Этапы организации родительского собрания в классе в школе

Виды родительских собраний и структура их подготовки Начальная школа

Режим родительского собрания в начале учебного года

Родительское собрание не должно длиться дольше 1,5 ч. Поэтому не растекаемся мыслями по древу, всё лаконично, чётко и по регламенту. Начинаем вовремя, без «подождём ещё 5 минуточек». Это покажет нашу собственную организованность и уважение к чужому времени.

Первое в учебном году собрание должно состоять из следующих этапов:

  1. Приветствие + выбор секретаря собрания (5 мин). Можно записать видеоролик с детьми или взять готовый из интернета.
  2. Вступительное слово классного руководителя (10-15 мин): рассказываем о школе, режиме работы, учебной программе, задачах обучения, организациях доп.образования, действующих у вас, о том, как помочь ученикам, особенно учащимся начальной школы, адаптироваться к учёбе. Знакомясь с  первым, пятым и десятым классом, стоит сказать о себе, о своём опыте классного руководства, поделиться задумками (праздники в классе, конкурсы в школе, экскурсии, мероприятия и т д)
  3. Анкеты родителям (10 минут), чтобы заполнить соцпаспорт класса и знать, как в дальнейшем организовать родителей для участия в жизни класса. Анкеты можно раздать заранее, чтобы родители заполнили их дома.

В анкете помимо личной информации (ФИО родителей, дата рождения, место работы, должность, место жительства, информация о других членах семьи, соц.статус и материальное положение семьи, чем увлекается учащийся) должны быть и вопросы, как родители могут помочь классу. Например, в руководстве кружком/секцией, организации экскурсий, походов в музей/театр/на концерт, создании материальной базы, подготовке и оформлении мероприятий, подготовке материалов для тематических классных часов и родительских собраний…

  1. Выбор родительского актива (5-10 минут).
  2. Обсуждение организационных моментов (20 мин): питание в школьной столовой, подвоз учеников на школьном автобусе или покупка проездных билетов, организация классного фонда, сменная обувь и проч.
  3. Ответы на вопросы родителей (10-15 мин).
  4. Подведение итогов (5 мин).

В конце обязательно благодарим родителей за плодотворное сотрудничество. После собрания желательно встретиться с родителями, которые не смогли прийти. 

Для чего нужны родительские собрания

Современные мессенджеры позволяют быстро оповестить обо всём важном, что касается и жизни класса, и конкретного учащегося. Но задачи родительских собраний гораздо разнообразнее

Поэтому можно проводить собрания в различных форматах:

  • встреча-инструктаж по изменениям в классе, в учебном учреждении,
  • отчет о нынешнем состоянии класса, успеваемости, посещаемости, медицинском и других обследованиях,
  • вечер-похвастушки, на котором родители узнают о творческих, спортивных и прочих достижениях детей,
  • школа для родителей (тренинги, ролевые игры, семинары, лекции), которая поможет решить проблемы воспитания и обучения школьника,
  • кризисный совет в экстренной или конфликтной ситуации в школе и семье.

Что касается родительского собрания в начальной школе, то это личное знакомство классного руководителя и родителей. Если родители первачков увидят эмоциональную заинтересованность учителя, то охотнее пойдут на контакт. Многих ведь пугает новый этап в жизни ребёнка: как всё будет проходить, справится ли будущий ученик начальной школы с нагрузкой. И собрания нужны не только, чтобы организовать родителей, но и чтобы успокоить их. 

Стадии подготовки родительских собраний

Классный руководитель готовит родительские собрания заранее, соблюдая следующую последовательность действий по подготовке:

Определение темы проведения собрания. Любое собрание имеет определенную тему. Данная тема не носит случайный характер. Она должна решать насущные образовательные задачи, быть ориентированной на повышение качества обучения. Тема зависит от этапа обучения, уровня развития классного коллектива, взаимоотношений учащихся, социальных статусов учащихся и их родителей, уровень развития культуры родителей, уровня их образования и заинтересованности в участии в работе учебного заведения и жизнедеятельности своего ребенка.
Определение целевого назначения родительского собрания. Цели отражают результаты, которых необходимо достичь в ходе общения и взаимодействия с родителями учащихся. Это могут быть конкретные результаты обучения, решение проблем в учебной деятельности учащихся, дисциплинарные вопросы, выработка совместных направлений развития классного коллектива, организация разных форм внеурочной, внешкольной деятельности – экскурсии, поездки на природы, туристические походы и др., донесение до родителей информации об успеваемости детей, об организации учебно-воспитательного процесса, необходимости обращения внимания на конкретные аспекты воспитания и др.
Исследование научно-методической литературы. Методические рекомендации помогают педагогу донести информацию по конкретной проблеме до родителей, выбрать оптимальные приемы ее освещения и дать рекомендации по вопросам общения и взаимодействия с детьми, решения воспитательных проблем, выбора методов мотивации детей к обучению и развитию.
Проведение предварительной диагностической работы. Она поможет выявить отношение родителей к конкретной теме собрания, конкретной проблеме, уровень их заинтересованности в жизнедеятельности ребенка. Диагностирование проводится посредством использования методов анкетирования учащихся и родителей, тестирования, опроса и проведения бесед с учащимися.
Составление хода реализации родительского собрания. Составляется план его проведения, последовательность действий педагога, формы организации взаимодействия с родителями, используемые приемы и методы воспитательного воздействия.
Определение дня и времени проведения собрания и приглашения на него родителей. Родители приглашаются на собрание заранее

Важно, оповестить их о собрании примерно за две-три недели и повторно напомнить о нем за пару дней. Это позволяет родителям включить собрание в свои планы и найти время для его посещения

Следует отметить, что педагогу хорошо бы заранее узнать о возможностях посещения родителями собрания, чтобы, в случае невозможности посещения большей части родителей собрания перенести его на более удобную дату и время.
Составление решения собрания. Данное решение ориентировано на реализацию совместной воспитательной работы классным руководителем и родителями. Педагог формирует предполагаемый список осуществляемых действий и ответственных за его реализацию, составляет для родителей памятки, инструкции, рекомендации реализации того или иного направления деятельности.
Оборудование место проведения собрания. Педагог организует место проведения встречи с родителями в зависимости от вида родительского собрания и его целевого назначения. Понятное дело, что кабинет встречи с родителями приводится в порядок. Производится оснащение необходимым оборудованием и инструментарием: листами и ручками для родителей, ПК для представления презентации, плакатами, раздаточными пособиями и др. Выставочный и информационный материал должен быть тщательно продуман и отвечать теме собрания.

Разные стороны медали

Как бы мы того не хотели, школьные собрания остаются основным путём взаимодействия учебного заведения и семьи школьника. Как собрание видит заурядный педагог? Это должна быть беседа о насущном – об учёбе, об успехах, о проблемах. Проще говоря, — изливание учительской души, которая в одиночку справляется с нависшими проблемами и иногда радуется своим же успехам, когда дети показывают положительные результаты.

Каждый учитель считает, что на школьной встрече должны в обязательном порядке присутствовать все без исключения. Именно по этой причине записи о проведении собраний делают под роспись об ознакомлении. Будет повод потом погрозить пальчиком: знал и не пришёл!

Согласна, мы обязаны уважать педагогический труд, ведь к встречам ответственные учителя готовятся, и обидно увидеть в назначенное время лишь половину родительского коллектива. Но отмечу сразу, что посещение школьных собраний – дело сугубо добровольное. И никакой устав учебного заведения, никакие угрозы отчислить или заявить в полицию не заставят Вас прибыть на явку, если Вы того не захотите.

А ведь такая ситуация имела место быть, например, в Волгоградской школе несколько лет назад, когда через сына маме передали угрожающую записку о последующем обращении в органы МВД за повторное отсутствие. Дело закончилось воспитанием. Нет, не родителей, конечно, педагога. Думаю, такие казусы встречаются часто.

Как собрание видят требовательные родители? С нашей точки зрения, оно должно быть:

  • по максимуму по времени и дню удобным, потому как зачастую причиной отсутствия становится банальное «работаю»;
  • по максимуму информативным, едино полезным для всех, без выдачи информации порционно-персонально только для одной семьи;
  • по максимуму коротким, без пережёвывания деталей, которые можно обсудить и по телефону и в весёленьком родительском чате «без галстуков», благо всегда ведь «хорошая мысля приходит опосля»;
  • по максимуму корректным, без раздачи ярлыков и высказываний (как положительных, так и отрицательных) в конкретные адреса.

И вот получается: требовательные и ценящие своё время родители не готовы идти на встречу к заурядному педагогу, предпочитающему на собрании раздачу титулов и штампов и самолюбование.

Поиск компромисса

Но всегда можно найти выход, даже когда «верхи не могут, низы не хотят» и наоборот. И нужно в этом принять участие, иначе кто-то этот выход найдёт за Вас, и придётся подстраиваться.

Самое главное и 100%-но посещаемое родительское собрание – первое. Всем же интересно, а кто нас будет учить и как нас будет учить. Ну и вообще «на людей посмотреть и себя показать».

Так вот: наша с вами, родители, задача номер один – выстроить все требования к школьному собранию сразу на первой встрече. Поставить, так скажем, учителя в строгие рамки (да простят нам педагоги) и выслушать его пожелания относительно нашей поведенческой линии по отношению к нему.

Найдётся общий язык, и будут расставлены сразу все точки над «i» — будет вам и посещаемость на высоте, и взаимопонимание. А главное – не отходить от установленных правил проведения собрания, пресекая, что не по делу и не по повестке, и тогда всё успеется во время.

Только вот темы для собраний стоит определить всё-таки заранее, иначе интересный вопрос для одних может обернуться заунывной нотацией для других. Хорошо бы педагогу выложить годовой план встреч каждому, с запасом, а потом собрать с вашими ремарками и вычеркнуть из графика то, что совсем не хотят слушать родительские уши.

Тогда к собранию с заданной темой готовиться будет не только учитель. Можно раздать «домашнее задание» и родителям тоже. Когда на родительские плечи ляжет ответственность за успех встречи, вряд ли кто решится прогулять. Например, картинки подобрать или истории из жизни. Вместе-то куда интересней!

Хорошо бы решать на родительских собраниях и недомолвки с проблемными педагогами, приглашая их на встречу. Это как раз то место, когда можно раз и навсегда выявить общую проблему и найти общее решение. Не стоит отказываться от мысли хотя бы раз в год увидеться с директором, ибо иметь представление, а какие у неё (него) вообще планы на будущее школы, в которой вы учитесь.

Да! И родители не очень готовы ставить основной темой повестки финансы. Без них никуда, но это далеко не главное для школьной встречи. Так что совет родительскому комитету: не хотите в первые минуты создать «боевой настрой» — говорите о деньгах в конце.

Рассадка родителей в кабинете

Можно просто предложить родителям сеть за парты, как ученики. А можно расставить столы по два для групповой рассадки. Или таким образом, чтобы все сидели вокруг длинного стола или за партами, расставленными в форме кольца. Или даже вообще без столов — просто на стульях, расположенных по кругу.

В первом случае учитель будет занимать позицию перед и напротив родителей (а ведь «напротив» — слово, родственное «против»). То есть он опять окажется на месте учителя. Это заставит родителей психологически вернуться в детство, когда они были учениками.

  • Возможно, это обеспечит значимость, авторитетность педагога по ощущению родителей учеников. 
  • Они более доверчиво воспримут всё, что говорит учитель.
  • Кроме того, так будет удобно демонстрировать презентацию (сейчас большинство из нас почему-то уверены в ее прекрасном воздействии на слушателей).

Но у этого варианта есть и минусы, и их много.

  • Среди родителей учеников могут оказаться те, кто, к сожалению, не сохранил добрых воспоминаний о школе. Для них снова оказаться за партой — стресс. Такие родители сразу будут потеряны для общения: всё, что они услышат, позже дома будет подвергнуто резкой критике. Включится сопротивление.
  • Кто-то слишком хорошо войдет в роль ученика и будет отвлекаться на телефон или разговор с соседкой.
  • Информация с презентации, возможно, не будет переписана или сфотографирована, затеряется или будет случайно удалена.
  • Кроме того, в такой ситуации родители, может быть, ближе к сердцу воспримут требования учителя, но не почувствует себя сообществом.

Рассадка по группам (с помощью жеребьевки или других способов) позволит родителям лучше познакомиться (если они прежде не были знакомы). Это такая атмосфера кафе — прекрасно для отдыха. Но ведь собрание не отдых.

Нам кажется, гораздо лучше рассадить родителей по кругу и самому учителю не стоять возле доски, а сесть за тот же круглый стол.

  • В том случае, если все будут сидеть за одним круглым столом, родители лучше ощутят связь и между собой, и между родителями и учителем. Тогда сможет возникнуть некое сообщество.
  • Информацию, которую необходимо сообщить, тогда придется выдать в виде памяток или буклетов (презентация недоступна). Но памятку можно отнести домой и сразу повесить на видном месте, а не искать в памяти телефона.
  • Учитель будет не «напротив» родителей, а среди них, как равноправный член сообщества людей, любящих этих детей и желающих помочь им стать умными и образованными.
  • Если у доски педагог может случайно сорваться на поучающий тон, то за круглым столом это невозможно.

Минус тут организационного характера: придется перемещать парты.

Дальнейший ход собрания

После того как доверительные отношения будут установлены, классный руководитель может обратиться с какими-то сообщениями, касающимися школьного распорядка и т.д. Однако информирование, хотя и является обычно основной частью родительского собрания, в данном случае может быть вынесено за скобки мероприятия. Лучше предложить каждому из родителей взять подготовленные заранее буклеты или памятки.

Они могут содержать информацию

  • о канцтоварах, которые необходимы ребёнку в школе;
  • о требованиях к поведению и внешнему виду учеников;
  • о расписании уроков и (при наличии) внеурочных занятий;
  • контакты классного руководителя и администрации школы и т.п.

Разумеется, можно дублировать эту информацию в виде интернет-рассылки.

Какие-то вопросы стоит, наверное, вынести на обсуждение.

Учителю не следует высказывать категорических суждений, даже если он прав

Допустим, он требует посещаемости, запрещает опоздания или пользование мобильным телефоном на уроке. Его мнение абсолютно невозможно оспорить — это понимают все, в том числе и родители, которые пришли на собрание. Совершенно необязательно высказывать эти требования в категорический форме, которая не может не задеть чувства родителей.

Кейс

Большего эффекта можно добиться, если обратиться к родителям как бы за советом, представить это как обсуждение: «Я понимаю вашу заботу о безопасности детей и, конечно, я бы тоже очень волновалась, если бы мой ребёнок не имел средства связи. Сейчас мы привыкли к смартфонам и не представляем себе жизни без него. Нам хочется каждую минуту быть уверенным, что с ребёнком всё в порядке. Как же быть? Может быть, ребятам стоит дать мобильный телефон, но требовать, чтобы он был поставлен на беззвучный режим или вовсе отключён во время уроков? Или предложить складывать мобильники в специальную коробку? А после уроков ребёнок может его снова взять и включить». Такая беседа в форме как бы совещания, наверное, более приемлема, ведь она подчёркивает уважение учителя к родителям, к их мнению.

Будет хорошо, если учитель будет задавать какие-то вопросы, советоваться, интересоваться, что родители думают по тому или иному вопросу. Обязательно следует всё время подчёркивать, что учитель надеется на сотрудничество с родителями, что он был бы рад, если родители будут принимать посильное участие в каких-то мероприятиях. Может быть,

  • устраивать чаепития, экскурсии, поездки;
  • приходить на классные часы, рассказывать о профессии;
  • оформлять стенды про свои семьи;
  • приносить свои поделки и проявлять еще каким-то образом свои таланты.

Чувствуя заинтересованность педагога, родители более охотно пойдут на контакт и будут проявлять больше внимания к школьной жизни детей. Вообще, создать теплую и дружественную атмосферу на первом собрании важнее, чем передать родителям всю необходимую информацию.

Надо обязательно предложить родителям заполнить анкету. Это необходимо для того, чтобы учитель мог лучше понять, чем живут его ученики, получил какое-то представление о составе семей, о возможных льготах и возможных проблемах детей.

Стоит оговорить время, когда родители могут обратиться к учителю тем или иным способом, чтобы сообщить какую-то важную информацию о своём ребёнке. Обязательно надо подчеркнуть, что педагогу очень интересно знать все о ребёнке, но особенно важна информация

  • о перенесённых (и имеющихся) заболеваниях;
  • об аллергии;
  • о проблемах в общении с детьми или взрослыми;
  • о том, что ребенок плохо ориентируется в малознакомом месте;
  • что он может стесняться попроситься в туалет;
  • может испугаться отвечать у доски;
  • ему требуется больше, чем другим детям, времени, чтобы обдумать ответ на вопрос и т.п.

Возможно, родители не захотят обсуждать такие вопросы в присутствии других и поэтому учитель должен обдумать и обязательно передать родителям информацию о том, когда и каким образом они могут с ним связаться для индивидуальной беседы.

Хорошо бы вообще отвести на это несколько ближайших недель и каждому указать время, когда педагог будет рад поговорить о ребёнке. Эти беседы нужны не для того, чтобы высказать какие-то требования или какие-то замечания, — они для того, чтобы учитель как можно больше узнал о возможных особенностях ребёнка и смог к ним подготовиться сам и подготовить ребёнка.

Родительское собрание – лекция или душевный разговор?

Чтобы добрые отношения возникли, поддерживались и укреплялись, родительское собрание должно пройти с особым эмоциональным настроем, особенно если речь о 1 классе. Ведь ещё вчера их дети были дошкольниками, а теперь их статус изменился.

Не всегда родители и сами к этому готовы. Часто свой ребёнок кажется им ещё слишком маленьким, несамостоятельным. Родителям хочется гордиться им, но в то же время они стремятся оградить своё сокровище от всех проблем и неприятностей.  Чтобы справиться с волнением, родители могут замкнуться в себе, неохотно идти на контакт. Учитель должен всё это учитывать и спланировать собрание особенно тщательно.

Увы, часто родительское собрание приобретает черты ещё одного урока, когда учитель высказывает родителям различные требования, даёт советы и почти даже распоряжения. Иной раз в речи классного руководителя проскальзывает некоторая непримиримость, излишняя требовательность.

Думаем, лучше избегать такого. Смешно выглядит педагог, поучающий взрослых людей, которые могут быть старше его, образованнее и опытнее. Да все они, вероятно, уже десять раз перечитали в интернете всё, что им собиралась сообщить учительница.

Излишний дидактизм может отпугнуть родителей и даже настроить их против школы

А ведь воспитание и образование детей — это общая задача педагогов и родителей.  

Раз так, надо убедить родителей в том, что учитель видит в них не исполнителей своей педагогической воли, а со-трудников и единомышленников. Поэтому психологи часто предлагают заранее обдумать всё до мелочей. Например, рассадку.

А не попить ли нам чайку…

Эх, сидя за школьной партой, чувствуешь себя учеником, и хотя тебе уже далеко «за …дцать», волей-неволей начинаешь пасовать перед взглядом педагога, который грозно нависая сверху, обретя уверенность в собственных силах всё-таки нет-нет да возвращается к прошлому и начинает отчитывать за неуд и плохое поведение, несмотря на предварительную договорённость этого не делать.

И мы, словно нашкодившие школьники, всё больше вжимаем голову в плечи и выслушиваем до оскомины знакомую лекцию о «хорошо-плохо», забыв напрочь то, о чём на первом собрании договорились: только по делу! А вот молчать — это совершенно напрасно! Так и до конфликтов недалеко, и не затащить нас потом в школу ни на каком аркане!

Потому рекомендую попробовать сделать родительские собрания неформальными. А что такого? Вспомните, как решаются семейные дела проще: стоя в позе буквы «Ф» или за чашкой чая? А класс – это та ещё большая семья, и дела у неё важные и неотложные. Ну дак кто Вам мешает попить чайку в классе, разрядить обстановку?!

Когда все в одинаковой позиции «сидя», и разговор проще пойдёт, и дело быстрее, и воспоминания потом приятнее. Как вам идея?

А вообще на собрания ходить стоит! Ведь правильно организованная встреча – это далеко не осуждение нерадивых и восхваление успешных и тем более не способ скинуться на хознужды. Это информация из первых уст, поиск совместных идей и принятие общих решений. И ничто так не сплачивает коллектив, как живое общение. А в сплочённом коллективе и учиться легче и жить интересней.

Да и бывают-то собрания не так уж и часто – обычно раз в четверть. Но вдруг вам захочется встречаться чаще?

Есть что добавить по теме? Ждем в разделе для комментаторов)

Всего вам доброго!

ШколаЛа:)

Круг сообщества

В ходе «круга сообщества» каждый из присутствующих обязательно должен высказаться по какому-либо вопросу. Этот вопрос должен быть личным, но не слишком. С одной стороны, он должен позволить родителям выставить себя в достаточно выгодном свете, с другой — помочь педагогу понять, что за люди собрались вокруг него.

В какой-то степени этот вопрос может помочь и в самопознании, заставив отвечающего задуматься о том, что раньше ускользало от внимания.

Итак, учитель задаёт какой-то вопрос и по возможности первый на него отвечает, затем право ответа по кругу переходит к каждому пришедшему на собрание. Конечно, невозможно заставить человека отвечать на вопрос, если он не хочет. Если по первому кругу кто-то откажется, не стоит его заставлять.

Возможно, он ответит позже, на второй вопрос, когда убедится в лояльности собравшихся.

Что это может быть за вопрос? Вот несколько вариантов.

  • Обычно рекомендуют предложить высказаться о семейных ценностях. То есть каждый должен ответить, какие ценности, на его взгляд, наиболее важны для его семьи (доброта, любовь, верность, интеллект и т.п.)
  • Какие качества Вы хотели бы воспитать у своего ребенка?
  • Какой вы видите школьную жизнь своего ребёнка?
  • Что вы цените в своем ребенке больше всего?

Структура родительского собрания

Перед проведением родительского собрания педагог составляет его сценарий. Независимо от темы собрания, его назначения, в него обязательно должны входить следующие компоненты:

  • Анализ учебных достижений учащихся, уровень успеваемости классного коллектива. Здесь освещаются итоги учебной деятельности за определенный временной период;
  • Решение вопросов социального взаимодействия учащихся, психологического микроклимата класса. Педагог знакомит родителей с обстановкой в классе, общением и взаимодействием учащихся друг с другом, другими классами, педагогами. Здесь же, могут быть рассмотрены проблемы социального развития учащихся, актуальность их решения, их значимость;
  • Решение организационных вопросов учебно-воспитательной работы;
  • Освещение конкретной темы собрания: просвещение родителей, постановка текущих проблем и нахождение совместного решения;
  • Реализация психолого-педагогического просвещения родителей. Оно ориентировано на повышение педагогической компетентности родителей, оказание им помощи в решение образовательных и воспитательных проблем учащихся, вопросов межличностного взаимодействия с детьми;
  • Подведение итогов встречи. Собрание завершается подведением итогов встречи: значимости и пользы информации для родителей, решении актуальных проблем, необходимость проведения повторного собрания той же направленности и т.д.;
  • Проведение личных бесед с родителями. Такие беседы касаются решения определенных проблем с развитием, обучением и воспитанием отдельных учащихся. Педагог проводит индивидуальные беседы в целях избегания публичного освещения проблем конкретного ребенка и оказания индивидуальной помощи.

Рисунок 1.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: