Воспитание навыков правильного вдоха и выдоха при развитии речевого дыхания у глухих школьников

Развитие речевого дыхания у детей с овз | статья в сборнике международной научной конференции

Слайд 16Приложение №2 Фонетическая ритмика – специфическая форма работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности здоровья по слуху. Она проводится в начале первого урока и занимает 3-4 минуты. Способствует подготовке речевого аппарата ребёнка к работе и отвечает следующим задачам: — автоматизация поставленного звука; — дифференциация звуков; — работа над словесным и логическим ударением; — работа над слитностью произношения; — работа над стечением согласных в слове и на стыке слов; — работа над темпом речи; — работа над голосом; — работа над нормами орфоэпии; — работа над интонацией. Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов.Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово).

кошка кош-ка ко-ш-ка ш-ка кош-ка кошка атна атна Вам понятно? офта офта офтаофтаофта  коф- та кофта

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Слайд 19Боскис Р.М Глухие и слабослышащие лети.М.,1963.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных(коррекционных)образовательных

учреждений.М.,2000.Кузьмичева Е.П.методика развития слухового восприятия глухих учащихся: пособие для учителя.М.,1991.Леве А. развитие слуха у неслышащих детей: история,методы,возможности./пер.с нем.М.,2003Назарова Л.П. методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб.пособ./Под ред.В.И.Селиверстова.М.,2001.Рау Ф.Ф. устная речь глухих.М.,1973.Речицкая Е.Г. Развитие детей с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы.Л.,1990.Яхнина, Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны устной речи / Е.З. Яхнина / Дефектология. — 1994. — №3

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Экспериментальное обоснование методики дыхательной гимнастики для младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Для оценки адаптации организма детей к физической нагрузке после педагогического эксперимента нами была проведена одномоментная проба Мартине-Кушелевского. Оценку срочного восстановления (до 5 минут) проводили по ЧСС и АД на каждой минуте.

Анализ полученных результатов показал, что за период педагогического эксперимента у школьников ЭГ тип реакции на нагрузку не изменился, однако улучшился процесс восстановления после дозированной физической нагрузки. У 54% детей отмечалась удовлетворительная и хорошая реакция на нагрузку. У школьников КГ только 23% имели удовлетворительную реакцию на функциональную пробу. Выявленные изменения в сочетании с результатами исследования системы внешнего дыхания указывают на то, что занятия по разработанной программе дыхательной гимнастики качественно улучшают приспособительные реакции организма школьников сТНР.

Также отмечено, что занятия по разработанной программе способствуют оптимизации процесса коррекции нарушенной функции. Увеличился процент перевода детей из интерната в общеобразовательную школу с 26% в 1996-1997 учебном году (до эксперимента) до 37% в 1997-1998 году (после эксперимента).

Таким образом, в результате проведенных исследований была доказана эффективность выдвинутой гипотезы.

1. Уровень физического развития младших школьников с тяжелыми нарушениями речи не имеет достоверных различий по сравнению со здоровыми сверстниками (Р 0,05). Также выявлена положительная возрастная динамика в развитии основных показателей функции внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи и здоровых сверстников. Однако во всех возрастных группах у детей-логопатов достоверно снижены легочные объемы, показатели, отражающие силу дыхательной мускулатуры и устойчивость организма к недостатку кислорода, способность к произвольному управлению дыханием (Р 0,05).

2. Выявлено, что у школьников с тяжелыми нарушениями речи, как и здоровых сверстников, наибольший суммарный прирост основных показателей функции внешнего дыхания наблюдается в возрастном диапазоне от 8 до 12 лет, что позволяет считать этот школьный возраст наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на совершенствование функциональных возможностей внешнего дыхания.

3. Выявленные закономерности в уровне развития основных показателей внешнего дыхания у школьников с тяжелыми нарушениями речи 8-15 лет позволили разработать дифференцированные шкалы оценки этой системы с учетом возраста и пола. Комплексная трехуровневая оценка функционального состояния внешнего дыхания позволяет осуществлять индивидуально-типологическую направленность занятия в зависимости от состояния речевого и функционального дыхания.

4. Анализ результатов функциональной пробы показал, что 86% младших школьников с тяжелыми нарушениями речи имеют атипическую (неблагоприятную) реакцию на дозированную физическую нагрузку, отражая низкий уровень адаптай[ии» организма к мышечной деятельности. Физические нагрузки для учащихся с речевой патологией необходимо тщательно дозировать с учетом функциональных возможностей организма ребенка.

5. По результатам основного педагогического эксперимента выявлено, что целенаправленное воздействие (за 35 дополнительных занятий) способствовало достоверному повышению у детей ЭГ по сравнению с КГ основных показателей системы внешнего дыхания (Р 0,05).

6. Целенаправленное педагогическое воздействие способствовало достоверному повышению уровня физической подготовленности школьников ЭГ по сравнению с учащимися КГ. У школьников ЭГ приросты отдельных двигательных качеств составили: аэробная выносливость — 39%, сила мышц кисти- 29%, взрывная сила ног — 13%, быстрота — 7%.

7. Воздействие разработанной программы оказало наиболее существенный эффект на школьников с нарушениями речи, имеющих «низкий», «ниже среднего» и «средний» уровень и в меньшей степени повлияло на детей, имеющих изначально «выше среднего» уровень развития основных параметров внешнего дыхания. Выявлено, что в ЭГ больший процент детей был переведен в общеобразовательные школы, подтверждая положительное влияние программы на процесс коррекции нарушенной функции.

Постановку дыхания начинают с постановки вдоха

Хорошо поставленный вдох отличается лёгкостью и непринуждённостью, обеспечивает хорошую вентиляцию всех участков лёгких и равномерную нагрузку на все дыхательные мышцы. Правильность постановки исполнительского дыхания можно проверить следующим образом.

Нужно лечь на спину, ладонь правой руки положить на живот, левой руки – на грудь и глубоко вдохнуть. Почувствовать, как вначале поднимается живот, и расширяются бока; затем воздух поступает в среднюю и верхнюю область легких, поднимается грудная клетка и увеличивается ее объем. Плечи остаются неподвижными. При выдохе брюшной пресс сохраняет собранность и силу. Он контролирует продолжительность, и интенсивность выдыхаемой струи воздуха из верхней, средней и нижней областей легких .

Рентгеновские снимки, полученные во время исполнения гамм и арпеджио на тубе в разных динамических оттенках, показывают, как сильно зажимается горло и гортань, препятствуя свободному прохождению воздушного потока.

Поэтому для повышения эффективности всей дыхательной системы перед занятиями на тубе следует выполнять ряд специально отобранных дыхательных упражнений: 

Развитие речевого дыхания

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз

Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

Что такое речевое дыхание

По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.

В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.

Особенность речевого дыхания заключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходить рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания.

Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).

Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.

При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох. Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.

Общие правила проведения дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома

Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным

Эта цель достигается при помощи следующих игр:

Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.

Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.

09.12.2016 Дыхание как основа формирования исполнительских умений и навыков учащихся в процессе обучения игре на тубе. (Балагур Д.А.)

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», музыкальная школа имени Б.А. Чайковского

В статье фокусируется внимание на проблеме развития и постановки исполнительского дыхания как основы для эффективного формирования всего комплекса исполнительских умений и навыков тубиста. Специально подобранные упражнения и рекомендации основаны на объективных научных исследованиях

Критический анализ дыхательной системы, связанный с постановкой и развитием исполнительского дыхания, показал разницу между естественным и исполнительским дыханием.

Применяя новый подход к развитию исполнительского дыхания, необходимо отметить, что лёгкие следует рассматривать как ёмкость, равномерно заполненную воздухом в процессе обучения игре на тубе. Музыкальное исполнительство на медных духовых инструментах требует развитой в совершенстве воздушной опоры и определённой плотности дыхания. Дыхание совмещает резонирующую, регулировочную и музыкально-выразительную функции. В процессе обучения игре на тубе диафрагма играет особую роль. Именно она, постепенно возвращаясь в исходное положение, помогает найти опору при выдохе и звукообразовании. 

Предложена специальная методика и комплекс упражнений, направленных на выработку правильного исполнительского дыхания у тубиста, преодоление стрессовых ситуаций и сценического волнения. 

Структуру исполнительских умений и навыков музыканта-духовика, в частности, тубиста, составляют правильное исполнительское дыхание, индивидуальные зрительно-слуховые представления, особая работа мускулатуры губ и лица, координированные движения пальцев, специфическое движение языка, а также непрерывный слуховой анализ. При этом основой для эффективного формирования всего комплекса исполнительских умений и навыков учащегося-тубиста является правильно поставленное исполнительское дыхание, специфика которого заключается в быстром вдохе и медленном выдохе.

В силу того, что туба – самый большой и тяжелый медный духовой инструмент, исполнительская деятельность тубиста отличается активной работой всей дыхательной системы и требует от исполнителя эмоциональной стойкости, уверенности в своих силах и способности «возвращаться» из мышечного или ментального напряжения в расслабленное состояние. Скованные мышцы плечевого пояса, раздутая шея, зажатая нижняя челюсть – всё это тормозит развитие исполнительских умений и навыков в процессе обучения игре на тубе. При возникновении стресса появляется слабое поверхностное импульсивное дыхание в очень частом ритме, что ведёт к хроническому напряжению и ослаблению нервной системы, а также постоянному волнению во время исполнения. В свою очередь, слабое и неправильное дыхание увеличивает предрасположенность к стрессу. Правильное дыхание меняет дыхательные привычки и освобождает от напряжения губной аппарат музыканта-духовика.

Список литературы:

  1. Балагур Д.А. Использования электронных образовательных ресурсов для контроля и поддержания исполнительского аппарата музыканта при обучении игре на духовом инструменте// Современные проблемы гуманитарных и естественных наук. 20-21 марта2012 г. Т. II. – М., 2012. – С. 172–176.
  2. Балагур Д.А. Электронные образовательные ресурсы как составная часть креативной технологии обучения музыке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2011. – №8 (31). – С. 129–131.
  3. Венгловский В. Основы рациональной постановки при игре на тромбоне// Вопросы музыкальной педагогики // Музыка: сб. статей / ред. сост. Ю. Усов. – 1983. – С. 19-23.
  4. Микрюков М.П. С ружьём на глубину; спортивная подводная стрельба // ДОСААФ. – М., 1973. – 82 с. – С. 28–29. 
  5. Терёхин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе: учеб. пособие. – М.: Музыка, 1988. – 208 с., нот. – С. 68–73.

 

Рецензенты:

  1. Самойлов В.Д., д.п.н., канд. военных наук, профессор права, МГТУ МИРЭА, г. Москва;
  2. Беленов Л.Д., д.искусствоведения, профессор, МГИМ им. А. Шнитке, г. Москва.

Упражнение на снятие напряжения, мышечных зажимов и регуляцию психических состояний.

Стойте ровно, ноги на ширине плеч, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Вытянутые вперед расслабленные руки медленно разведите в стороны, постепенно напрягая мускулы с таким расчетом, чтобы, когда руки будут полностью разведены к плечам, кулаки были сжаты, а в мышцах рук ощущалась дрожь от напряжения. Затем медленно раскрывайте кулаки и снова быстро их сжимайте. Повторяйте это движение несколько раз. С усилием выдохните воздух через рот. Далее выполните упражнение «очищающее дыхание», представленное выше. Эффективность данного упражнения в значительной степени зависит от силы напряжения мускулов, быстроты сжимания кулаков и, главным образом, от глубины дыхания.

Слайд 17Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных

навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов.Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово).Например, определенные произносительные трудности могут возникать у детей при воспроизведении сочетаний согласных в составе слова. На стыке согласных в этих случаях возникают призвуки в виде дополнительных гласных звуков (школа – шыкола, сказка – сыкасыка). Приведем пример анализа слова:шкóлаш____кош__кошкошколаИз приведенного примера видно, что слово сначала обязательно записывается целиком, с обозначенным местом ударения (при необходимости – с обозначенным местом орфоэпического произношения). Разложению на элементы подвергается только труднопроизносимый элемент (в данном случае, слог «шко»). Задача, стоящая перед учеником, – избежать появления призвука после звука «ш». Поэтому данный звук отрабатывается сначала изолированно, а затем «мягко» присоединяется к последующему сочетанию звуков (ш___ко, шко). Такая многоступенчатость позволяет ребенку подготовить органы артикуляции для перехода к следующему звуку и избежать включения дополнительных звуков.

В ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОЛИСЕНСОРНЫЙ МЕТОД РАБОТЫ НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ. НАПРИМЕР:

Упражнение на преодоление исполнительского (сценического) волнения.

В положении стоя, сделайте глубокий вдох, одновременно медленно поднимая руки над головой. Задержите дыхание на10 секунд, затем резко наклонитесь вперед, бросьте руки вниз, выдыхая воздух раскрытым ртом со слогом «ха». Слог произносится воздухом, а не голосом. Упражнение быстро снимает предстартовое исполнительское волнение и нервную дрожь.

Есть ещё одно похожее упражнение. 

Стойте прямо, ноги врозь, резко выдохните. Сделайте медленный полный вдох, одновременно поднимая руки вперед, ладонями вверх. Задержав дыхание, сожмите пальцы в кулаки, быстро приблизив их к плечам, и снова выпрямите руки. Затем с выдохом опустите руки и расслабьте их, немного наклонившись вперед.

Это упражнение особо эффективно, если, выпрямляя руки вперед, вы будете делать так, будто преодолеваете какое-то сильное сопротивление медленно, с усилием.

Упражнение помогает устранить волнение перед концертом или экзаменом, снимает нервную дрожь в руках, придает уверенность в себе, формирует готовность к занятиям на тубе.

Слайд 5Сокращение сроков обучения в школах для неслышащих детей при сохранении объема

знаний возможно при реализации организационно-методических мероприятий. Необходима интенсификация учебного процесса, предусматривающая максимальную активизацию учебной деятельности ученика и более производительный труд педагога. В основу интенсификации процесса обучения положено усиленное речевое и общее развитие глухих детей на базе развития и использования остаточной слуховой функции.Каждый урок и внеклассное занятие должны давать не только определённые знания, но и учить ребят мыслить, обогащать их речь, развивать речевое общение.Чтобы наиболее успешно решать эту задачу необходимо соблюдение единой слухоречевой среды всеми педагогами и другими работниками школы.

ЕДИНЫЙ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕЖИМ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: