Развитие слухового восприятия у детей

Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста, игры на развитие

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. П

    олное неумение дифференцировать звуки

    + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие

    . Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам

    . Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме

    . Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия

    : речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки
. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Организация работы по развитию слухового восприятия младших школьников с нарушением слуха

Организация: ГОУ ТО «Тульский областной центр образования»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего как индивидуальные, так и фронтальные занятия. Специальная работа по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи проводится на индивидуальных занятиях (по 3 часа в неделю на ученика).

Индивидуальные занятия следует проводить систематически, строго по расписанию. При интенсивной слуховой тренировке школьники с нарушением слуха учатся воспринимать устную речь двумя способами: слухозрительно (без экрана) и на слух (за экраном).

Большое значение имеет организация труда учителя. В кабинете, где проводится индивидуальное занятие не должно быть ничего лишнего (в зоне видимости ребенка). Карточки, картинки, таблички, игрушки и другие пособия должны быть подготовлены к каждому занятию заранее.

Учителю следует использовать красочные наглядные пособия, широко использовать игровые приемы, это повышает интерес учащихся к занятиям.

При проведении упражнений по восприятию речевого материала на слух важное значение имеет правильное использование экрана. После предъявления каждого слова или фразы учителю следует обязательно, не дожидаясь ответа ученика, открыть лицо (убрать экран) и выслушать ответ ученика (правильный или неправильный)

Ни в коем случае нельзя допускать такого положения, когда учитель, произнеся за экраном слово (фразу), не убирает его от лица и, пытаясь исправить неправильный ответ ученика, снова произносит это слово (фразу) за экраном. В такой ситуации ученик обычно теряется, на восстановление его внимания уходит лишнее время. Только четкая организация работы при проведении слуховых упражнений обеспечит успех; предъявив слово (фразу), убрать экран, прослушать ответ, подтвердить его правильность или исправить ошибку.

При восприятии речевого материала на слух ученики могут допускать ошибки

Нет необходимости фиксировать на них внимание ученика (особенно на индивидуальных занятиях). Исправлять ошибки нужно путем использования следующих методических приемов

При ошибочном ответе учитель отмечает: «Неверно. Слушай снова». Повторяет фразу (слово) еще раз на слух. Если после пяти прослушиваний ученик снова допускает ошибку, данную фразу (слово) учитель предъявляет слухозрительно, а затем снова на слух. В последующей работе на данном занятии слово (фраза), при восприятии которого ученик допустил ошибку, должно быть предъявлено не менее двух-трех раз.

При проведении всей работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения у детей с нарушением слуха с использованием звукоусиливающей аппаратуры большое значение имеет речь учителя, которая является образцом для подражания. Она должна быть эмоционально окрашена, естественна по звучанию. Весь речевой материал следует предъявлять голосом нормальной высоты и силы, с соблюдением словесного ударения и правил орфоэпии, в нормальном темпе.

Основное внимание уделяется работе над фразой как основной речевой единице. В ходе работы дети учатся выполнять поручения, отвечать на вопросы, пересказывать услышанное

Важно добиться естественной ответной реакции ребенка на восприятие определенного речевого материала. Например, получив поручение, ученик должен его выполнить, выслушав вопрос, ответить на него

Правильность восприятия на слух предъявляемого материала проверяется прежде всего ответной реакцией ученика. В отдельных случаях допускается повторение учеником воспринятых фраз.

Представленный в программе речевой материал может быть усвоен на слух всеми учащимися (на разных уровнях), независимо от степени состояния их остаточного слуха, только при условии активной тренировки их слухового восприятия как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. В процессе всей работы по развитию слухового восприятия учитель постоянно следит за состоянием произносительных навыков учащихся: слитностью речи, выделением ударного слога, автоматизацией звуков.

Приложения:

  1. file0.docx.. 14,5 КБ

Опубликовано: 04.04.2024

Слуховое восприятие как канал получения сенсорной информации

Восприятие ребенка с первых месяцев его жизни становится главным инструментом познания действительности. Слуховые, зрительные и осязательные рецепторы обеспечивают передачу на первых порах самой доступной детскому мозгу информации, которая по крупицам собирается и постепенно формирует картину окружающего мира.

Ведущую роль в овладении перцептивными действиями играет зрительное восприятие, поскольку зрение наиболее полно позволяет обследовать предметы и явления и выявить их внешние свойства. Как только ребенок начинает сам передвигаться, активизируется тактильное восприятие.

Слуховой канал выполняет свои незаменимые функции и дает возможность познавать другие сенсорные качества объектов, которые не доступны зрительным и тактильным рецепторам.

Развитие слухового восприятия у дошкольников определяется тем, как они продвигаются в практической деятельности и осваивают конкретные действия

Ребенок не всегда обратит внимание на звук упавшего предмета где-то в стороне, но заметит, какой звон раздается, когда падает вследствие его действий погремушка или посуда. Ни один малыш не будет молча катать машинку

Он изобразит многообразный рокот машины, от буксующей до мчащейся на скорости.

Благодаря слуховому каналу в процесс познания предмета или явления добавляются такие единицы восприятия, которые позволяют открыть звуковые стороны объекта. Это значит, что ребенок открывает новое в уже знакомых объектах, знания об окружающем мире обогащаются и структурируются, закладываются основы словесно логического мышления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: