Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита

Конспект НОД по обучению грамоте

Организация: ГБОУ Школа 2073

Населенный пункт: г. Москва

Задачи:

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
Упражнять детей различать гласные и согласные звуки.
Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные, находить слова с заданным звуком.
Развивать умение находить рифму к данному слову.
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Материал:

Демонстрационный – картина- схема слова «луна», красные, синие, зеленые фишки, игрушка-бибабо Буратино, золотой ключик, д/игра «Рифмовки», указка, фишки.

Раздаточный – картинки – схемы слова «луна», фишки разного цвета, фишки для игры «Назови слово».

  1. Ребята, к нам в гости пришел Буратино.

-Здравствуй, Буратино .Что случилось, почему ты такой грустный?

Буратино :Лиса Алиса и кот Базилио спрятали золотой ключик.

— У Буратино в руках письмо.(читаю) Оказывается, для того, чтобы найти золотой ключик нам необходимо выполнить задания. Поможем Буратино?

Вот вам первое задание.

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничто не мешает. Как называются такие звуки? (Гласные)

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели Аленку баюкать.

Давайте вспомним гласные звуки. (а, о, у, ы, и, э.)

Какими фишками мы их обозначаем? (Красными)

называются звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язычок? (Согласные.)

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Давайте назовем согласные звуки. Я называю большого братца (твёрдый, согласный звук), а вы – маленького (мягкий , согласный звук) и наоборот.

Игра «Назови братца». ( С мячом)

Ребята, подскажите мне, какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (синими)

Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (зелеными)

Молодцы! Первое задание мы выполнили.

Дети садятся за столы.

  1. Звуковой анализ слова ЛУНА.

— Готовы выполнить второе задние? Необходимо сделать звуковой анализ слова ЛУНА.

— Как вы думаете, сколько звуков в слове ЛУНА? (четыре)

— Как вы узнали? (Под картинкой нарисовано 4 клеточки.)

Звуковой анализ слова дети проводят у доски по одному по очереди, а остальные дети на индивидуальных карточках.

— Произнеси слово так, чтобы хорошо слышался первый звук.

(Лллуна – первый звук «л»)

— Когда мы его произносим нам мешает что то во рту? (Да)

— Какой это звук? (Согласный) Твердый или мягкий согласный?

— Какой фишкой мы его обозначаем? ( Синей)

— Какой второй звук в слове?

(Луууна – звук «у»)

— Какой это звук? (Гласный)

— Как вы узнали? ( Когда мы его произносим, голос идет свободно…)

— Какой фишкой обозначим гласный звук?

(Красной)

— Произнесем слово так, чтобы все хорошо услышали третий звук.

(Луннна – третий звук «н»)

— Какой он, гласный или согласный? (Согласный)

— Почему? Твердый или мягкий? (Твердый)

— Какой фишкой обозначим? ( синей)

— Какой четвертый звук?

( Лунааа – звук «а»)

— Какой он? Какой фишкой обозначим? (Красной)

— Сколько в слове ЛУНА звуков? (4)

— Сколько гласных звуков? (2)

— Сколько согласных звуков? (2)

Работа со звуками.

Один ребенок у доски, а все выполняют задание на местах.

— Уберите со схем звук «а», «и», «н».

— Какой звук остался? («у»)

Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Что бы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

  1. Дидактическая игра «Рифмовки»
  2. Игра « Назови слова» (дети называют слова с заданным звуком, за правильный ответ ребенок получает фишку.)

— Молодцы, ребята! Все задания выполнены. А вот и волшебный ключик нашелся. Дети вручают ключик Буратино, он благодарит их и прощается с детьми.

Опубликовано: 23.04.2019

Выбираем букварь

Prostock-studio/Shutterstock.com

Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать

Для этого важно правильно выбрать букварь:

  • перед покупкой внимательно рассмотрите страницы, всё ли вам понятно;
  • выбирайте издания в твёрдых переплётах с плотными листами и яркими, крупными изображениями;
  • хорошо, если сочетаются прописи и печатные буквы.

Краткий обзор современных букварей

  1. На первом месте, согласно общепринятому мнению, находится Букварь Н.С. Жуковой. Это пособие уникально тем, что все задания в нём подобраны с акцентом на логопедию. Сначала ребёнка знакомят со звуком, затем со словом и только потом вводится слог. В учебнике нет развлекательной составляющей, так как автор считает, что это будет отвлекать малыша от учебного процесса.
  2. На втором месте «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» под авторством Н.В. Нищевой. Суть методики автора в уникальной очерёдности изучения букв. Знакомство с буквами происходит с учётом возрастных особенностей речевого аппарата ребёнка, от простых звуков к более сложным.
  3. Также заслуживает внимания «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Автор имеет большой педагогический опыт, она разработала собственную методику подбора слов, что способствует повышению эффективности дальнейшего обучения самостоятельному чтению.

Ход занятия

2. Развитие пространственных представлений:
см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)


Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  1. звезда под флагом (15);
  2. шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  1. под звездой (5; 8);
  2. над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока:
см.
приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,Кафтан зелёный, бархатный.


Что это? (Арбуз)


(Звук «а»)


Звук «а» гласный или согласный? (


«а»? (Буквой «А»).

Круглое, румяное,Я расту на ветке.Любят меня взрослые,Любят меня детки.


Что это?
(Яблоко)


Какой звук первый в этом слове?
(Звук «я»)


Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)


Какой буквой на письме обозначается звук
«я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «
а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:


Посмотрите на букву
«а».
Из каких элементов состоит буква «
а
»?
(Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).


А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «
а» и «я»?
(В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?


А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «
а» и «я»
в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы
«
а» и «я»).

5. Развитие умения составления слов из отдельных букв:


А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я з,м,л,е,я н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н д,б,г,о,я,р,а к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)


Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:


Нам прислали волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ МЫШК…

ПУШИСТАЯ ЗМЕ…

СЕРАЯ ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ КОШК…

ЯРКАЯ ЛИС…

7. Физминутка:

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8.
Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы
«
а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)


Впишите пропущенные буквы «
а» и «я»
в следующие предложения
:

М…ч уп…л в..му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы
«
а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:


Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
(Гласные
«
а» и «я»).


Что у них общего?
(Гласные)


Чем буквы «
а» и «я»
отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» — мягко).

11. Оценка работы детей.


Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «
а
» и «
я
».

Приложение 1

Приложение 2.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

Обновлено: 23.12.2023

103583

Знакомство с буквой А

Как выглядит буква А: знакомство для дошкольников должно происходить только после освоения аналогичного звука. Покажите, как выглядит буква, обсудите, из каких элементов она состоит: 2 одинаковые по длине палочки и 1 короткая, похожая на перекладинку.

Познакомившись со звучанием и графическим обликом звука , можно приступать к закреплению и тренировке. Для этого подойдут следующие задания:

  • распечатайте картинку, на которой будут различные буквы, в том числе А. Дайте задание ребенку обвести интересующую букву в круг;

  • более сложный уровень — подчеркнуть А не среди отдельных букв, а в словах.

Задания с буквой а могут быть более сложными — например, найти потерянную букву в словах или дорисовать ее. Для малышей упростите задачу и рядом со словом разместите его изображение. Например, на картинке изображен арбуз, а рядом слово с пропущенной А — _рбуз. В таком случае ребенок не только закрепит пройденный материал, но и потренирует зрительную память в написании слов.

Конспект занятия «Звук и буква А». Урок обобщения и систематизации знаний

Тема: звук и буква А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: систематизировать знания обучающихся о гласном звуке и букве А.

Образовательные:— Продолжать учить выделять гласный звук и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:— Формировать пальчиковую и артикуляционную моторику— Развивать фонематическое восприятие и представление.— Формировать звукослоговой анализ и синтез.— Продолжать работать над развитием кинестетических ощущений.— Корригировать мышление на основе отработки операции анализа и синтеза.— Развивать восприятие формы, работая с геометрическими фигурами.— Использовать здоровьесберегающие действия для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся (танец гласных звуков, физ

минутку о/р, чередование различных видов деятельности).— Корригировать внимание на основе формирования способности к распределению

Коррекционно-воспитательные:— Формировать умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;— Продолжать учить отвечать на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии.— Развивать умение активно осмыслять пройденный материал.

Оборудование:Демонстрационный материал:ПК, презентация РР.Раздаточный материал:Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

1. Организационный моментСядет тот, кто узнает геометрические фигуры.

2. Артикуляционная гимнастикаПриготовим наши язычки к работе.

3. Пальцевая гимнастикаРабота с палочками. Выкладывание фигур по образцу. Уточнение названия.

4. Работа в тетради в клеточку Зарисовка овала. Штриховка овала в направлении слева направо.

5. Повторение пройденногоГласные звуки — поют, танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка.

6. Отгадывание темы занятия. Произнесение. Доказательство. Танец.Танец звука ребенок стоит, держит руки перед собой в форме широкого овала.

7. Работа с артикуляционным профилемВыяснение положения губ, зубов, языка, работы голосовых связок при произнесении звука. Вывод: Звук – гласный.

8. Работа с сигнальными карточками и в тетради. Поиск звука в словах.Если есть в слове — карточка со знаком +, если нет – со знаком —Устно: армия, кот, рыба, душ, гриб, бык, март.Письменно: стол, санки, дырка, весы, дым, крыша, рука.

9. Прослушивание аудиозаписи о звуке и букве А. Запись темы занятия.

10. Рассказ тетушки Совы о букве АВыяснение, какие слова запомнили. Уточнение лексического значения этих слов.

11. Чтение прямых и обратных слогов (хоровое, по очереди) Запись двух любых слогов в тетрадь. Буквы гласных звуков записываем ручкой с красной пастой.

12. Физ. пауза о/рХомка-хомка хомячок (делаем движения по тексту)Полосатенький бочок.Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.Раз, два, три, четыре, пять,Хомка хочет сильным стать.

13. Работа с картинками с экрана монитора. (У доски и в тетради).Узнавание предметов. Запись названий предметов с проговариванием на доске и в тетради. Буквы гласных звуков — красным цветом. Деление на слоги. Повторение правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

14. Итог занятия

Презентация к конспекту занятия «Звук и буква А»

Презентация на 20 слайде имеет ссылку на видео, которое представлено ниже.Вы можете скачать оригинал файла презентации.

оНМЪРХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ

хГСВЕМХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ХД╦Р ОЮПЮККЕКЭМН. мСФМН ЯРПЕЛХРЭЯЪ Й РНЛС, ВРНАШ ПЕА╦МНЙ ОНМХЛЮК ПЮГМХЖС ЛЕФДС АСЙБЮЛХ Х ГБСЙЮЛХ. хМНЦДЮ МЮГБЮМХЪ АСЙБ МЕ ЯНБОЮДЮЧР ЯН ГБСЙЮЛХ, ЙНРНПШЕ НМХ НАНГМЮВЮЧР. *лЪЦЙХИ Х РБ╦ПДШИ ГМЮЙ ГБСЙНБ МЕ НАНГМЮВЮЧР. нМХ МСФМШ ДКЪ ЯЛЪЦВЕМХЪ ЯНЦКЮЯМШУ.# дКЪ НАКЕЦВЕМХЪ ОНМХЛЮМХЪ ОПХБНДЪР ОПХЛЕПШ ПЮГКХВМШУ ГБСЙНБ: ОЕМХЕ ОРХЖ, СДЮПШ ЛНКНРЙЮ, ЬСЛ ЛЮЬХМ. оНРНЛ МСФМН ОНДБЕЯРХ Й РНЛС, ВРН МЮЬЮ ПЕВЭ – ОНРНЙ ГБСЙНБ.

аСЙБЮ ю НАНГМЮВЮЕР ГБСЙ ю, МН АСЙБЮ щк НАНГМЮВЮЕР ГБСЙ к. я ОЕПБНЦН ПЮГЮ ПЕА╦МНЙ ЛНФЕР МЕ ОНМЪРЭ. щРН МНПЛЮКЭМН, ОНЯЙНКЭЙС ДКЪ ДНЬЙНКЭМХЙНБ РЮЙНИ ЛЮРЕПХЮК ДНЯРЮРНВМН РПСДЕМ. оПХ ГМЮЙНЛЯРБЕ Я ЙЮФДНИ АСЙБНИ МСФМН ОНЪЯМЪРЭ ПЮГМХЖС. *мЕКЭГЪ ДНОСЯЙЮРЭ ОСРЮМХЖШ Б ПЕВХ БГПНЯКШУ, МЮГШБЮЪ АСЙБШ ГБСЙЮЛХ. аШБЮЕР, ВРН ПНДХРЕКХ ЯЮЛХ ДНОСЯЙЮЧР МЕОПНХГБНКЭМШЕ НЬХАЙХ, МЮГШБЮЪ АСЙБС щк АСЙБНИ к.#

дЕРХ ДНКФМШ ОНМХЛЮРЭ, ВРН АСЙБЮ – ЩРН КХЬЭ НАНГМЮВЕМХЕ ЙНМЙПЕРМНЦН ГБСЙЮ. аСЙБС ЛНФМН СБХДЕРЭ Х ОПНВХРЮРЭ. гБСЙ ЛНФМН ОПНХГМЕЯРХ Х СЯКШЬЮРЭ.

хГСВЕМХЕ ГБСЙНБ Х АСЙБ ДНКФМН ХДРХ ОЮПЮККЕКЭМН Я НАСВЕМХЕЛ ВРЕМХЧ. бГПНЯКШЛ МСФМН ЯПЮГС ХЯОПЮБКЪРЭ НЬХАЙХ Б ВРЕМХХ, ЙНЦДЮ ДНЬЙНКЭМХЙ МЮГШБЮЕР МЕ ГБСЙ, Ю АСЙБС. б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ ВРЕМХЕ ГБСВХР РЮЙ: ЙЮ-НР (ЙНР). *бЮФМН ЯПЮГС ОНОПЮБКЪРЭ ПЕА╦МЙЮ Х ОПНЯХРЭ ОПНВХРЮРЭ ОПЮБХКЭМН, ВРНАШ ОНДНАМШЕ НЬХАЙХ МЕ ГЮЙПЕОХКХЯЭ.#

Задания со звуком А

После знакомства со звуком , научите ребенка различать его в потоке речи. Какие упражнения помогут натренировать этот навык?

  • произносить разные звуки, среди которых будет . Услышав его, дошкольник должен как-нибудь отреагировать: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, поднять руку;

  • усложненный вариант — уметь слышать звук не среди отдельных звуков, а в словах (в начале слова). Принцип игры-задания тот же — дать реакцию, если слышишь звук ;

  • продолжайте усложнять задания: сначала давайте слова, где звук стоит в начале, затем — в середине (используйте простые слова — мак, лак), а потом и конце.

Следующая игра-задание поможет не только усвоить тему, но и потренировать фантазию. Задача проста: вы задаете вопросы, а ребенок должен дать на них ответ, но с обязательным условием — слово должно начинаться на А. Например, что ты подаришь маме? Апельсин. Какое фрукт ты любишь? Ананас и т.д.

Загадки на А

Такие легко можно найти в интернете или использовав. Для 3-4 лет выбирайте рифмованные загадки. Конечно, ответ в них должен быть на букву А.

Постепенно усложняйте словесные головоломки и загадывайте ребенку уже без рифмы. В любом случае у малыша уже есть подсказка: ответ должен быть на букву А.

В ходе разгадывания обращайте внимание, какой звук мы слышим в начале слова-отгадки

Стихи на А       

Знакомство с буквой и звуком а для дошкольников может включать заучивание небольших стишков. Это облегчит процесс запоминания и поможет разнообразить занятия. Выбирайте такие четверостишия, которые дают краткую характеристику буквы или звука (гласный звук, начало алфавита) и помогают запомнить написание буквы (А похожа на шалашик).

Также можно взять стихи, в которых собрано много слов на эту букву, а также есть ее характеристика. Такие задания помогают:

  • хорошо запомнить различия буквы и звука А;

  • развивают речь;

  • тренируют память и навыки выразительного чтения.

Знакомство с буквой А

Как выглядит буква А: знакомство для дошкольников должно происходить только после освоения аналогичного звука. Покажите, как выглядит буква, обсудите, из каких элементов она состоит: 2 одинаковые по длине палочки и 1 короткая, похожая на перекладинку.

Познакомившись со звучанием и графическим обликом звука , можно приступать к закреплению и тренировке. Для этого подойдут следующие задания:

  • распечатайте картинку, на которой будут различные буквы, в том числе А. Дайте задание ребенку обвести интересующую букву в круг;

  • более сложный уровень — подчеркнуть А не среди отдельных букв, а в словах.

Задания с буквой а могут быть более сложными — например, найти потерянную букву в словах или дорисовать ее. Для малышей упростите задачу и рядом со словом разместите его изображение. Например, на картинке изображен арбуз, а рядом слово с пропущенной А — _рбуз. В таком случае ребенок не только закрепит пройденный материал, но и потренирует зрительную память в написании слов.

Картинки с буквой А

Игры с заданиями-картинками на освоение буквы А могут быть различными:

  • назвать изображенные на картинке предметы: буква А в начале слова — арбуз, апельсин, автобус и т.д.

  • положить рядом 2-3 картинки и попросить малыша назвать их. А затем найти, что общего в написании этих слов, например, буква А в начале слова (автобус-аист);

  • “третий/четвертый лишний”: разложите перед ребенком карточки. Все картинки на них, кроме одной, должны начинаться с А (апельсин, автобус, ананас и мяч). Малыш должен найти лишний предмет по принципу “все слова начинаются на звук , кроме одного, оно лишнее”.

Прописи с буквой А

Начинать написание буквы А нужно с постановки руки. На первом этапе работайте в прописях, где нужно обвести по пунктирным линиям или дорисовать недостающий элемент картинки. Следом идет написание палочек, полукругов и других элементов будущих букв. Сначала ребенок их так же обводит по контуру, а потом учится писать сам.

Только после этого можно приступать к написанию букв, но сначала только печатных. Для лучшего запоминания символа можно придумать небольшую историю или выучить стихотворение, из чего состоит буква. Также подключите ассоциативное мышление: на какие предметы похожа буква А? Давай найдем их и назовем вместе.

В старшем дошкольном возрасте можно освоить уже и прописное написание А. Начинайте с написания палочек под наклоном и выписывания отдельных элементов. Лишь после этого учите ребенка писать заглавную и прописную буквы.

Айкьюша и команда

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео.

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей.

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

В чём корень данной проблемы?

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств. Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи. . В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам.

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.
  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

    Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное. Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам.

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв.

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

  • Игра «Собери слово».

    Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.

Игра «Домики».

На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.

Игра «Подарок».

Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.

Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

https://youtube.com/watch?v=SBtZtb5QZDI

нГМЮЙНЛКЕМХЕ ЯН ГБСЙНБШЛ ЯРПНЕМХЕЛ ЯКНБЮ ДНЬЙНКЭМХЙНБ

дЕРЕИ СВЮР БНЯОПХМХЛЮРЭ ЯКНБН МЕ ЙЮЙ НРДЕКЭМСЧ ЕДХМХЖС, Ю ЙЮЙ МЮАНП НОПЕДЕК╦ММШУ ГБСЙНБ. бЮФМН, ВРНАШ НМХ СЛЕКХ БШДЕКЪРЭ НРДЕКЭМШЕ ГБСЙХ Б ЯКНБЮУ. щРН МСФМН ДКЪ ТНПЛХПНБЮМХЪ ЦПЮЛНРМНИ СЯРМНИ Х ОХЯЭЛЕММНИ ПЕВХ Б ДЮКЭМЕИЬЕЛ.

щРЮОШ ПЮАНРШ ЯН ГБСЙНБШЛ ЯРПНЕМХЕЛ ЯКНБЮ:

1. мЮ МЮВЮКЭМНЛ ЩРЮОЕ ГБСЙНБНЦН ЮМЮКХГЮ НРДЕКЭМШЕ ГБСЙХ БШДЕКЪЧР ХМРНМЮЖХЕИ, ОПНХГМНЯЪ ХУ АНКЕЕ В╦РЙН ХКХ ОПНРЪФМН (ЙН-Н-Н-Р, ЙЮ-Ю-ЮЬЮ, ЛХП-П-П Х Р. Д.). дЕРЪЛ Б ХЦПНБНИ ТНПЛЕ ОПЕДКЮЦЮЕРЯЪ ЯНПРХПНБЮРЭ ЙЮПРНВЙХ, ХЦПСЬЙХ, ЙЮПРХМЙХ Я НОПЕДЕК╦ММШЛ ГБСЙНЛ. *дНЬЙНКЭМХЙХ СВЮРЯЪ ЯЮЛХ ХМРНМЮЖХНММН БШДЕКЪРЭ НРДЕКЭМШЕ ГБСЙХ.#

2. лЕЯРНМЮУНФДЕМХЕ ГБСЙЮ. яМЮВЮКЮ ДЕРХ СВЮРЯЪ БШДЕКЪРЭ ОЕПБШИ ГБСЙ, ГЮРЕЛ – ОНЯКЕДМХИ. оНЯКЕ ЩРНЦН ЛНФМН ОЕПЕУНДХРЭ Й БШДЕКЕМХЧ ГБСЙНБ Б ЯЕПЕДХМЕ ЯКНБЮ.

дЕРЕИ МЕНАУНДХЛН НАСВЮРЭ ЯКШЬЮРЭ ГБСЙХ, ХГ ЙНРНПШУ ЯНЯРНХР ЙЮФДНЕ НРДЕКЭМНЕ ЯКНБН.

Конспект занятия «Звуки [а], [у] и буквы а, у»

«Звуки , и буквы а, у»

Конспект логопедического занятия

Тема: Звуки , и буквы а, у.

Цели:

Коррекционно –образовательные:

  • Учить четко произносить и давать характеристику звукам

  • Выделять ударные и безударные звуки

  • Закреплять понятия «гласный звук» — «буква»

  • Дифференцировать понятия «звук» — «буква»

  • Анализировать звукосочетания

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы
Обшую и мелкую моторику
Пространственную ориентацию
Зрительное и слуховое внимание

Коррекционно – воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества

  • Поощрять проявление эмоций

  • Воспитывать доброжелательность, желание быть справедливым.

Предварительная работа:

  • Обучение отгадыванию загадок

  • Разучивание физкультминутки « Мы в лес пойдем»

  • Обучение работать со схемами

I Организационный момент.

— Здравствуйте ребята.

Игра «Чудесный мешочек»

— Сегодня для вас я приготовила « Чудесный мешочек».

— В нем спрятаны буквы. Вам нужно опустить руку в мешочек, нащупать букву, и сказать какая это буква не вынимая руки из мешочка. Затем вынуть руку с буквой и показать, правильно ли угадал букву.

( дети – это буква А, это буква У и т. д)

II Основная часть.

Посмотрите внимательно, какие буквы прятались в «Чудесном мешочке»

(А У)

— Сегодня на занятии мы с вами будем эти буквы учить и писать.

1 Характеристика звуков.

— Какой звук на письме обозначает буква А

(А)

— Какой это звук: гласный или согласный?

(Гласный)

— Почему он гласный?

( Потому что его можно пропеть)

— Какой звук обозначает эта буква?

(У)

— Какой это звук: гласный или согласный?

(Гласный)

— Почему он гласный?

( Потому что его можно пропеть)

2 Дыхательное упражнение «Вертушка»

Логопед раздает детям разноцветные вертушки на палочках.

— Давайте вспомним правила выполнения дыхательных упражнений.

(Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот, щечки не надуваем)

— На счет три: раз два три – подули.

Упражнения выполняю три раза.

3 Фонетическая зарядка

На данном этапе включаем презентацию – слайд № 3

— Кто изображен на картинке?

(Девочка плачет)

— Покажите как девочка плачет?

(А-А-А-А-А)

— Посмотрите на следующую картинку

Показ слайда №4

— Что изображено на картинке?

(Волк воет)

— А как воет волк?

(У-У – У – У )

4. Артикуляторная гимнастика.

— Первое упражнение « Бегемотик зевает» Слайд № 5

— Второе упражнение «Улыбочка» Слайд №6

— Третье упражнение « Хоботок» Слайд № 7

5. Звуковой анализ и синтез.

Слайды № 8, 9, 10

— Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено?

(Лес)

— Сегодня наши звуки отправляются в осенний лес.

— Шел по лесу звук . На пути он повстречал звук . Звук встал справа от звука .. Какую песенку они поют?

(Ау)

— Вдруг подул ветер и буквы поменялись местами. Какую песенку они поют теперь?

(Уа)

6. Гимнастика для глаз.

Слайды № 11, 12

— Посмотрите, как кружатся красивые, осенние листья. Какие они разноцветные – красные , желтые, коричневые.

— Давайте глазками последим за кружением листьев.

Листья вправо полетели – глазки вправо посмотрели

Листья влево полетели – глазки влево посмотрели

Листья падают с ветвей – глазки смотрят сверху вниз.

7.Физкультминутка «Мы в лес пойдем»

8.Подбери схему.

— А сейчас мы поиграем, и загадки отгадаем. ( раздает схемы для выделения гласного звука)

Слайды №13, 14

— Он большой как мяч футбольный,

Если спелый- все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его….

(Арбуз)

— Молодцы, правильно – арбуз.

— Давайте еще раз произнесем это слово (утрированное проговаривание с выделением гласного звука )

— В этом слове есть звук ?

(Есть )

— Где он находится ( в начале, середине, конце слова) – поднимите схему.

— Проверти себя, посмотрите на слайд какая схема осталась?

— Хорошо, слушайте следующую загадку.

Слайды № 15, 16

— Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица….

(Грач)

Аналогичная работа как с первой загадкой.

Слайд № 17, 18

— Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг

Электрический ……..

(Утюг)

Работа со словом та же.

Слайд №19, 20

— Встает на заре

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это?

(Петушок)

Работа со словом та же.

Слайд № 21, 22

— Пушистый хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это…

(Белка)

Аналогичная работа как с первой загадкой.

9. Работа в тетради.

Печатать звукосочетание Ау.

III Итог занятия

— Молодцы, занимались хорошо.

— Что нового вы узнали на занятии?

Конспект логопедического занятия для дошкольников Тема: ЗВУК [А]. БУКВА «А»

Конспект логопедического занятия для дошкольников

Тема: ЗВУК . БУКВА «А»

Цели: учить четко произносить звук ; учить выделять звук из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами. Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука ; профиль звука ; предметные картинки на звук ; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона

Оборудование: картинка, плачущей девочки; индивидуальные зеркала на каждого ребенка; карточки с символом звука ; профиль звука ; предметные картинки на звук ; плакат «лесной полянки»; трафареты буквы «А», вырезанной из наждачной бумаги; трафареты геометрических фигур, вырезанных из картона.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, у кого на столе лежит кружок красного цвета, квадрат синего цвета, треугольник желтого цвета.

Сообщение темы.

Логопед. Гном Звукознайкин принес картинку. Посмотрите, Аня плачет: а-а-а. Это картинка – символ звука . Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук , познакомимся с буквой «А».

Уточнение артикуляции звука . Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук . Логопед поясняет: при произнесении звука  : рот широко открыт, язык лежит спокойно внизу, голосок работает.

Рассмотреть на профиле положение губ, языка; обратить внимание детей на то, что воздух проходит свободно, препятствий нет. Произносить звук хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала

Произносить звук хором и индивидуально, контролируя положение губ и языка с помощью зеркала.

Логопед. Звук – гласный, произносится он твердо, решительно, смело, его можно тянуть, петь. Представьте, что мы укладываем куклу спать, давайте споем ей песенку: а-а-а-а.

Теперь произнесем звук – коротко и громко: а, а, а; а теперь протяжно и тихо: а-а-а-а.

Произнесение обратных и прямых слогов: ам, ат, ак, ан, ну, му, ту и т. д.

Выделение звука из ряда гласных звуков, поднять карточку с символом звука :

а, у, а, ы, а, э, у, а, ы, а и т. д.

Рассмотреть картинки, произнести слова со звуком в начале слова: аист, ананас, автобус, антенна, акула, апельсин.

Выделение звука из начала слова.

Логопед. Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы – Аааня (выделить интонацией звук ). Первый звук в этом слове – звук .

Логопед называет слова, дети называют первый звук: абрикос, апельсин, автомат, аптека, астра, Алла и т. д.

Знакомство с буквой «А».

Логопед. Звук можно записать буквой «А». (Рассмотреть большую букву «А» и маленькую – «а».)

Логопед. На что похожа буква «А»?

Ответы детей.

Большая буква «А» красного цвета выставляется в кассу гласных букв, вторая буква «А» помещается на лесную полянку (на стене плакат «лесной полянки», буквы крепятся магнитом).

Логопед. Послушайте стихотворение «Звук и буква «А», назовите слова, которые начинаются на звук .

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

Физкультминутка «Буква «А».

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А – узнать ее легко –

Ноги ставит широко.

Дети широко расставив ноги. Руки поочередно на пояс, к плечам, вверх, два хлопка.

Пальчиковая гимнастика:

— логопед предлагает детям выложить из палочек букву «А»;

— обвести пальчиком букву «А», вырезанную из наждачной бумаги (обводить указательным пальцем правой руки по направлению письма).

— написать букву «А» в воздухе, следить, чтобы дети правильно держали ручку.

Работа в тетрадях.

Логопед предлагает написать детям строчку буквы «А». Нарисовать большой и маленький арбузы, девочку Аню. (Рисуют дети с помощью трафаретов – из картона вырезаны геометрические фигуры).

Логопед. Скажем правило:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

Итог занятия.

См. также интересные логопедические занятия: Дифференциация гласных звуков А Я

Дифференциация гласных звуков У-Ю

Конспект занятия Путешествие в царство грамоты

Логопедическое занятие «Алфавит»

ПУТЕШЕСТВИЕ по «Звуковой ДОРОЖКЕ».

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: