История
Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер, начавший разработку теории в 1946 году. Впервые основы теории были опубликованы в 1956 году в журнале «Вопросы психологии». В 80-х годах ТРИЗ-педагогика стала активно использоваться в педагогических системах. Достаточно прочно к ней привязали термин «технология».
Генрих Саулович Альтшуллер – создатель теории решения изобретательных задач (ТРИЗ)
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая детей, педагог должен идти от их природы. Актуальна здесь и мысль Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Исторически первой формой ТРИЗ были «приемы», то есть конкретные рекомендации типа «Сделать наоборот»:
- вместо действия, которое диктуется условиями задачи, осуществить обратное действие;
- сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;
- повернуть объект «вверх ногами», вывернуть его.
Таких приемов было названо более сорока.
Появление ТРИЗ было вызвано необходимостью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности типа внезапного озарения, слепого перебора и отбрасывания неподходящих вариантов, зависимости от настроения и т. п.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ успешно используются в дошкольных образовательных учреждениях для развития у детей смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Не упускают ТРИЗ из виду и участники рекламного рынка, которым постоянно нужно генерировать новые идеи.
Цели и задачи
Нужно научить детей самостоятельно решать возникающие проблемы
ТРИЗ для дошкольников представляет собой программу коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры построены на самостоятельном выборе ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей искать противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. В этом и заключается ключ к творческому мышлению.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы. Отсюда перспективная цель ТРИЗ-педагогики – подготовить ребенка жить в динамично изменяющемся мире. Что вкладывается в это понятие? Это значит, что человек должен быть:
- исследователем — чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать;
- «решателем» — для этого нужно владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности;
- прогнозистом – чтобы суметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и естественный ход событий, который мало зависит от частного вмешательства, но неминуемо подчиняется единым законам развития;
- личностью, которая использует свой потенциал и навыки работы с проблемами не в ущерб культурным и нравственным ценностям.
Задачи ТРИЗ включают:
- Развить у ребенка естественную потребность познания окружающего мира, которая заложена природой.
- Сформировать системное диалектическое мышление, основанное на законах развития.
- Сформировать у ребенка навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации.
- Сформировать навыки работы с информацией, которую ребенок получает извне стихийно или в результате целенаправленного обучения.
- Воспитать определенные качества личности на основе теории развития творческой личности.
Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?
На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях . Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».
Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:
- Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
- Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
- Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
- Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.
Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Дайджест по развитию креативности
- Сказки ТРИЗ в педагогике
- Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
- Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
- ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
- ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
- Изобретательство: подборка полезных материалов
- Процедура Шаретт
- Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
- Хорошие книги для самообразования
Ключевые слова:1ТРИЗ