Диагностические мероприятия
Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог. Если у пациента имеется заболевание слухового и зрительного анализатора, требуется консультация отоларинголога и окулиста. К узким специалистам пациент попадает по направлению педиатра.
В зависимости от патологии направляют на обследование:
- Анализ крови, мочи, биохимия.
- Электроэнцефалограмма.
- Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
- Рентгенография.
- Отоларингологическое обследование и другие.
По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой. По окончании диагностических мероприятий логопед пишет заключение (характеристики произношения: какие звуки нормальные, а какие с дефектом) и составляет план логопедических занятий.
Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).
Звуки в норме
Когда ребенок рождается, открываются легкие и он произносит свой первый звук «А». Чем старше он становится, тем больше звуков появляется в речи. Развитие речи зависит от многих факторов: от появления зубов, кормит ли его мам грудью или искусственно, дает ли прикорм долгое время или вовремя вводит жесткую пищу, проводит ребенок много времени у телевизора или мама уделяет время общению с ребенком.В три месяца мы наблюдаем гуление гласными звуками. В 6−9 месяцев появляется лепетная речь, формируются согласные. Мы слышим первые слова: мама, папа, баба.По мере роста зубов у нас формируются другие согласные. В первый год жизни ребенок может произносить короткие слова.С года до трех идет формирование гласных и согласных звуков.В три годах я смотрю у ребенка звуки свистящего ряда. В норме звук «с» может смягчаться, потому что у ребенка кончик языка находится еще не в достаточном тонусе. Что может насторожить? Если звук «ся» остается до четырех лет. Тогда нужно укреплять кончик языка.С 4 до 5 лет формируется шипящий ряд звуков такие как «ш», «ж», «ч», «щ». В 4 года может быть еще физиологическая замена, например, не «жаба», а «заба». Что может насторожить? Что к 5 годам ничего не поменялось или ребенок путает: сегодня говорит «шапка», а завтра «сапка». Здесь необходима помощь логопеда.В 5, 5,5 лет смотрится сонорный ряд. В норме может быть замена, например, не «лапа», а «вапа».
Подготовительный этап
Причины картавости
Дислалия у детей может возникнуть в результате функциональных или механических проблем.
Причины:
- Неправильное строение языка.
- Врожденные заболевания – «заячья губа», «волчья пасть».
- Неправильно сформированный прикус, неровные зубы или их отсутствие.
- Узкое и высокое небо.
- Недоразвитие костей лица.
- Короткая уздечка.
Причины функциональных изменений:
- Задержка развития речи.
- Генетическая наследственность строения артикуляционного аппарата, челюсти.
- Ребенок подражает речи других людей или детей.
- ЗПР – задержка психического развития.
- В семье родители, бабушки или дедушки разговаривают на разных языках.
- «Сюсюканье» с ребенком, подражание его речи.
- Слабое развитие фонематического слуха.
- Физическое состояние здоровья: ослабленный иммунитет, частые простуды.
- Изучение иностранных языков детьми до 5-ти лет.
Также причиной нарушенного звукопроизношения является физиологическая дислалия.
В возрасте до 6-ти лет повода для беспокойства нет, но дети старшего возраста должны уметь произносить все звуки. Если этого не произошло, то необходимо обратиться к логопеду.
Профилактика нарушений звукопроизношения: нейроигры
В своей практике я давно применяю нейроигры и вижу очень хорошие результаты. Они полезны как детям, так и взрослым и развивают все психические процессы: речь, концентрацию внимания, память, мышление.«Пальчики здороваются».Для детей от трех лет. Ладони соединяются таким образом, чтобы каждый палец правой руки был соединен с соответствующим пальцем левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем каждая пара пальцев несколько раз рассоединяется и соединяется. Остальные пальцы в это время сомкнуты.Во время игры произносим чистоговорки:СА-СА-СА — вот идет лиса.СЫ-СЫ-СЫ — хвост пушистый у лисы.СУ-СУ-СУ — видел я в лесу лису.«Печем оладушки как у нашей бабушки»Для детей от трех лет. Правая рука лежит ладонью вниз, а левая — ладонью вверх; Одновременная смена позиции со словами:ЗА-ЗА-ЗА — зайке в дом идет коза.«Коза-корова»Для детей от пяти лет. Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы» (указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» со словами:Шишки на сосне, шашки на столе.«Коза-зайка»Для детей от шести лет. Зайчик — указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Коза — Указательный палец и мизинец вытянуты вверх, средний и безымянный прижаты большим пальцем к ладони. Выполняется одновременно обеими руками. Во время игры произносим чистоговорку:ЛА-ЛА-ЛА — где-то ласточка была.При усвоении методики игр, можно усложнять задачу: делать упражнения через хлопок, стоя на одной ноге или с закрытыми глазами.Помните, что 5−6 лет — это тот возрастной рубеж, когда нужно отработать постановку звуков с логопедом и идти в школьную жизнь.
Профилактика нарушений звукопроизношения: артикуляционная гимнастика
Делюсь с вами упражнениями, которые я сама собирала. Если ребенок маленький, то упрощаем комплекс, даем упражнения по силам.Первое упражнение «Слоник и лягушка»необходимо для того, что свистящие звуки отличить от шипящих. На «раз» — улыбнуться, показать сомкнутые зубы, удерживать губы в таком положении произнося звук «и»; на счёт «два» — сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении, произнося звук «у». Чередовать движения «лягушка — слоник» под счёт «раз — два». Повторить 3−4 раза.Второе упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, чтобы бока язычка были загнуты вверх в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти. Повторить 3−4 раза.Третье упражнение «Палочка» для укрепления кончика языка. Для этого упреждения вам понадобится либо ватная палочка либо палочка для коктейлей, можно использовать карандаш, ручку. Чем тяжелее будет предмет, тем лучше. Нужно положить палочку на кончик языка под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.Четвертое упражнение «Заборчик».Улыбаемся, делая «заборчик» зубками, соединяем зубки и рассоединяем, показывая язычок под счет до пяти. Повторить 3−4 раза.Пятое упражнение «Цоканье» для сонорных звуков. Цокаем языком так, как цокает лошадка на счет до пяти. Язык полностью прижимается к нёбу и резко отрывается от него. Затем поднимаем кончик языка наверх.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи как фактор, затрудняющий овладение грамотой
Правильное произношение является залогом успешного речевого развития ребенка. Особенно актуально формирование правильного речевого произношение в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит формирование основ грамматического строя речи, ребенок осваивает грамоту и учиться строить грамматически верные речевые конструкции. Если, при этом у него имеются проблемы с произношением отдельных звуков, то полноценное освоение им грамоты будет затруднительным.
Произношение ребенка формируется к трем годам. В зависимости от особенностей речевого развития оно может затянуться до четырех-пяти летнего возраста.
Однако, в развитии речи ребенка могут иметься определенные нарушения, связанные с его произносительной стороной. Они проявляются по –разному и зависят от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Формирование правильного произношения необходимо старшему дошкольнику по ряду причин:
- Взаимосвязь произношения и иных сторон речевого развития. Если имеются отклонения в произношении, то это стимулирует развитие отклонений в иных направлениях речевого развития ребенка.
- Подготовка к школе. Необходимо овладения азами грамматической стороны речи, которая неразрывно связана с произношением. Отклонения в произношении влияют на освоение основ грамматики языка и формирование способностей построения различных грамматических конструкций.
- Современные программы школьного обучения требуют достаточно высокого уровня дошкольной подготовки учащихся. Дети должны владеть основами чтения и письма, чтобы успевать по новым образовательным программам.
- На начальном этапе обучения ребенка в школе происходит продолжение освоения и развития речевых навыков. Для этого ребенок должен владеть лексическим запасом языка, звукопроизношением, грамматикой и фонематическими процессами.
- Формирование грамматического строя речи является сложным процессом, в реализации которого участвуют психические, физические и интеллектуальные процессы. Он требует наличия у ребенка особых навыков речи. Первостепенное значение здесь имеет произносительная сторона речи.
- Звукопроизношение лежит в основе формирования навыков чтения и грамотной устной и письменной речи.
Замечание 1
Таким образом, формирование правильного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста является острой необходимостью. От него зависит успешность и качество процесса обучения в начальной школе. Если произношение ребенка имеет какие-то отклонения, то необходимо своевременно предпринять коррекционные меры, чтобы к началу школьного обучения, оно не мешало формированию правильной устной и письменной речи ребенка.
Лечебные мероприятия и коррекция речевых нарушений
Лечебные мероприятия включают терапию заболевания, вызвавшего патологию речи, а также коррекционные занятия по исправлению речевого дефекта. При наличии патологии мозга (гипоксии, травм, ДЦП) назначают лекарственные препараты, улучшающие мозговой кровоток. Активно используют ноотропные средства: Пантогам, Кортексин и другие. Если у ребенка речевую функцию тормозит тяжелое хроническое заболевание, то врачи стараются снизить тяжесть болезни, уменьшить частоту рецидивов.
Помимо терапии основной болезни, ребенку назначают регулярные логопедические занятия. Они могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия позволяют научить пациента слушать и различать ошибки в словах других детей. Занятия проводятся как на дому, так и в школах, детских садах.
Главным направлением в терапии нарушения звукопроизношения считается индивидуальный подход к каждому пациенту. Другим аспектом коррекции является использование компенсаторных возможностей ребенка. Правильный подбор материалов для обучения также имеет большое значение во время занятий. Коррекция направлена не только на исправление речевых дефектов, но и на развитие интеллектуальных способностей детей.
Методы коррекционной работы
Специфический | Дидактический |
· Двигательно-кинестетический.
· Слухозрительно-кинестетический. |
· Наглядность.
· Словесность (с наглядностью и без). · Практика (игры). |
Двигательно-кинестетическая форма обучения помогает установить связь между работой артикуляционного аппарата и ощущением его. Зрительно-кинестетическая методика позволяет зрительно запомнить как работает функциональный артикуляционный аппарат при произношении того или иного звука, помогая при этом движениями руками.
Наглядность подразумевает применение картинок, книг, игрушек во время обучения, чтобы ребенок видел, как выглядит звук или слово. Словесный способ характеризуется использованием загадок, скороговорок, слов, предложений, песенок. Практические методики объединяют обучение и игры. Игровой способ коррекции подразумевает постановки сценок, сказок, использование намеренных ошибок в словах.
Занятия включают упражнения для артикуляционного аппарата, развития лингвистических навыков, тренировку дыхания и громкости голоса. Также логопеды стараются стимулировать речевую функцию мелкой моторикой и тренировкой координации. Активно проводят массажные движения пальцев рук, мимических мышц.
Во время обучения логопед старается автоматизировать звуки в речи ребенка при помощи повторения слогов, слов, предложений, словосочетаний. На занятиях пациент учится правильно ставить речь, пересказывать и представлять прочитанное или услышанное. Детей, умеющих писать, логопед обучает правильности написания слов.
При тяжелой дислалии длительность коррекции больше, чем при обычном нарушении звукопроизношения. Сначала обучают пациента различать неправильные звуки на слух, а затем исправляют дефекты. После постановки звуков их применяют в словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках.