Задержка речевого развития у детей: как помочь заговорить?

На что обратить внимание?

Бить тревогу нужно сразу же, как только вы замечаете следующие признаки ЗРР у ребенка:

  • Проблемы в доречевом периоде – малыш издает мало звуков, отсутствует детское гуление, звуки однотипные и редкие.
  • У годовалого ребенка нет реакции на окружающие звуки и речь.
  • Попытки повторить чужие слова в 1,5 лет неактивные или полностью отсутствуют.
  • В полтора-два года малыш не способен выполнить озвученное простое задание – принести, показать и т.д.
  • В 2,5-3 года ребенок не может соединить несколько слов в короткие фразы.
  • Отсутствие речи в три года и активное использование мимики, отдельных звуков, жестов как основных средств коммуникации.

Если вы заметили признаки отставания речи, не ждите чуда – обращайтесь к специалистам немедленно. Не слушайте «добрых» соседей и знакомых, у которых племянники-внуки-крестники «заговорили в 5 лет целыми предложениями и рассказали наизусть сказки Пушкина». Эти случаи – уникальны. Проблемы с развитием речи без своевременного вмешательства специалистов остаются у деток в школе, а в самых тяжелых случаях – всю жизнь.

Рекомендации для родителей:

Вот какие рекомендации можно давать мамам и папам ваших учеников для развития речи в домашних условиях.

  • Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами
  • Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.
  • Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).
  • Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями
  • Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости
  • Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку
  • Не ограничивайте природную двигательную активность
  • Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.
  • Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте
  • Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»
  • Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!
  • Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!
  • Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.
  • Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.
  • Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.
  • Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.
  • Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.
  • Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

В следующей статье я расскажу о конкретных упражнениях для речевого развития, которые можно использовать на занятиях с малышами в детском центре.

Задержка психического и речевого развития у детей

Задержка психического развития у детей в комплексе с отставанием в плане речи (ЗПРР) – это не патологические и зачастую слабо- или средневыраженные нарушения психического развития. Эти отклонения обычно связаны с неврологическими нарушениями или просто замедленным созреванием психики ребенка.

Дети с ЗПРР хорошо слышат, хорошо выговаривают звуки и степень зрелости мышления у них обычно в норме. Они много играют, хотя примитивный или специфический характер игр может вызывать некоторую настороженность у родителей.

Если родители знают нормы и стадии развития речи у ребенка, они могут выявить признаки нарушений в 2 или 3-4 года. А специалисты утверждают, что чем меньше возраст, в котором диагностируется задержка психологического развития у детей, тем легче и быстрее проходят лечение и реабилитация.

Стадии развития речи:

  • Первые 12 месяцев жизни – подготовка к словесной речи. Ребенок, услышав голос другого человека, ищет его глазами, ближе к концу первого года жизни реагирует на произношение своего имени. Также появляются голосовые реакции.
  • Конец 1-го-начало 2-го годов жизни – постепенное овладевание языком, формирование звуковой речи. К концу первого года жизни в арсенале малыша может быть уже до 300 слов.
  • 2,5-6 лет – активная речевая практика и стремительное развитие ребенка, его речи. Развитие происходит в процессе общения. Ребенок автоматически учит и использует новые слова (часто не до конца понимая их смысл), услышанные от родителей или окружающих. Словарный запас к поступлению в школу (6-7 лет) составляет примерно 2-3 тысячи слов, которые используются чаще всего.
  • Период обучения в школе – систематическое обучение языку и даже 2-3 языкам параллельно, овладевание письменной речью. Активный и пассивный словари ребенка регулярно пополняются.

Родители должны оценить, соответствует ли возраст ребенка актуальной стадии развития речи.

Причины появления ЗРР

Этиология данного нарушения различна. Поэтому проводят диагностику с участием разных специалистов, чтобы точнее определиться с причинами появления этой патологии. И уже исходя из результатов будет строиться коррекционная работа. Причины могут быть биологического характера и социально-психологические.

Биологические

Это факторы, которые оказали неблагоприятное влияние на развитие малыша во внутриутробный период, во время родов и в первые годы жизни:

  • Минимальная мозговая дисфункция.
  • Гипоксия плода.
  • Родовые травмы.
  • Асфиксия.
  • Недоношенные дети или с небольшим весом.
  • Тугоухость.
  • Слабость или недоразвитие мышц и органов артикуляционного аппарата.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Тяжелые заболевания матери во время беременности или в первые годы жизни малыша.

Во внутриутробном периоде происходит формирование всех важных для жизни человека систем, и негативные факторы могут привести к появлению патологий, в том числе и речевых. А в период с двух до трех лет речевые центры головного мозга развиваются наиболее активно, поэтому любое неблагоприятное воздействие на них может привести к отставанию в речевом развитии.

Между специалистами ведутся споры о том, влияет ли наследственность на появление речевых нарушений. Некоторые полагают, что если у одного из родителей, или у обоих, были трудности в овладении речью, то у малыша могут быть такие же сложности. Скорее всего, это связано с особенностью формирования и работы речевых центров, одной из причин которых может быть генетическая предрасположенность.

Социально-психологические

Одна из главных причин ЗРР в этой группе – это недостаток общения со взрослыми. Родители и близкие люди часто понимают малыша без слов или если он невнятно говорит. Поэтому у ребенка отсутствует мотивация к использованию речи для коммуникации.

Негативно сказаться может и недостаточная эмоциональная составляющая в отношениях родителей и малыша. Недостаток внимания или гиперопека – это также влияет не только на речевое, но и на психическое развитие.

Причиной появления дефекта может быть билингвизм – это явление, когда в семье общаются на двух языках. В этом случае малыш еще не в состоянии определить какой язык нужно осваивать в первую очередь и не может запомнить сразу несколько фонетических систем разных языков.

Несколько случайных отзывов

22.06.2017Гатур Н.В.

Рубанов Сергей Сергеевич, выражаю Вам огромную благодарность за Вашу работу, проведенную моему сыну Артёму (1год 10 мес.). Операция прошла успешно. Советую всем не бояться, врач от Бога. Дальнейших Вам успехов и процветания в работе!! Вы лучший!!!

20.11.2017Скачковы Олеся и Диана

Хочу выразить благодарность  Марианне Владимировне за прекрасную, квалифицированную работу. Детский стоматолог — это дело не простое, а доктор на позитиве, прекрасно относится к ребенку. Марианна Владимировна, спасибо Вам огромное! 

27.06.2017Радаева А.М.

Выражаем огромную благодарность врачу-стоматологу Рубанову Сергею Сергеевичу и медсестре Антюхиной Светлане за внимательное отношение, хорошую работу! Малышке 1 год и 3 месяца, лечили зубки под наркозом, все прошло хорошо, доча игралась уже через 2 часа. Всем рекомендую не бояться, эти врачи любят и знают свою работу!

06.08.2018Мезей Анна Ивановна

Большое спасибо Семеновой Марианне Владимировне за внимательное отношение к лечению зубов и за высокий профессионализм.

Смотреть все

Оставить отзыв

Задержка психоречевого развития, психо-речевого развития, ЗПР у детей

Задержка психоречевого развития у детей, задержка психо-речевого развития, ЗПР все чаще встречается у детей в последние годы. На первом приеме врач расскажет Вам, как определить у ребенка, как диагностировать ЗПР, что такое диагноз ЗПР у детей, какие формы, виды, классификация, определение ЗПР, особенности развития детей с зпр, особенности личности ребенка,  как проводится коррекция, психокоррекция, коррекционная работа, лечение ЗПР, лечение задержки психоречевого развития в Саратове, нужны ли занятия, остеопат, методики, программа, обучение детей (дiти з зпр), что включает в себя общая характеристика, обследование детей, развитие детей с зпр,  исследование детей, диагностика (в том числе нейросонография), дифференциальная диагностика, психодиагностика, оформляется ли инвалидность, какая профилактика, какие существуют особенности поведения детей с ЗПР, как вылечить ЗПР церебрально-органического генеза? Как учить детей с задержкой развития, лечится ли ЗПР, умственная отсталость? Дошкольники (детсадовцы, детский сад, детсад, в дошкольном возрасте, дети дошкольного возраста, у дошкольников, школьников), младшие школьники (школа, гимназия, лицей) в настоящее время постоянно подвержены большой стрессовой, эмоциональной, умственной нагрузке. Повышенная нагрузка иногда может оказывать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка, страдает эмоциональная сфера, сенсорное развитие, социальное развитие, наблюдается умственная отсталость, страдает мышление, познавательная сфера, развитие памяти, отстает психическое развитие. Чаще отмечается ЗПР церебрально органического происхождения, также бывает ЗПР соматического происхождения, темповая задержка психологического, психоэмоционального, умственного, эмоционального, физического, стато моторного, двигательного развития, этапов развития, в том числе конституционального, статокинетического происхождения.

Степени ЗРР

Степень проявления такого нарушения, как задержка вербального развития, устанавливают детский невролог и логопед после проведения обследования.

Чтобы разобраться, какие бывают степени задержки речевого развития, нужно прежде всего знать степени развития речи:

  • наличие лепета и попыток подражать звукам окружающего мира, употребление небольшого количества слов, называющих простые предметы, отсутствием двухсловных предложений;
  • наличие предложений и попыток образования грамматических форм слова, но при этом произношение слов отличается наразборчивостью, неполнотой;
  • наличие грамматически правильно построенных предложений, при этом есть незначительные ошибки в звукопроизношении и формообразовании.

В специальной литературе описаны три степени задержки речевого развития у детей (ЗРР). Их можно дифференцировать на основании диагностики состояния центральной нервной системы, мелкой моторики рук, состояния артикуляционного аппарата и внешних особенностей устной речи дошкольника.

Признаки ЗРР 1 степени ЗРР 2 степени ЗРР 3 степени
Наличие поражений ЦНС Нормальное развитие ЦНС; небольшие сложности с формированием эмоционально-волевой сферы Патологическое состояние ЦНС (поражение отдельных участков коры головного мозга, повышение внутричерепного давления); небольшие проблемы в созревании психики (формировании памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы) Поражение речевых центров в коре головного мозга;

проблемы в совершенствовании основных психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы)

Речь Отдельные ошибки на уровне артикуляции, грамматики Нарушения артикуляционной стороны; малая подвижность языка, отсутствие координации движений органов речи Значительные отклонения на уровне артикуляции, фонетики, грамматики
Мелкая моторика Неразвитость тонких движений пальцами Недостаточный уровень сформированности мелкой моторики пальцев Низкий уровень развития мелкой моторики пальцев
Возможна ли коррекция без помощи специалистов Требуется помощь специалиста-логопеда Требуется специальное обучение Необходима помощь медиков, психолога, дефектолога, логопеда

Во всех трех случаях мы имеем дело с сохранным интеллектом здорового дошкольника, который растет в семье в нормальных социальных условиях

С таким ребенком активно общаются его родные и близкие, обеспечивают ему достаточную двигательную активность, общение с окружающим миром, внимание и любовь

Задержка речевого развития 2 степени отличается тем, что ребенок имеет достаточный для возраста пассивный словарь, адекватно воспринимает и понимает речь окружающих, а вот активный словарь невелик и отличается множественными и комплексными нарушениями – и в звукопроизношении, и в усвоении структуры слова, и в образования словоформ, и в построении предложения.

Задержка 3 степени – это тяжелая задержка речевого развития. Она требует внимательного и терпеливого отношения родителей, выполнения всех рекомендаций врачей, психолога и дефектолога, проведения длительной и целенаправленной работы. В большинстве случаев наблюдается значительный прогресс, хотя не всегда удается полностью достичь уровня вербального развития, соответствующего среднестатистической норме. Если же не обращать внимания на особенности речи ребенка и ждать, что она сформируется сама, то задержка речевого развития 3 степени может перерасти в задержку психоречевого развития (ЗПРР).

Публикация «Консультация для родителей „Что такое задержка речевого развития“» размещена в разделах

  • Консультации для родителей
  • ОВЗ. Проекты, планы, консультации
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Развитие ребенка. Консультации для родителей
  • Темочки

Признаки отставания в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру, логопеду, психологу

Это тем более важно, потому что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции

Для нормального развития речи необходимы определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка . В осуществлении речи принимают участие речевые зоны коры головного мозга, расположенные в доминантном полушарии (у правшей – в левом, у левшей – в правом). Речеслуховой анализатор (сенсорный центр речи, центр Вернике) находится в височной доле доминантного полушария и отвечает за восприятие и дифференцировку слуховых сигналов, сложный процесс понимания речи.

Задержка речевого развития у ребенка — это отставание от возрастной нормы речевого развития у детей в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.

Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки речевого развития речи, ориентируясь на то, что от нее зависит общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия

Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание

Причины задержки развития речи

1. Невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желания, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами

2. Замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще всего обусловлено генетически)

3. Заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни)

4. Нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

— Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);

— ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;

— ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);

— ребенок 1-2 лет не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?», в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т. п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);

— ребенок 2-3 лет плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т. п. ; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку, путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку», если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;

— ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т. п.).

Диагностика и лечение задержки развития речи у детей

Диагностика задержки речевого развития у ребенка происходит в тот период, когда речь должна быть уже развита, то есть в три — четыре года, чаще всего такой диагноз ставится в тот период, когда упущено время для наверстывания и коррекции этого состояния

Поэтому родителям не стоит ждать, когда ребенок сам заговорит, внимание к становлению речи надо уделять уже с самого раннего возраста, особенно если для этого есть ряд показаний (проблемы внутриутробного развития плода, тяжелое течение родов, неврологические показания)

Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Как помочь ребенку с ЗРР

ЗПР, ЗРР, ЗПРР: что это за диагнозы

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель — отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле — РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Симптомы задержки речевого развития

У ребенка с моторной алалией сохранено нормальное понимание речи других людей. В этом случае связная речь отсутствует, но наблюдается хороший словарный запас. Сенсорная задержка развития речи — тяжёлое расстройство, при котором ребенок не понимает и не воспринимает обращенных к нему речевых сигналов. Наиболее сложная форма заболевания — тотальная ЗРР, когда ребёнок не способен воспринимать и воспроизводить информацию в виде устной речи.

Ребенок может говорить, однако слова, построенные фразы не соответствуют возрасту. Например, трехлетние малыши с ЗРР говорят как годовалые — лепечут, произносят отдельные слова. Дикция у таких детей настолько нарушена, что понять их могут только близкие взрослые (родители, бабушки, дедушки).

Сочетание задержки речевого и психического развития проявляется неспособностью ребенка понимать сложные речевые конструкции. Дети не участвуют в диалоге, не овладевают простыми навыками самообслуживания. Родители указывают на то, что ребенок не способен самостоятельно одеться, поесть, сходить в туалет.

Если ребенок страдает от дизартрии, то произносит звуки неправильно. Речь случаях замедлена, речевое дыхание ослаблено. Дети говорят тихо, произносят слова по слогам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: