Индивидуальный подход в воспитании детей
С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешним обликом, но и особенностями поведения, физического и психического развития. Индивидуальные особенности развития и поведения ребенка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Ребенок, например, не родится добрым или жадным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья. Если ребенок ослаблен, много болеет, он может отстать в физическом развитии, иметь недостаточный рост и массу тела, стать вялым или раздражительным, капризным.
На некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие — менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок,- это зависит от воспитания, но они все же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка. Так, строгий тон воспитателя, необходимый в обращении с одними детьми, совершенно неуместен в обращении с другими.
Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.
Из бесед с родными ребенка, посещений на дому и систематических наблюдений за ним в течение всего дня, во время организованных занятий и самостоятельных игр воспитатель может узнать многое о его индивидуальных особенностях.
Замечая, быстро ли малыш засыпает, глубоко или чутко спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к новым людям, воспитатель сможет сделать некоторые выводы относительно особенностей нервной системы ребенка. Многое в этом отношении дадут наблюдения за играми или занятиями ребенка: предпочитает ли он спокойные или подвижные игры, продолжительно играет одной игрушкой или часто меняет их и т. п.
Дети разных типологических групп неодинаково выражают свои чувства: одни бурно, громко плачут, громко смеются, другие при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычут или улыбаются.
Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов — возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них. Различают четыре типа высшей нервной деятельности: три сильных — уравновешенный и два неуравновешенных (с преобладанием возбуждения или торможения) и слабый тип, у которого оба процесса — и возбуждение и торможение — слабые.
Опираясь на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа (они излагаются ниже), воспитатель может определить, к какому из них принадлежит каждый ребенок его группы, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход.
Автор статьи Каплан Л.И.
По материалам книги «Воспитание и обучение детей раннего возраста»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2 Я. А. Каменский — обозначены положения о
том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки.
и необходимое условие его всестороннего воспитания. Крупская указывала на возможность
познания многих особенностей детей при анализе их рисунков , лепки, построек из строительного материала . А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей : «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» №8.с.9). При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология
выделяет следующие существенные признаки понятия личности : личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей ; в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин ; чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом
Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие особое внимание обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности
Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.
к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива.Очень важным условием
эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка.
Слайд 6Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю
систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип
воспитания. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям: — знание и понимание детей;- любовь к детям;- основательный теоретический баланс;- способность педагога размышлять и умение анализировать.
единство требований к нему как работников детского сада и школы,
так и родителей.Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал
: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
Что является далеко не новым подходом в воспитании детей
Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.
Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.
К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.
Где применяют индивидуальный подход
Если вы чувствуете, что ребёнку не подходит стандартное обучение в большом коллективе, рассмотрите альтернативное образование. Вот несколько вариантов.
Частные школы с индивидуальным подходом
Классы в частных учебных заведениях гораздо меньше, что позволяет учителю уделять внимание каждому ребёнку. У каждой авторской школы свой подход к образованию
Как правило, ученикам даётся больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а воспитании личности. В некоторых школах даже нет классов и уроков в привычном понимании.
Вальдорфские школы. Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны под мягким руководством учителя.
Школы Монтессори. Эти учебные заведения идеальны для детей с разными стилями обучения: аудиалов, которые воспринимают информацию на слух, визуалов, которые лучше воспринимают с помощью зрения, и кинестетиков, которые познают мир через тактильные ощущения.
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся учит то, что его сейчас привлекает. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.
Онлайн-школы. Здесь обучение часто персонализировано: например, в «Домашней школе и Экстернате Фоксфорда» дети могут учиться по индивидуальному маршруту — самостоятельно выбирать методики, темп и профильные дисциплины. К каждому школьнику может прикрепиться наставник, который курирует его на протяжении учёбы. Ещё есть тьюторы — специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые помогают выстроить траекторию обучения с упором на сильные стороны школьника.
Значение индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе
Каждый человек наделен специфическими свойствами, отличающими его от других людей. Это обуславливает необходимость организации воспитательного процесса по принципу индивидуальности.
Любое воспитательное воздействие на ребенка и его восприятие связано с индивидуальными особенностями его развития. Только учет внутренних показателей развития личности помогает организовать реально действенный процесс воспитания.
Индивидуальный подход важен. Он дает возможности применения особых воспитательных методик, которые соответствуют потребностям личностного развития конкретного ребенка и, тем самым, повышают продуктивность воспитательных мероприятий. С его помощью удается выявить уникальность качеств каждого ребенка и подобрать к нему особый воспитательный подход.
Замечание 1
Целевое назначение индивидуального подхода сводится к формированию и закреплению положительных свойств личности, ликвидации недостатков развития. Это упрощает и облегчает воспитательный процесс и предотвращает необходимость последующего перевоспитания.
В современным реалиях общественного развития, вся педагогическая система, организация образования и воспитания базируется на индивидуальном подходе. Он является формирующим и развивающим принципом обучения. Его применение требует от педагога высокой квалификационной подготовки и учета некоторых показателей при дифференцированном воспитательном подходе:
- Знание и понимание детской психологии;
- Проявление любви к детям;
- Наличие теоретических знаний и практических навыков учебно-воспитательной деятельности;
- Умение педагога конструктивно мыслить, анализировать и оценивать педагогические процессы и явления;
- Терпение и выдержка при организации воспитания и сложностях в поведении воспитанников.
Основным показателем индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет типа темперамента ребенка. Он зависит от генетических особенностей развития и определяет темп деятельности ребенка, но не берет в расчет его социальную ценность.
Замечание 2
Принцип индивидуального подхода охватывает все сферы воспитательной и образовательной работы с детьми разных возрастных групп.
Основная функциональная роль индивидуального подхода в обучении сводится к его личностному ориентированию и воспитанию в развивающем режиме.
Публикация «Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Индивидуальный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста включает индивидуально-дифференцированный подход к детям разного уровня здоровья: имеющие в отклонении в состоянии здоровья — нарушения осанки, стопы, склонность к неврозам, нарушения веса, положения грудной клетки и т. д., а также часто болеющие дети, недавно болевшие дети, здоровые дети. Причем каждая из этих групп детей требует внимательного подхода к ним. Дети могут различаться по уровню двигательных способностей, что требует правильной организации игровой и двигательной деятельности гиперактивных, малоподвижных и имеющих средние показатели двигательной активности детей. Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста в физическом воспитании учитывает также возрастные рамки : каждая возрастная группа — младшая, средняя, старшая и подготовительная — должна иметь свою специфику методики проведения занятий физическим воспитанием.
Здесь мы непосредственно приближаемся к основным задачам в индивидуальном развитии ребенка дошкольного возраста :
— повышение индивидуальных показателей по физической культуре к концу года;
— воспитание всесторонне развитой и гармоничной личности;
— развитие устойчивой мотивации к занятиям физической культурой;
— формирование осознанной потребности в двигательной активности.
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
— знание и понимание детей;
— любовь к детям;
— основательный теоретический баланс;
— способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать о том, что каждый ребенок самоценен, имеет определенный потенциал, на раскрытие которого и должны быть направлены основные усилия.
В чём смысл индивидуального подхода к ребёнку в школе
Основы индивидуального подхода в педагогике заложил К.Д. Ушинский
Он считал, что даже в группе важно учитывать особенности каждого ребёнка, а не воспринимать класс как целое
Суть индивидуального подхода заключается в том, что ребёнок может освоить любой предмет по подходящей ему методике. Кому-то легче усваивать информацию в видеолекциях, кому-то — в игровой форме, а кому-то — читая параграфы. Обучение станет эффективным, если строить его через сильные стороны ребёнка.
Индивидуальный подход — не равно индивидуальное обучение. Он возможен и в группе, а индивидуальное обучение — это самостоятельные занятия или работа с педагогом один на один.
Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности
Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.
Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.
Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.
Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.
Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.
Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.
Как применяют индивидуальный подход
Вот как педагоги добиваются персонализации обучения в группе.
Задействуют разные методы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждый учитель подключает множество форматов: видео, документальные фильмы, подвижные интерактивные игры и даже мемы. Преподаватель физики Александр Улитин убеждён: если найти правильный подход, предмет освоит любой.
Педагоги готовят для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, подсказками. Приносят подходящие к теме урока вещи и предметы, которые можно рассмотреть. Придумывают задания разного уровня сложности.
Разнообразие материалов и вариантов объяснения — залог того, что тему поймут все ученики в классе вне зависимости от уровня подготовки.
Устанавливают контакт с каждым ребёнком
В индивидуальном подходе важно изучить особенности и потребности конкретного школьника. Это делается с помощью личной беседы, опросов, диагностик и тестирований
Например, в онлайн-школе «Фоксфорда» проходят консультации для будущих учеников, где можно определиться с образовательным маршрутом и понять, что ребёнку нужно от обучения. Кто-то хочет поступать в зарубежный вуз и делать упор на иностранный язык, кто-то мечтает о профильном лицее после девятого класса и хочет фокусироваться на нужных дисциплинах, а кому-то достаточно базового образования, чтобы получить аттестат.
Помогают ребёнку ставить цели и анализировать свой прогресс. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторы — они проводят диагностику сильных сторон и помогают выбрать профиль обучения, сформулировать цели и расставить приоритеты. Все тьюторы имеют высшее психолого-педагогическое образование.
Слайд 2 Я. А. Каменский — обозначены положения о
том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить
с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты
Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.
Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.
Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.
Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который любит родных и окружающую природу.
Статья прочитана 11 485 раз(a).
Почему индивидуального подхода нет в обычной школе
По нескольким причинам индивидуальный подход редко встречается в традиционных школах.
Переполненность классов. Порой в одном коллективе учится до 30 ребят, а урок длится всего 45 минут
У загруженного педагога не остаётся времени отдельно поработать с каждым и уделить внимание. На внедрение новых форматов сил и ресурсов тоже не остаётся
Заточенность под шаблоны. Традиционное образование не подразумевает вольностей: даже творческие сочинения пишутся по определённой структуре. Прогресс детей оценивается по критериям ФГОС, которые в основном направлены на объединение разрозненных программ и приведение их в систему. Хотя ФГОС часто обновляются, по факту внедрять новые форматы и отходить от привычной методики трудно.
Отсутствие финансирования. Индивидуальный подход часто предполагает тьюторское сопровождение — закрепление за ребёнком персонального наставника, который мотивирует и помогает во время учебы. У учителей, как правило, нет возможности брать на себя дополнительную нагрузку, а нанимать отдельных сотрудников школа не хочет.
Этическая сторона вопроса. Многие придерживаются мнения, что в школе и не нужен индивидуальный подход. Как правило, традиционные учебные заведения стараются искоренять различия между учениками — от школьной формы и до одинаковых требований к детям независимо от их способностей. Считается, что школа задаёт общепринятые нормы, которым нужно соответствовать. А «выделение» детей разовьёт чувство зависти и соперничества.
<<Форма демодоступа>>
Что такое индивидуальный подход
Индивидуальный подход — это подход, при котором каждый человек рассматривается как уникальный и неповторимый, со своими потребностями, целями и способностями. Этот подход используется в разных сферах жизни, в том числе в образовании. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника.
Цель индивидуального подхода:
- формирование индивидуальности ребенка
- воспитание уникальной личности
Формирование индивидуальности предполагает, что учитель признает право ребенка быть самим собой.
Какие преимущества в обучении дает индивидуальный подход к каждому учащемуся?
Это эффективный метод повышения качества обучения. Учитель настолько понимает, чувствует и знает каждого учащегося, его сильные и слабые стороны, что может самостоятельно выстраивать учебный трек и персонализировать общую программу, чтобы повысить уровень знаний и способностей студента.
Некоторым ученикам подойдет игровой формат, другие лучше воспринимают информацию на слух, зрительно или тактильно. Со знанием этих особенностей и сильных сторон учащихся учитель составляет для каждого индивидуальный трек.
Ученик проходит трек в своем темпе, не соревнуясь с другими учащимися и не конкурируя за оценки, а с интересом погружаясь в материал и познавая окружающий мир.
Возможно, вам будет интересно прочитать и эти статьи:
Как использовать индивидуальный подход в обучении
Создание индивидуальных учебных планов
К сожалению, по некоторым причинам в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован. Есть государственная программа, которой строго придерживается учитель. В этой системе есть план, рассчитанное количество часов на определенные темы, выделены учебники. Учитель не может позволить себе отступить от требований из-за отсутствия времени. Классы, как правило, переполнены: в коллективе может быть от 25 до 40 человек. Педагог загружен организационными вопросами и просто физически не успевает поработать с каждым учащимся. По этой причине в онлайн-школах и домашних лицеях появились тьюторы-наставники, бадди и коучи-менторы, которые работают вместе с педагогом, и учебный процесс сконцентрирован исключительно на конкретном ученике, его целях, нуждах и интересах.
Подробнее про метод баддинга можно прочитать в статье Кто такой бадди и чем помогает в обучении
Учет индивидуальных потребностей и способностей
Когда ваши студенты чувствуют, что у них есть прогресс? Обычно это происходит, когда материалы соответствуют их целям. Что такое прогресс и как почувствовать, есть ли он?
Учащиеся могут:
- применять новые навыки, умения в жизненных ситуациях;
- выполнять задания лучше, чем ранее;
- чувствовать уверенность, не иметь языкового барьера.
Прогресс бывает разным. У каждого ученика свой темп достижения цели. Поэтому эффективным будет создание индивидуального учебного плана. До того как составить подобный маршрут, следует провести вводный урок.
Для чего нужны вводные уроки?
- Определить уровень студента.
- Поговорить об интенсивности занятий, что также повлияет на прогресс.
- Определить потребности, цели.
- Определить интересы, хобби, увлечения.
Эти знания о студенте помогут персонализировать уроки и курс, а также создать индивидуальный учебный план. Учителю следует учесть все пожелания учащегося и оправдать его ожидания. В итоге — достигнутые цели и заметный прогресс.
Зависит ли учебный прогресс от индивидуального подхода? Конечно! По мнению многих преподавателей и экспертов, индивидуальный подход и личный трек роста напрямую влияют на прогресс ученика. Любой предмет, даже самый, казалось бы, нелюбимый, может быть освоен таким образом.
Учет индивидуальных потребностей заключается в том, чтобы искусственно создать среду, близкую к той, в которой студент будет использовать новые знания.
Например, английский язык. Если это IT-специалист, которому трудно вести совещания и озвучивать agenda, можно создать для него среду, где он сможет потренироваться говорить о выполненных или запланированных задачах. Учитель не должен просто объявить, что это Present Simple. Следует показать на жизненных ситуациях, в каком конкретно контексте будет использоваться Present Simple.
Могут пригодиться эти материалы:
Адаптация методов обучения под каждого ученика
ESP — что это? Английский для особых целей (ESP).
Обычно это относится к преподаванию английского языка студентам университетов или людям, уже работающим по найму, с учетом их словарного запаса и навыков, которые им необходимы.
ESP — это подход к изучению языка, который базируется на потребностях учащихся. В его основе лежит ответ на вопрос «Зачем конкретному студенту изучать английский язык?».
Подход ESP учитывает реальные языковые и речевые потребности учащихся, а также контекст, в котором будет нужно использовать изучаемый язык.
Каждый курс ESP должен быть адаптирован под нужды и интересы конкретного ученика. Например, если это урок для биолога, следует подобрать спецлексику, тексты, отвечающие этому запросу. Если студент — инженер, то поэзия и анализ романа ему ни к чему. Со студентами низких уровней спецкурс (научный, медицинский, юридический, экономический) организовать сложно, поэтому рекомендуется общий курс, но следует адаптировать его под запросы своих студентов.
Нужно ли тратить много времени, чтобы персонализировать урок? Как персонализировать общий курс под узкие нужды?
Предположим, у вас есть студент QA-инженер. Как персонализировать общий курс под него? Обычно такие специалисты пишут bug reports, в которых описывают ошибки или неполадки. Если у студента низкий уровень и вам нужно практиковать Present Simple, говорите о ежедневных задачах, составлении bug reports, попросите примеры таких докладов и сообщений об ошибках, чтобы проанализировать, какую грамматику они содержат. Там могут быть модальные глаголы, базовые времена, 1 Conditional. На основе этих знаний вы сможете полностью выстроить курс под запросы ученика.