Презентация, доклад на тему воспитание как педагогический процесс

Лекция № 34. принципы обучения

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса , а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Структура дошкольного образования

Детский сад — важное звено в воспитании детей

Более 60 % детей посещает детские сады. Дошкольные учреждения, ясли, развивающие центры становятся необходимыми для молодых семей. Пребывание ребенка в руках опытных педагогов позволяет родителям уделять больше времени работе или учебе. В России для этого существует хорошо организованная система дошкольного воспитания. Исходя из особенностей детей, предпочитаемого вида развития выделяют следующие типы заведений:

Общеразвивающие детские сады. Наиболее распространенный вид

Здесь уделяется внимание разным направлениям развития 一 это интеллектуальное, художественное, физическое.
Детские сады компенсирующего вида. Предназначены для работы с детьми с нарушениями развития: психическими, речевыми, физическими и др

 
Оздоровительные сады. Ключевая роль в таких учреждениях отводится физическому воспитанию, закаливанию, общеукрепляющим здоровье процедурам.
Комбинированные учреждения. Универсальный детский сад, подходящий детям с разным уровнем развития. На базе таких садов есть обычные группы и группы для детей с отклонениями.
Центр развития ребёнка. В таких учреждениях в одинаковой степени проводятся оздоровительные, интеллектуальные, физические, психические программы. Главная цель 一  р ностороннее воспитание и раскрытие потенциала воспитанников. 

Таким образом, выбор детского сада будет зависеть от особенностей здоровья ребенка и целей, которые ставят перед ним родителей.

Традиционная система воспитания и ее применимость в современном мире

Определение 1

Традиционный подход к воспитанию – это организация учебно-воспитательной деятельности, базирующаяся на классно-урочной системе обучения с применением традиционных направлениях воспитательного воздействия, возникшей и совершенствовавшейся на протяжении длительного исторического периода развития общества.

Традиционное воспитание возникло практически одновременно с развитием общества и проявлялось в различных формах, в зависимости от культурного и исторического этапа социального развития.

К традиционным формам воспитания относится воспитание в родовой и соседской общине, воспитание в Древнем Риме, в крестьянских семьях, советское воспитание.

Замечание 1

Ядро традиционной системы воспитания характеризовалось инвариантностью т.е. методика осуществления учебно-воспитательной работы оставалась постоянной на протяжении всех этапов общественного развития.

Основными параметрами традиционной системы воспитания являются:

  1. Базирование на принципе субъект-объектных взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Учащийся в такой системе рассматривается в качестве объекта, на которого оказывается воспитательное воздействие педагога. Равноправие сторон в данном случае не предусмотрено. Статус учащегося находится на более низком уровне, тогда как, педагог обладает полным авторитетом. Традиционная система рассматривает педагога, в качестве единственного полноценного и полноправного субъекта образовательной системы, являющегося своеобразным творцом, деятельность которого ориентирована на воспитание и обучение будущего гражданина. Деятельность педагога нацелена на создание определенного конечного результата, без учета мнения, желания и потребности объекта воздействия. При этом задается нормативный тип поведения, который должен стать итогом его учебно-воспитательной работы.
  2. Традиционное воспитание основывается на трех составляющих: наказание, поощрение и верность избранному педагогом пути. Учебно-воспитательный процесс, по своей сути, является наставничеством педагога, его принуждением к принятию учащимися единственно верного, по его мнению, пути. Авторитет педагога непререкаем и не может подвергаться сомнению или критике. В процессе учебно-воспитательной работы, знания и навыки прививаются посредством методов и средств, избранных педагогом. В случае соблюдения всех правил и требований, успехов в различных направлениях деятельности, учащиеся поощряются, а при несоблюдении правил подвергаются наказанию. Воспитание проходит по, так называемому, «методу кнута и пряника».
  3. Традиционное воспитание реализуется на практике, посредством применения таких форм, как: нотации, поучения, принуждение, приведение жизненных примеров, привитие моральных норм. Не поощряется критическое мышление, выражение собственной точки зрения.
  4. Воспитание носит монологичный характер. Это объясняется тем, что право выбора, голоса, возможность суждения и оценивания принадлежит только педагогу. Ребенку приходится подчиняться системе и «делать так, как надо».
  5. Воспитание носит массовый, коллективный характер. Индивидуальный подход к личности каждого ребенка не предусмотрен.
  6. Приоритет авторитетности и жизненного опыта при возникновении проблемных ситуаций.

Традиционная система воспитания характерна для такого общества, которое характеризуется постоянством и однообразием. В нем идеи, взгляды, ценности не претерпевают изменений и не развиваются. Особенно актуальной традиционная система оказалась для эпохи социализма. Поскольку, именно в этом обществе существует равновесное состояние, устраняются и контролируются, возникающие противоречия, создаются условия гармонии взаимоотношений большинства его членов.

Однако, на современном этапе общественного развития, традиционное воспитание становится все менее актуальным и продуктивным. Ее применение приводит к серьезным проблемам в воспитательной сфере, развивает кризис воспитания. Жизненные ориентиры теряет большинство населения, расширяется пропасть между поколениями, отсутствует социальная ответственность и возникает мировоззренческий хаос.

Традиционное воспитание следует преобразовывать, развивать и модернизировать. Воспитанник должен превратиться из объекта воспитания в его полноправного субъекта, способного самостоятельно выбирать пути и направления развития, оценивать их значимость и эффективность.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика. Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам

Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Важные принципы обучения одаренных детей

За высокие показатели и достижения в учебе детей условно называют одаренными. Их действия и результаты отличаются достижениями в интеллектуальной и творческой деятельности, в проявлении лидерских способностей, особых склонностей к определенным научным сферам. Существуют дополнительные принципы обучения одаренных детей:

Применение обучения, развивающего и воспитывающего характер

Помимо усвоения требуемого объема знаний, ученик должен развиваться самостоятельно, формировать собственное представление о морали.

У одаренных детей особенности темперамента и характера проявляются ярче

Именно в таких случаях важно поддержать, учесть и посодействовать развитию накопленного потенциала

Учёт возрастных особенностей

Во время развития ребенка трудовая, учебная и творческая деятельности должны соотноситься с возрастными особенностями и физическими возможностями ученика. Непосильный объем знаний может повлечь за собой потерю интереса и мотивации к учебному процессу.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

На практике все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Ценность одного не должна превалировать над ценностью другого. Из-за этого эффективность всего процесса будет снижаться. Только комплексность и системность в использовании всех без исключения дидактических принципов обучения даст возможность правильно применять средства, методы и формы в успешном обучении детей.

Готовы ли вы стать гуру в продвижении бизнеса? Курс интернет-маркетолога поможет овладеть инструментами SEO, контекстной рекламы, SMM и анализа данных. С поддержкой опытных специалистов, вы научитесь создавать стратегии, которые приведут к росту бизнес-показателей.

Принцип гуманизации

Суть:

Главная ценность в образовании — человек.

Как пишет Валентина Безрукова в учебнике «Педагогика. Проективная педагогика» 1999 года, принцип гуманизации «направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений».

Эта идея тоже не нова, её развивали многие мыслители и педагоги прошлых веков — Ян Коменский и Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци и Константин Ушинский. И хотя во времена Советского Союза она уступила место коллективизму, в современной педагогике гуманистические принципы играют очень важную роль.

Принцип гуманизации осуществляется с помощью таких правил:

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Принципы дошкольного образования по ФГОС

Принципы образования по ФГОС

До 2013 года понятия «дошкольное образование» как такового не было. Детские сады, ясельные группы занимались присмотром за детьми без каких-либо государственных программ по развитию. Но с недавнего времени обучение детей и их подготовка до школы считается первой ступенью в образовании. Это регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), вступивший в силу с октября 2014 года. По стандарту среди принципов образования дошкольников можно выделить:

Сохранение атрибутов детства. Воспитанник в саду должен играть, общаться, познавать мир. Педагоги помогут в разнообразии активного времяпровождения.

Учитывание индивидуальности детей. Воспитатели помогают выявить способности и создают необходимые условия для их развития.
Признание самостоятельности малыша и сотрудничество

Ребенку важно самому выбрать род игр, партнера, а педагог призван ему в этом помочь.
Подкрепление инициативы. Дети не любят скучать, они всегда активны

Поэтому взрослым следует поощрять их занятия, но учитывать при этом возраст.
Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Гармоничное развитие детей зависит от согласованности действий родителей и воспитателей.  
Знакомство с традициями, общественными и семейными. В саду закладываются основы морали, нравственности, патриотизма.
Сохранение познавательных интересов. В раннем возрасте важно создать среду, в которой дети сохранят интерес к знаниям и дальнейшему обучению.
Соответствие возрасту. Деятельность в садах должна быть организована с учетом возраста, развития, способностей ребят.
Культурное развитие. Приобщение детей к культурным ценностям, обычаям и традициям способствует гармоничному развитию человека.

Педагогический коллектив дошкольных заведений должен соблюдать принципы ФГОС для грамотного и всестороннего развития воспитанников вне дома.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.

Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.

Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций

Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге
Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся

5 главных принципов воспитания ребёнка-дошкольника

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).

Чтобы правильную систему детско-родительских отношений, придерживайтесь этих 5 принципов воспитания.

1. Последовательность

Будьте внимательны к тому, что вы говорите ребёнку. Продумывайте систему поощрения и наказания в соответствии со степенью нарушения поставленных границ. Ребёнок делает то, что вам не нравится, и вы уже неоднократно просили его себя так не вести. И если вы все же приняли решение наказать его, то как бы ни было жалко малыша, придётся довести задуманное до конца. Поэтому соизмеряйте «преступление» с «наказанием». Будьте последовательными в своих действиях.

Не кидайтесь угрозами: «Если сейчас же не сядешь раскрашивать, не пойдем в выходные гулять!» Вы ведь не собираетесь на самом деле лишать ребёнка прогулки и счастливого времени, проведенного с родителями? К тому же он знает, что до выходных еще так долго, а заниматься сложным делом нужно прямо сейчас.

Фото Pexels

2. Понимание возрастных особенностей восприятия ребёнка

Совсем маленькие дети конкретно воспринимают реальность и высказывания взрослого. Шутливое выражение «Съем тебя!» воспринимается ими буквально.

Со старшими дошкольниками уже можно договориться, так как они способны мыслить более абстрактно, могут понимать шутки и скрытый смысл. Учитывайте эти моменты при общении с детьми.

3. Чёткость инструкций

Старайтесь давать ребёнку ясные инструкции, учитывайте его реальные возможности. Если в игрушках уже такой завал, что вам самим трудно их убрать, не заставляйте это делать ребенка. Рассортируйте игрушки, уберите лишнее, заведите контейнеры. Чтобы облегчить работу, на крышку можно наклеить картинку в соответствии с типом игрушек. Вносите ясность в требования.

Заведите новую привычку давать малышу четкие инструкции: «Сначала раскрась ушко собаке, потом поиграем в твою любимую игру». Заметьте, такая формулировка дает ребенку чувство стабильности. Он уверен, что получит желаемое и, самое главное, понятно когда. Формулировка «Если ты ушко не раскрасишь, не жди никакой̆ игры» — негативна, унизительна для ребенка и вызывает бурю нежелательных эмоций. Используя новую формулу общения «сначала-потом» оценивайте, сколько заданий можно дать ребёнку-дошкольнику, соизмеряйте зону актуального и ближайшего развития.

Фото Pexels

4. Визуализации и схемы

Ребёнку бывает сложно запомнить определенную последовательность действий: одевание, уборка и т. п. Поэтому призыв взрослого «Одевайся!» может вызвать бурю негативных эмоций. Применяйте четкую схему «сначала-потом», в качестве визуальной подсказки используйте скрам-доску (SCRUM-доску).

5. Время

Временной принцип заключается в том, что развлечения ограничиваются временем, заданное дело доводится до конца

Важно понимать возможности ребёнка, не требовать больше, чем он может сделать в данный период. От теории к практике

Например, ваш малыш не любит разукрашивать. Сначала проанализируйте, почему он не любит разукрашивать? Варианты: голоден, болен, не нравится эта раскраска, слабая рука, неусидчив или что-то еще? Если затрудняетесь с ответом, можно проконсультироваться со специалистом.

Анализируйте все психо-физические особенности ребенка, когда определяете объем работы, ведь довести дело до конца – важное условие для получения поощрения, т. е

отдыха-развлечения.

Фото Pexels

Учитывайте, что в этом случае время работы заканчивается с завершением деятельности, а время развлечения выставляется по таймеру на ваше усмотрение.

Для ребёнка должно быть понятно, когда закончится отдых. Для этого лучше использовать песочные часы или приложение с визуальным таймером.

История вопроса

В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.

Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики
. Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма
Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори
, Вальфдорская педагогика
, автором которой является Р. Штайнер
, и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика
получила через гуманистическую психологию
К. Роджерса
, которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН
«Конвенция о правах ребенка»

и «Декларация о правах человека»

.

Принципы обучения и воспитания

В своей деятельности преподаватели базируются на определенных дидактических принципах обучения и воспитания:

Принцип научности. Способствует формированию научного мировоззрения, обеспечивает овладение обучающимися научными знаниями. Принцип основан на теории о познаваемости объективного мира, а также способности сознания человека давать правильное его отражение. В соответствии с принципом дети познают основы современных знаний в их историческом развитии, элементы научной методологии. У обучающихся вырабатывается устойчивая потребность в приобретении научных знаний (в том числе, самостоятельно).
1. Принцип последовательности и систематичности. В соответствии с данным принципом, учебный материал должен подаваться в соответствии с внутренней логикой изучаемой дисциплины и, в тоже время, отвечать индивидуальным и возрастным психологическим особенностям обучающихся. Систематичность в обучении предполагает овладение научными знаниями, навыками и умениями в строго определенном соответствии

Важно учитывать основные правила дидактики: проводить обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Реализация данного принципа обеспечивает расширение познавательных возможностей, равномерное накопление и углубление знаний

Принцип связи теории с практикой

Принцип требует рационального сочетания теории с практическими навыками и умениями, соединения общего образования с общественно полезной деятельностью и трудовой подготовкой. Практика служит для закрепления, проверки истинности и применения усвоенных знаний.

Принцип сознательности. Принцип требует такого построения учебного процесса, при котором обеспечивается усвоение и использование обучающимися знаний и умений. Он связан с инициативностью, активностью и самостоятельностью обучающихся. Основные черты сознательного обучения: ясное восприятие учебного материала; понимание пользы образования; использование в обучении наблюдений и личного опыта.

Принцип наглядности. Обучение строится на основании конкретных образов. Наглядность способствует тому, что благодаря восприятию явлений и предметов окружающего мира формируются понятия, представления, развиваются речь и мышление. Наглядность обеспечивает связь между абстрактным и конкретным. На разных ступенях обучения характер и степень использования наглядности различны.

Принцип доступности. Предполагает построение процесса, при котором учитывают индивидуальные, возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, здоровье и эмоционально-волевая сфера ребенка. Методы обучения, программы и учебники разрабатываются в соответствии с этим принципом.

Принцип прочности знаний, умений и навыков. Определяет основательность усвоения учебного материала, его устойчивое закрепление в памяти учащихся, свободное применение и воспроизведение на практике.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В учебном коллективе педагогическое воздействие строится исходя из особенностей развития каждого ребенка.

Принцип природосообразности. В основе воспитания и обучения лежит научное понимание социальных и природных процессов.

Замечание 3

Воспитание ребенка должно выстраиваться в соответствии с законами природы, с учетом индивидуальных, возрастных, половозрастных и психофизических особенностей, сензитивных периодов развития.

Главные цели и задачи дошкольного образования

Занятия в дошкольном учреждении

Разработка ФГОС велась для систематизации воспитательного процесса дошкольников. Оно не содержит обучения письму, чтению, выставления оценок. Главной целью является выпустить из детского сада здорового, гармонично развитого, воспитанного маленького человека, готового к школьной жизни. Для этого в садах программа построена таким образом, чтобы соответствовать подходам к начальному школьному образованию.

Цели стандарта определяют особенные задачи в раннем образовании:

  • следить за здоровьем детей;
  • исключить зависимость обучения от гендера, проживания, нации, особенностей физического здоровья;
  • подготовить малышей (при взаимодействии со школой), чтобы они были готовы к дальнейшему обучению;
  • обеспечить условия для развития индивидуальности;
  • основываться на нравственных, культурных ценностях, правилах общественной жизни;
  • формировать общую просвещенность детей, воспитывать физические, интеллектуальные, эстетические качества;
  • поощрять разнообразие видов деятельности в саду;
  • обеспечить необходимыми социокультурными условиями для разностороннего развития;
  • поддерживать семьи, проводить мероприятия по совершенствованию знаний родителей о развитии, воспитании детей.

В совокупности, цели и задачи образования дошкольников一 это основа гармоничного развития воспитанников в детских заведениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: