7 советов, что делать, если ребенок заикается

Заикание

Логоневроз у взрослых

Логоневроз у взрослых в подавляющем большинстве случаев это неисправленные нарушения речи, приобретенные еще в детстве. Однако иногда заикание может быть обусловлено нарушениями невротического характера, приобретенными уже в зрелой жизни. Часто заикание проявляется в стрессовых ситуациях конфликта, публичного выступления, экзамена. Логоневроз, имея неврологические корни, иногда проявляется в таком виде дисфазии, как логофобия (вербофобия) – боязнь говорить.

Так же появлению логоневроза могут способствовать травмы головы. Такие случаи бывают, но тут причина физиологическая — нарушения в головном мозге и лечение назначается соответствующее. Такой вид заикания порой проходит сам собой, после того как организм восстановиться от травмы и лечение может не потребоваться.

Основные причины логоневроза

Речевые нарушения часто возникают именно в детском возрасте. Заикание развивается у детей от 2 до 5 лет, то есть тогда, когда дети только учатся говорить. С каждым последующим годом вероятность возникновения патологии снижается, при этом заикание часто встречается именно у мальчиков.

Факторы, влияющие на развитие патологии:

  • Патологии при вынашивании плода (инфекционные процессы, кислородное голодание).
  • Ранние роды и травмы в процессе рождения.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Лабильная нервная система, которая выражается в ранимости, повышенной раздражительности и нервозности.
  • Индивидуальные особенности речевого развития. К примеру, раннее изучение иностранного языка может спровоцировать данное расстройство по причине того, что ребенок элементарно еще не освоил свой собственный язык.

Психологические и социальные факторы:

Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
Отсутствие единой стратегии в воспитании.
Сильные эмоциональные переживания.
Личные страхи малыша

Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
Сильный испуг, вызванный разными факторами.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т. д.
Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т. д.).

Иногда в речи детей может наблюдаться такой феномен как «ложное заикание». Это состояние нельзя назвать патологическим, ведь ребенок может просто копировать речь своих родителей. Иными словами, если папа или мама заикаются, то малыш может повторять за ними услышанные звуки и особенности речи.

С чего начать коррекцию

Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям

Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы

Он проявляется в ограничении общения или молчании.

Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка

Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон

Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

  • упражнения для постановки речи;
  • ролевые игры;
  • приём медикаментов;
  • работа с механическими приборами;
  • психотерапевтические занятия;
  • развитие чувства ритма;
  • хирургическое лечение;
  • релаксация;
  • физиотерапия;
  • нетрадиционная медицина.

Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента. Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения. Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

Лечение патологии

Самое важное, что должны предпринять родители, как только заметили признаки заикания у ребенка, это обратиться к специалисту. В «СМ-Клиника» работают опытные врачи, которые проведут диагностику заикания у детей, помогут решить проблему с применением высокоэффективных способов

Помимо логопедических занятий родителям необходимо обеспечить комфортную обстановку дома, не допускать стрессов. С малышом лучше разговаривать плавно и не торопиться.

Массаж при речевых проблемах у детей

Логопед проводит коррекционные занятия, они показаны при лечении невротических проблем. Метод особенно эффективен для детей от 2 до 6 лет.

Массируют лицо, голову, шею, плечи, верх спины и грудную клетку. Сегментарный массаж воздействует на определенную мышцу, которая регулирует речевой аппарат. Процедуры назначают курсом – ежедневно в течение 2-3 недель.

Для коррекции дефекта речи применяют точечный массаж, который считается наиболее эффективным. С его помощью оказывают воздействие на речевой центр, снимают излишнюю возбудимость. Такой массаж нужно выполнять регулярно в течение 2-3 лет.

Комплекс упражнений

При заикании показана дыхательная гимнастика, растяжка для нормализации сокращения мышц и упражнения для глаз, которые положительно сказываются на умственном и физическом развитии. У ребенка формируются навыки диафрагмального дыхания, малыш учится сознательно регулировать ритм. Во время занятий укрепляются мышцы передней брюшной стенки. Регулярное выполнение упражнений позволяет полностью отрегулировать разговорную функцию.

Дети делают упражнения в разных положениях, при активном движении и в состоянии покоя. Позже к дыхательной гимнастике подключают вербальные техники. Для быстрого устранения проблем плавно повышают сложность, адаптируют ребенка. Лучшего результата достигают при комбинации правильного дыхания и массажа.

Медикаментозное лечение

Врач назначает седативные и общеукрепляющие препараты, витамины, спазмолитики. Помогают средства фитотерапии. При неврозоподобной форме заикания с поражением головного мозга назначают спазмолитические препараты, минимальные дозы транквилизаторов.

Детям рекомендуют заниматься пением, музыкой, танцами, которые формируют правильное речевое дыхание, развивают чувство темпа и ритма.

Как понять, что заикание у ребенка вылечено? Признаком устранения недуга является свободная речь в любой ситуации, даже при выступлении на публике.

Как отличить настоящее заикание от временных проблем с темпом речи, которые бывают в дошкольном возрасте?

Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.

Не все родители могут отличить заикание от возрастных нарушений плавности речи. Попробуем выявить основные отличия.

НОРМАЛЬНОЕ РАССТРОЙСТВО ТЕМПА РЕЧИ

  •  В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так.
  • Начало речи может сопровождаться трудностями, связанные с подбором слов и попыткой точно произносить все звуки.
  • Паузы в речи могут заполняться звуками типа “м-м-м” или “э-э-э”.
  • Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается.

ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ ЗАИКАНИЯ

  • В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так.
  • Возникает заметное напряжение в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.
  • Иногда у ребёнка возникает так называемый “ступор” – отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.
  • Изменяется голос – становится тихим и зажатым.
  • Запинки в речи присутствуют постоянно.

РЕБЁНОК С ТЯЖЕЛЫМ ЗАИКАНИЕМ

  • В речи вашего ребёнка много очевидных запинок.
  • Он произносит слова и отдельные звуки со значительным усилием и напряжением.
  • Ребёнок избегает произносить некоторые слова.
  • Напряжение в речи проявляется настолько сильно, что у ребёнка появляются движения, которые помогают ему расслабиться. Например, он машет рукой, или топает ногой.
  • Потеря плавности речи проявляется в эмоционально значимых ситуациях.

Если в речи вашего ребёнка появились запинки и вас это очень беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к неврологу и логопеду.

Как лечиться?

Врач рекомендует родителям сохранять спокойствие.

Если вы заметили у своего ребенка дефект речи, прежде всего определите причину возникновения дефекта речи. После этого нужно постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания непонятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.

И вот еще ряд рекомендаций:

• Говорите с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.

• Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдут пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.

• Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка впитывает все ваши слова.

• Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.

• Укрепляющие процедуры. Врач рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.

• Питание ребенка. Доктор советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.

• Массаж. Он должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по две недели с перерывом в десять дней.

А мы напоминаем, что в любом случае необходима консультация со специалистом. Не пренебрегайте походом к врачу. И пусть ваши детки будут здоровы.

Симптомы

Основные симптомы заикания – частые повторы отдельных звуков (букв), слогов, слов; паузы между слогами, словами и фразами. Все это нарушает плавность речи, разрывает ее ритм.

Нарушением считается заикание, которое длится не меньше 3-х месяцев.

Проявления заикания включают:

  • избегание общения;
  • систематически плохое настроение;
  • спазмы лицевой мускулатуры (тоно-, клоно-судороги);
  • слабоволие – дефицит выдержки, самообладания, терпения;
  • боязнь выступать перед публикой;
  • неожиданные повышения голоса в интонациях.

Заикающимся людям часто не хватает принципиальности, целеустремленности, самостоятельности, самоконтроля, а также последовательности и организованности. В периоды волнений появляются непроизвольные движения мышц лица, – тики, гримасы – с помощью которых они пытаются преодолеть внутреннее напряжение, чтобы не заикаться.

Дыхание

Одна из особенностей течения заикания – колоссальный расход воздуха при вдохе и выдохе, вызываемый нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Сбой в речевом дыхании заключается в образовании пациентом проторного звука «р» или гласных на выдохе.

Проще говоря, человек приводит в движение готовые связки и образует проторный шум с использованием воздуха, который вдыхает. Причем несколько более короткий выдох отмечается как при разговоре, так и в состоянии покоя.

Особенности голоса

Когда заика начинает произносить звук, происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели. Это создает препятствие для создания звука. Приступ заикания сопровождается быстрыми движениями гортани: она резко двигается вверх-вниз и выступает кпереди.

Поскольку плавно говорить не получается, человек старается произнести гласные звуки твердо.

Внимание! Судороги при заикании существенно уменьшаются и могут даже исчезать во время пения и шепота.

Артикуляция и типичные движения

У пациентов с логоневрозом часто встречается искривленная носовая перегородка и гипертрофия носовых раковин.

Зачастую они почти бессознательно, но все же подконтрольно, совершают определенные движения. Например, откидывают голову назад или наклоняют ее в сторону, сжимают кулаки, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу.

Психологический аспект

Большинство пациентов боятся произносить некоторые звуки, слоги или слова. Они стараются избегать их в своей речи и ищут им замену. Заикание тяжелой степени может спровоцировать абсолютную немоту. Размышления о невозможности нормального общения нередко вызывают комплекс неполноценности.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду. Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются. Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Информация

Общая информация о заикании

Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

История
Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Бат, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен и др.(более полный список знаменитых личностей которые заикались, сможете найти на нашем форуме.)

Признаки
Заикание сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, неестественными растягиваниях звуков.

Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

Распространённость
По статистике более 3 млн людей по всему миру заикаются. Это заболевание возникает независимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда нарабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 3 % взрослых заикается.

Причины возникновения
Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть мнение что заикание возникает в следствии испуга в раннем возрасте у детей, можно лечить разными способами. У взрослых людей заикание может может появиться в следствии контузии, такое заикание может пройти со временем.

Механизм
Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Материал взят с Википедии.

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и подробнее…

Лечение заикания с помощью компьютерных программ и электронных устройств MAF — DAF — Метроном

Использование компьютеров и электронных устройств
для лечения заикания

Маскирование обратной связи (MAF)

Маскирование обратной связи (Masking auditory feedback) подробнее…

Модель фиксированности на своем дефекте

Опираясь на общие принципы системного подхода в психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, П.Я.Гальперин, В.Д.Небылицын, Д.Б.Эльконин и др.) и подробнее…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: