Развитие речевого дыхания

Развитие речевого дыхания

«Как работать над дыханием»

Если центральная нервная система, по современной теории, представляет собой как бы «штаб» речевой деятельности, то работу дыхательного аппарата можно назвать одним из главных «полей сражения».

Дыхание играет большую роль в образовании звука, так как от величины давления зависит амплитуда колебания голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность речевого голоса и в какой-то мере — его тембр.

Особенности физиологического и речевого дыхания. Когда человек молчит и его речевой аппарат находится в состоянии покоя, задача дыхания только в вентиляции легких.

При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, то есть вовлекаются голосовой и артикуляционный аппараты. Такое дыхание называется речевым ,т.е. дыханием, участвующим в голосообразовании.

В физиологии и экспериментальной фонетике делается различие между спокойным дыханием вне речи и речевым дыханием. Учитывая разницу между обычным газообменным и фонационным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием и упражнения, укрепляющие мышцы и обеспечивающие правильное дыхание. Это могут быть упражнения по лечебной физкультуре. Кроме того, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением.

Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающая верное соотношение между надскладочным и под- складочным давлением в процессе колебания голосовых складок.

Эта же концепция говорит и о большой пользе тренировки дыхательного аппарата со звуковым или мысленным чтением.

Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голосом является стремление набрать как можно больше воздуха. Они перебирают дыхание, поднимают плечи, тем самым переполняя легкие воздухом. При таком дыхании очень затруднен выдох, а речевой голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно, теряется ровность звучания.

Следует придавать также большое значение упражнениям по дыханию в движении. По существу, все упражнения, делаются с движением, которое косвенным путем способствует установлению правильного дыхания.

Упражнения делаются сначала плавно, легко, без резких движений, затем, по мере освоения, убыстряются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце.

Дыхание, тренированное длительное время в статическом положении и без звука, во время движения и речи расстраивается.

Нарушается его правильность и ритмичность, дискоординируется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки.

Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы занимающийся во время движения (бега, ходьбы и т.д.) не задыхался и мог использовать лучшие качества голосового звучания.

Оркестр из воздуха

Музыка
ветра, колокольчики, есть масса предметов, которые издают звуки от движения
воздуха. Попробуйте создать свой такой оркестр. Можно подвязать на ленточку
разные металлические предметы, а также колокольчики, полые трубочки, железные
чашки и так далее.  А ленточки подвязать
к дощечке или палочке. Получится своеобразная музыкальная стена. Вот только
играть мы на ней будем не поварешкой, а своим дыханием.

Здесь
потребуется недюжинная сила. Но это можно преподнести как соревнование: у кого получится
извлечь звук из того или иного предмета. Естественно в этой игре нужно помнить
и о движении дыхания и о его силе.  А
родителям во время подготовки реквизита помнить, что предметы должны быть максимально
легкими, чтобы ребенок оказался успешен в игре.

Губная гармошка
– идеальный музыкальный инструмент для дыхательной и артикуляционной
гимнастики. Предложите ребенку попробовать на ней сыграть. Если ему удастся извлечь
хотя бы один звук – это уже успех.

Рекомендации по выполнению упражнений для развития речевого дыхания:

  • На занятиях у логопеда речевые дыхательные упражнения следует выполнять перед артикуляционной гимнастикой. В домашних условиях занятия по развитию речевого дыхания  должны проходить в игровой форме.  Ребенку будет интереснее выполнять упражнения не одному, а совместно с другими детьми или родителями.
  • Выполнять по 1-2 упражнению.
  • Следите за тем, чтобы ребенок набирал воздух через нос, не поднимая плеч.
  • Выдох должен быть плавным и длительным.
  • Следите, чтобы у ребенка не надувались щеки. Как только щеки ребенка начнут надуваться, прижмите их ладошками. А ребенку скажите, что щеки надувать нельзя. Постепенно он научится контролировать их.
  • Если ребенок выполняет все вышеуказанные требования упражнение можно усложнить: попросите ребенка, чтобы во время выдоха его язык лежал на нижней губе.
  • Достаточно 3-5 повторений! 
  • Многократное повторение может привести к головокружению во время выполнения упражнений на развитие речевого дыхания.

Интересные статьи:

Воспитание ребенка с учетом типа темперамента: психологические особенности детей, особенности воспитания;

как отучить ребенка воровать: Почему ребенок ворует? Как отучить ребенка воровать?

развитие речи у детей 2 лет: ход и норма развития речи детей с 2 до 3 лет.

Правильное речевое дыхание — как должно быть:

  1. Активный вдох производится исключительно через нос.
  2. Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.

Иногда дети выдыхают воздух через нос. Попробуйте просто закрыть носовые ходы пальцами, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Объясните, что губы при выдохе не должны быть сжаты или напряжены. Их нужно вытянуть «трубочкой».

Для самоконтроля во время занятий попросите ребенка положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.

Упражнения для детей 6-7 лет и взрослых

Как правило, к этому возрасту, если родители вовремя обратились за помощью к логопеду, речевое дыхание уже сформировано. Если же нет, то детям 6-7 лет нужно показывать на примере других людей, как красиво звучит плавная речь. Это можно делать на примере дикторов − попросите ребенка сказать текст в такой же манере, в какой это делают ведущие.

Используйте на занятиях пропевки, предлагайте играть на духовых инструментах. В этом возрасте ребятам уже не так интересно сдувать ватки или дуть на бабочек. Предлагайте им читать отрывки из произведений с разной интонацией. Устраивайте представления и включайте действия, связанные с дыханием (воет ветер, волк и т. д.). Также развивайте с ребенком навык самоконтроля за своим дыханием. Для начала вы можете предложить, чтобы он следил за тем, как вы дышите. И так, постепенно, он научится контролировать и свое речевое дыхание.

Взрослым людям для формирования речевого дыхания можно предложить заняться пением (особенно оно полезно при заикании). Там научат не только диафрагмальному дыханию, но и поработают над голосоподачей и плавностью речи. Можно предложить прочитать отрывки из стихотворений, меняя высоту голоса.

В работе над речевым дыханием важно не просто научить человека правильно делать вдох-выдох, но и рационально им управлять, пользоваться интонацией. Конечно, для большего эффекта людям нужно наглядно показывать, как красиво звучит плавная речь − это добавит стимула для дальнейших занятий

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Функция центрального речевого аппарата

Речь человека, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов, которые связаны с деятельностью различных участков мозга. Но, в образовании речи, некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение и, прежде всего, это лобная, височная, теменная, затылочная доли, в основном, левого полушария.

В образовании собственной устной речи участвуют лобные извилины, являющиеся двигательной областью. Звуковые раздражения поступают в височные извилины, которые являются речеслуховой областью. Благодаря этому происходит процесс восприятия чужой речи. Теменная доля коры мозга необходима для понимания речи, а затылочная является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи.

За выразительность, ритм и темп речи отвечают подкорковые ядра. Органы речи и кора головного мозга связаны двумя видами нервных путей:

  • Центробежный путь. Это двигательный нервный путь, соединяющий кору головного мозга с мышцами, которые регулируют деятельность периферического речевого аппарата. Он начинается в коре головного мозга – от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути;
  • Центростремительный путь. Его начало находится в проприорецепторах и барорецепторах. Проприорецепторы расположены внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы расположены в глотке и при изменении давления на них – возбуждаются.

Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. К ним относятся: тройничный нерв, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный. Система черепно-мозговых нервов передает нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому аппарату.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

Упражнения на дыхание нужно проводить на каждом занятии, чтобы у ребенка автоматизировался данный навык. По методике для формирования диафрагмального дыхания ребенок и взрослый должны находиться лежа на спине. Чтобы наглядно показать работу диафрагмы можно положить на эту область предмет или поместить руку.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста все это нужно проводить в форме игры, а вот на занятиях с детьми постарше такая работа должна выполняться более осознанно

Чтобы человек полностью расслабился, можно включить успокаивающую приятную музыку (особенно это важно при работе с людьми, имеющими заикание)

При пропевании гласных начинайте с одного звука. Затем постепенно увеличивайте их количество и сокращайте паузы между ними. Так вы будете формировать не только сильный выдох, но и плавную речь. Когда выдох станет достаточно сильным, усложните речевой материал и попросите произносить слова, фразы.

Часто дыхательную гимнастику сочетают с коррекцией моторной сферы. Особенно такой подход эффективен при работе с маленькими детьми. На основе подражания им легче усвоить новый навык, и он быстрее у них автоматизируется. Все упражнения показывает взрослый, а потом их выполняют вместе с ребенком, постепенно он начнет делать их самостоятельно, опираясь на инструкции.

Упражнения для детей раннего возраста

Заниматься дыхательной гимнастикой можно с малышами начиная с 1-2 лет. Упражнения лучше всего делать вместе с движениями − так вы еще будете развивать и моторную сферу.

  • Предложите малышу изобразить насос и накачать сдувшееся колесо. Сожмите руки перед грудью в кулаки, как будто вы держите насос. Наклонитесь вперед и опустите руки, при этом озвучивая действия звуком «С-С-С».
  • Произносите звук сначала громко, а потом тихо.
  • Изобразите вместе с малышом дровосека. Сложите руки вместе, словно держите топор. Резко опустите руки в наклоне и на выдохе произнесите «Ух».
  • Предложите малышу представить, что он − волшебник. Сделайте взмах руками и задержите их вверху. Плавно опустите их, произнося слоги «Мммаааа, ммммоооо, ммммууу».

Также дыхательные упражнения можно соединить с артикуляционной гимнастикой при отработке движений губ: «Колечко», «Трубочка», «Широко открытый рот», «Улыбка». Можно сопровождать эти упражнения следующей инструкцией: сделать вдох носом и на выдохе произносить гласный звук.

Воздушный волейбол

Дома очень
часто не хватает подвижных игр. Соседи снизу не очень любят футбол и прыжки,
соседи сбоку не радуются стуку мяча об стену.  
То ли дело воздушный волейбол, когда можно и дыхание прокачать и вволю
наиграться. 

Правила
простые: нужно передавать друг другу воздушный шар без помощи рук и ног. Только
одним дыханием.  Есть конечно риск, что
дети будут носиться по комнате. Но оно того стоит.

Если же
очень хочется, чтобы игра была тихой, предложите поддерживать воздушный шар в
воздухе на время. Кто дольше сможет удерживать его на весу? Кстати, попробуйте
посоревноваться с детьми. Не факт, что вы выиграете.  

Дифференциация носового и ротового дыхания

После того как навык диафрагмального дыхания сформирован в положении лежа, затем сидя, выполняются следующие упражнения (по четырехфазной схеме).

  • Вдох и выдох через нос.
  • Вдох и выдох через рот.
  • Вдох через рот — выдох через нос.
  • Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно.
  • Вдох через одну половину носа, выдох через дру­гую.
  • Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
  • Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками несколькими равны­ми порциями.
  • Вдох через нос, выдох через рот толчками 2-мя неравными порциями.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания можно тренировать при выполнении физических упражнений (махи руками, ходьба, легкий бег, наклоны, повороты туловища и др.)

Физиологическое дыхание осуществляется непроизвольно. Основная его функция — это выполнение газообмена в клетках тканей организма человека.

Отличие физиологического дыхания от речевого (таблица)

Фонационное, или речевое, дыхание отличается ритмикой. Если при физиологическом дыхании пропорции вдоха и выдоха соответствуют 1:1, то при фонационном происходят изменения в соотношении 1:10, 1:15.

Постановка речевого дыхания у дошкольников осуществляется с использованием игровых приемов. Для этой цели предлагается альбом по развитию речевого дыхания.

Читайте о нетрадиционных подходах в коррекционной педагогике: использование рисования в логопедии.

Постановка речевого дыхания при заикании

Данная технология основывается на постановке диафрагмального реберного дыхания. Оно выполняется путем проведения длительного выдоха ртом, благодаря которому удается скорректировать заминки в произношении. Поэтому, эту технологию, как правило, применяют для коррекции заикания детей.

Постановка данного дыхания осуществляется в лежачем положении. Это необходимо для того, чтобы тело ребенка расслабилось и дыхательный аппарат начал свою самостоятельную правильную работу. Чтобы ребенок ощутил свое дыхание, выработал его правильный ритм можно положить одну его руку на область диафрагмы. Это даст почувствовать движения мышц: живот будет совершать движения вперед-назад в определенном ритме. Затем, те же самые движения совершаются при переведении ребенка в вертикальное положение. Чтобы усложнить работу, отработать силу и ритм дыхания применяется игровая гимнастика. Методика ее проведения основывается на следующих положениях:

  1. Отсутствие акцентирования внимания ребенка на вдохе;
  2. Использование игровых приемов, позволяющих совершать непроизвольные вдохи и продолжительные выдохи;
  3. Короткий вдох и длительный выдох – основа эффективной постановки дыхания, поскольку вдох наполняет легкие воздухом и напрягает мышцы, которые должны находиться в расслабленном состоянии;
  4. Совершение движений руками и корпусом: вперед-назад, вверх-вниз;
  5. Произношение согласных звуков на выдохе или фонация гласных для отслеживания динамики и интенсивности выдоха.

Чтобы натренировать правильный диафрагментальный выдох, используются упражнения на совершение вдохов и выдохов на определенный счет, произношение щелевых фонем на выдохе, прокатку шарика (воображаемого) во рту в течение выдоха. Это позволяет увеличить его длительность.

Диагностика

В логопедическом обследовании специалист смотрит на состояние просодической стороны речи. Он отмечает высоту и силу голоса, умение ребенка пользоваться интонацией. Для этого логопед просит произнести фразы громко, обычным голосом, шепотом.

Для оценки силы вдоха и выдоха взрослый просит малыша пропеть гласные звуки как можно дольше, предлагает сыграть на дудочке или сдуть перышко. Во время разговора логопед смотрит на то, как ребенок делает вдох и выдох, на плавность его речи. И на основе полученных результатов и в соответствии с возрастом предлагает упражнения для развития речевого дыхания.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Гимнастика на постановку речевого дыхания, разработанная А.Н. Стрельниковой, базируется на постановке вдохов. По ее мнению, в основе правильного дыхания лежит постановка верного вдоха, поскольку дыхание начинается с него. Если вдох поставлен правильно, то и выдох будет выполнен верно.

Вдох ставится таким образом, чтобы он был реализован за короткое время, был эмоциональным и динамичным. Это повлечет за собой произвольный выдох, который не требует акцентирования внимания. Чтобы реализовать это, применяется система дыхательных упражнений, включающая восемь последовательных дыхательных действий, выполняемых в ритме строевого шага. Все упражнения осваиваются поэтапно и реализуются по мере их тщательной отработки. Каждому занятию отводится не более получаса.

Система дыхательной гимнастики включает следующие упражнения:

Разминка с выполнением движений руками и ногами, реализуемых в ходе короткого вдоха. Например, совершается поочередное движение руками вперед с совершением вдоха

Вдох контролируется, а выдоху не уделяется внимание. Он не связывается с совершением движений и носит самопроизвольный характер.
Совершения движений головой: вперед-назад, вправо-влево, кивки, покачивания

Движения сопровождает короткий и четкий вдох.
Имитация движений кошки – кошка крадется.
Одновременное выполнение вдохов и совершение движений корпусом.
Упражнение на обнимание плеч. Осуществляется захват левой рукой правого плеча, а правой рукой левого. Упражнение выполняется динамично: одновременно совершаются шаги и делаются короткие вдохи.
Совершение одновременных движений на обнимание и имитацию движений кошки.
Выполнение полуприседаний. В ходе приседа делается вдох, дополняемый совершением движения руками.
Затаенное дыхание. Оно основывается на совершении короткого вдоха при выполнении наклона корпуса, задержке дыхания и счете до восьми на выдохе.

Данные упражнения способствуют расширению легких и стабилизации функционирования нервной системы.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей:

1. Футбол

Скатайте из кусочка ваты шарик. Это мяч. Установите ворота из кубиков или карандашей. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Ребенку будет особенно интересно, если внести в игру элемент соревнования. Присоединитесь к ребенку. Загоняйте «мяч» в ворота по очереди. Можно использовать трубочки. Следите за правильностью выполнения упражнения.

 

2. Ветряная мельница

Для этой игры необходима вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки. Контролируйте правильность выполнения ребенком упражнения.

3. Снегопад

Для этого речевого дыхательного упражнения вам понадобятся снежинки. Сделать их можно из ваты совместно с ребенком. Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку малышу и попросите правильно ее сдуть.

4. Листопад

Вырежьте вместе с ребенком из цветной бумаги разнообразные листья. Объясните ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предложите устроить осенний листопад дома. Ребенок должен дуть на листочки так, чтобы они полетели.

5. Бабочка

Вырежьте из бумаги одну или несколько бабочек. Затем к каждой бабочке привяжите нитку. Бабочку на нитке во время игры можно держать перед лицом ребенка или привяжите нитку с бабочкой так, чтобы она оказалась на уровне лица ребенка. Затем предложите ребенку подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Следите, чтобы выдох был длительным и плавным.

6. Кораблик

Сделайте вместе с ребенком из бумаги кораблик. Опустите кораблик в таз с водой. Поставьте таз так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. С помощью плавного, длительного, но в тоже время сильного выдоха кораблик поплывет.

7. Шторм в стакане

Для этой игры вам понадобится соломинка для коктейля и стакан с водой. Один конец соломинки ребенок должен положить посередине широкого языка. Другой конец соломинки опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы губы были неподвижны, а щеки не надувались.

Делаем пену

Это
развлечение обожают малыши, но, как показывает практика, даже школьники с
удовольствием придаются этому хулиганству.

Вам
потребуется большой поднос (или застелите стол клеенкой), 2-5 стаканов или
мисок с водой. Лучше прозрачных. В каждую наливаем воду, добавляем пару капель
моющего средства и волшебный ингредиент – пищевой краситель. Количество цветов
безгранично как вы понимаете.

Вооружаем
детей коктейльными соломинками и начинаем активно дуть. Разноцветная пена
вызывает абсолютный восторг у всех.

Ею, кстати,
можно рисовать. Достаточно раскатать рулон бумаги под всеми этими
стаканами. 

Периферические системы речи

Периферическими органами речи являются:

  • Энергетическая система дыхательных органов – легкие, диафрагма, участвующие в возникновении звука;
  • Генераторная система – голосовые связки гортани, так называемый тоновый вибратор, щели и затворы, получающиеся при артикуляции – все вместе они образуют звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны;
  • Резонаторная система, к которой относятся носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.

При изменении формы и объема надставной трубки, образованной полостью рта, носа и глоткой, происходит образование речи. Определенные форманты, специфические для данного языка, образуются в резонаторной системе, которая отвечает за тембр голоса.

Совместной работой органов речи является артикуляция, которая регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Чтобы артикуляция была правильной необходима определенная система движений органов речи. Эта система формируется под влиянием слухового анализатора и кинестизического.

Такие характеристики речи, как скорость, сила звука, тембр у мужчин окончательно начинают складываться после «ломки голоса» и по достижении старшего подросткового возраста у женщин. Представляют они собой устойчивую функциональную систему, неизменную до глубокой старости, поэтому легко узнать знакомого человека по его голосу.

Формы речевой деятельности

Речь, при словесных обозначениях объектов, проявляется в трех формах:

  1. Акустическая форма. Эта форма речи представлена в виде звуковых сигналов. Восприятие этих сигналов происходит в результате дробления речевого потока на участки. Также происходит интеграция отдельных элементов в речевой поток. Для осуществления коммуникативной функции речи основой как раз и является акустическая её форма;
  2. Оптическая форма речи. Она обеспечивает анализ и интеграцию речевых – буквенных раздражений, а также реализует символическую функцию речи. Если зрительные отделы коры головного мозга поражены, то нарушается не только возможность различения букв, но и символическая функция;
  3. Кинестезическая форма речи. Проявляется она в работе мышечного аппарата, артикулирующих органов, которые реализуют звуковое выражение речи. Мышечное напряжение органов артикуляции достаточно высокое и при отсутствии звукового речевого выражения. Проявляется это на физиологическом уровне в работе речевых органов в процессе мышления.

Правила проведения дыхательных упражнений

Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома

Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:

  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
  • Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
  • Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.

Заключение

Как мы уже поняли – дыхание это естественный процесс организма, но в речевой технике это первое над чем необходимо начинать точную и аккуратную работу. Если вы владеете своим дыханием неправильно, у вас уходит гораздо больше сил и энергии на формировании направленного слова, создания речевых особенностей персонажа и даже вполне элементарную работу в других регистрах диапазона.

Как следствие неправильной работы — мы приобретаем голосовые нарушения, болезни, падает выносливость мышц, появляется одышка.

Но благодаря упражнениям, можно всего этого избежать и не просто верно орудовать дыхательной системой, а ещё и продвигаться дальше в освоении техник речи.  Актер умеющий очень точно владеть своим голосом, способен захватить внимание зрителя с первого вдоха. Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого

Это не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: