Как научить ребенка правильно произносить свистящие звуки

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков с, з, ц в картинках

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким  послушным.

Заборчик

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Качели

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

Хомяк

Цель: расслабление мышц щек.

Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработка движений язычком по кругу.

Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.

Горка

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Ветерок дует с горки

Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.

Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Телефонные коды населенных пунктов России на букву Ц.

В таблице размещены телефонные коды станиц, сел, деревень, поселков, других территориальных образований России, начинающихся на букву Ц. Колонка «Принадлежность» говорит о месторасположении населенного пункта в крае, области, округе, республике Российской федерации. На данной странице Вы имеете возможность найти населенный пункт самостоятельно или произвести поиск по таблице. Найти:

Населенный пункт Принадлежность Код
Цаган Аман Калмыкия +7 84744
Царев Волгоградскаой +7 84478
Царёвка Воронежской +7 47362
Царёво Псковской +7 81153
Царёво Московской +7 496 53
Царёво-Займище Смоленской +7 48131
Царицын Волгоградской +7 8442
Царицыно Озеро Ленинградской +7 81367
Цаца Волгоградской +7 84477
Цвелодубово Ленинградской +7 81378
Цветково Калининградской +7 40151
Цветково Псковской +7 81153
Цветники Брянской +7 48334
Цветногорск Республика Хакасия +7 39034
Цветное Ставропольский +7 86550
Цветной Ростовской +7 86359
Цветной Калмыкия +7 84747
Цветной Ростовской +7 86379
Цветнополье Омской +7 38141
Цветочный Адыгея +7 87777
Цветочный Ставропольский +7 86547
Цвиллинга Оренбургской +7 35334
Цвиллинга Челябинской +7 35169
Цвылёво Ленинградская +7 81367
Цегельня Смоленской +7 48141
Цезарево Московской +7 49638
Целеево Московской +7 49622
Целина Ростовской +7 86371
Целинное Башкортостан +7 34758
Целинное Курганской +7 38596
Целинное Алтайский +7 38596
Целинный Башкортостан +7 34772
Целинный Бурятия +7 30135
Целово Костромской +7 49437
Цементнозаводский Республика Коми +7 82151
Цементный Свердловской +7 34356
Цемер Дагестан +7 87266
Цемзавод Ульяновской +7 84233
Центаро́й Чечня (Курчалоевский район) +7 87155
Центральная Усадьба Смоленской +7 48147
Центральные Мастерские Иркутской +7 39530
Центральный Краснодарский +7 86154
Центральный Владимирской +7 49233
Центролит Московской +7 49669
Цепели Кировской +7 83365
Церковище Смоленской +7 48145
Цибанобалка Краснодарский +7 86133
Цибикнур Марий Эл +7 8362
Цибушево Костромской +7 49437
Цикуновка Смоленской +7 48148
Цимлянский Ставропольский +7 86553
Циммермановка Хабаровский +7 42151
Ципикан Бурятия +7 30153
Цми Северная Осетия +7 86731
Цмур Дагестан +7 39199
Цолга Бурятия +7 30143
Цолода Дагестан +7 87250
Цораевский Кабардино-Балкария +7 86631
Цорос Калмыкия +7 84731
Цоцин-Юрт Чечня +7 87155
Цуриб Дагестан +7 87266
Цуканово Московской +7 49638
Цуликана Дагестан +7 87260
Цуревский Краснодарский +7 86152
Цурмахи Дагестан +7 87230
Цыганки Ростовской +7 86342
Цыгановка Нижегородской +7 83134
Цыпка Краснодарский +7 86167
Цыпнаволок Мурманской +7 81554
ЦЭС Хабаровский +7 42149

Телефонные коды городов России по алфавиту. Города России на букву Ч.

Речевая диагностика

Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.

В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания

Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке

Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.

Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.

А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.

Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.

Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.

Особенности сочетания «Ц» с гласными буквами

Не существует исконных русских слов, в которых согласная сочеталась бы с гласными , , . Если нашлось слово с таким буквосочетанием, оно однозначно иностранное. Например: «Цюрих», «Цэцэн» (монгольское слово), «Нинцян» (китайское слово). Еще возможны такие буквосочетания в сложносоставных русских словах, но тут следует говорить о слоговом разделе: «спецэлектричка».

Что касается парных гласных — , то практически всегда сочетается с . Есть только некоторые слова-исключения:

  • словарные слова «цыц», «цыган», «цыпленок» (и производные);
  • притяжательные прилагательные, имеющие суффикс «ын» и корень с последней буквой «Ц» — «куницын хвост»;
  • прилагательные, оканчивающиеся на «ый» после последней корневой «Ц» — «куцый хвост»;
  • существительные с окончанием «ы» и последней корневой «Ц» — «птенцы», «певцы».

Рекомендации по автоматизации

Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.

Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.

Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе

Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.

Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Есть ли парный звук у буквы «Ц»

Известно, что некоторые согласные имеют «родственника» по признаку глухости/звонкости, мягкости/твердости. К примеру, глухая фонема имеет звонкую «родственницу» , — , — , — и так далее. Фонема лишена пары по этому признаку, она бывает исключительно глухой. Примечательно, что в русской речи из-за особенностей артикуляции формируется из двух других глухих фонем — . Но эти фонемы в раздельности, в отличие от , имеют «двойников»: — , — .

Что касается признака твердости/мягкости, у парных согласных его определяют парные гласные: — , — , — , — , — . Произнесите для сравнения: «буран» — «бюрократ», «мэр» — «мера», «пляж» — «плащ»

При транскрипционном написании понять, парная или непарная буква по твердости и мягкости, можно, обратив внимание, стоит ли апостроф в квадратных скобках. Если звук мягкий, апостроф ставится

К примеру, возьмем парные фонемы и : «ворон» — «вилка», — .

А вот звук твердый или мягкий, гадать не нужно, определять по гласным не получится. Эта фонема остается твердой во всех русских словах. Следовательно, пишется в фонетической транскрипции без апострофа.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Слоги на звук «Ц»:

Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.

Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.

Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ

Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО

Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО

Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ

При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ»

Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ

Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц
), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.

Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З
, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.

Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Автоматизация звука [ч]. часть 2. звук [ч] в начале слова и в прямых слогах

Нормы развития речи у детей от 0 до 7 лет. совет от детского логопеда.

Темпы овладения речью

Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.

В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:

  1. Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
  2. Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
  3. Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
  4. «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
  5. Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого

Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука  возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

малышу предлагают проговаривать всегда мягкий  и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения

Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук , можно заменить его на ;
ребёнка просят проговорить и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей  :

нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой , а за ним . Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения

Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток — «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков  и , ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Артикуляция звука Х

Особенности раннего развития детской речи

Ранний возраст в жизни ребенка является особенным временем, что предполагает наличие всех условий для начала знакомства с речью. Формирование речи вызывает перестройку работы всех психических процессов — мышления, восприятия, чувств. Она предполагает положительные изменения в воображении, сознании, поведении, образном и логическом мышлении.

На раннем этапе своего развития речь обладает некоторыми отличительными особенности, к которым относятся следующие:

  • речь развивается не только при общении ребенка с взрослыми, но и при взаимодействии с предметами, которые ребенок познает, изучая мир;
  • происходит становление активной речи, в последствии превращающейся для ребенка в средство общения со сверстниками и взрослыми;
  • появление описательной стороны в речи;
  • возникновение регулирующей речевой функции, отвечающей за выполнение ребенком требований взрослого;
  • ребенок начинает оказывать при помощи речи воздействие на взрослых и на себя;
  • формируется ситуативная речь;
  • возникает понимание ребенком произведений литературы, он начинает слушать рассказы взрослых, осознавать их содержание, что делает его опыт все более богатым и в дальнейшем способствует адаптации в социальной жизни;
  • малыш обретает опыт общения с окружающим его миром, обозначая лица, предметы, говоря о переживаниях, действиях, желаниях, предложениях и прочем.

Произношение в норме

Звук Ч занимает особое место среди шипящих − из-за особенностей его артикуляции. Он получается путем соединения Т и Ш. Когда человек произносит Ч, его губы слегка округляются, выдвигаются вперед. Зубные ряды сомкнуты, между ними образуется маленькая щель.

Чтобы правильно произнести этот звук, язык делают широким. Поднимают его и кончиком касаются твердого неба ближе к зубам. Средняя часть спинки опущена, боковые стороны касаются верхних зубов, таким образом, получается углубление. Выдох должен быть сильным, толчкообразным, чтобы пройти через щель, создаваемую альвеолами и передней частью языка.

Артикуляционные упражнения

Прежде чем приступить к постановке Ч логопед проводит подготовительный этап. В занятия добавляют специальные артикуляционные и дыхательные упражнения:

  • Цель этого упражнения − формирование подъема передней части языка, также оно помогает укрепить его мышцы. Рот нужно открыть, язык сделать широким. На его кончик помещают маленькую конфету. Далее просят приклеить ее к небу, удерживать в течение нескольких секунд. В выполнении упражнения задействуется только язык, нижнюю челюсть поднимать не нужно.
  • Исходное положение – широко открытый рот, при этом уголки растянуты в улыбке, передняя часть языка находится за верхними зубами. Ребенка просят с усилием подуть на кончик языка так, чтобы выдох получился толчкообразным. Благодаря такому выдоху кончик отскакивает. Должен получиться аналог звука t как в английском слове «that». Постепенно к артикуляции добавляют голос и округляют губы. Чтобы упражнение получилось правильным, кончик языка должен упираться в альвеолы, а не верхние зубы.

Также в комплекс можно включить задания для формирования правильной артикуляции Ш и на формирование сильного выдоха. На подготовительном этапе отрабатывается четкое произношение Т, Ш.

Конспект логопедического занятия автоматизация звука «Ч» в словах и в предложениях.

Цель:  вызвать у детей  самоконтроль над поставленным звуком «Ч».

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

—        закрепить правильное произношение звукам «Ч» в словах, в предложениях.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в уменьшительно – ласкательной форме;
  • упражнять в согласовании  имен существительных с числительными;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения;
  • закреплять навык самоконтроля за звукопроизношением в самостоятельной речи.

Коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: листы с картинками, в названиях которых есть звук «Ч», карандаши, магнитная доска.

Деятельность  логопеда Деятельность детей
Здравствуйте, ребята! Будем садиться по очереди, говоря предмет в названии, которого есть звук «Ч» 

Все молодцы, а теперь позлимся, улыбнемся, погрустим, удивимся. Наши язычки тоже хотят сделать гимнастику.

Ребята, рассмотрите и назовите картинки. По очереди определим место звука «Ч» в словах. Обведите в круг зеленым карандашом картинки на звук «Ч» в начале слова, красным карандашом картинки на звук «Ч» в середине слова, синим карандашом картинки на звук «Ч» в конце слова.

Отлично, посчитаем, сколько на доске: пончиков, чемоданов, чайников, бабочек.

Ребята, встанем около стульчиков и сделаем физкультминутку: 

     Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

     Я стучу, стучу, стучу.

     Я лечу, лечу, лечу.

     Опоздать я не хочу.

    ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ – ЧУ-ЧУ!

Поиграем в игру « Назови ласково». Я вам называю слово, а вы его называете ласково. Например: овца-овечка. Собака, сумка, майка, дочь, задача, коса, тапка, ночь, Саня, Ваня, яйцо, туча, дача.

Ребята, на доске вагончики поезда перепутались, чтобы понять что там написано надо поменять их местами и изменить. Попробуем справиться с заданием по очереди.

  1. Чайник, и, чашки, стол, стоять, на.
  2. Катя, чай, чашки, пить, из.
  3. Чайник, печка, чай, на, кипеть, в.
  4. Тютчев, дети, стихи, учить, любить.
  5. Чемодан, у, Миша, большой.

Молодцы, все справились. Скажите, что было для вас легко выполнять? А что вызвало у вас затруднения?

Возможные ответы детей: чайка,  бабочка, мяч, чайник, ключ, бочка.

Дети повторяют мимическую гимнастику за логопедом и выполняют артикуляционную гимнастику (окошко, заборчик, трубочка, чашечка, барабан, лошадка, парус)

Картинки на листах: тюльпан, утюг, мяч, сачок, чайник, девочка, часы, костюм.

Ответы детей: один пончик, два пончика… и т.д. считаем картинки до 6.

Ходьба на месте, руками показывают, как крутятся колеса. Ногами топают в ритм. Руками изображают самолет (руки в стороны) и садятся на стульчики.

Возможные ответы детей: собачка, сумочка, маячка, доченька, задачка, косичка, тапочка, ночка, Санечка, Ванечка, яичко, тучка, дачка.

Ответы детей: 

  1. Чайник и чашка стоят на столе.
  2. Катя пьет чай из чашки.
  3. Чайник кипит на печке.
  4. Дети любят учить стихи Тютчева
  5. У Миши большой чемодан.

Дети дают обратную связь логопеду.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука “Ч” в словах и предложениях. Русакова Ирина Валерьевна

Варианты постановки Ч

Govorynchik

Произнеси звук Ч на одном выдохе несколько раз: ч-ч-ч…

Ач-оч-уч-ыч-ич-еч-ёч-юч-яч.

Ачк-очк-учк-ычк-ичк-ечк-ёчк-ючк-ячк ачт-очт-учт-ычт-ичт-ечт-ёчт-ючт-ячт

Ча-чо-чу-чи-че

Ача-ачо-ачу-ачи оча-очо-очу-очи уча-учо-учу-учи ича-ичо-ичу-ичи

Чта-что-чту-чти-чте чма-чмо-чму-чми-чме

Ач: пугач, тягач, ткач, богач, кумач. Оч: ночь, дочь. Уч: могуч, тягуч, тянуч. Ич: дичь. Еч: меч, течь. Яч: мяч.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Ученье-путь к уменью.

Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)

Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)

Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)

У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва

Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

Автоматизация звука [Ч] в начале слова и в прямых слогах

Автоматизация звука Ч

Как происходит развитие речи и во сколько дети начинают говорить?

Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук Ч. Автоматизация в слогах, словах”.

Андронова Н.А., учитель-логопед, г. Иркутск.

Тема: звук Ч

Этап: автоматизация в слогах, словах

Цели:

1. Упражнять в правильном произнесении звука в слогах, словах.

2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука и места

звука в слове.

3. Совершенствовать грамматическое оформление речи:

— упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД;

— упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.;

— упражнять в подборе слов-антонимов.

4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук.

5. Развивать зрительную память.

6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по

дорожке.

ХОД

Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам

приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад,

посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою

работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие.

1. Артикуляционная гимнастика:

По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот,

например, “Чудесная звуковая полянка” — здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой

полянки и сделаем с ними зарядку.

“Лягушки улыбаются”

“Бублик”

“Трубочка”

“Грибочек”

“Гармошка”

“Вкусное варенье”

2. Автоматизация звука изолированно:

Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем

паровозику не сбиться пути, показывай ему дорогу на карте.

// Комарова Л. А. — дорожка

3. Автоматизация звука в слогах:

Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает,

рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они

стучат молоточками по колесам — давай поможем им.

Звуковые цепочки:

ЧА-ЧА-ЧО

ЧО-ЧИ-ЧО

ЧИ-ЧУ-ЧУ

ЧУ-ЧА-ЧА

ЧЕ-ЧЕ-ЧИ

АЧ-ОЧ-АЧ

УЧ-АЧ-УЧ

ОЧ-ИЧ-ОЧ

ИЧ-АЧ-ИЧ

ОЧ-АЧ-ОЧ

4. Автоматизация звука в слове, развитие фонематического

восприятия:

4.1.Определение наличия звука в слове

Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай

поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии

которых есть звук , а остальные — подождут следующего поезда.

4.2. Определение места звука в слове

А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в

первом поедут те, в названии которых звук стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в

названиях которых звук – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук –

в конце слова.

(чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки)

5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД

Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они

разместились:

— “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В

последнем вагоне и т.д.

— “Кто за кем? Кто перед кем?”

4. Пальчиковая гимнастика

Ехал, ехал паровоз

пальцы в “замок”, большие   пальцы

вращаются

Прицепил  вагон, повез

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные,

мизинцы

6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа

Р.п.:

— “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не

видно врача, грачи, мальчика и т.д.

7. Подбор слов-антонимов

Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними

поближе:

Чайка не черная, а …(белая)

Черепаха не быстрая, а … (медленная)

Человек не худой, а … (толстый)

Врач не злой, а … (добрый)

Грач не белый, а …(черный)

Мяч не большой, а … (маленький)

Мальчик не старый, а … (молодой)

Девочка не грустная, а … (веселая)

Бабочка не тяжелая, а … (легкая)

Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике.

Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а

пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся.

О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в

детском саду своим друзьям?

Автоматизация звука Ч

Повтори слова со стечением согласных.

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно, кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, шапочка, уточка, тапочки, ночка, Вовочка, квочка, девочка, почта, поч­ва, замочки, вазочка, баночки.

Уч: кучка, Жучка, внучка, тучка.

Ич: птичка, яичко, пуговичка, водичка, новички.

Ыч: бычки, кавычки.

Еч: печка, овечка, маечка, Танечка, Петечка, Ванечка,

Анечка, мечта, уздечка, навечно.

Яч: ячмень.

Повтори слова, где звук Ч находится в середине слова.

Ча: кочан, туча, бахча. Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бо­чонок, зайчонок, паучок. Чу: хочу, каучук, жемчуг. Чи: мячи, овчинка, зайчик, мячик, могучий, пахучий, пончик, заячий. Че: ученик, учение, учебник. Чё: учёба, мочёный, печёный, печёнка, ночёвка, копчё­ный, печёт, течёт.

Повтори слова, где звук Ч находится в начале слова.

Ча: чай, чайка, чайник, чабан, чашка, чадо, чаинка, чан, чаша. Чу: чудо, чугун, чугунок, чуб, чудак, чугунный, чудной, Чукотка, чуткий. Чи: чиж, чижик, чинный. Че: чек, чемодан, чеканка, чей, чех, чемпион, чепуха. Чё: чётки, чёткий, чётный. Стечение согласных: чмокать, чтение.

Повтори слова с двумя звуками Ч.

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

  1. Повтори словосочетания.

мамочкина шапочка новая маечка Анечкин мячик ягодная начинка ночная бабочка дикая уточка чугунная печка тонкая веточка мягкая овчинка Ванечкин зайчик мягкие тапочки темная тучка удобные ботиночки чайные чашки умный ученик кожаный чемоданчик утиное яичко дубовая бочка чугунная ванна пахучий мёд новый учебник

Повтори предложения.

Три слова. Ученик купит учебник. Вовочка везёт тачку. Ма­мочка готовит кабачок. Девочка умеет читать. На кочке уточка. Ученики читают книги. Дети чинят тачку.

Четыре слова. Ванечка думает над задачей. На дочкиной кофточке пуговички. У ученика Ванечки учебники. Жучка подходит к будочке. У Анечки чудный зайчик.

Пять слов. У девочки в баночке бабочка. У Вовочки в боч­ке водичка. Девочка на даче пьёт чай. У паучка паути­на на веточке. Бычки пьют водичку из бочек. Девочка читает книжечку о бабочках. У птички в гнезде птен­чики. У птички домик на веточке.

Шесть слов. Вовочка и Ванечка поят водой бычков. Идёт бычок, его бочок как кабачок. В печке чугунок, в чу­гунке — чечевичка. Учеников учат печь пончики в печ­ке. У Танечки и Манечки новые ботиночки.

Семь слов. У мамочки две дочки: Танечка и Анечка. У Анечки в чемодане чепчик и маечка. Это Ванечкин зайчик, а это Вовочкин бычок.

Повтори и отгадай загадки.

Бочку за бочкой Тянут из мешочка. (Лото)

Мы ночью ходим, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. (Часы)

Мычит: «Му-му-му», Кто это — не пойму? (Корова)

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Ручей)

Повтори стихи.

У зайчика значок, На значке — кабачок. А. Хмелёва

Птичка, птичка, Попей водички! Водичка в бочке, Бочка — на кочке. А. Хмелёва

(по книге Е. Н. Спивак, Автоматизация звука Ч)

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Ч» в словах и в предложениях

Организация: МБДОУ д/с «Ладушки»

Населенный пункт: Ивановская область, г.о Кохма

Цель: Закрепить правильное произношение звука в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Работать над грамматическим строем речи. Образовывать слова во множественном числе.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательная:

— упражнять в правильном произношении звука .

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять у детей умение согласовывать имена существительные с числительными;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать связную речь, умение строить предложения;
  • закреплять навык самоконтроля за звукопроизношением в самостоятельной речи.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

__ воспитывать усидчивость.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением предметов на звук «Ч».

Словарная работа: чепчик, чемодан, меч, аптечка, пончик, чары, трубач.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! У вас на столах лежат картинки, в названиях которых есть звук «Ч». Какие же это предметы? Назовите их по очереди и присаживайтесь на стульчики.

А сейчас я вам покажу карточку с картинкой, назову ее, а вы найдите похожую карточку с картинкой во множественном числе и назовите слово (чепчик, мяч, чугунок, чемодан, чайник, меч, туча, куча, бабочка, пончик, аптечка).

Физкультминутка

Чики-чики-чикалочки –

(Ноги вместе, подскоки.)

Едет гусь на палочке,

(Одна нога вперёд, подскоки.)

Уточка – на дудочке,

(Шагать «утиным шагом».)

Петушок – на будочке,

(Передвигаться, семеня ногами.)

Зайчик – на тачке,

(Прыжки, руки перед грудью.)

Мальчик – на собачке.

(Бег на месте.)

Ребята, посмотрите, сколько предметов у нас на магнитной доске. Предлагаю их посчитать от 1 до 5 (чайка, чемодан, мальчик, кабачок).

Слушаем цепочку из звуков, слогов, а затем слов и услышав звук «Ч» хлопаем в ладоши:

-а, у, ч, и, ч, м, с, ч, ш, ч.

— ам, ач, мо, сы, чи, пу, чу, ча, нэ.

— сок, чак, дом, луч, мука, вата, рысь, чары.

Усложняем задачу, повторяем за мной:

— ча-чо-чу-чи;

— ача, ачо, ачу, ачи;

— сучок, бочок, значок;

— грач, кирпич, трубач;

Дети, молодцы! Черепашонок придумал предложения, но перепутал в них все слова. Послушайте предложения. Найдите и исправьте ошибки его ошибки.

  1. Почта принесла почтальона.
  2. Задача решила ученика.
  3. Овечки пасут чабана.
  4. Черника собирала внучку в лесу.
  5. Мы взяли на чемодан дачу с вещами.
  6. Бабочка ловит девочку сачком.
  7. Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями.

Расскажите, какие задания для вас были самыми простыми, а какие вызвали трудности?

Дети называют: грач, кулич, мяч, меч, ключ, врач, печь, очки, бочка, ручка, бабочка, девочка, удочка.

Дети выполняют задание: чепчики, мячи, чугунки, чемоданы, чайники, мечи, тучи, кучи, бабочки, пончики, аптечки).

Воспитанники повторяют за педагогом и движения, и слова.

Дети считают предметы: одна чайка, две чайки…и т.д.

Дети выполняют движения и повторяют слова, проговаривают звук «Ч».

Воспитанники дают обратную связь.

Используемая литература:

3. Комарова Л.А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.- 32с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 22,6 КБ

Опубликовано: 25.12.2021
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: