Каскевич е.т. развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза младших школьников

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. фонематические процессы и пути их коррекции у младших школьников

Педагогическая технология коррекции фонематического восприятия у детей с ФФНР

Технология педагогической работы по коррекции фонематических дефектов реализуется в двух основных направлениях:

  1. Устранение дефектов произношения. Здесь производится постановка правильного произношения и выполняются упражнения на развитие артикуляции. Звуки, с которыми у ребенка возникают проблемы при произношении или письме (например, звук заменяется другим при написании слова) отрабатываются на установление верного слухового восприятия.
  2. Поэтапное обучение звуковому анализу и синтезу, на базе развития фонематических процессов организма.

Замечание 1

Коррекционная работа является длительным и сложным процессом. Ребенок с ФФНР не сможет быстро овладеть навыками правильного произношения. Над каждым дефектом потребуется тщательно поработать.

Первоначально, необходимо обучить детей правильному и четкому звукопроизношению. Это означает, что звук должен использоваться правильно, как изолировано, так и в словах, фразах, предложениях, текстах, при устной и письменной речи. Для этих целей необходимо использовать упражнения и задания, которые помогут ребенку определять данный звук в чужой речи. К примеру, педагог может произносить несколько звуков или слов, среди которых имеется нужный, а учащиеся должны его выявить. Постепенно упражнения стоит усложнять. Можно давать учащимся прослушать несколько фраз или связный текст и выявить слова, в которых присутствует необходимый звук: запомнить их и записать.

Выполняя упражнения на отработку звукового произношения, ребенок должен освоить навыки восприятия звучания одного и того же звука в разнообразных словах, фразах и текстах. Для этого, необходимо применять разнообразные задания, в которых звук будет стоять в разных позициях слова, в сочетании с иными звуками и их разнообразием.

Упражнения усложняются и насыщаются различным материалом. Дети могут составлять слова самостоятельно с использованием конкретного звука в разных позициях слов, выделение слов из текста с расположением звука в начале или конце слова.

Последующая работа над звукопроизношением и звуковосприятием основывается на написании диктантов. Это необходимо для отработки графического образа проблемных звуков, а также расширение навыков звукового восприятия.

Далее необходимо научить детей с ФФНР выделению различных звуков в словах и их сравнению. Сравнение необходимо производить на слух. Например, педагог может произносить слова со звуками С и Ш, З и С, а учащийся должен правильно повторить произношение слов

Слайд 13Фонематические процессы: сентябрь 2013 май 2014Восприятие

27% 80%Анализ 19% 56%Синтез 18% 51%

В результате проведённой коррекционной работы наблюдается значительное улучшение качества выполнения проб у детей. Не оказалось ни одного ученика, который не справился с каким либо диагностическим заданием. Хорошую динамику показали дети в развитии процессов фонематического восприятия. Повысился уровень речевого внимания у детей. Заметна положительная динамика в формировании процессов фонематического анализа и синтеза.

Контрольный эксперимент.После формирующего эксперимента было проведено повторное обследование фонематических процессов в экспериментальной группе первоклассников (контрольная диагностика) с использованием тех же речевых проб, что и на констатирующем этапе.  Результаты первого и второго срезов представлены в таблице и диаграмме.

Дефекты фонематического восприятия у школьников с ФФНР

Нарушение фонематического восприятия является довольно часто наблюдаемой проблемой речи ребенка, развивающемся на стадии ее формирования. Оно возникает из-за того, что кинестические импульсы артикуляционного аппарата, которые передают звуковые импульсы в кору головного мозга имеют прерывистое действие т.е. они перестают работать полноценно, а следовательно, они не доносят всю звуковую информацию до мозга.

В результате нарушения фонематического восприятия, ребенок перестает различать те звуки речи, которые близки по звучанию. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем недоразвитии речевых функций организма.

Фонематическое восприятие приводит к тому, что ребенок не просто неверно произносит какие-то звуки, а переставляет их в словах, заменяет другими, что делает речь смазанной и непонятной.

ФФНР проявляется у младших школьников в следующих явлениях:

  1. Неразделенное произношение звуковых пар или звуковых групп. Одним и тем же звуком ребенок может заменять более одного другого звука. В этом случае, происходит искажение в артикуляционных движениях ребенка;
  2. Замена одних звуков на другие, которые более проще произнести. Такие отклонения вызваны нарушениями слухового восприятия. Они носят фонематический характер;
  3. Смешивание звуков. Ребенок коверкает произношения нескольких звуков одного слова, меняет их местами, заменяет другими. Это связано с отклонениями в работе фонематического восприятия;
  4. В речи ребенка отсутствует конкретный звук. Это связано со сложностью работы артикуляционного аппарата при его произношении.

В младшем школьном возрасте, речь большинства детей является устойчивой и сформированной. Однако, у некоторых школьников имеются нарушения в произношении: наблюдается замена звуков и смазанность речи. Такое отклонение именуется косноязычием.

Дефекты фонематического восприятия у детей с ФФНР требуют коррекции, которая основывается на развитии фонематического слуха. Его стабилизация и правильная работа устраняет дефекты фонематического восприятия и создает условия для развития навыков звукового анализа, который лежит в основе грамматического обучения.

Слайд 14Выводы. 1.В результате анализа литературных источников было отмечено, что большинство авторов,

занимающихся проблемой изучения задержки психического развития младших школьников , уделяют особое внимание формированию фонематических процессов , которые являются важным условием успешного обучения в школе. 2

Данными констатирующего эксперимента было подтверждено, что состояние фонематической системы у учащихся с задержкой психического развития находятся на низком уровне; уровень развития языкового анализа и синтеза у детей с ЗПР обусловлен несформированностью функции анализа и синтеза как умственного действия.3.Школьники с ЗПР на начальном этапе обучения нуждаются в специально организованной коррекционной работе, направленной на формирование фонематических процессов у данного контингента детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: