Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Как развить фонематический слух
Для начала занятий подойдут игры на распознавание неречевых звуков.
«Угадай звук»
Можно положить перед малышом лист бумаги, ложку с тарелкой, свисток, затем попросить отвернуться или закрыть глаза. В это время пошуршать бумажкой, потопать ногами, свистнуть, постучать ложкой о тарелку, а ребенок будет говорить, что происходит.
«Что внутри?»
В непрозрачные одинаковые коробочки, например, из-под киндер-сюрпризов положить пуговицы, горох, пшено, сахарный песок. Трясти коробочки по очереди и угадывать, что внутри.
«Хлопушка»
Нужно повторить за взрослым хлопки в ладоши различной громкости. Можно не только похлопать, но и постучать ложкой по столу с разной громкостью, потопать ногами.
«Жмурки»
Знакомая с детства игра, когда нужно идти на звук колокольчика или хлопки.
Затем можно добавить игры на определение качества речи.
«Кто это?»
Нужно записать на камеру телефона или диктофон голоса нескольких родственников или знакомых малышу людей. Дать послушать и попросить угадать, кто говорит.
«Зверюшки»
Рассказать небольшую историю про животных: «Жили-были папа-кот (гусь, лягушка, утка, собака…), мама-кошка и их котенок. Папа говорил «мяу-мяу» (низким голосом), мама говорила «мяу-мяу» (средним по высоте голосом), а котенок пищал «мяу-мяу» (высоким голосом)». Затем попросить ребенка угадать, кто сейчас говорит, произнося «мяу» разными голосами в произвольном порядке. Потом можно поменяться ролями.
«Поезда»
Объяснить ребенку, что когда поезд едет далеко, его плохо слышно, поэтому он сигналит тихо «ту-туу». А когда поезд совсем рядом, он сигналит громко «ту-туу». Потом нужно изображать сигнал поочередно тихим и громким голосом, а ребенок будет угадывать, далеко поезд или близко. Можно усложнить задачу, добавив поезд, который едет не далеко и не близко, и угадывать сигналы уже трех поездов. Затем поменяться ролями.
После того как малыш начнет справляться с этими играми, можно переходить к заданиям на узнавание слов.
«Игрушки»
Подобрать разные игрушки, выстроить в ряд и называть ребенку. Одну часть игрушек нужно называть правильно, а другую — намеренно меняя первую букву, например, тошка — кошка, фобака — собака. Малыш должен угадывать, когда правильно, а когда нет.
«Картинки»
Наклеить или нарисовать на листе бумаги похожие по названию картинки, например, мишку и мышку, кошку и ложку. Взрослый называет слова, а ребенок показывает соответствующую картинку.
Следующее упражнение помогает научиться различать слоги.
Прежде чем приступить к их выполнению, нужно объяснить ребенку, что такое слоги. Начать с простых примеров, например, несколько раз четко произнести слово «ко-за», разделяя его на слоги.
Можно при произнесении каждого слога хлопнуть в ладоши или стукнуть карандашом по столу, посчитать вместе с ребенком количество хлопков. Объяснить, что слово «коза» состоит из двух частей, которые называются слоги.
Когда ребенок это поймет, можно перейти к изучению односложных, а потом многосложных слов.
«Лишний слог»
Взрослый произносит ряд слогов, например, «жу-жу-жу-зу-жу-жу». Услышав лишний слог, ребенок говорит «стоп» или хлопает в ладоши.
После задания на распознавание слогов, можно вводить упражнения на распознавание звуков.
«Свой звук»
Ребенок выбирает звук, который ему предстоит «опознать», а взрослый произносит цепочку произвольных звуков. Как только ребенок услышит «свой звук», он должен хлопнуть в ладоши.
«Имитация»
Ребенку нужно воспроизвести какой-нибудь природный звук. Например, змея — ш-ш-ш-ш, волк — у-у-у-у, жук — ж-ж-ж-ж.
Когда все предыдущие задания будут усвоены, можно переходить к упражнениям, объединяющим полученные навыки.
«Сколько звуков?»
Взрослый произносит различные звукосочетания, а ребенок называет количество звуков. Например, о-о-о — один, ро-о — два и так далее.
«Пропущенные буквы»
Взрослый называет слова, пропуская один звук, задача ребенка определить, что пропущено (сне_инка, ка_тошка).
Домашние занятия просты, не занимают много времени. Их можно проводить как целенаправленно, так и между делом: по дороге в детский сад, ожидая своей очереди к врачу, в поездке. Они помогут ребенку легко пройти все этапы формирования фонематического развития.
Проводить их лучше всего в игровой форме, непринужденно, чтобы малыш не успел заскучать. Результатом занятий станет правильная речь и отличные оценки в школе.
Причины
Можно выделить несколько причин этого явления:
- анатомо-функциональные или биологические;
- генетические;
- социально-обусловленные;
- исторические.
Биологические причины формируют материальную основу способности к яркому выражению своего «Я».
Сюда относятся нейро-медиаторные системы, особенности метаболизма, конституции.
За выраженность и быстроту реакции отвечают адреналин и норадреналин, способность к эйфории обусловлена наличием эндорфинов, серотонина и дофамина.
В зависимости от активности этих систем, а также от быстроты инактивации продуктов будут зависеть характерные особенности поведения.
За эмоциональную сферу отвечает особая структура головного мозга, которая называется лимбическая система. При ее активной работе и стимуляции возрастает эмоциональная и двигательная активность.
При депрессивных состояниях, когда происходит выраженное снижение экспрессивности наблюдается дефицит серотонина, на что и направлена терапия. Однако это не означает что только биология управляет поведением.
Генетические причины предопределяют строение организма, а соответственно и его анатомические и физиологические особенности, о говорится выше.
В генах находится информация о так называемой норме реакции для данного человека — границах, в пределах которых возможно реализация той или иной функции, в частности выразительности эмоций, движений, поведения. В процессе жизнедеятельности это однако может меняться.
На основе анатомии и генетики формируется темперамент, который характеризуется определенной степенью экспрессии для каждого типа: сангвиники и холерики будут обладать выраженной реакцией, а вот флегматики, и особенно меланхолики наоборот.
Корректировать свой темперамент возможно, однако это врожденная предрасположенность, которая реализуется в соответствующих условиях.
Социально-обусловленные причины накладывают самую большую роль на формирование экспрессии. Сюда относится:
- воспитание в семье;
- общение в школьном коллективе, в образовательных учреждениях;
- рабочий коллектив;
- общение с друзьями;
- вынужденное общение (с работниками сферы услуг).
Социальные связи накладывают отпечаток, стимулируя или ослабляя экспрессию личности. В семье такие реакции могут ограничиваться, еще больше ограничений наступает в рабочих и учебных коллективах.
Также на формирование этого процесса оказывает большое влияние самоопределение личности в коллективе и ее самооценка. Уверенные в себе люди как правило обладают ярким темпераментом и экспрессией, но это также не абсолютное правило.
Исторические причины формируют народные черты и особенности. Одной из самых экспрессивных наций считаются итальянцы и испанцы. У представителей этих наций принято громко разговаривать, активно жестикулировать и самовыражаться.
Эта же тенденция прослеживается и в народной культуре и фольклоре: ритмичные, четкие и увлекающие мотивы, красочные наряды.
Национальные обычаи и исторические обстоятельства накладывают значительный отпечаток на формирование экспрессивности у личности.
Статья «Особенности развития импрессивной речи детей 4-5 лет»
Важной задачей работы логопеда с дошкольниками с моторной алалией является развитие импрессивной речи. Импрессивная речь – психический процесс понимания устной или письменной речи
Ряд исследователей (И.Е. Валитова, Н.И. Дьякова, О.В. Сингаевская, А.В. Соболева, Л.С. Цветкова) подчеркивают, что понимание речевого высказывания как устного, так и письменного – начинается с восприятия речевого сообщения, проходит стадию декодирования сообщения (выделения информативных моментов), завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). Процесс восприятия речи отождествляется с процессом выделения и узнавания знаков языка, опознаванием структурных компонентов речи. Понимание слова основывается на анализе и синтезе звуков. Данный анализ осуществляется путем сравнения фонематической основы воспринимаемых звуковых комплексов и торможения несущественных звуковых признаков. Понимание значения слова во фразе напрямую обусловлено логико-грамматическими связями, связанными с ним. Это звено в структуре понимания речи гарантирует перешифровку логико-грамматических конструкций на единицы значения.
Импрессивная речь очень важна в процессе в речевого развития детей. Одним из отклонений речевого развития считается своеобразное нарушение речевых действий — порождение речевого высказывания и понимания в виде грамматических конструкций, которые видят в трудностях удержания сложного многооперационного состава речевых действий вследствие особенностей операционной стороны мышления (памяти, внимания). Это может выражается в неиспользовании или неправильном использовании языковых элементов в процессе понимания речи и при построении собственного высказывания.
Алалия один из наиболее сложных дефектов речи. При этом нарушении нарушены операции отбора и программирования на всех этапах речевого высказывания. Из-за этого оказывается не сформирована вся речевая деятельность ребенка. Большинство авторов (Н.Ш. Александрова, О.А. Александрова, М.В. Белоусова, Г.И. Жаренкова В.А. Меркулова и т. д.) утверждают, что нарушения в импрессивной речи у детей с алалией это в основном системное недоразвитие понимания речи центрального генеза, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Импрессивная речь детей с алалией характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не всегда понимает обращенную речь.
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | экспре́ссия | экспре́ссии |
Р. | экспре́ссии | экспре́ссий |
Д. | экспре́ссии | экспре́ссиям |
В. | экспре́ссию | экспре́ссии |
Тв. | экспре́ссией экспре́ссиею | экспре́ссиями |
Пр. | экспре́ссии | экспре́ссиях |
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Гипонимы
Этимология
Происходит от лат. expressio «выдавливание, выжимание; выразительность», от гл. exprimere «выдавливать; выражать», далее из ex- «из-, от-» + premere «давить, придавливать», из праиндоевр. *prem-/*pres- «бить»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Дошкольная логопедия»
на тему:
«Изучение особенностей формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня»
Выполнила Магомедова Султанат Омаровна студентка группы СДО-б-з-15-2, обучающаяся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Дошкольная дефектология», заочная форма обучения Руководитель работы: Артеменко Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии |
Работа допущена к защите __________________ _____________________
Работа выполнена и защищена с оценкой _______ Дата защиты__________
Члены комиссии:
______________ _________________ _____________________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
______________ _________________ _____________________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
______________ _________________ _____________________________
(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)
Ставрополь, 2018 г.
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | 8 |
1.1.Психолого-педагогические и психолингвистические аспекты формирования фонематического процессов | 8 |
1.2. Сравнительный анализ формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи III уровня 1.3. Обзор методик исследования формирования фонематического анализа | 19 27 |
Глава 2. Экспериментальное изучение фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | 32 |
2.1. Организация и методы исследования | 32 |
2.2. Анализ полученных данных | 38 |
2.3. Методические рекомендациипо развитиюфонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня | 49 |
Заключение | 53 |
Литература | 55 |
Приложение |
Формирование слухового контроля
Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .
В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.
М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука.
При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.
Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия
В этом процессе существенную роль играют память и внимание.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.
Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Универсальный язык
Лексическое значение экспрессии — это выразительное, яркое проявление эмоций и личных качеств человека.
Экспрессия здорового человека всегда адаптивна к обществу, образующему культурную ячейку. Смех — нормальная реакция на шутку, и он будет понят как жителем Африки, так и австралийским поселенцем. Но продолжительность естественной реакции на анекдот, сила ее проявления и характер дополнительных жестов регулируются принципами допустимого в конкретной среде. Относится это и к прочим примерам универсального языка экспрессивности: плачу, грусти, радости, восторгу, страху.
Регулируемые социумом нормы не кажутся сильно ограничивающими, но лишь потому, что каждый из нас воспитан в понятиях того, что позволительно, а что нет. Люди, внутренний мир которых не вписывается в установленные рамки, и есть истинные экспрессионисты.
Этиология и характер отклонения
Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.
Причины нарушения импрессивной речи:
- инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
- неумение изменять формы слов;
- нераспознавание речевых звуков.
Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.
Умения и навыки | Возраст ребенка |
Ребенок уже реагирует на голос родителей | 1-1,5 мес. |
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами) | 3 мес. |
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно | 4 мес. |
При обращении к нему возникает ответное гуление | 5 мес. |
Узнает свое имя | 6 мес. |
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами | 7 мес. |
Знает названия частей лица | 7,5 мес. |
Понимает просьбы без подкрепления жестами | 8,5 мес. |
Может найти известные уже предметы в комнате | 9-10 мес. |
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге | 10-11 мес. |
Знает значение слова «нельзя» | 11 мес. |
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета. | 1 г. |
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам | 2 г. |
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д. | 2 г. 5 мес. |
Знакомится с антонимами | 3 г |
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы | 3 г. 5 мес. |
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами | 4 г. 5-6 мес. |
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость | 5-6 лет |
Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем. В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация. Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.
Фонематический анализ и синтез в онтогенезе
А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .
С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.
К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .
В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.
Методыисследования:
1. теоретические:изучениеианализнаучнойлитературыподаннойпроблеме;
2. эмпирические:наблюдение,беседа, педагогическийэксперимент;
3. количественнаяикачественнаяобработкарезультатовисследования.
В качестве теоретических и методологических основ данного исследования выступают:
— концепция отечественной логопедии о фонематическом недоразвитии (Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев);
— концепция отечественной логопедии об общем недоразвитии речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
— принципы диагностики принятые в отечественной логопедии (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева).
Коррекция состояния
Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.
Что могут обнаружить:
- тугоухость;
- кровоизлияние в головной мозг;
- кисты;
- гидроцефалию;
- эписиндром.
При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.
Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент. После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы. Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».
Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.
Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.
Примеры упражнений в логопедии:
- разделение предметов по признакам;
- действия со знакомыми игрушками;
- подражание звуками;
- обучение эмоциональности;
- введение в речь глаголов для описания действий;
- использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
- отработка вопросительной, побудительной интонации.
Например, ребенку предлагают уложить спать куклу
Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить
Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.