Как хорошо уметь читать! а уметь хорошо читать

Развитие речевого внимания слуха

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Особенностью развития детей с нарушением слуха является то, что первичный дефект слухового анализатора приводит к недоразвитию функций, которые связаны с ним наиболее тесно. Данный дефект замедляет развитие и ряда других функций, которые относятся к слуховой сфере. Нарушения развития частных психических функций, в свою очередь, начинает затормаживать психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчинено тем же закономерностям, которые можно обнаружить в развитии нормально слышащих детей. Это подтверждал в своих исследованиях еще Л. С. Выготский.

Общие закономерности можно характеризовать следующими положениями:

  • Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка;
  • Переход от одного этапа психического развития к другому предполагает глубокие преобразования во всех структурных компонентах психики;
  • Неравномерность психического развития детей в виде сензитивности психического развития;
  • Изменения в детском развитии (развитие представляет собой цепь качественных изменений;
  • Совершенствование высших психических функций.

Все дети с нарушенным слухом испытывают сложности при взаимодействии с окружающим миром. Для них присущи своеобразные особенности развития личности и самосознания. У таких детей снижается способность к приему, переработке и хранению информации. Им трудно осуществлять словесное опосредствование.

У детей с нарушениями слуха, в отличие от нормально слышащих детей, другие темпы психического развития. Для них характерно замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Формирование навыка чтения как рецептивного вида речевой деятельности

Чтение — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, которая складывается из восприятия и понимания текста.

Например, для того, чтобы понимать иностранный текст необходимо наличие некоторой перцептивно-смысловой базы (владение фонетическими, лексическими и грамматическими информативными навыками, делающими процесс опознания мгновенным).

В развитии навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста большое значение имеют следующие аспекты:

  • Речевой слух,
  • Прогнозирование,
  • Память.

Роль речевого слуха при обучении чтению может быть определена особенностями звукобуквенной системы, характерной для печатного текста. Читающий дошкольник должен владеть звуковыми (буквенными) ассоциациями, умея вычленять звук из речевого потока и дифференцируя его.

Прогнозирование влияет на создание у дошкольника установки эмоционального настроя (готовности научиться читать). Важным условием этого процесса считается наличие и систематизация прошедшего опыта. Чем опытнее будет читающий ребенок, тем более точной будет у него антиципация содержания.

Успех вероятностного прогнозирования полностью зависит от соотношения известных и неизвестных слов, а также от степени знакомства с темой. Навык чтения с позиции мыслительных процессов должен протекать на нескольких уровнях. В первую очередь, нужно понимать содержание примерно до творческого прочтения. Здесь читающий дошкольник не только понимает ход мыслей автора, но и способен сравнивать, синтезировать прочитанное, принимая или отвергая основную мысль.

Внимание детей с нарушениями слуха

У дошкольников с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, в качестве ведущего вида внимания является непроизвольное внимание. Оно вызвано интересными, новыми и необычными предметами и явлениями для детей

С возрастом происходит изменение устойчивости внимания. Если поначалу дети не способны заниматься каким-либо делом более трех минут, то к концу дошкольного возраста это время уже достигает 10-12 минут.

В школьном возрасте развивается произвольное внимание, которое становится сознательным и контролируемым. Здесь производится выработка его свойств, включая устойчивость, распределение, переключаемость

У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, начинают иметь зрительные раздражители. Это означает, что основная нагрузка по переработке поступающих сведений ложится на зрительный анализатор.

Например, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ предполагает полную сосредоточенность на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего человека требует напряжения внимания. Все это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания.

Для глухого ребенка переключение внимания требует большее количество времени, что приводит к снижению скорости выполняемых действий и к увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих учащихся зависит в большой степени от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Считается, что чем они выразительнее, тем легче ребенок выделяет информативные признаки объектов и делает меньше ошибок.

Для обучения детей с нарушениями слуха широко используются средства наглядности. Одни из них рассчитывают на привлечение непроизвольного (например, яркие картины), а другие на развитие произвольного внимания (например, таблицы и схемы).

Наибольший темп развития произвольного внимания наблюдается у детей с нарушениями слуха в подростковом возрасте (у слышащих детей его формирование происходит на 3-4 года раньше). Более позднее развитие и становление высшей формы внимания можно соотнести с отставанием в развитии речи

Так, изначально произвольное внимание опосредовано через общение со взрослыми, затем ребенок постепенно получает возможность управлять своим поведением на основе самоинструкций

Словарный запас

Чтобы понимать прочитанное, необходимо понимать хотя бы большую часть слов в тексте. Богатый словарный запас — ключевой компонент понимания текста. Ученики могут выучить новые слова во время занятий, но как правило, они узнают значение слов через повседневные ситуации и во время чтения.

Как помочь: Чем больше новых слов узнают дети, тем сильнее обогащается их словарный запас. Вы можете помочь Вашему ребенку развить словарный запас, часто разговаривая с ним на разные темы, открывая для него новые слова и концепции. Игры со словами и смешные шутки также являются интересными для ребенка способами укрепления этих навыков.

Ежедневное совместное чтение также помогает укрепить словарный запас. Читая ребенку вслух, останавливайтесь, сталкиваясь с новыми словами, и объясняйте их значение

Но также важно, чтобы и ребенок читал самостоятельно. Даже если некому объяснить значение нового слова, ребенок может догадаться о его значении из контекста, а также узнать с помощью словаря

Учителя тоже могут помочь, выбирая интересные слова для изучения и разучивая их все вместе в классе. Для практики словарного запаса учитель может вовлечь учеников в диалог во время урока или же провести игры со словами, чтобы сделать изучение новых слов интересным.

Как проверить фонематическое восприятие?

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:

1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

2. Ребенок должени подобрать слова с заданным звуком. При этом ссначала мы называем ему  слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.

Например: «Назови слово со звуком » (,,,,,,,). Затем: «Назови слово со звуком » (,,,,,,).

Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».

3. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, — (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук , в другую – со звуком .

Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ.

Фонематический анализ это  разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).

Распространенные ошибки

Самая большая ошибка — это спешить. Например, начинать читать в 2-3 года. Детям может нравиться, и они могут стараться освоить навык, но при этом не понимать прочитанного, не удерживать в памяти информацию и истощаться от чтения. В каждом возрасте своя задача. И, например, подмена сюжетно-ролевой игры чтением и письмом в перспективе плохо скажется на эмоциональной сфере.

Идеальный возраст для освоения чтения — 6-7 лет, но могут быть исключения. Если ребенку интересно, у него присутствует двигательная активность, игры и общение с другими детьми, тогда начать можно и с 4-5 лет, но не раньше.

Рецептивные виды речевой деятельности

Аудирование представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, суть которого состоит в одновременном восприятии и понимание речи на слух. Второй рецептивный вид речевой деятельности – чтение, его суть состоит в восприятии и понимании письменного текста.

Аудирование можно представить в виде сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельности, которая связана с восприятием, пониманием и активной обработкой сведений, содержащихся в устных речевых сообщениях.

Основа внутреннего механизма аудирования включает несколько психических процессов:

Восприятие на слух и узнавание;
Внимание;
Антиципацию,
Предвосхищение (так называемое вероятностное прогнозирование);
Смысловую догадку;
Сегментирование речевого потока и группировку;
Информативный анализ, в основе которого лежит вычленение единиц смысловой информации;
Итоговый синтез, который предполагает интерпретацию воспринимаемых сообщений.

Аудирование состоит также из нескольких аудитивных навыков, интеграция которых способна обеспечивать владение таким видом речевой деятельности. Они включают слухо-произносительные навыки, представляющие собой доведенную до автоматизма способность без ошибок, быстро и одновременно воспринимать и узнавать фонетический код, и рецептивные лексико-грамматические навыки.

Для успешного формирования такого рецептивного навыка как аудирование, важно учитывать факторы, которые предопределяют успех восприятия и понимания иностранной речи на слух. Такие факторы включают темп речевых сообщений, число предъявлений и объемы речевых сообщений, опору и ориентир восприятия (запоминания) в различных ситуациях речевого общения

Система упражнений для формирования навыка аудирования устраняет психологические и лингвистические трудности восприятие на слух сообщений, а также обеспечивает корреляцию аудирования с прочими видами речевой деятельности (в первую очередь, это касается говорения). Важен здесь и сам процесс управления формированием умений и навыков аудирования для успешной реализации итоговой практической цели и промежуточных задач обучения.

Отечественная методика состоит из двух подсистем упражнений, направленных на развитие рецептивных навыков у дошкольников, — тренировочной (подготовительной) и речевой (коммуникативной) подсистем.

Подсистема тренировочных и подготовительных упражнений предназначена для создания основ и средств для осуществления аудирования в качестве вида речевой деятельности. Она обеспечивает технический аспект аудирования, снимая лингвистические и психологические барьеры смыслового восприятия. Она помогает также развивать умения логико-смысловой обработки слов и микротекстов.

Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений оказывает влияние на выработку умения воспринимать речевые сообщения в условии, приближенному к естественному речевому общению. Здесь нет опор и подсказок, как нет и предварительного знакомства с ситуацией или темой.

База для чтения

Изначально все психические процессы — это будущая база для чтения

Чем лучше обстоят дела с восприятием, памятью, вниманием, мышлением, эмоциями, волевыми процессами, тем проще ребенку будет осваивать чтение. На что родителям нужно обращать свое внимание?

Фонематический слух

Способность различать отдельные звуки в речевом потоке начинает развиваться еще в младенчестве, когда ребенок впервые слышит речь, и окончательно формируется к шести годам.

Абсолютный слух и окружающая ребенка среда активно помогают в освоении речи и развитии аудиального внимания. Которые в свою очередь позволяют различать буквы в словах, понимать смысл слов, а потом и связки этих слов — предложений и текста в целом.

Зрительное восприятие и внимание

Зрительное восприятие и внимание — база, которая необходима для узнавания букв. Малыш рождается с несформированной зрительной системой, в младенчестве он не видит четко дальше одного метра и лучше различает яркие и контрастные цвета

Взрослые могут помочь в развитии произвольного внимания: обращать внимание, эмоционально реагировать, давать обратную связь.

Чуть позже этот навык можно развивать: например, вместе читать крупные вывески и предлагать ребенку писать печатные буквы, а затем отыскивать их в словах. Помочь в этом также может новая тетрадь по японской методике KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита».

Когда малыш познакомится со звуками и буквами и попробует их написать, ему будет значительно легче соединять их в слоги и слова.

Мышление

Мышление поможет будущему читателю не просто механически читать текст, но и понимать его, а в дальнейшем отвечать на вопросы и пересказывать.

Развить мышление можно через взаимодействие ребенка с предметами: игры в кубики, мозаика, бусы, подбор крышек к баночкам, сортеры, использование игрушечных инструментов (например, детской отвертки)

Также важно помогать малышу обобщать и анализировать услышанное, а еще ориентироваться в пространстве: отличать право и лево, верх и низ. Этот навык пригодится и при обучении более сложному навыку — письму

Задание из тетради KUMON «Учимся писать печатные буквы русского алфавита»

Память

Память тоже важна в процессе освоения чтения. Она может быть модально-специфической и модально-неспецифической. Первая зависит от органов чувств, а вторая — от нейродинамики («батарейки» мозга). Ребенку может не хватать сил и энергии, чтобы запоминать образ букв и понимать смысл текста

И тут важно осознавать, что воспроизвести он сможет только то, что понимает. Поэтому, возможно, придется возвращаться и повторять пройденный материал снова и снова

Но постепенно малыш будет запоминать все больше и сможет с легкостью воспроизводить привычные действия.

Эмоционально-волевая сфера

Следующий важный компонент — эмоционально-волевая сфера

На интересе можно изучить гораздо больше, но также важно уметь выдержать некоторое напряжение

Психические процессы — это база, на которой строятся простые навыки: различать звуки, соединять их между собой, уметь собирать бусы, соединять картинки из частей, выстраивать последовательности, понимать смысл и так далее.

Важной будет и физическая основа: уровень нейродинамики, конвергенция глаз (чтобы зафиксироваться на букве, нужно свести и удержать взор на одной точке) и состояние костно-мышечной системы (может ли ребенок усидеть, не перенапрягается ли он)

Развитие речи дошкольника с позиции теории речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой активный и целенаправленный, опосредованный через языковую систему и обусловленный ситуацией общения процесс. В его рамках происходит передача или прием сообщений, то есть процессы продукции и рецепции.

Замечание 1

В методике преподавания разграничиваются продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности. Первые из них включают процессы, относящиеся к порождению речи, а именно — говорение (порождение устной речи) и письмо (порождение письменной речи).

Рецептивные виды речевой деятельности состоят из процессов, которые связаны с восприятием речи. К ним относятся аудирование (восприятие устной речи) и чтение (восприятие письменной речи).

Например, современная методика обучения иностранным языкам содержит рекомендации об одновременном обучении всем видам речевой деятельности (продуктивным и рецептивным). Данное взаимосвязанное обучение, касающееся видов речевой деятельности, происходит на базе общего языкового материала. Для него разработано несколько специальных упражнений.

Пространственный слух, речевой и неречевой слух

Слух – достаточно сложная система. Уши улавливают упругие волны колебаний в окружающей среде и передают их мозгу, который анализирует, запоминает, отличает разные звуки. Иными словами, слушаем мы ушами, а слышим мозгом. Слух тесно связан с речью, умением воспроизводить те или иные звуки, двигаться в такт музыке.

Пространственный слух. Слуховая система обеспечивает ориентацию в пространстве. Определяя направление звука (близко-далеко, сверху-снизу, слева-справа), человек передвигается, минует опасности. Особенно заметно это у слепых.

Слуховую систему разделяют на две самостоятельные подсистемы. Они имеют общие механизмы, но осуществляются разными полушариями мозга и отвечают за определенные способности.

  • Неречевой слух позволяет различать бытовые звуки: открытие двери, стук ножа при нарезании, шаги. Благодаря ему человек слышит музыку и звуки природы.
  • Речевой слух отвечает за способность слышать и анализировать звуки речи.

Домашние упражнения при дислексии

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.

Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами — «ар-ра», «ул — лу», «кро — орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».

Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ — Ц, из П — Г?»

Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).

Как проверить сформированность навыков фонематического синтеза?

1.  Предлагаем ребенку  слова из 3—5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Взрослый произносит слова с небольшой паузой.

Например: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: , , (К]; , , , , , , ».

Далее проверяется фонетический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой.

Например: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе Т, О, Р (О, Д. М)

Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка.

В том случае, когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой при обучении грамоте становится затруднительным. Одна и та же буква может соотноситься не с одним, а с двумя или несколькими смешиваемыми звуками. И наоборот, разные буквы могут называться одним и тем же звуком. Усвоение буквы в этом случае происходит замедленно, за буквой не устанавливается определенного звучания.

Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки  являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте

Упражнения на развитие слухового внимания у детей

Звуковая ориентация в пространстве – упражнение на концентрацию, которое помогает ребенку определить направление и источник звука. Его суть заключается в том, чтобы тренируемый с завязанными глазами смог угадать с какой стороны от него исходит определенный звук и показать направление рукой. Такое упражнение не возможно сымитировать в онлайн тренажере, так как оно требует перемещение в пространстве источника звука (это может быть игрушка, колокольчик и др.).

Разговор шепотом с малышом – это отличный способ повысить его концентрацию на звуковой информации, такое упражнение тренирует не только внимание, но и слуховые рецепторы, приучая их к тихим и не выразительным звукам. Различение источников звука – простая игра для самых маленьких, которая поможет запомнить и дифференцировать звуки по их происхождению

Для этого нужно показать ребенку несколько предметом и то, как они звучат (барабан, кулек, игрушка, флейта…), после этого, он должен отвернуться и угадывать что прозвучало

Различение источников звука – простая игра для самых маленьких, которая поможет запомнить и дифференцировать звуки по их происхождению. Для этого нужно показать ребенку несколько предметом и то, как они звучат (барабан, кулек, игрушка, флейта…), после этого, он должен отвернуться и угадывать что прозвучало.

Недостающее слово – игра для более взрослых детей, которая отлично развивает фонематический слух и память, она состоит в том, чтобы много раз прочитав определенный стих или отрывок ребенку, вы упустили последнее слово и попросили его вспомнить и добавить.

Умение изъясняться – также превосходное упражнение, которое с самого детства научит малыша строить предложения и грамотно излагать свою мысль. Для этого попросите любимому герою ребенка объяснить значение какого-то слова (уже известного ребенку)

В таком занятии развивается не только внимание, но и активно задействован мыслительный процесс вместе с памятью

Звуковой анализ – более сложное задание, направленное не только на восприятие и различение звуков, но и обработку услышанной информации. Для этого нужно задать определенный слог, который нужно будет найти в определенном слове и вычислить где он стоит (в начале, посредине или в конце). Это полноценная тренировка внимания и мышления, и хотя она построена только на слуховых анализаторах, нагрузка равномерно распределена между разными центрами анализа.

Фонетический анализ на глаз – возможность совместить работу зрительной и слуховой системы. Данное задание требует хорошей концентрации и усилий, оно показало хороший результат в комплексном развитии внимания у детей разного возраста. Для этого нужно задать определенный слог или звук (группу звуков), после чего попросите назвать те предметы в комнате, где такой слог присутствует. Усложнить это задание можно уточнениями, например, звук должен находиться в конце слова.

Произношение слов наоборот – не только веселая игра, но и отличный тренажер слухового внимания, требующий хорошей концентрации и фонетической памяти.

Почему возникает дислексия?

Нейропсихологи говорят о нарушении связей между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.

Специалисты подчеркивают, что это не болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, которые возникают с момента рождения. Их причиной могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые заболевания, которые ребенок тяжело переносит. Все эти обстоятельства повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.

Рабочая память и внимание

Эти два навыка являются частью группы навыков, также известной как исполнительные функции. Они разные, но тесно связаны.

Когда дети читают, внимание позволяет им воспринимать информацию из текста. Рабочая памятьпомогает им удерживать эту информацию и использовать ее, чтобы понять смысл и получить знания из прочитанного

Способность самоконтроля во время чтения также связана с исполнительными функциями. Ребенок должен быть способен распознать, когда он что-то не понимает, остановиться, вернуться и перечитать, чтобы не оставалось никаких сомнений в понимании прочитанного.

Как помочь: Существует множество способов помочь ребенку укрепить рабочую память и это не обязательно должно выглядеть как урок. Есть много игр и повседневной деятельности, которые помогут развить рабочую память так, что ребенок этого даже не заметит! 

Чтобы улучшить концентрацию внимания Вашего ребенка, ищите материалы для чтения, которые интересуют и/или мотивируют ребенка. Например, некоторые дети любят графические новеллы. Учите ребенка останавливаться и перечитывать текст, когда ему что-то не понятно. И продемонстрируйте ему, как Вы “мыслите вслух”, когда читаете, чтобы убедиться, что прочитанное имеет смысл.

Если ребенок не хочет читать

Для начала можно попытаться выяснить: почему не хочет читать? От этого будут зависеть рекомендации. Чтение — это сложный навык, не стоит это недооценивать. Если сложности с чтением обнаружились только в семь лет, стоит обратиться к профильным специалистам (нейропсихологу, неврологу и офтальмологу) и выяснить, как обстоят дела с с базовыми навыками. Возможно, необходимо проверить психические процессы. Если все в порядке, можно попробовать подойти к обучению через интерес и мотивацию и узнать у ребенка: а про что было бы интересно читать?

Бывает, что ребенка заставляют читать. Но само слово «заставлять» звучит как отсутствие диалога, ведь это может быть сигнал о проблеме. И если ее решить, чтение перестанет быть сложным и неприятным процессом.

В освоении любых навыков, главное — поддерживать ребенка: оказывать помощь, если необходимо, и терпеливо объяснять, когда потребуется. Ребенку непросто, и давление лишь увеличит стресс, а освоение навыка будет идти еще сложнее.

Фото обложки отсюда.

Целостность понятия «внимание»

Хотя в разговорной речи и многих экземплярах литературы можно встретить четкое распределение концентрационной способности по типам, в зависимости от сенсорной системы задействованной в получении информации, все же психология, как наука, выделяет только целостное понятие внимания, состоящее из всех рецепторных органов и систем. А также анализаторов (соответствующих областей головного мозга), отвечающих за первичную и последующую обработку сигнала

Другими словами, в науке есть понятие «внимание», которое сложное само по себе и состоит из множества процессов, однако оно неразделимо, из чего следует, что при проблеме с каким-либо типом восприятия информации, зрительной, слуховой или другой, нужна тренировка внимания в целом, а не только отдельный ее тип

Без сомнения, могут иметь место трудности восприятия связанные с неполной или нарушенной функциональностью определенного типа рецепторов, однако это совсем не вопрос психологии и тренажеров внимания, а соответствующий диагноз, требующий вмешательства специалистов.

В остальных случаях недостаток внимания – лишь неспособность анализатора (головного мозга) к слаженной и концентрированной работе, быстрое уставание или рассеянность, которые можно и нужно устранять занятиями на тренажерах внимания и специальными упражнениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: