Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Речевая диагностика
Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.
В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания
Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке
Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.
Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.
А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.
Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.
Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.
Комплекс упражнений на свистящие звуки
Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким послушным.
Заборчик
Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.
Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.
Месим тесто
Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.
Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.
Блинчики
Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.
Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.
Трубочка
Цель: расслабить мышцы лица, губ.
Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.
Почистим зубы
Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.
Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.
Маляр
Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.
Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.
Качели
Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.
Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.
Маятник
Цель: развиваем умение контролировать язычок.
Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.
Хомяк
Цель: расслабление мышц щек.
Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.
Вкусное варенье
Цель: отработка движений язычком по кругу.
Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.
Горка
Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.
Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.
Ветерок дует с горки
Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.
Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания
Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.
Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.
Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.
Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.
Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.
Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.
Буква «Ц» и ее произношение
Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.
Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.
В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .
Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.
Речевая диагностика
Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.
В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания
Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке
Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.
Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.
А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.
Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.
Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Телефонные коды населенных пунктов России на букву Ц.
В таблице размещены телефонные коды станиц, сел, деревень, поселков, других территориальных образований России, начинающихся на букву Ц. Колонка «Принадлежность» говорит о месторасположении населенного пункта в крае, области, округе, республике Российской федерации. На данной странице Вы имеете возможность найти населенный пункт самостоятельно или произвести поиск по таблице. Найти:
Населенный пункт | Принадлежность | Код |
Цаган Аман | Калмыкия | +7 84744 |
Царев | Волгоградскаой | +7 84478 |
Царёвка | Воронежской | +7 47362 |
Царёво | Псковской | +7 81153 |
Царёво | Московской | +7 496 53 |
Царёво-Займище | Смоленской | +7 48131 |
Царицын | Волгоградской | +7 8442 |
Царицыно Озеро | Ленинградской | +7 81367 |
Цаца | Волгоградской | +7 84477 |
Цвелодубово | Ленинградской | +7 81378 |
Цветково | Калининградской | +7 40151 |
Цветково | Псковской | +7 81153 |
Цветники | Брянской | +7 48334 |
Цветногорск | Республика Хакасия | +7 39034 |
Цветное | Ставропольский | +7 86550 |
Цветной | Ростовской | +7 86359 |
Цветной | Калмыкия | +7 84747 |
Цветной | Ростовской | +7 86379 |
Цветнополье | Омской | +7 38141 |
Цветочный | Адыгея | +7 87777 |
Цветочный | Ставропольский | +7 86547 |
Цвиллинга | Оренбургской | +7 35334 |
Цвиллинга | Челябинской | +7 35169 |
Цвылёво | Ленинградская | +7 81367 |
Цегельня | Смоленской | +7 48141 |
Цезарево | Московской | +7 49638 |
Целеево | Московской | +7 49622 |
Целина | Ростовской | +7 86371 |
Целинное | Башкортостан | +7 34758 |
Целинное | Курганской | +7 38596 |
Целинное | Алтайский | +7 38596 |
Целинный | Башкортостан | +7 34772 |
Целинный | Бурятия | +7 30135 |
Целово | Костромской | +7 49437 |
Цементнозаводский | Республика Коми | +7 82151 |
Цементный | Свердловской | +7 34356 |
Цемер | Дагестан | +7 87266 |
Цемзавод | Ульяновской | +7 84233 |
Центаро́й | Чечня (Курчалоевский район) | +7 87155 |
Центральная Усадьба | Смоленской | +7 48147 |
Центральные Мастерские | Иркутской | +7 39530 |
Центральный | Краснодарский | +7 86154 |
Центральный | Владимирской | +7 49233 |
Центролит | Московской | +7 49669 |
Цепели | Кировской | +7 83365 |
Церковище | Смоленской | +7 48145 |
Цибанобалка | Краснодарский | +7 86133 |
Цибикнур | Марий Эл | +7 8362 |
Цибушево | Костромской | +7 49437 |
Цикуновка | Смоленской | +7 48148 |
Цимлянский | Ставропольский | +7 86553 |
Циммермановка | Хабаровский | +7 42151 |
Ципикан | Бурятия | +7 30153 |
Цми | Северная Осетия | +7 86731 |
Цмур | Дагестан | +7 39199 |
Цолга | Бурятия | +7 30143 |
Цолода | Дагестан | +7 87250 |
Цораевский | Кабардино-Балкария | +7 86631 |
Цорос | Калмыкия | +7 84731 |
Цоцин-Юрт | Чечня | +7 87155 |
Цуриб | Дагестан | +7 87266 |
Цуканово | Московской | +7 49638 |
Цуликана | Дагестан | +7 87260 |
Цуревский | Краснодарский | +7 86152 |
Цурмахи | Дагестан | +7 87230 |
Цыганки | Ростовской | +7 86342 |
Цыгановка | Нижегородской | +7 83134 |
Цыпка | Краснодарский | +7 86167 |
Цыпнаволок | Мурманской | +7 81554 |
ЦЭС | Хабаровский | +7 42149 |
Телефонные коды городов России по алфавиту. Города России на букву Ч.
Речевая диагностика
Чтобы определить причину нарушения звукопроизношения необходимо сделать диагностику речевого развития. Начинает логопед работу с осмотра артикуляционного аппарата: внешний вид, моторика. Для этого он просит ребенка выполнить упражнения на удержание нужной позы − в случае со свистящей группой звуков отрабатывают нижнее положение языка, удержание его за зубами, и динамические задания, помогающие оценить подвижность губ, языка. Вначале логопед показывает упражнение, затем просит повторить ребенка.
В логопедическую диагностику входят задания для оценки речевого дыхания
Специалист обращает внимание на то, как ребенок делает вдох и выдох, работает ли у него при этом диафрагма. Для оценки силы выдоха можно предложить сдуть легкий предмет или сыграть на дудочке
Речевой материал нужно подбирать не только с Ц, но и со С и Т, потому что начинать постановку данного звука можно только, если опорные фонемы ребенок произносит верно.
Все задания на называние слогов, слов малыш повторяет после взрослого. То же самое с фразами и предложениями. Все инструкции должны быть понятными, а произношение взрослого должно быть четким.
А в заданиях на связную речь логопед просит ребенка составить небольшой рассказ по картинке или что-нибудь рассказать о предмете, который близок для него. Подбирать материал нужно так, чтобы в одном слове и предложении не было сразу Ц, С и Т.
Затем ребенку предлагают задания на выделение нужного звука среди других. Потом логопед показывает ему картинки и просит назвать слова, в которых есть Ц. Перед выполнением задания на звуковой анализ, взрослый объясняет малышу, что такое начало слова, середина и конец. Затем говорит слово и просит определить, где находится звук.
Кроме речевой диагностики, логопед обязательно общается с родителями. Это нужно не только, чтобы проконсультировать их по всем важным вопросам и объяснить план коррекционной работы. Так специалист еще и определит, в какой речевой среде воспитывается ребенок и нужно ли проводить работу в данном направлении.
Особенности сочетания «Ц» с гласными буквами
Не существует исконных русских слов, в которых согласная сочеталась бы с гласными , , . Если нашлось слово с таким буквосочетанием, оно однозначно иностранное. Например: «Цюрих», «Цэцэн» (монгольское слово), «Нинцян» (китайское слово). Еще возможны такие буквосочетания в сложносоставных русских словах, но тут следует говорить о слоговом разделе: «спецэлектричка».
Что касается парных гласных — , то практически всегда сочетается с . Есть только некоторые слова-исключения:
- словарные слова «цыц», «цыган», «цыпленок» (и производные);
- притяжательные прилагательные, имеющие суффикс «ын» и корень с последней буквой «Ц» — «куницын хвост»;
- прилагательные, оканчивающиеся на «ый» после последней корневой «Ц» — «куцый хвост»;
- существительные с окончанием «ы» и последней корневой «Ц» — «птенцы», «певцы».
Рекомендации по автоматизации
Цель данного этапа − это закрепление правильного произношения в обычной речи. Многие родители считают, что если логопед поставил звук, то ребенок будет сразу говорить его правильно без помощи взрослых и без ошибок в речи. Но чтобы малыш стал использовать фонему без ошибок, органы артикуляции должны запомнить нужное положение при произнесении. Поэтому любой звук нужно закреплять поэтапно.
Начинать работу нужно с простого речевого материала − это изолированное произношение.
Взрослый объясняет ребенку особенности артикуляции, акцентирует внимание на положении органов речи, участвующих в образовании фонемы. Поэтому в начале данного этапа обязательно проговаривайте звуки вместе
Потом работайте со слоговыми дорожками, чистоговорками, потешками. В начале речевой материал насыщен отрабатываемым звуком. Это нужно для автоматизации правильного артикуляционного уклада. Малыш будет слышать правильное произношение отрабатываемой фонемы.
Для введения Ц в самостоятельную речь предложите составлять фразы, предложения с определенными словами (цапля, яйцо, цепь). Нужно учить рассказывать по картинке. На этапе автоматизации не включайте в речевой материал слова с другими свистящими и звуком Т, чтобы не усложнять процесс автоматизации. Включите в уроки соотнесение звука и буквы, ребенок легче усвоит письмо и чтение в школе.
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.
К ним относятся:
- неправильный прикус;
- слабый или повышенный мышечный тонус языка;
- расщелина губы, неба.
Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.
Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.
Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:
- дислалии;
- дизартрии;
- ринолалии;
- алалии.
Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:
- При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
- Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.
Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.
Есть ли парный звук у буквы «Ц»
Известно, что некоторые согласные имеют «родственника» по признаку глухости/звонкости, мягкости/твердости. К примеру, глухая фонема имеет звонкую «родственницу» , — , — , — и так далее. Фонема лишена пары по этому признаку, она бывает исключительно глухой. Примечательно, что в русской речи из-за особенностей артикуляции формируется из двух других глухих фонем — . Но эти фонемы в раздельности, в отличие от , имеют «двойников»: — , — .
Что касается признака твердости/мягкости, у парных согласных его определяют парные гласные: — , — , — , — , — . Произнесите для сравнения: «буран» — «бюрократ», «мэр» — «мера», «пляж» — «плащ»
При транскрипционном написании понять, парная или непарная буква по твердости и мягкости, можно, обратив внимание, стоит ли апостроф в квадратных скобках. Если звук мягкий, апостроф ставится
К примеру, возьмем парные фонемы и : «ворон» — «вилка», — .
А вот звук твердый или мягкий, гадать не нужно, определять по гласным не получится. Эта фонема остается твердой во всех русских словах. Следовательно, пишется в фонетической транскрипции без апострофа.
Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания
Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.
Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.
Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.
Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.
Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.
Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.
Слоги на звук «Ц»:
Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.
Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.
Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ
Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО
Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО
Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ
При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ»
Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.
Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.
В славянских языках
В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).
Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .
Что делать, если ребенок не говорит звук З и ЗЬ
Вариант 1. Если ребенок не говорит все свистящие звуки (С, СЬ, З, Зь, Ц
), то сначала мы проводим работу со звуком С и его мягким вариантом СЬ. И только после этого + вызываем звук З и закрепляем его правильное произношение. Если ребенок хорошо овладел звуком С, а звуки С и СЬ отлично автоматизированы в словах, фразах, стихах, диалогах, то постановка звука З не вызовет сложностей.
Вариант 2.
Если ребенок отлично говорить звуки С и Сь, но неправильно произносит звук З
, то обычно проблем с постановкой звука З и закреплением его правильного произношения не возникает. Малыш достаточно быстро начинает произносить данный звук правильно просто по подражанию.
Итак, работу над звуком З мы начинаем проводить, когда ребенок уже отлично говорит звуки С и СЬ. Обычно к этому готовы дети в возрасте четырех лет.