Содержание коррекционной работы
Развитие речи в зависимости от пола
Конечно, каждый ребенок индивидуален, как индивидуально и сочетание различных факторов, которые благоприятствуют или, наоборот, мешают развитию речи. Незначительные задержки могут быть особенностью, а могут быть вызваны стрессом, болезнью, недостатком общения. Поэтому нет смысла сравнивать своего ребенка с другими, завидовать «болтунам» или гордиться «достижениями». Но тем не менее, родителей часто гложет вопрос: почему одни дети в полтора года рассказывают стихи, а другие только начинают произносить первые слова?
Детская психология сегодня делит детей с нормальным развитием на два типа:
-
говоруны – .настоящие маленькие экстраверты. Им все интересно, они любят общаться с детьми постарше и со взрослыми, задают много вопросов, вечно болтают и легко адаптируются в любой обстановке. Говорить они тоже начинают обычно раньше, чем сверстники.
-
молчуны любят созерцать, в новой обстановке сначала будут привыкать и наблюдать со стороны. К таким детям нужно относиться внимательнее, стараться чаще с ними разговаривать, стимулировать речь, задавать вопросы, которые предполагают более развернутый ответ и помогать правильно на них отвечать. Часто «молчуны» предпочитают общаться жестами, вместо «дай» показывают на предмет, который хотят получить. Зато они чаще начинают говорить хотя и поздно, но сразу предложениями и с минимальными дефектами речи, а то и вовсе без них. Единственный нюанс – если речь к 2-2,5 годам не появилась вообще никак, стоит показать ребенка специалисту, хотя бы для собственного спокойствия. С неговорящими детьми работает дефектолог. Познакомиться с этим направлением, изучить методы диагностики и коррекции можно у нас на курсе по дефектологии.
Что касается гендерного различия, тут физиология неумолима: девочки начинают говорить раньше мальчиков, и это – общемировая статистика. Секрет в более раннем созревании мозга и большей природной эмоциональности девочек. Развитие мозга напрямую влияет на размер словарного запаса: к двум годам среднестатистическая девочка знает в два раза больше слов, чем среднестатистический мальчик. Эмоциональность же стимулирует маленьких мисс делиться с окружающими любой радостью или потерей, с удовольствием обсуждать полученные впечатления, тогда как мальчишки более сдержаны в проявлении чувств и высказываются только по делу.
А еще исследования свидетельствуют о том, что у физически активных детей и речь развивается лучше и быстрее, так что более подвижные малыши «с шилом в одном месте» говорить начинают раньше.
Развитие речи в раннем возрасте до трех лет
Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.
Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».
Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:
- Способность строить предложения из пяти — шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
- Произносить слова, правильно расставляя ударения;
- Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
- Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
- Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».
Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.
Что входит в понятие «развитие речи»?
Часто родители понимают под развитием речи достаточно узкую область. Например, активный словарь ребенка определенного возраста часто кажется взрослым единственным критерием гармоничного речевого развития
Другие особое внимание обращают на чистоту произнесения звуков. Третьи — на длину и сложность составляемых после трехлетнего возраста предложений
В зависимости от того, что взрослые вкладывают в понятие «развитие речи» будет значительно отличаться и их языковое поведение в отношении малыша. Кто-то настаивает на том, чтобы ребенок заучивал как можно больше стихов, кто-то старается «вложить в его голову» максимум различных понятий и значений, а кто-то настаивает на ежедневном повторении чистоговорок.
Однако данное понятие слишком широко, чтобы делать акцент на какой-то одной составляющей. Ведь конечной целью речевого развития ребенка является научение его грамотно и точно выражать свои мысли и описывать явления. Развитие речи тесно связано с формированием вербального мышления, усвоением законов коммуникации и многим другим.
Чтобы лучше понимать каким образом помочь ребенку не просто научиться говорить, а всесторонне развить свою речь следует остановиться подробнее на основных этапах ее формирования.
Нормы
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
- проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий
Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Занятия на физическое развитие
В 3-4 года позвоночник еще слабый, а суставы и кости легко деформируются. Еще одна особенность — узкие проходы дыхательных путей и уязвимая слизистая дыхательных органов. Поэтому нагрузки должны быть умеренными и осторожными, с учетом особенностей возраста.
В 3-4 года дети стремительно растут и у них много энергии. Задача родителя — направить ее в полезное русло. Но время занятий не должно превышать 15 минут.
«Пушинка». Для развития и укрепления дыхательной системы. Предложите ребенку посоревноваться, кто дальше или выше сдует пушинку. Можно использовать другие предметы и двигать их воздухом или купить дыхательный тренажер. А также включать упражнения в другие виды активности. Например: вы читаете с ребенком сказку о трех поросятах — предложите ему изобразить, как волк дул на домики.
«Делай, как я». В 3–4 года дети могут бегать, прыгать, стоять и ходить на носочках и пяточках, держать равновесие. Предложите ребенку вместе по команде выполнять то или иное действие: прыжки двумя ногами, ходьба на носочках, цапля (замереть на одной ноге), прыжок вперед-назад.
Можно все действия переименовать в животных (по аналогии с цаплей). Например, прыжки — заяц, ходьба на носочках — жираф (словно тянетесь вверх и становитесь выше). Перед игрой обсудите с ребенком команды, чтобы он знал, как действовать.
«Полоса препятствий». Соорудите ее из разных этапов, например: бег по прямой, ходьба по линии, прыжки через предметы (высота — не более 5 см), «змейка» между предметами. Можно устраивать соревнования в семье или приглашать других детей, проводить соревнования между семьями на улице.
В 4 года можно отдать ребенка в спортивную секцию. Оптимальный график занятий — один или два раза в неделю по 1–1,5 часа. Попробуйте разные виды спорта и выберите тот, который больше откликается ребенку.
Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет
В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.
В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.
Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.
Методики развития речи
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
-
Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
близких людей с комментариями и вопросами. -
Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек. -
Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши. -
Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
цвета, размера, формы предметов. -
Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото. -
Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
комментированием иллюстраций.
Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Психическое развитие
- Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым;
- Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);
- Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу;
- Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно;
- Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.
Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;
Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);
Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;
Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;
Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь
Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет?
К косвенным признакам задержки речевого развития можно отнести поведенческие нарушения:
- неловкость движений, неспособность удерживать равновесие;
- нарушение мелкой моторики, невозможность совершения точных действий;
- снижение концентрации внимания;
- гиперактивность или заторможенность.
Присутствие вышеуказанных признаков может свидетельствовать о наличии неврологических патологий. В других случаях отставание в развитии вызывается неблагоприятными условиями проживания и неправильным воспитанием. К явным признакам нарушения речи относятся:
- невозможность составления фраз;
- отсутствие согласованности существительного и прилагательного;
- неправильное произношение большинства звуков (ребенок переставляет буквы и слоги в простых словах);
- отсутствие предлогов, местоимений, наречий;
- полная невозможность регулирования темпа речи;
- невозможность составления сложных фраз (предложения содержат только глаголы и существительные).
Если ребенок осознает наличие нарушения речи, то становится раздражительным и замкнутым.
Некоторые дети осознают наличие нарушения речи. Задержка развития мешает общению с друзьями и родственниками. Ребенок становится раздражительным, замкнутым.
Самостоятельная диагностика
Наиболее часто родителями используется метод наблюдения. Он позволяет примерно определить количество произносимых слов, отметить уровень развития произношения. В игровой форме проводится тестирование, позволяющее оценить способность к построению фраз и предложений. Определить степень развития речи помогают такие задания:
- просьбы называть собственные части тела;
- составление рассказов по картинкам;
- простые поручения, требующие выполнения нескольких действий;
- изучение свойств предметов (например, просьба назвать цвет тарелки или размер чашки);
- ответы на вопросы, касающиеся содержания прочитанного ранее текста.
Нужно обращать внимание на правильность произношения звуков, перестановку слогов и букв. Оценивают и уровень развития моторики. Для этого используют такие критерии:
Для этого используют такие критерии:
- возможность сохранения равновесия при ходьбе;
- способность перешагивать через препятствия;
- сохранение равновесия при снижении площади опоры;
- способность удерживать мелкие предметы;
- возможность совершения точных действий.
При задержке развития дети становятся замкнутыми и не хотят общаться с другими детьми.
Как определить нарушение речи
Как правило, в раннем детском возрасте малыши не одинаково развиваются, поэтому классифицировать какое-либо нарушение при внешних общих признаках здоровья достаточно трудно. При внимательном отношении к маленькому члену семьи проявления нарушений могут заметить родители и старшие дети.
Начинаются логопедические занятия с детьми 3-4 лет, когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией. Психологи отмечают этот возраст еще и потому, что личностный рост одновременно с новыми формами мышления и самоидентификации ребенка заставляет интересоваться новым, стремиться к общению, особенно к общению со сверстниками. Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.
Помощь логопеда
В настоящее время растет число детей с задержкой речевого развития. Причин тому масса: от родовой травмы до неблагоприятных социально-бытовых условий (у мамы нет времени и желания общаться с ребенком, отсутствует эмоциональный контакт).
Когда требуется помощь логопеда:
- в 3 года ребенок разговаривает на языке, понятном только ему;
- не произносит звуков и подменяет их;
- к 4 годам речь малыша невнятная, будто «каша во рту»;
- ребенок заикается, проглатывает звуки или меняет местами слоги.
Если ты переживаешь по поводу речи своего ребенка, обратись за рекомендацией к логопеду. Он подскажет, можно ли выровнять речь дома или нужны занятия со специалистом.
В дошкольном возрасте важно устранить речевые дефекты и исправить речь. Правильная речь — залог успешной учебы в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития
А внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Данный материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.
-PDS-2100002
Когда необходим логопед или дефектолог
Есть мнение, что раньше трех лет к специалисту обращаться не нужно, но оно верно лишь отчасти. Некоторые проблемы становятся видны в более раннем возрасте, и чем раньше начать их корректировать, тем быстрее и лучше будет результат. Логопед необходим, когда:
-
в 1,5-2 года ребенок много и активно говорит, но не произносит понятных слов, при этом дает предметам «свои» названия, как маленький иностранец;
-
в 2,5 года ребенок не разговаривает совсем, или имеет минимальный словарный запас, который соответствует годовалому возрасту (5-10 слов);
-
в 3+ года неправильно произносит слова, пропускает или добавляет целые слоги, меняет их местами;
-
в 4-5 лет смягчает согласные, особенно шипящие и свистящие («сяй» вместо «чай», «сяпка» или «щапка» вместо «шапка» и т. д.);
-
ребенок старшего дошкольного возраста (6-7 лет) не произносит или произносит неправильно какие-либо звуки, так как речевой аппарат уже полностью сформирован, запинается, заикается, повторяет первые слоги слов по несколько раз.
Речь ребенка в четыре года
В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два — два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.
Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.
Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:
- Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
- В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
- Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
- Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.
Игры, развивающие речь ребенка
Родители могут помогать ребенку развивать речь уже с рождения. Основной канал познания мира в раннем возрасте – сенсорный, то есть ребенок воспринимает информацию через органы чувств. И чем больше и разнообразнее эта информация, тем более разностороннее развитие получает малыш.
Осязание.
Это самый первый источник данных о мире с рождения, когда еще не совершенны слух, зрение, вкус и обоняние. Ребенок чувствует тепло рук мамы, ее поглаживания, прикосновения, поцелуи. Развивать осязательный канал малыша очень просто: гимнастика, массаж, пальчиковые игры, предметы разного размера, формы, фактуры – все это формирует знания о мире и окружающей среде. Лучшее, что могут сделать родители – дать ребенку разнообразные тактильные ощущения. Волшебный мешочек, в котором лежат предметы из разных материалов, игры с песком, пальчиковые краски, пуговки и фасолинки, игры с крупами – все это и многое другое можно использовать, чтобы тренировать осязание.
Зрение.
В раннем возрасте основной задачей ребенка становится научиться фокусировать зрение на определенном предмете, понимать, на каком расстоянии находится игрушка, удерживать зрительное внимание на важных предметах и людях. Совсем крохам в этом могут помочь мобили, подвешенные цветные игрушки
Для детей постарше выпускают специальные книги-виммельбухи со множеством мелких картинок и деталей, которые тренируют зрительное внимание и память. В целом, зрение развивают любые впечатления: спектакли, походы в парк и зоопарк, выезды на природу и т. д.
Слух.
Для развития речи малышу очень важно научиться воспринимать речь других на слух. Поэтому надо разговаривать с ним обо всем, и у мам это выходит естественно: они сопровождают объяснениями любые действия, рассказывают ребенку обо всех явлениях, предметах, животных, которые встречаются на пути
Кроме этого, слух развивают любые звуки: музыка, звуки природы, уличные шумы, звуки работы бытовой техники, пение птиц и т. д.
Вкус.
У крохи, который знает только вкус маминого молока или смеси, ближе к полугоду начинается настоящий вкусовой фейерверк. Новые продукты и напитки разной консистенции и температуры – все они дают малышу информацию об окружающем мире
Чем более разнообразен рацион ребенка до 2-3 лет, тем менее избирателен он будет в еде в будущем, поэтому важно познакомить его с как можно большим количеством продуктов. В качестве развития речи – мама может говорить названия того, что он ест, таким образом малыш познакомится с овощами и фруктами, узнает, откуда берутся разные продукты (например, что молоко дают коровы и козы, куры несут яйца, хлеб выпекают из муки, которую в свою очередь получают из зерна, и т
д.)
Обоняние.
Разные запахи дополняют картину мира. А еще они могут создавать разное настроение, вызывать приятные ассоциации – не зря есть целая наука – ароматерапия! Запахи могут погрузить даже взрослого в детство, пробудить воспоминания. Чтобы развивать эту сферу, мама может предлагать ребенку понюхать разные предметы: как пахнет веточка кипариса? чем пахнет еловая шишка? а свежесрезанный гриб или кустик земляники? Можно сделать целую коробочку, которая будет хранить коллекцию ароматов, например из разных эфирных масел.
Крупная и мелкая моторика.
Крупная и мелкая моторика неразрывно связаны с речью, поэтому любые игры и упражнения, направленные на развитие двигательной активности, ловкости кистей и пальцев, будут положительно сказываться и на речи. В первую очередь, это навыки самообслуживания (здесь может помочь пространство, организованное по Монтессори): пить из чашки, а не из поильника, самому чистить зубы, пользоваться столовыми приборами самостоятельно, учиться застегивать молнии, пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Понятие инициативной речи
Определение 1
Инициативная речь – это самостоятельная речь, осуществляемая в соответствии с собственным побуждением, без специального задания или вопроса от взрослого. У детей с нормативным развитием возникновение инициативной речи отмечается обычно в возрасте двух лет.
Говорящий в инициативной речи руководствуется собственной инициативой, самостоятельным выбором содержания высказывания, языковым материалом и выразительными средствами языка.
Чаще всего речь рассматривается в качестве содержательной формы психической активности и универсальной способности, которая обеспечивает успешное выполнение наиболее разнообразных видов деятельности.
Психическая основа инициативной речевой деятельности – воображение, возникающее уже в период дошкольного детства. Это представлено важнейшим новообразованием дошкольного детства, с которым связано зарождение цельной личности. Важные показатели развития функций воображения – опора на наглядность и использование прошлого опыта, а также наличие особой внутренней позиции, которая позволяет приспособиться к ситуации, подчинить ее себе, овладеть особенностями ее содержания.
Развитие инициативной речи определено уровнем воображения ребенка. В связи с этим необходимо создать предметную среду такого рода, которая будет выступать как пусковой механизм для предметного развития инициативной речи детей.
К 3-4 годам детская речь представлена самостоятельно поставленными вопросами и проблемами относительно всего нового, неизвестного, так же расширяется и исследовательский диапазон ребенка. Это вызывает выдвижение проблемности на место основного компонента инициативной речи. Проблемность обеспечивает постоянную открытость ребенка всему новому и обостряет стремление найти несоответствия и противоречия.
Диагностика
Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:
- педиатр;
- невролог;
- психиатр;
- отоларинголог;
- логопед;
- психолог;
- сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.
Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:
- МРТ;
- ЭЭГ;
- ЭхоЭГ.
Диагностика также включает в себя:
- возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
- беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
- изучение моторики мышц лица;
- сравнение понимания и воспроизведения речи;
- анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.
Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.
Что еще надо знать о развитии речи?
Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:
- 1 критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития. Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.
- 2 критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.
- 3 критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.
Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.
Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.
Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.
Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!