторых практических навыков приходит полное осознание соответствия себя в профессии. Успешность в дальнейшем зависит не столько от наличия природных качеств и возможностей, как от постоянной готовности работать над своими личностно профессиональными качествами.

Выводы о воспитании: правила, которые следуют из результатов экспериментов

Все эксперименты, перечисленные выше, дают рекомендации по воспитанию детей, которые сейчас нам кажутся очевидными. Но именно они легли в основу современного представления о педагогике. Ещё сто лет назад физические наказания были нормой, никто не задумывался об их вреде, а эмоциональное взаимодействие с ребёнком считалось ерундой, ведь важнее прокормить и научить выживать. Так какие же правила современной педагогики помогли установить все эти исследования?

Необходимо развивать волевые качества детей. Это увеличивает их шанс на успех в будущем.
Дети легко считывают эмоции разочарования взрослых и начинают испытывать острое чувство вины

Неаккуратные слова и осуждающий взгляд может запасть ребёнку в душу на долгие годы.
Детям важно получать заслуженную похвалу, но они будут чувствовать себя «обманщиками» и виноватыми, если награда получена нечестным путём.
Эмоциональная связь матери и ребёнка — это врождённая потребность человека. Дети с первых минут жизни нуждаются в тёплом общении с мамой (или человеком, заменяющим её).
Физические наказания имеют краткосрочный положительный эффект, в перспективе же они воспитывают детей, склонных ко лжи и манипуляциям.
Многие наши страхи возникают в раннем детстве, мы даже не помним, как и почему

Часть из них можно было избежать, если бы родители вели себя иначе. Поэтому так важно следить за своим эмоциональным состоянием и выбирать правильные слова. Дети считывают своих родителей: чем спокойнее и убедительнее мать, тем спокойнее малыш.
Нет никаких оснований считать, что раннее развитие позволит вам вырастить гения. Вероятнее всего, вы потратите много сил, времени и денег, но в результате либо не достигните желаемого результата — ребёнок рано или поздно выровняется со сверстниками, — либо взрастите невроз у своего ребёнка, что в будущем принесёт ему только проблемы. Дети должны развиваться по возрастным нормам, шаг за шагом. Конечно, есть дети, которые легко читают в четыре года, кто-то пластичен и с удовольствием осваивает программу по художественной гимнастике. Это здорово. Главное, не превращать развитие в навязчивую идею.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: