Рекомендации по организации экскурсий в природу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов «методика организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в доу» | авторская платформа pandia.ru

Слайд 10

Экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых.Экскурсии с целью ознакомления детей с трудом взрослых помогают детям -освоить представление о труде людей, осознать детьми значимость трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);-познакомиться с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;-сформировать представления о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);-ознакомиться с личностными и профессиональными качествами работников;-воспитывать нравственное (бережное) отношение к предметам как результатам человеческого труда;- вызвать интерес к трудовой деятельности и желание трудиться. Эти  экскурсии разнообразны: в прачечную, в медицинский кабинет, на почту, в пожарную часть и другие. Дети знакомятся с основными трудовыми операциями.Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети могут не только наблюдать за деятельностью человека, но и выполнить примитивные действия (помочь работнику)

Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины используют, как относятся к труду, как заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда.

Слайд 17

Во время пешеходных прогулок надо так организовать детей, чтобы
они могли идти не только в парах, но и свободно, группами по 3-4 человека.
На дороге должны встречаться препятствия: поваленное дерево, низко
нависшие ветки, ручей и т. д.Природное окружение всегда можно использовать для упражнения в прыжках: спрыгивать с плоских камней, с пеньков (не выше 50 см.). Для прыжков в длину использовать ширину тропинок, канавки. Прыгать в высоту можно через прутик, положенный на два соседних пенька, через невысокие пеньки. Для перелезания использовать бревна, поваленные деревья, низко нависшие ветки для подлезания.Надо стремиться на каждой прогулке, упражнять детей во всех видах основных движений, используя для этого сочетание естественных условий со специальными пособиями. Например: идти между двумя линиями, подбрасывать мяч вверх и ловля его руками, дойдя до камня, положить мяч возле него, встать на камень, спрыгнуть, пройти на четвереньках до обруча (сплетен из веток), пролезть в него, подбежать к ветке с подвешенным колокольчиком, подпрыгнуть и позвонить.Во время пешеходной прогулки организовать с детьми сбор природного материала, который можно использовать на занятиях по конструированию в трудовой деятельности.
После такой прогулки детям предлагают сделать зарисовки, проводятся беседы об увиденном. 
При разбивке лагеря желательно предусмотреть телефонную связь, а площадь лагеря ограничить гирляндами из флажков, цветов и т.д. При организации малого туризма предусмотреть меры, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей.

Слайд 4Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать,

куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Педагог напоминает детям о правилах поведения на улице, в лесу, в общественных местах

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии  с погодой и сезоном

В системе подготовительной работы актив­но используются игры-тренинги, предполагаю­щие включение элементов психогимнастики в различные виды детской деятельности и направленные на формирование адекватной самооценки и навыков конструктив­ного общения с миром природы, воспитание ценностного отношения к тому, что окружает ребенка.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Всё оборудование должно находиться в определенном месте. Перед экскурсией воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

Слайд 5

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу,
коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследование объекта, игры, рассказы, пояснения.  Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве приме­ра можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на нашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спро­сить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям  и т. д

Необходимо обращать внимание не только на отдельные природ­ные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «эта­жи» парка и водоема, определяя обусловленное
взаимодействие меж­ду ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

Методические рекомендации к проведению экскурсий с дошкольниками. Из опыта работы

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе происходит в быту, на ежедневных и целевых прогулках, экскурсиях. Из всех названных форм самые сложные — экскурсии. Опыт показывает, что природоведческие экскурсии довольно редко проводятся в детских садах, а те, которые проводятся, не всегда полностью используют богатый потенциал этой формы организации образовательного процесса.

Из недостатков наиболее часто встречается проведение природоведческой экскурсии по типу музейной: педагог показывает объекты, рассказывает о них, ведя детей от одного объекта к другому, а те молча следуют за педагогом. Если в ходе экскурсии проводятся игры, то они, как правило, являются вставками, не связанными с материалом экскурсии, и не расширяют представлений об изучаемых объектах и процессах. На многих экскурсиях отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей, что не соответствует требованиям ФГОС ДО.

Из всего сказанного вытекают особые требования к проведению вышеназванной формы образования. На экскурсии дети получают основные знания не из рассказа педагога, а непосредственно из природы. Поэтому задача педагога — создать условия для приобретения детьми знаний, а не сообщать их в готовом виде. Это достигается за счет серии глубоко продуманных вопросов, нацеливающих детей на самостоятельный поиск ответов в окружающей среде.

Об этом писал великий дидакт И.Г. Песталоцци «Когда птица очаровательно щебечет, и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»

На экскурсиях, за редким исключением, не следует проверять знания, полученные ранее, это можно сделать на обычных занятиях в групповой комнате. Экскурсии ценны тем, что дети знакомятся с явлениями и процессами, происходящими здесь и сейчас.

Игры естественно вплетаются в ход экскурсии и способствуют лучшему пониманию природных закономерностей

Поэтому важно помнить, что игра — это не совершение каких-то действий, а состояние души ребенка: если ему интересно и весело, если он не чувствует контроля над собой и может делать то, что хочет, значит, он воспринимает знания, играя. Мастерство же педагога заключается в том, чтобы создать условия, когда ребенку захотелось бы познавать

На экскурсии не всегда можно увидеть то, что запланировано, здесь велика вероятность случайности. К этому надо быть готовым всегда и не волноваться, если что-то пошло не по плану. Из создавшегося положения есть два выхода: свернуть экскурсию досрочно или рассматривать то, что есть. Это зачастую бывает не менее интересным, чем плановые наблюдения.

Наконец, чтобы дети легче понимали природные закономерности, экскурсии лучше группировать в циклы, посвященные какой-то проблеме. В настоящем разделе приводится цикл экскурсий, посвященный сезонным изменениям в природе.

Хочется обратить внимание на один нюанс: на примере трех зимних экскурсий показано, как можно знакомить детей с одним и тем же явлением, используя разные формы организации образовательного процесса — деловую, игровую и конкурс. Все предложенные экскурсии включены в один годовой цикл ознакомления детей с окружающим миром

Они связаны между собой, позволяют объединить представления, полученные на предыдущих экскурсиях, с тем, что дети видят в настоящее время. За счет этого у них формируются реалистические и осознанные представления о динамике природных явлений и изменениях отдельных объектов растительного и животного мира

Все предложенные экскурсии включены в один годовой цикл ознакомления детей с окружающим миром. Они связаны между собой, позволяют объединить представления, полученные на предыдущих экскурсиях, с тем, что дети видят в настоящее время. За счет этого у них формируются реалистические и осознанные представления о динамике природных явлений и изменениях отдельных объектов растительного и животного мира.

Дети любят такие экскурсии, поскольку на них много времени отводится самостоятельной работе, а в дошкольном возрасте доминирует желание «Я сам».

Экскурсии не утомляют детей, потому что проводятся в игровой форме. Познавательно-исследовательская деятельность, доминирующая в них, способствует развитию образного и логического мышления, формированию экологического сознания.

Во всех экскурсиях используется комплексный подход и осуществляется интеграция образовательных областей, ведь познавательно-исследовательская деятельность способствует речевому, социально-коммуникативному, эстетическому и физическому развитию воспитанников.

Слайд 2 Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма

организации работы по экологическому воспитанию, познавательному развитию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения (и в учреждении). Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, а так же с трудом взрослых.
Организация и методика проведения экскурсий
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, к озеру,экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых. (школа, библиотека).

Слайд 3

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.
Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей  и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

Слайд 16 Главной

целью туристической прогулки всегда является
оздоровление детей, т.к. от обычной познавательной экскурсии,
за пределы участка детского сада, туристскую прогулку отличает насыщенная двигательная деятельность детей: 80% времени должны составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.д.
При определении физической нагрузки учитывается ряд факторов: возраст детей, уровень их двигательной активности и подготовленности, состояние здоровья, вид туристской прогулки, погодные и климатические условия.
По данным Н. И. Бочаровой. В старшей группе прогулка за пределы участка в летний период предусматривает расстояние — 2 км продолжительностью 25 -30 мин в один конец; зимой лыжные прогулки на расстояние 1,5 – 2 км в один конец. В подготовительной к школе группе проводятся пешие и лыжные прогулки один раз в квартал в течение 40-45 мин на расстояние до 2 км. (см методические рекомендации 2005 г стр 80 – 84)В таких походах принимают участие музыкальный руковод., мед.сестра. Составляется конспект. В нем указывается: с какой группой проводится поход и на какое расстояние, место и время отправления, путь следования.

Слайд 6 Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориенти­ровать на предоставление

дошкольникам возможности проявить ак­тивную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы

Темы могут быть следующие: «Помоги дереву», «Осторожно, муравей», «Птицы любят тишину», «Доброе утро» и др.
Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр

Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

Слайд 15Планирование прогулок-походов Перспективный план проведения прогулок-походов можно составить примерно по следующей

схеме:

Дается краткое описание маршрута, отмечаются привалы и деятельность на них. К каждому походу составляется сценарий, где указывается место проведения, время отправления, форма и длительность.Содержание прогулки-похода составляют:
— дидактические игры;
— подвижные игры;
— чтение художественной литературы;
— экспериментальная и практическая работа.
Воспитатели должны найти удачное сочетание различного рода физкультурных нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности. Детей можно учить ориентированию на местности.
Карты-схемы маршрутов утверждаются на педсовете, что подтверждается подписью заведующего на карте. Все маршруты нумеруются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и привалы. Отмечается общая протяженность маршрута и длина отрезков пути между привалами, а также его продолжительность.
Перед выходом делается запись в тетради прихода и ухода группы в поход по схеме:

Слайд 9 Начиная с младшей группы проводятся целевые прогулки по участку

с выходом за его пределы. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведенную с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.  Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объем задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона: гнездованием птиц, как распускаются веточки вербы и т д. Проводятся целевые прогулки к водоему, на луг. Можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке д/с, например, березку и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Слайд 8 Главная цель заключительного эта­па — подведение итогов экскурсионной работы.

Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к миру природы. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книги сказок. На­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Через поступки персона­жей, вводимых в эти литературные произведения, можно выразить отношение к различным экологическим ситуациям. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов, любимых аллей парка и пр.
Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают пищевые цепочки, добавляют новые природные объекты и т. д.
Таким образом, экскурсии помогают расширить представления воспитанников об экологических системах (парков, водоемов), сфор­мировать представления об их «жизни» в течение года, понаблюдать, какие изменения происходят с каждым природным объектом в зави­симости от сезона, научиться любить и оберегать окружающую среду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: