Основные цели и задачи современного образования в рф

Перспективы развития образовательных систем

Содержание

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава I. Психолого-педагогические и лингвометодические основы развития речи учащихся в период обучения грамоте младших классов……………………………………………………………….7

1.1. Психологическое обоснование развития речи

младших школьников…………………….………………………………………7

1.2. Соотношение речи и языка (с точки зрения

лингвистики методики)……………………………………………………………… 11

1.3.Уровни и направления развития речи школьников в начальных классах…………………………………………………………………………………….22

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи младших школьников в период обучения грамоте…………………………………..28

2.1. Выявление уровня сформированности речевых умений

учащихся. (Констатирующий эксперимент)…………………..………………….28

2.2. Развитие речи младших школьников в период обучения

грамоте (Формирующий эксперимент)………………………………..………… 40

2.3.Проверка эффективности проделанной работы и сравнительный

анализ полученных результатов (Контрольный эксперимент)…………….54

Заключение…………………………………………………………………….………64

Библиография………………………………………………………………………… 66

Приложение…………………………………………………………………….70

Необходимость развития профессионального образования

Во-первых, развитие профессионального образования позволяет создать качественную и адаптивную систему подготовки специалистов, способных эффективно работать в современной индустрии. Необходимо учитывать требования рынка труда и предлагать программы обучения, которые максимально соответствуют потребностям работодателей.

Во-вторых, развитие профессионального образования важно для улучшения качества жизни населения. Предоставление возможности получить квалифицированное образование позволяет повысить уровень занятости и заработной платы работников

Кроме того, профессиональное образование способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, что способствует экономическому росту и развитию регионов.

В-третьих, развитие профессионального образования имеет большое значение в контексте решения демографических проблем. Сокращение численности населения и старение населения создают потребность в специалистах различных профессий. Поэтому необходимо осуществлять системный подход к подготовке кадров, который позволит обеспечить передачу знаний и опыта от опытных работников к молодому поколению.

Таким образом, развитие профессионального образования является неотъемлемой частью стратегии развития образования в России. Это позволит создать конкурентоспособную экономику, повысить уровень жизни населения и решить демографические проблемы.

Понятие образования

В российской педагогике термин «образование» не употреблялся почти до середины XVIII века. Первым, кто его использовал, был Н.И. Новиков. При этом понятия «образование» и «воспитание» тогда были сходны по своему значению.

К примеру, в указах Петра l, касающихся основания школы математических и навигаторских наук, учреждения Морской академии и Академии наук, использовалось слово «учение». В. Н. Татищев в своей книге «Разговор о пользе наук и училищ» вообще не употребляет слова «воспитание» и «образование».

Эти термины стали необходимы в тот момент, когда учебный процесс стал стремительно меняться

Если раньше самой важной задачей являлось обучение чтению и письму, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Более того, это стало приоритетным направлением образования

Все чаще стали использовать понятие «воспитание», тогда как «учение» отошло на второй план.


Понятие образования

В XVIII-XIX веках слово «образование» стало использоваться в качестве синонима к понятию «просвещение». При этом упор делался на целостности определённой оценки явлений окружающей жизни. Таким образом, понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 28450

Перечислим три аспекта знания, которые связаны между собой:

  • Теоретический. Речь идет о научных обобщениях и понятиях вместе с фактическим материалом.
  • Практический. Этот аспект подразумевает применение полученных знаний на практике.
  • Мировоззренческо-нравственный. Знание содержит в себе различные мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.

Что же такое образование? В первую очередь, это изучение человеком целого ряда научных знаний, нравственно-эстетической базы, а также получение практических навыков. При этом над образовательным процессом должен осуществляться контроль со стороны государства.

Универсальные учебные действия, формирующиеся на уроках грамоты в школе

Определение 1

Универсальные учебные действия (УУД) – это навыки деятельности, позволяющие их обладателю саморазвиваться, выполнять операции в различных областях и сферах деятельности, активно познавать мир и приобретать новый опыт социальной деятельности, совершенствовать свои навыки и прогрессировать в своем развитии.

Универсальные учебные действия имеют метапредметный характер. Их развитие лежит в основе образовательной деятельности, поскольку, они обеспечивают преемственность образовательной деятельности, способствуют полноценному познавательному и общекультурному развитию учащихся.

Развитие УУД составляет основу образовательного процесса школы. Формирование у учащихся УУД должно быть итогом осуществления образовательной работы на каждом этапе обучения. Поэтому, уроки грамоты организуются таким образом, чтобы работа на них способствовала формированию у учащихся определенных универсальных учебных действий.

На уроках грамоты в начальной школе реализуется формирование следующих групп универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД. Они отражают заинтересованность младших школьников в освоении азбуки, разучивании алфавита, знакомстве с языком и его устройством, функциональной ролью и грамматической основой. Сюда же, входит понимание того, зачем необходимо посещать школу, зачем учить те или иные предметы, познавать мир, а также общие представления об устройстве школы и нормах поведения в ее стенах.

  2. Регулятивные УУД. Учащиеся должны уметь принимать ту задачу, которая ставиться на конкретной стадии обучении, использовать ориентиры деятельности, данные педагогом, контролировать свои действия, полноценно выполнять учебные задачи, строить грамматически верные предложения в устной и письменной форме.

  3. Коммуникативные УУД. В начальной школе, ребенок должен освоить способы коммуникативного взаимодействия с одноклассниками и педагогами, уметь грамотно построить диалог с ними, правильно выстраивать монологи, знать правила общения и взаимодействия в конкретной учебной ситуации: на уроке, на перемене.

    Рисунок 1. Коммуникативные УУД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  4. Познавательные УУД. На уроках грамоты, учащийся должен уметь работать с учебной литературой – находить нужную информацию, уметь анализировать увиденное и прочитанное, понимать заданный вопрос и искать ответ на него, излагать его в устном виде, систематизировать языковой материал, уметь давать определение понятиям языка, понимать, что такое слово, речь, звуки, буквы, какими они бывают, как произносятся и пишутся и т.д.

На уроках грамоты, педагог способствует развитию различных УУД на всех этапах учебного занятия. Например, на начальном этапе урока происходит формирование личностных и регулятивных УУД. Это реализуется за счет того, что учащиеся учатся организовывать свою работу, ставить цели выполнения той или иной деятельности, определять ее смысловое значение для себя , удовлетворения своих интересов и развития общества.

Замечание 1

Формирование УУД на начальной стадии учебного занятия будет более продуктивным, если мотивировать ребенка к познанию, знакомству с языком и его аспектами. Для этих целей используются методы проблемного обучения.

На этапе знакомства с новой темой урока происходит формирование познавательных и регулятивных УУД. Для этого, новая тема может быть представлена методом моделирования слов и использования схем представления звуков языка.

Чтобы сформировать у ребенка коммуникативные УУД, требуется сформировать навыки планирования работы на уроке, использовать методы проектного обучения, экспериментирование.

Важность современных технологий в образовании

В настоящее время современные технологии занимают важное место в образовании. Они стали неотъемлемой частью учебного процесса и играют значительную роль в повышении качества образования в Российской Федерации

Одним из важных преимуществ использования современных технологий в образовании является доступность информации. С развитием интернета и цифровых технологий, ученики и студенты получают возможность пользоваться огромным количеством образовательных ресурсов. Это позволяет им получать актуальную информацию в режиме реального времени и расширять свои знания за пределами учебных программ.

Вторым важным аспектом современных технологий в образовании является их интерактивность. Вместо традиционной лекционной модели обучения, технологические инструменты позволяют преподавателям создавать интерактивные уроки, где студенты могут активно участвовать в обсуждении, задавать вопросы и решать практические задачи. Это помогает стимулировать их интерес к учебе, развивать критическое мышление и навыки сотрудничества.

Еще одной важной функцией современных технологий в образовании является индивидуализация обучения. Благодаря различным образовательным программам и онлайн-платформам, каждый студент может выбрать свой собственный путь обучения и изучать предметы в своем собственном темпе

Это позволяет учителям более эффективно работать со студентами, которые имеют разные уровни знаний и навыков.

И, наконец, современные технологии в образовании помогают подготовить студентов к цифровой экономике и будущей профессиональной карьере. Они учитывают современные требования рынка труда и обеспечивают студентам необходимые навыки и знания, чтобы успешно справляться с вызовами современного мира.

Таким образом, современные технологии играют важную роль в развитии системы образования в Российской Федерации. Они обеспечивают доступность информации, улучшают качество образования, стимулируют интерес к учебе и готовят студентов к будущим вызовам. Правильное использование современных технологий в образовании является необходимым условием для формирования успешной и конкурентоспособной нации.

Основные задачи современного российского образования

Перечислим наиболее важные цели и задачи современного образования в России:

  • Обеспечить возможность удовлетворения потребности в образовании для каждого гражданина. Помимо этого, необходимо повышать уровень образованности населения.
  • Сформировать систему воспитания и обучения, которая будет полностью отвечать образовательным потребностям граждан и государства в целом, а также нормам российского и международного права.
  • Помочь будущему поколению адаптироваться к условиям современного демократического общества.


Основные задачи современного российского образования

  • Осуществить социальную адаптацию всевозможных слоёв общества (вне зависимости от этнической принадлежности, психических и физических особенностей, уровня заработка, религиозных и политических позиций).
  • Создать одинаковые возможности в области образования для всех категорий граждан.
  • Усилить патриотизм подрастающего поколения, привить гражданам демократические устои и помочь им социализироваться в условиях гражданского общества. С помощью образования люди должны сформировать устойчивые морально-этические позиции, научиться уважать права и свободы личности, а также чужую культуру и ценности.
  • Обеспечить всестороннее развитие детей и молодежи. Образование должно помогать молодым людям раскрывать творческий потенциал, а также усиливать интерес к самообразованию и саморазвитию.
  • Создать трудовую мотивацию, активные жизненные и профессиональные позиции. Получая образование, граждане должны научиться выстраивать карьеру и хорошо ориентироваться на современном рынке труда.

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 02 июня

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей

Забронировать скидку

Привести образовательные программы в соответствие с последними научными достижениями. При этом система образования должна постоянно актуализироваться посредством обновления всех ее элементов. Учебный процесс должен выстраиваться с учетом культурных, экономических, научных и технологических изменений.
Сформировать благоприятные условия для преемственности уровней и ступеней образования.
Разработать программы, в которых будут эффективно использоваться информационные технологии

Немаловажной задачей также является развитие открытого образования.
Помогать одаренным детям и молодым людям. Педагогические работники должны быть мотивированы на осуществление научной деятельности.
Способствовать поддержанию здорового образа жизни граждан

Образование также должно совершенствовать детский и юношеский спорт.
Формировать у граждан ответственное отношение к экологии.
Создавать и совершенствовать единое образовательное пространство РФ (как на федеральном, так и на мировом уровнях).

Роль раннего детства в формировании образовательной базы

Раннее детство играет важную роль в формировании образовательной базы у каждого человека. В этом возрасте происходит активное формирование основных навыков, знаний и компетенций, которые будут полезны в дальнейшем обучении и жизни.

Раннее детство характеризуется высокой пластичностью мозга, что означает, что малыш легко воспринимает информацию и быстро осваивает новые навыки

В этот период особенно важно обеспечить ребенку развитую и стимулирующую среду, где он сможет активно исследовать мир, экспериментировать, общаться с другими детьми и взрослыми

Одной из основных задач в раннем детстве является развитие речи. Умение общаться, понимать и выражать свои мысли является основой успешного обучения. Работа над развитием речи включает не только освоение слов и грамматики, но и развитие навыков слушания, внимания, памяти и логического мышления.

Важную роль в развитии ребенка в раннем детстве играет также развитие мелкой моторики. Работа с геометрическими фигурами, мозаикой, лепкой и рисованием способствует развитию моторных навыков, координации движений, пространственного воображения и творческого мышления.

Особое внимание следует уделять развитию социально-эмоциональной сферы. Взаимодействие с другими детьми и взрослыми помогает развитию эмпатии, умению сотрудничать, решать конфликты и выражать свои эмоции

Развитие социальных навыков и эмоционального интеллекта является одним из основных задач образования в раннем детстве.

В целом, раннее детство является периодом интенсивного формирования фундаментальных навыков и когнитивных способностей, которые будут влиять на образовательную и жизненную траекторию ребенка

Это время, когда необходимо создавать условия для полноценного и гармоничного развития малыша, понимая важность его роли в формировании образовательной базы

Развитие альтернативных образовательных программ

В современном обществе все больше людей ищут новые формы образования, отличные от традиционной школьной системы. Развитие альтернативных образовательных программ стала одной из приоритетных задач системы образования в России.

Альтернативные программы образования включают в себя различные подходы к обучению, которые могут быть более гибкими и адаптированными к конкретным потребностям учеников. Такие программы могут включать в себя разные формы обучения, например, дистанционное обучение, иммерсивные курсы, проектные работы и многое другое.

Одной из основных задач развития альтернативных образовательных программ является повышение доступности образования для всех категорий населения. Появление разнообразных онлайн-платформ и ресурсов позволяет учиться из любой точки мира, что особенно актуально для людей, живущих в удаленных и малонаселенных районах.

Кроме того, развитие альтернативных образовательных программ способствует индивидуализации обучения. В традиционной школьной системе ученики обычно учатся в классах, состоящих из большого числа учащихся. Альтернативные программы предлагают возможности для индивидуального обучения каждого ученика, учитывая его специфические потребности и интересы.

Важной задачей при развитии альтернативных образовательных программ является также повышение качества образования. Многие из этих программ делятся опытом использования новых методов обучения и инновационных подходов

Изучение и внедрение этих методик в традиционные школы и учреждения позволяет повысить эффективность образования и сделать его более интересным для учащихся.

В целом, развитие альтернативных образовательных программ способствует созданию более гибкой, доступной и качественной системы образования в России. Однако, для того чтобы эти программы стали основным направлением в сфере образования, требуется разработка и реализация конкретных стратегий, а также поддержка со стороны государства и общества в целом.

Главные цели образования

Важнейшим элементом любой дидактической системы являются ее цели, которые могут определяться целым рядом факторов. Например, социальным заказом, спецификой образовательной системы, задачами образовательного учреждения, общими целями учебных программ и т.д. При этом наиболее важным фактором является социальный заказ, который представляет собой цели конкретной страны.

Нельзя не отметить, что содержание целей образования зависит от особенностей общественного строя. Они формулируются в законах государства, нормативных и теоретических документах системы народного образования, учебных программах и методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.


Главные цели образования

В качестве примера рассмотрим цель общего образования, которая была описана в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Она была принята в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования.

Звучит эта цель так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях

Развитие науки, технологий, культуры, следование традициям — все это важно как для конкретного человека, так и для социума в целом

Отметим также доктрину образования в РФ, в которой описаны цели воспитания и обучения. В этом документе сформулирована методология их достижения и сделаны прогнозы относительно результатов развития системы образования на период до 2025 года.

В доктрине определены следующие цели и задачи образования:

В доктрине описаны интересы населения России с учётом особенностей различных культур, входящих в его состав. Данная система предназначена для формирования условий, которые помогут гражданам страны получить достойное образование. Кроме того, она создана для обеспечения равенства прав граждан и должна дать каждому из них возможность улучшать свое образование, вне зависимости от возраста, пола и других характеристик.

В данной концепции образование рассматривается в качестве наиболее важной области накопления знаний и навыков. В эту сферу следует привлекать долгосрочные инвестиции

Помимо этого, образование является приоритетным направлением для развития творческих способностей человека, так как формирует для этого оптимальные условия. Нельзя не отметить и нравственный аспект: образование помогает человеку найти правильные морально-этические позиции.

В концепции также рассмотрены наиболее важные направления развития законодательства в сфере образования. Доктрина выступает в качестве базы для формирования программ совершенствования образования.

В тексте документа указано, что запрещается принимать нормативные акты, которые идут в разрез доктрине. Граждане ни в коем случае не должны терять гарантии на достойное образование. Финансирование этой области также должно оставаться на хорошем уровне.

Для вас подарок! В свободном доступе до
02.06

Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать
файл

Исходя из содержания концепции, становится очевидным, что государство берет на себя ответственность за вопросы, связанные с образованием в стране.

Тенденции развития образовательных систем

В конце 2015 года Президент РФ В. В. Путин определил ключевые направления совершенствования и развития образовательной системы. К ним относятся:

  1. повышение качества и эффективности труда педагогов;
  2. создание оптимальных, эффективных и комфортных условий воспитания и обучения детей;
  3. внедрение инновационных методов, средств и технологий воспитания и обучения;
  4. осуществление взаимодействия между школьной и профессиональной ступенью обучения.

Современные образовательные системы имеют ряд тенденций, которые важно учитывать в аспекте их развития и совершенствования:

  • Доступность образования. Разрабатываются и с успехом реализуются направления по совершенствованию существующей образовательной среды. Вся работа направлена на создание условий, благодаря которым образование будет доступно для всех слоев населения. Помимо этого ведется работа по обеспечению доступности образования для детей имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии. С этой целью разрабатываются и внедряются инновационные учебные методики, авторские программы, используются возможности дистанционного обучения и т.д.
  • Вариативность образования. Данная тенденция развития образовательных систем направлена на совершенствование учебных заведений с учетом возможностей, потребностей и особенностей конкретного учащегося. Ряд учебных заведений предлагают студентам и абитуриентам получение новых востребованных специальностей, которые еще буквально несколько лет не были известны. Вводятся актуальные программы обучения, включающие новые дисциплины и курсы.
  • Дополнительное образование. На сегодняшний день все большую популярность приобретают программы, реализуемые в системе профессионального образования, направленные на предоставление образовательных услуг зрелому населению. Данные программы предоставляют возможность повышения квалификации, прохождения переподготовки по специальности, получение различных навыков, связанных с современными информационными технологиями и т.д.
  • Массовость образования. Большую дискуссию вызывает массовость получения высшего образования, в то время как в стране наблюдается нехватка рабочих кадров. Стремление к получению высшего образования обусловлено переходом от индустриальной экономики к «экономике знаний». Так же у молодежи наблюдается искаженное представление о рабочих специальностях и отсутствие стремления к профессиональной самореализации.
  • Непрерывность образования. Большое значение в развитии образовательных систем является создание эффективной системы непрерывного образования, а также подготовки и переподготовки кадров без отрыва от производства. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Приоритетные направления развития образования в РФ

Система образования в России ставит перед собой ряд приоритетных задач, которые направлены на улучшение качества образовательного процесса, повышение доступности образования и развитие национальной системы образования в целом.

  • Улучшение качества образования: государственные и общественные программы направлены на повышение качества образования в России. Внедрение современных образовательных технологий, улучшение квалификации педагогических кадров и разработка новых образовательных программ способствуют повышению образовательного уровня учащихся.
  • Развитие цифровизации в образовании: внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения эффективности обучения и развития навыков цифровой грамотности. Развитие цифровых технологий в образовании позволяет обеспечить доступ к образованию людям в удаленных регионах и повысить качество образования в целом.
  • Развитие профессионального образования: улучшение профессионального образования является одним из приоритетов системы образования в России. Разработка новых программ профессионального образования, расширение возможностей получения профессиональных навыков и привлечение работодателей к процессу обучения способствуют повышению качества профессиональной подготовки.
  • Увеличение доступности образования: обеспечение доступности образования для всех категорий граждан — одна из основных задач системы образования в России. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, развитие системы социальной поддержки обучающихся и создание условий для образования лиц с ограниченными возможностями помогают обеспечить доступность образования для всех граждан.

Решение данных задач позволит улучшить качество образования в России, а также повысить его доступность для всех граждан страны. Приоритетные направления развития образования в РФ направлены на создание условий для развития интеллектуального, творческого и профессионального потенциала каждого человека.

Усиление внимания к природоведению и экологии

Усиление внимания к природоведению и экологии в системе образования имеет несколько целей. Во-первых, это формирование экологической культуры учащихся. Ребенок должен знать и понимать, что его окружает, и осознавать свою ответственность за будущее планеты. Во-вторых, изучение природоведения и экологии способствует развитию у учащихся системного мышления, умения анализировать и принимать решения на основе экологических знаний. В-третьих, это подготовка карьерных специалистов в области экологии и устойчивого развития.

Для достижения этих целей в системе образования должны быть разработаны и внедрены соответствующие программы и методики обучения природоведению и экологии. Учащиеся должны иметь возможность узнать о разных формах жизни на Земле, о взаимосвязях в природе, а также о проблемах и вызовах, которые стоят перед нашей планетой.

Важно также создать условия для практического применения знаний о природе и экологии. Это может быть организация экскурсий в природные заповедники и парки, посещение экологических лагерей и туристических маршрутов, участие в экологических проектах и исследованиях

Такие мероприятия не только помогут студентам лучше понять природу, но и развить любовь к природе и бережное отношение к ней.

Усиление внимания к природоведению и экологии в системе образования является необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития общества. Образование в этой области поможет учащимся стать активными гражданами, способными делать осознанный выбор в пользу сохранения окружающей среды и будущих поколений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: