Как вдохновить подростка учиться: пять типов мотивации

Как вдохновить подростка учиться: пять типов мотивации

Принцип систематичности и последовательности

Основой является ряд закономерностей:

  • Когда в сознании человека возникает четкая картинка мира и он способен ее адекватно воспринять, то это является действенным знанием.
  • Если отсутствует система обучения или последовательность ее проведения, то процесс развития обучающихся замедляется.
  • Неорганизованное обучение – это универсальный способ формирования системы научных знаний.

Принцип систематичности и последовательности вытекает из правил:

  • Необходимо сформировать систему знаний на основе понимания взаимосвязи между явлениями и процессами.
  • Делить текст на логические части.
  • Использование схем и таблиц для систематизации материала.
  • Следуя этим советам, вы сможете развить у себя навыки межпредметной коммуникации.
  • Изучать материал, который был получен на уроке, и проводить его обобщение и систематизацию.
  • Принципиально прочность усвоения знаний заключается в закреплении усвоенного и осмысленного материала в памяти учащихся.

Согласно этим законам, данный принцип был сформулирован и закреплен в науке:

  • Учебный материал усваивается на основе объективных факторов (содержания информации в учебнике или методичке, методов преподавания, формы подачи материала и др.) и субъективного отношения учеников к обучению, данным знаниям;
  • В памяти лучше закрепляется информация о том, что важнее запомнить, а что нет, поэтому легче запоминается и дольше хранится важный и интересный для обучаемых учебный предмет.

Из этого следует другое правило:

  • В первую очередь, это связано с закреплением в памяти учащихся основных положений информации.
  • Для того чтобы преподавать, нужно учесть и интеллектуальную познавательную активность учащихся.
  • Разработать систему обучения, которая бы учитывала индивидуальные особенности учеников.
  • Выявлять закономерности в новых знаниях и связывать их с уже известными.
  • Использование различных форм и методов обучения для активизации мысли учащихся.
  • Обучение должно сопровождаться регулярным контролем над усвоением знаний.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Управление системой образования

Вырезка из Федерального Закона №207

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Управление системой образования включает в себя:

  • формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • осуществление стратегического планирования развития системы образования;
  • принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
  • проведение мониторинга в системе образования;
  • информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • государственную регламентацию образовательной деятельности;
  • независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
  • подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Причина 10: Работа с самооценкой

Обучение — не всегда легкий процесс. Неудачи школьника сказываются на самооценке не самым лучшим образом. При плохих результатах пропадает вера в успех, становится сложно и непонятно. Падает мотивация к учебной деятельности. При длительном достижении хороших результатов самооценка школьника на подъеме

Важно отслеживать и работать с тем, как ваш ребенок видит себя, научить его объективной оценке своих знаний, умений и навыков. В таком случае, есть возможность избежать завышенной или заниженной самооценки, которые негативно сказываются на мотивации к обучению

Работа с мотивацией — непростая, но подвластная задача для родителя. На разных этапах обучения школьнику может помочь и внутренняя и внешняя мотивация. Необходимо только прислушиваться к реакциям ребенка на разные аспекты обучения, вовремя о них разговаривать и вы найдете путь к тому, как самостоятельно мотивировать своего ребенка.

Автор статьи:

Мария Косинец, руководитель проектов Национального центра профессиональной ориентации, организатор профориентационного лагеря «Университет мечты» и курса по саморазвитию «Архитектура человека»

Забронируйте путевку на Профориентационный проект «Университет Мечты»:

Условия реализации деятельностного принципа обучения

В процессе представления учебного материала педагог не должен выступать как транслятор информации, а дети как приемники. Необходимо создавать такие учебные ситуации, которые бы «втягивали» ребенка в обучение, мотивировали его на получение знаний и умений. Педагог не должен предоставлять детям готовые знания, он должен учить их самостоятельно получать знания, размышлять над полученной информацией, работать с учебным материалом в определенной ситуации и т.п.

Учебная деятельность должна быть организована как процесс преобразования. То есть каждый ребенок, получая от педагога знания, должен не просто механически их запоминать, а уметь работать с полученной информацией. Педагог должен учить детей применять теоретические знания, полученные на уроках, в практической деятельности, в повседневной жизни.

Учебная деятельность должна стимулировать ребенка на постоянное движение вперед, на получение новых знаний. При этом получение новых знаний не должно осуществляться только с помощью педагога, ребенок должен уметь самостоятельно находить и осваивать информацию.

Педагог в процессе обучения должен ставить перед детьми учебную задачу, которая будет мотивировать их на получение и усвоение знаний. Постановка задачи не обязательно должна быть в открытой форме, это может быть неоконченная форма чего-либо, которая стимулирует ребенка на поиск, движение вперед.

Деятельность педагога должна быть ориентирована на личность ребенка и его деятельность, именно это является центром педагогического процесса, согласно деятельностного принципа обучения.

Причина 7: Разное мнение об обучении у взрослых

Родителям и всем взрослым, окружающим ребенка, необходимо договориться об одинаковых требованиях к обучению и критериях оценки. Представим себе ситуацию, в которой домашнее задание — прочитать раздел учебника. Папу устроит, что ребенок бегло его прочитает, мама будет довольна только в том случае, если школьник ей этот раздел перескажет, а бабушке все равно, прочитает или нет, главное — чтобы был сыт. Если школьник сталкивается с тем, что при выполнении одной и той же задачи все предъявляют к нему разные требования, ему тяжело понять, что именно нужно делать, что снижает мотивацию к обучению и повышает вероятность того, что он будет выбирать самый легкий путь.

Ключевые понятия дидактики

Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.

Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.

Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.

Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:

«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».

Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.

  • Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
  • Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
  • Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.

Принцип воспитания

В его основе лежит объективная закономерность: не может быть обучения без воспитания. Даже если учитель и не ставит особой цели оказать воспитывающее воздействие на учащихся (что бывает довольно редко), он их обучает посредством учебного материала, применяемых методов обучения, форм организации познавательной деятельности, учащихся в классе, своих личностных качеств, отношения учителя к сообщениям, стиля педагогического общения. Эти воздействия усиливаются при условии постановки перед обучающим соответствующей задачи и стремления к ее выполнению с максимальной эффективностью.

Рассмотрим следующие правила принципа воспитания:

При обучении важно учитывать и направлять процесс создания воспитательного пространства дисциплины. Стремиться, чтобы воспитанники видели за понятиями и законами явлений природы и общественного развития

Применение и использование воспитательных возможностей учебной дисциплины. Нужно стремиться к тому чтобы учащиеся были воспитаны в культуре поведения, уважении к другим людям. Учить уважать личность каждого ученика, никогда не ставить ему плохие оценки. При обучении необходимо формировать у учащихся жизнеутверждающие и общечеловеческие ценности.

Как правило, теоретические исследования проводятся в тесном взаимодействии со способами практического использования полученных знаний и навыков в жизни. Именно поэтому в качестве критерия истины выступает практика – это тот самый источник познания и область приложения теоретических знаний. При таком варианте в сознании обучаемых возникает действительно научная точка зрения, формируется научное мировоззрение.

Далее следуют правила, по которым нужно действовать:

  • Для того чтобы обучение было успешным, необходимо использовать в работе и теоретические знания, полученные учащимся.
  • Нужно уметь применять полученные теоретические знания на практике.
  • В процессе обучения необходимо будет изучить современные технологии и прогрессивные методы умственного труда, которые помогут учащимся связать теорию с практикой и получить максимально возможное количество полезной информации.

Например:

Использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий, направленных на решение реальных проблем, существующих в социальном окружении ребёнка.
Изучать способы приготовления пищи. 
Учить детей пользоваться столовыми приборами. 
Проводить уроки по применению знаний на практике (растворить воду в чайнике и т

д.).
Люди должны знать о важности научных идей для жизни и процветания человечества.
Принципиальное соответствие содержания и форм обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников устанавливает принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.. Здесь важно помнить, что при обучении следует учитывать индивидуальные различия в структуре мышления, внимания, памяти, темперамента, характера и других психологических особенностей учащихся

Здесь важно помнить, что при обучении следует учитывать индивидуальные различия в структуре мышления, внимания, памяти, темперамента, характера и других психологических особенностей учащихся

Разновидности учебной мотивации старшеклассников

Мотивация к обучению является важным аспектом образовательной деятельности в старших классах школы. Она формирует целенаправленность обучения и ее ориентацию на личностное развитие и профессиональное самоопределение учащегося.

В старшем школьном возрасте происходит расширение познавательных возможностей учащихся, поэтому следует создать все необходимые условия для развития положительной мотивации к обучению.

Учебная мотивация старшеклассников бывает двух основных видов:

  • Внутренняя мотивация. Она связана с внутренними побуждениями учащегося к познанию и обучению. Она отражает желание заниматься учебной деятельностью, ее конкретным направлением. Это приносит удовольствие учащемуся, вызывает у него положительные эмоции. Внутренняя мотивация формируется во взаимосвязи с самореализацией старшего школьника, его стремлением к личностному росту, развитию, социальному самоутверждению.
  • Внешняя мотивация. Она отражает стремления учащегося угодить кому-то. Это может быть желание не огорчать родителей, соблюдать регламент школы, угодить педагогу, завоевать авторитет в классе. Данная мотивация носит кратковременный характер и характеризуется низкой эффективностью в учебном процессе, достижении высоких образовательных результатов, удовлетворения своей деятельностью. Учащийся не испытывает удовольствия от процесса обучения и делает все наперекор собственным желаниям и потребностям. Также, если внешнее давление прекращается, то мотивация к обучению снижается, а может и вовсе пропасть.

Как повысить мотивацию подростка

В заключение приведём несколько советов, справедливых для всех мотивационных типов:

Поощряйте самостоятельность подростка

Ему важно, чтобы старшие воспринимали его как равного. Покажите своему ребёнку, что верите в его собственные силы

Помогайте ему, только если он просит, и даже тогда не предлагайте готовых решений.‍
Сравнивайте достижения подростка только с его собственными. Сравнения с более успешными сверстниками вызовет лишь ревность и понизит самооценку.‍
Не критикуйте подростка в присутствии третьих лиц. Свои претензии высказывайте наедине и конструктивно. Фразы вроде «ты никогда ничего не добьёшься» никак не способствуют учебной мотивации.‍
Подавайте пример. Представление о том, что такое «быть взрослым», подросток получает прежде всего от вас
Если вы хотите, чтобы он стремился к знаниям, регулярно уделяйте внимание собственному развитию.‍

Причины низкой мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста и пути их решения

Несмеянова Наталья Ивановна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ № 68
Калининского района Санкт-Петербурга

В последние годы психологические исследования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста показывают, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно увеличивается. Проблема мотивации к учебной деятельности появляется у учащихся начального звена. Нежелание учиться прежде всего проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
1. Ребёнок мал для школы. Родители решают, что их дети готовы к школе, если они много знают для своего возраста. Но даже если ребёнок достаточно умный, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым школьным правилам,  маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Родители  ставят детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записывают в различные секции, не берут в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если они приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих сверстников.
7. Занижение самооценки ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда родители говорят ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
8. Обман и запугивание. Использование таких методов приводит к разрушению связи и доверия между родителем и ребёнком.
9. Завышенные требования. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
Повысить мотивацию к учёбе можно несколькими способами.
Включение игровых форм в учебный процесс. Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей. Использование интеллектуальных игр-упражнений, игр-тренингов, основанных на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Развивать и поддерживать увлечения, помочь открыть скрытые таланты или развить уже имеющиеся.
Интересоваться тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками. Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. сли же он сам расстроился из-за двойки — поддержать и никогда не ругать.
Минимизация стрессов.  Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены.

Мотивация к учебе у младших школьников

Пофантазируйте на тему «космонавтов» и «балерин»

Постарайтесь как можно раньше заставить малыша задуматься о выборе профессии. Кем он хочет стать, когда вырастет? Это глобальная цель, двигаться к которой необходимо уже сейчас, получая знания, без которых он не сможет обойтись в дальнейшем. Пусть по мере взросления выбор профессии изменится, главное – понимание, что стыдно будущему космонавту не знать математики, а балерине и на сцене пригодятся знания физики.

Результат, который можно увидеть уже сейчас

В младших классах детям понятнее то, что будет через день, через неделю. Заинтересуйте ребёнка задачей на ближайшее время. Например, получить хорошую или отличную отметку по заданному материалу.

У каждой поставленной цели есть свой срок, что позволяет избежать неопределённости. Визуализация задачи облегчит выполнение, поэтому её лучше записать. Она может состоять из нескольких этапов. Соответственно, каждый этап записывается отдельным пунктом и для каждого устанавливается свой срок.

Последствия реформы и проблемы развития образования в России

Если дать краткую характеристику реформе образования в России, то самым главным этапом реформы российской системы образования стала реализация усовершенствованных федеральных стандартов на различных этапах обучения.

Стандарты определяли устройство программ обучения, возможности их реализации и необходимые образовательные итоги.

Изменения были внесены в:

  • цели, формы организации учебного процесса, содержание;
  • систему контроля и оценки образовательных результатов;
  • формат взаимодействия педагогов и учащихся;
  • организацию методических обеспечений, программ и учебного плана.

В новых положениях приняты два уровня образовательных результатов — повышенный и обязательный. Добиться изучения основ обязательного уровня должны все ученики. Степень достижения повышенного уровня зависит от мотивации и осмысленных потребностей школьника.

Новые нормативные позиции, регулирующие отношения в области образования, реорганизовали весь учебный процесс, изменив основные целевые направления. Преобразование школьного образования в России предусматривало переход от теоретической концепции к практической. То есть учащийся должен не только владеть определенной теоретической информацией по тем или иным предметам, а также уметь применить ее на практике для решения конкретных заданий.

Среди предписаний к результатам обучения выделено три основных группы:

  1. Личные результаты. Представляют собой готовность и способность учащегося к социальным компетенциям, ценностным ориентирам и эстетическим потребностям, познавательной деятельности, мотивации к саморазвитию и т. д.
  2. Предметные результаты. Основываются на формировании у учеников научного образа мира в процессе применения ими полученных знаний опытным путем в рамках конкретных дисциплин.
  3. Прикладные результаты. Эта группа напрямую связана с освоением универсальных учебных действий, ключевых полномочий, которые составляют основу умения учиться

Ключевое внимание уделяется организации исследовательской и проектной деятельности учеников, разнообразности форм внеклассной практики, введению в образовательный процесс информационных технологий. Одной из основных проблем исполнения деятельности образовательных учреждений является усиление контроля на федеральном уровне за деятельностью отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования во всей стране

Одной из основных проблем исполнения деятельности образовательных учреждений является усиление контроля на федеральном уровне за деятельностью отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования во всей стране.

Одной из проблем ухудшения образования является тенденция к ухудшению здоровья и социального положения у детей. Здоровье детей не в последнюю очередь зависит от условий обеспечения ресурсами учебных заведений — такими как тепло, вода, электричество. Довольно сильно урезались капитальные вложения в строительство и ремонт зданий.

Важной проблемой также является нерегулируемое издание учебников, часто низкого качества, несмотря на то, что в некоторых субъектах страны школы и вузы не обеспечены базовым набором учебных материалов. В нескольких субъектах РФ есть трудности с подготовкой и изданием учебников на родных языках

Существует проблема уменьшения количества предприятий, осуществляющих производство разных видов товаров для учеников, педагогов и учебных заведений. Остается проблема обеспечения учреждений лабораториями, техникой, учебными материалами.

Также есть проблема с кадрами в образовательных учреждениях. Государству не хватает новых специалистов, в связи с низкой оплатой труда, низкой социальной защищенностью. Вследствие этого ухудшается исполнение обеспечения прав граждан, проживающих в сельской местности, на получение качественного образования.

Из-за увеличения количества образовательных заведений разных уровней образования появилась проблема контроля качества знаний преподавателей.

Актуальной проблемой в стране остается нежелание молодежи получать профессиональное образование, что медленно ведет к снижению кадровой квалификации.

Условия развития учебной мотивации старшего школьника

Чтобы развить у учащегося старшей школы потребность в познании и поставить ее на приоритетную позицию в иерархии его потребностей, необходимо соблюдение ряда условий организации образовательной деятельности. К ним относятся:

  1. Предоставление учащимся свободы выбора направлений деятельности, содержания образования, внеклассной работы. Это помогает в самоутверждении учащегося, формировании у него ответственности за свой самостоятельный выбор и следование данному пути развития.
  2. Соответствие целевого назначения образовательной деятельности потребностям, интересам, уровню развития учащегося, жизненным ориентирам учащегося. Итоги образовательной деятельности должны способствовать удовлетворению учащегося, достижению каких-то значимых для него результатов.
  3. Ориентация обучения на конкретного учащегося, его потенциальные возможности и способности. Необходимо сравнивать его достижения с его прошлыми образовательными итогами и ориентирами развития.
  4. Характер взаимоотношений с педагогом и отношения педагога к учащимся и своей профессиональной деятельности. Педагог должен строить свою работу так, чтобы вызвать желания у учащихся посещать его уроки, развиваться и общаться с ним, обсуждать разные темы и т.д.
  5. Взаимоотношения учащегося в школьной среде. Они отражают прочность связей с педагогом и одноклассниками, лидерство, уважение к личности учащегося педагогами, оказание помощи и поддержки в профессиональном самоопределении.

Что влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?

Смена условий обучения для бывших учеников начальных классов — стресс. В средней школе появляются другие факторы, оказывающие влияние на мотивацию.

1. Социализация

При переходе в среднюю школу меняются условия учёбы, требования становятся сложнее, а учителя сменяются. В это время любой ученик стремится обрести какой-то статус среди сверстников, что помогает ему принимать самого себя.

2. Отношения с родителями и учителями

Родители и учителя для детей остаются важными людьми. Например, если у ребёнка проблемы с учителем биологии, едва ли по этому предмету будут пятёрки. И если в родителях ребёнок не видит поддержки, то оценки также не станут лучше.

3. Интересы и способности

У детей в 5-7 классе часто возникает скука: им просто становится неинтересно учиться, потому что другие дела кажутся важнее. Например, провести время с друзьями или порисовать

Поэтому важно учитывать увлечения ребенка и поддерживать их — это повысить его мотивацию учиться

4. Саморегуляция и рабочая память ребёнка 

Исследование школы МГУ им. М.В. Ломоносова «Мозг, когнитивные системы и интеллект» показало: чем настойчивей ребенок, тем больше он интересуется учебой и меньше увиливает от домашней работы и школьных заданий. Помимо этого, дети, которые лучше запомнили новый материал, чаще получали удовольствие от занятий.

Как использовать эти принципы в реальной жизни?

Исследовать учебные трудности. Какие конкретно сложности в учёбе есть у вашего ребёнка? С чем они связаны? Как вы можете помочь? Возможно, трудности связаны с усталостью от слишком большой нагрузки в школе и на кружках? Или с нездоровым эмоциональным климатом в школе? Или с личными особенностями восприятия ребёнка?

Исследовать обстановку в классе и отношения с учителем. Например, чувствительным детям может быть сложно работать с чрезмерно строгим и требовательным учителем, а для непосед это, наоборот, лучший вариант.

Больше включаться в школьные процессы. Учёба вашего ребёнка в каком-то смысле определяет и ваше будущее, и будущее вашей семьи. Если вы сами с энтузиазмом относитесь к ней, ребёнок почувствует это и тоже загорится интересом.

Организовать интересный и развивающий досуг, который позволит ребёнку добиваться успеха вне уроков. Желательно, чтобы этот досуг нравился и вам, — тогда вы сможете продуктивно проводить время вместе, поддерживать интерес и замечать успехи ребёнка.

Интересоваться тем, что любит ребёнок. Часто родителям кажется, что их детям нравится какая-то ерунда, и они запрещают ей заниматься. Так делать не стоит. Лучше попробуйте понять, почему ребёнка так увлекает это хобби. Чем оно ему полезно, что даёт? Как можно дать ему то, в чём он нуждается, другими способами?

Поддерживать эмоционально. Обязательно хвалить даже за небольшие успехи и помогать справляться с эмоциями, когда что-то не получается. Механизм работы похвалы очень простой: когда нас хвалят, мы чувствуем удовольствие и стараемся, чтобы в будущем снова заслужить похвалу. Да, это внешняя мотивация, но в ней нет ничего плохого. Наоборот, когда ребёнка хвалят, его уверенность в себе растёт, а значит, растёт и его устойчивость к трудностям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: