Почему ребенок пропускает буквы при письме и что делать

Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов по предупреждению дисграфии у младших школьников

Слайд 20► Упражнение 3Перепиши слова, распределив в два столбика: с буквой т

и буквой д: Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, задремал, двери, свисток, труба, подруга, трава.► Упражнение 4Вставь буквы д или т в слова: Ве_ер, _евочка, с_ирка, во_ичка, _екабрь, _ерево, _ёмный, с_енка, _еньки, гос_и, ле_ит, не_еля, ок_ябрь, кар_ина, сереина, плас_ика, лоша_и, разбу_ил, про_янул, побе_итель, с_ебель, ребя_ишки, с_адион, ве_ёрко, сморо_ина, о_ежда, тру_ился.► Упражнение 5Прочитай и повтори скороговорку. Запиши ее. Подчеркни букву д в словах.Дятел на суку сидит,Дятел дерево долбит.День долбит, два долбит –Носом в небо угодит.

Что такое дислексия?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Суть понятия

Термин «дислексия» (от лат. — dyslexia) впервые был введён немецким врачом Рудольфом Берлином. Он обследовал мальчика, у которого были сохранены интеллект и полноценное физическое развитие, но, несмотря на это, тот испытывал большие трудности в овладении чтением и письмом.

Таким образом, дислексия стала обозначать частичное нарушение процесса чтения со стойкими и повторяющимися ошибками.

Важно понимать, что дислексия — это не патология, а всего лишь отклонение от нормы, связанное с особенностями работы мозга. По мнению врачей-неврологов, дислексия возникает при чрезмерном доминировании правого полушария

Дислексия, как правило, идёт неразрывно с дисграфией — частичным нарушением процесса письма. В большинстве случаев эти нарушения встречаются у детей, но их также можно диагностировать и у взрослых.

Дислексию и дисграфию очень часто называют «врожденной безграмотностью», потому что люди с этими нарушениями, даже зная все правила, не могут правильно прочитать или написать текст.

Важно понимать, что это никак не связано с ленью или невнимательностью человека. Дислексия — это нейробиологическая особенность человека, затрудняющая овладение процессом чтения

Дислексия — это нейробиологическая особенность человека, затрудняющая овладение процессом чтения.

Причины появления

Prostock-studio/Shutterstock.com

Долгое время исследователи спорили об истинных причинах дислексии, но сошлись во мнении, что трудности чтения вызывает совокупность определённых факторов, среди которых:

1. Наследственная предрасположенность

Если мама или папа страдают различными нарушениями чтения или письма из-за незрелости определённых зон головного мозга, то с вероятностью 50–60% они передадутся и ребёнку.

2. Физическое и психическое здоровье ребёнка

Как правило, расстройства чтения чаще встречаются у соматически ослабленных детей, с хроническими заболеваниями, перенесёнными в раннем возрасте инфекциями или травмами головного мозга.

4. Внешние факторы

Двуязычие в семье, дефицит речевых контактов, невнимание родителей к речи ребёнка. Дислексия может появиться как у одарённого, так и у умственного отсталого ребёнка из любой семьи

Дислексия может появиться как у одарённого, так и у умственного отсталого ребёнка из любой семьи.

Виды дислексии

Prostock-studio/Shutterstock.com

Среди логопедов общепринятой является классификация дислексии, разработанная доктором педагогических наук Лалаевой Р. И.

Она выделяет 6 видов дислексии:

1. Фонематическая (акустическая) дислексия

Фонематическая дислексия наиболее часто проявляется у дошкольников и младших школьников.

Ребёнок при чтении пропускает согласные в словах, заменяет их на другие или переставляет слоги местами.

3. Аграмматическая дислексия

Школьник с трудом овладевает грамматическим строем речи, не может правильно согласовать существительное и прилагательное и ошибается в падежных конструкциях.

5. Оптическая дислексия

Проявляется в трудностях запоминания графического образа букв, их постоянном смешении. Может быть зеркальное чтение. У таких детей, как правило, нарушена ориентировка в пространстве, а в тяжелых случаях — и в собственном теле.

6. Тактильная дислексия

Этот вид дислексии характерен для слепых детей, использующих для обучения азбуку Брайля. Они путают тактильно похожие буквы, пропускают их, не держат строку.

Причины дисграфии

При выявлении у ребенка дисграфии в первую очередь необходимо выявить причины, по которым ему не удается овладеть навыком грамотного письма. Правильное определение и устранение негативных факторов позволяет преодолеть большинство ошибок и наладить грамотность ребенка

К самым распространённым причинам дисграфии отнесятся:

  1. Медицинские патологии и дефекты развития.
  2. Билингвизм. Изучение в раннем возрасте двух и более языков при неправильном подходе к обучению.
  3. Неграмотная или редкая речь в семье.
  4. Равнодушие к обучению.
  5. Обучение письму до 5 лет. Ранний поход в школу (до 6 лет).
  6. Проблемы с развитием зрительного и речевого аппарата.

Эти причины вызывают разные виды нарушения грамотного письма

Важно знать, на что именно повлиял тот или иной фактор, чтобы грамотно подойти к работе по устранению

Отличие дисграфии от естественных трудностей в период обучения письму

Ошибки, спровоцированные дисграфией, нужно отличать от естественных затруднений, которые возникают у большинства детей в ходе обучения письму. У школьников, которые только начинают обучаться, ошибки письменной речи обусловлены сложностью распределения внимания между орфографическими, техническими и мыслительными операциями. К основным признакам незрелости навыка письма, которые устраняются в ходе обучения, относятся:

  • отсутствие обозначенных границ между предложениями;
  • плохое знание букв, в особенности прописных;
  • преимущественно слитное написание слов, которые нужно писать раздельно;
  • зеркальная обращенность некоторых букв;
  • нехарактерные смешения;
  • трудности с обозначением в русском письме мягкости слов.

Существует ряд отличительных черт, которые различают естественные проблемы с письмом и дисграфию. Прежде всего стоит помнить, что ошибки письма при дисграфии всегда стойкие и избавиться от них можно исключительно после продолжительного курса коррекционной работы. Такие ошибки ребенок может совершать в течение нескольких лет. Что касается закономерных ошибок, связанных недоразвитием навыка письма, то для них стойкость не характерна, поскольку по мере перехода от одного этапа навыка к другому они полностью исчезают.

Также ошибки при дисграфии имеют специфический характер. Это означает, что такие ошибки могут повторяться сразу во всех видах устных и письменных работ. Подобное постоянство позволяет отличить такие ошибки от случайных, которые может допускать ребенок из-за невнимательности, чрезмерного утомления, недостаточности контроля при чтении и письме

Важно и то, что дисграфия спровоцирована несформированностью у ребенка высших психических функций, которые обеспечивают нормальный процесс чтения и письма — дифференциацию на слух фонем, анализ предложений на отдельные слова, фонематический анализ и синтез, оптико-пространственные функций, лексико-грамматический строй речи

Что служит причиной пропуска букв на письме?

  • логопедическая причина – трудности с произношением и восприятием некоторых звуков;
  • слабая концентрация внимания;
  • неразвитый навык самоконтроля;
  • маленький словарный запас;
  • низкая работоспособность

Логопедическая причина

Если ребёнок не выговаривает некоторые звуки, то я, конечно же, очень рекомендую обратиться за помощью к логопеду. Но, кроме упражнений, рекомендованных специалистом, родители могут оказать ребёнку неоценимую помощь, если в виде игры будут выполнять следующие виды заданий:

  • выделение из слова первого или последнего звука;
  • наличие (есть, нет) заданного звука в слове;
  • определение места звука (начало, середина, конец) в слове;
  • придумывание слов с заданным звуком;
  • придумывание слов с заданным звуком в заданном месте( в начале слова, середине, конце);
  • составление цепочек слов, называя слово на последний звук прозвучавшего слова;
  • преобразование слов путём замены, перестановки или добавления новых звуков (лак-лук, роза-гроза, пила-липа);
  • подсчет звуков в слове.Вы говорите ребенку слово и просите сказать, сколько в нем звуков. А лучше, если вы владеете фонетическим анализом слова, то сколько букв и звуков в слове.

Слабая концентрация внимания

Развитием внимания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте  нужно заниматься постоянно. Для этого существует множество различных приёмов:

  • предложите ребёнку без ошибок списать несуществующие слова;
  • зачеркнуть или подчеркнуть в тексте указанную букву или буквы (2-4);
  • писать небольшие диктанты, где ребёнок записывает только гласные или только согласные буквы;
  • пишите зрительные диктанты;
  • делить слитно написанные тексты на отдельные слова;
  • писать заданную букву печатными буквами и т.д.

Для развития внимания можно использовать также различные игры.

Неразвитый навык самоконтроля

Оценить, что больше нужно развивать у малыша, внимание или навык самоконтроля, поможет следующее упражнение. Письмо слов или предложений с закрытыми глазами

Письмо слов или предложений с закрытыми глазами.

  1. Приготовьте альбомный лист. Продиктуйте ребёнку 5-6 слов из 4-8 букв. Можно продиктовать 3 предложения по 4-5 слов в каждом.
  2. Возьмите другой лист и проделайте тоже самое, но в этот раз ребёнок пусть пишет с закрытыми глазами.

Скорость написания будет медленная. Это нормально.

Не нужно оценивать ровность строки, промежуток между словами, разрыв слова или частичное наложение букв друг на друга. Не обращать внимания на орфографические ошибки по незнанию каких-либо правил.

Самоконтроль слабый, если количество ошибок больше, чем в аналогичных предложениях, написанных под диктовку с открытыми глазами.

Учите ребёнка каждый раз медленно перечитывать написанное. Читать не так, как осталось в его памяти звучание этого слова, а именно так, как написано у него. Если это списывание, то обязательное сравнение написанных слов с исходной записью.

Дислексия у взрослых

Prostock-studio/Shutterstock.com

Дислексия стала активно изучаться лишь последние 20 лет. До этого времени многие даже не слышали о таком нарушении или связывали его со слабыми интеллектуальными способностями человека.

Сейчас можно выявить очень большой процент взрослых людей с яркими симптомами дислексии.

Вероятно, вам будет поставлен этот диагноз, если вы:

  • с трудом воспринимаете информацию на слух;
  • обладаете плохой памятью;
  • медленно читаете и пишете;
  • рассеяны и невнимательны;
  • имеете плохой почерк;
  • путаетесь в последовательности чисел, с трудом запоминаете даты;
  • имеете нечёткое произношение;
  • несколько раз перечитываете информацию, чтобы понять её;
  • часто не можете правильно распланировать время.

Коррекцией дислексии во взрослом возрасте занимаются также логопеды и нейропсихологи.

Но мозг взрослого уже не так пластичен, как мозг ребёнка, поэтому положительные результаты при регулярных занятиях, конечно, будут, но не такие заметные, как при работе с дошкольниками или школьниками.

Слайд 6Тема 3. Звук и буква. Позиция звука в слове.► Упражнение 1Сочетания

ча — ща, чу — щу, жи — ши.1. Поставь гласную букву рядом с согласной буквой. Запомни волшебную фразу: «Слышу твердо — пишу мягко, слышу мягко — пишу твердо». Как ты ее понимаешь? Крич_, ч_стый, молч_, ж_р, суш_л, стуч_. Ч_йка, шалаш_, ч_жой, щ_ка, ищ_, ч_с. Луж_, пряч_, рощ_, ч_лан, пищ_, ж_лка. Крич_л, мыш_, лыж_, сторож_л, ч_лок. Ч_йник, лопоч_т, ч_родей, муж_к. Кувш_н, ж_раф, чертеж_, афиш_. Верш_на, туч_, начло, щвель, пряч_тся. 2.Подчеркни согласные буквы, рядом с которыми ты писал гласную: зеленым цветом, если при произношении слышим мягкий согласный звук; синим, если слышим твердый согласный звук.► Упражнение 2Вставь сочетания жи-ши, чу-щу, ча — ща в скороговорки:Волки ры__т, пи__ и__т.Та__, та__, не дота__, боюсь, что выпу__В __вом уголке __ли у__ и е__.С__ла Саша Сашке шапку, Саша шапкой__шку с__б.Чешуя у__чки, щетинка у__шки.

Слайд 23су(п,б) —______________кра(п,б) —______________зу(п,б)

—______________сугро(п,б) —______________са(т,д) —______________заво(т,д) —_____________наро(т,д) —_____________тру(т,д) —______________малы(ш,ж) —______________ланды(ш,ж) —______________но(ш,ж) —______________моро(с,з) —______________арбу(с,з) —______________гру(с,з) —______________шка(ф,в) —______________шар(ф,в) —______________жира(ф,в) —______________утю(к,г) —______________овра(к,г) —______________фла(к,г) —______________бере(к,г) —______________фарту(к,г) —______________

2) Оглушение в конце слова► Упражнение 1Подчеркни согласную, которую надо написать на конце слова. Напиши проверочное слово:

Почему ребенок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

  • Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).
  • Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.
  • Серийная организация движений.
  • Программирование и контроль акта письма.

За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

—       Ребенок пропускает буквы (слоги)  или их элементы, или наоборот вставляет лишние.

—       Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.

—       Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»

—       Пишет слитно слова.

—       Забывает поставить точку в конце предложения.

(*Источник «Нейропсихологический анализ ошибок на письме» Т.В. Ахутина)

Нарушения чтения

Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
Неправильное прочтение окончаний слов.
Замена слов по зрительному сходству.
«Переворачивание» коротких слов («он» вместо «но»).
Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т

п.).
«Сращение» слов (два слова читаются как одно).
Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
Неправильное направление чтения.. Также могут нарушаться:

Также могут нарушаться:

  • Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.
  • Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
  • Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
  • Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.

Профилактика дислексии

Prostock-studio/Shutterstock.com

Педагоги и психологи сходятся во мнении, что профилактика нарушений устной и письменной речи должна начинаться до начала школьного обучения.

Она должна включать в себя работу по развитию у ребёнка:

  • памяти, внимания и мышления;
  • представлений о времени и пространстве;
  • мелкой и крупной моторики;
  • словарного запаса и речевых навыков.

Лучше всего выполнить эти задачи помогают развивающие игры.

Prostock-studio/Shutterstock.com

В них можно играть с детьми 5-6 лет.

1. «Сыщики»

Вы говорите ребёнку: «Сегодня мы с тобой — сыщики. В нашей комнате потерялись все слова на букву «С». Давай их найдём».

Постепенно игру можно усложнять, предложив «найти» в комнате все слова, оканчивающиеся, например, на букву «А».

3. «Скажи ласково»

Вы называете ребёнку слово, а он должен придумать его уменьшительно-ласкательную форму (стол — столик, машина — машинка и т. д.).

5. «Такие разные буквы»

Ребёнок вместе с вами лепит, вырезает, рисует на запотевшем стекле, бумаге или крупе графические образы букв.

Уважаемые родители, помните: дислексия — это не приговор и не болезнь! Правильно выстроенная коррекционная работа, любовь и поддержка родителей и вера в собственные силы помогут вашему ребёнку справиться с любыми трудностями.

Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников

Наиболее часто причиной неуспеваемости у учащихся младших классов считаются различные нарушения речи, из-за которых детям становится трудно овладеть навыками письма. Поскольку устранение нарушений письменной речи у детей требует привлечения сразу нескольких специалистов (логопеда, психолога, остеопата), то это в свою очередь сказывается на своеобразии приемов терапии.

Основными задачами коррекции дисграфии у школьников младшего возраста считаются:

  • полноценное развитие фонематического синтеза и анализа;
  • совершенствование языкового анализа и синтеза на следующих уровнях: слог, слово, предложение, текст;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • улучшение концентрации внимания, мышления и памяти;
  • закрепление и уточнение слухопроизносительных различий фонем;
  • развитие слухового, зрительного и кинестетического анализаторов, которые принимают участие в акте речи, чтения, письма;
  • развитие и формирование связной речи;
  • обогащение словарного запаса.

Учимся не пропускать буквы

Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты.

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений).  ⠀

«Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀

«Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.⠀

«Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.

«Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке. ⠀

«Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.

«Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀

«Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ.

«Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева. ⠀

«Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей)  в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀

«Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек

Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька.

Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25.  Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте

Это очень удобно,  Приложение каждый  раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.

«Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.

Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы!

Как понять, что у ребенка дисграфия?

  •  Ребенок допускает ошибки в слогах, на которые падает ударение;
  •  Наблюдается пропуск букв;
  •  Опускает окончания слов;
  •  При письме может менять слоги местами;
  •  Возможны необоснованные повторы одной буквы;
  •  Зеркальное письмо. Ребенок пишет буквы переворачивая их в другую сторону;
  •  Пишет неаккуратно, не останавливается у края поля тетради, дописывая строчку за ними;
  •  Съезжает со строчки;
  •  Не может правильно перенести слово;
  •  Пропускает пробелы между словами;
  •  Не улавливает окончание предложения. Пропускает точку и продолжает писать с маленькой буквы.

В случае если вы обнаружили у ребенка несколько указанных признаков, то необходимо обратиться к специалисту и установить, действительно ли у ребенка дисграфия, либо это может быть невнимательность и недостаточная усидчивость.

Виды

Слайд 193) Буквы Д – Т► Упражнение 1Поставь впереди буквы д и

т и запиши получившиеся слова. Как ты понимаешь их смысл?_ачка, _ом, _очка, _уш, _ело, _ень, _ворец.► Упражнение 2Добавь недостающие слоги:ту или ду _ман, _луп, _пло, _ш, _з, _га, _мба _ло, _ннель, _ша, _б.то или до _к, _ска, _ждь, _за, _м, _ктор, _ля, _чка _м, по_к, _г, по_лок.те или де _ло, _нь, _вять, _ма, _мно, _душка, _ло, _рем, _льфин, _ньги, _сто, _рево, _пл, _ти.ти или ди _ван, лю_, _к, _чь, _р, _ран, медве_, _тул, рас_л, _ета, прока_л, _во, лас_к, лебе_.та или да _з, мя_, _йна, _ль, _нец, _р, _почки, _та, ва_, _ча, во_, е_, побе_, лопа_, приро_, ребя_, воро_, горо_, мач_, боро_, темно_, посу_, свобо_, звез_, забо_, кар_.

Дисграфия и ее виды

При нормально сформированном интеллекте чаще всего эти нарушения идут вместе с нарушениями лексики, когда человек испытывает трудности в правильном произношении слов – дислексией. По отдельности дисграфия и дислексия встречаются достаточно редко.

Дисграфия бывает нескольких видов:

  • Акустическая. При таком виде ребенок выговаривает все буквы, но при написании может испытывать трудности с парными по звучанию звуками.
  • Аграмматическая. Данный вид дисграфии выявляется обычно только во втором-третьем классе школы, когда ребенок уже изучил начальные правила грамматики. Проблему составляет склонение по родам и числу. Ошибочное согласование основных членов предложения. Чаще всего этот вид дисграфии присутствует у детей с недостаточно развитой речью.
  • Оптическая. Дети с таким видом дисграфии допускают ошибки, при письме добавляя буквам лишние детали или же не дописывая их до конца.
  • Зеркальное письмо также является одним из видов оптической дисграфии. В случае, если ребенок при письме теряет слово или же пишет его повторно, допускает смену местами слогов в слове или пропускает пробелы между слов, следует говорить о нарушении языкового анализа и синтеза.
  • Артикуляторно-акустическая дисграфия присутствует у детей с дефектами речи, которые переносят неправильное произношение на письмо.

У ребенка может присутствовать как один из перечисленных видов дисграфии, так и несколько.

Подтверждение диагноза и коррекция дисграфии проводится при помощи логопеда и самостоятельной работы по устранению причин

Важно при первых подозрениях о наличии того или иного отклонения посоветоваться со специалистом. Каждый вид дисграфии требует своих подходов и для каждого ребенка подбирается своя программа

Слайд 5Тема 2. Обозначение согласных звуков буквами при написании слов► Упражнение 1|

«Верни буквы на место»:3 или С _а__ыпанный _негом ле_ _казочно кра_ив. Ли_а и _оня спешат на _а_неженную поляну. Ли_а увидела _леды _айца. _оня слепила _не-говика. Вме_то но_а у него морковка. Пусть это будет подарком для _айчика!Ш или Ж Прошли до_ди — грибов _ди. Ма_а и Я_а идут в лес. Грибники не спе_ат, гриб мо_ет быть под листвой. Под ногами _ур_ат листья. Вот красивый _елудь. Еловая _и_ка то_е при-годится. Вдруг послы_ался _орох. Это е_ик спешит по тропинке.П или Б В _олях _оказались _ервые _роталины. На_ухли на ветках _очки. _о_лыли _о не_у _елые _ушистые _арашки о_лаков. _ервые _ерелетные _тицы скоро _оявятся в наших краях. Ре_ята ждут _ольших _еремен в _ри-роде.Т или Д Ле_о с_ояло жаркое. В _оме _ухота. От жары все спря_ались в _ень _ерева. _ам с_ои_ с_ол и _абуре_ки. На с.оле в кувши-не холо_ная во_а. Ря_ом с _омом ка_ушка.

Слайд 182) Буквы Б – П► Упражнение 1Спиши только те слова, в

которых есть буква п : Свобода, плотник, борода, брюки, пшено, лампа, зубной, зоопарк, лебедь, пружина, запах, клубок, скрипач, порошок, патруль, бегемот, банка, лампочка► Упражнение 2Дополни предложения подходящим по смыслу словом:плещут — блещутВ синем небе звезды ________________.В синем море волны _________________.бочка — почкаНа дереве раскрылась ________________.______________ по морю плывет.запор — заборПовалился старый ________________.На воротах крепкий _______________.пропел — пробелВо дворе ______________ петух.Надо устранить _____________ в знаниях.

Отчего и почему?

В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.

  • Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
  • Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже… их нежелание иметь ребенка!
  • Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, «чтобы палочки были «попендикулярны», желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: