Общение дошкольников со сверстниками

8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи

Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками

Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Эксперты:

Инна Александровна Мальцева

Любовь Быкова

Елена Владимировна Ушачёва

Контакты дошкольников со сверстниками

Контакты детей не могут быть стандартными и регламентированными. Дошкольники в собственных взаимоотношениях начинают использовать самые неожиданные действия. Их движения становятся более раскованными, менее нормированными. Они начинают прыгать, кривляться, принимать различные позы, передразнивать друг друга, придумывать разные слова, сочинять небылицы и т. д.

Общаясь со сверстниками, дошкольник может свободно проявлять собственные индивидуальные особенности. С течением возраста коммуникации детей в большей мере подчиняются общим принятым правилам поведения. Но до завершения дошкольного периода в качестве отличительной особенности детского общения выступает отсутствие регламентированности и появление раскованности.

В общении со сверстниками у дошкольника преобладают инициативные действия над ответственными поступками

Для детей более важно свое собственное действие (высказывание), пусть оно не всегда будет поддерживаться сверстниками. По этой причине диалог, как правило, распадается

Несогласованность коммуникативных действий способна порождать протесты, обиду, конфликтные столкновения.

Таким образом, состав и качество общения значительно меняется в период с 3 до 6-7 лет. Происходит модернизация содержания потребностей, мотивов и постепенное развитие соответствующих форм общения.

В возрасте с 3 до 4 лет преобладает эмоционально-практическое общение со сверстниками. Для него характерны следующие черты:

Интерес к другим детям;
Большое внимание к действиям сверстников;
Стремление привлечь внимание сверстников;
Желание показать сверстникам собственные достижения с целью получения ответной реакции.

В три года у дошкольника можно отметить появление особых игровых действий. Он предпочитает баловаться, соревноваться и играть вместе со своими одногодками. Для младшего дошкольного возраста характерно сохранение эмоционально-практического общения, но наряду с ним возникает ситуативное общение, при котором все зависит от конкретной обстановки взаимодействия.

Каждый дошкольник озабочен привлечением внимания к себе и получением эмоционального отклика сверстника или партнера по общению.

Ситуативно-деловое общение

В конце первого года жизни социальная ситуация слитнос-ти ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса — ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необхо-дима практическая помощь взрослого), и субъективно (по-скольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отно-шении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Общение ребенка со взрослым теряет свою непосредствен-ность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «…живет не вме-сте со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый стано-вится для ребенка не только источником внимания и добро-желательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных дей-ствий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма об-щения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотруд-ничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновремен-ная практическая деятельность вместе с ним, выполнение од-ного и того же дела

В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ре-бенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним

Достижения ребенка в предметной деятельности и призна-ние их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знамену-ется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая са-мостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?

Prostock-studio/Shutterstock.com

К сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.

Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.

Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.

Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».

В связи с этим:

  • говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;
  • рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;
  • обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.

Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:

Книги:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».
  2. Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».
  3. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
  4. Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
  5. Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  7. Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
  8. Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».
  9. Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
  10. Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».

Мультфильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Крошка Енот».
  2. «По дороге с облаками».
  3. «Кот Леопольд».
  4. «Чебурашка и Крокодил Гена».
  5. «Жил-был пес…».
  6. «Король Лев».
  7. «А что ты умеешь?».
  8. «Золотая антилопа».
  9. «Рио».
  10. «Рио 2».
  11. «Ледниковый период».
  12. «История игрушек».
  13. «Как приручить дракона».

Ищите все шедевры «Союзмультфильма» (золотая коллекция и новинки) на нашем портале!

Фильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Пеликан».
  2. «Дамбо».
  3. «Мой друг мистер Персиваль».
  4. «Освободите Вилли».
  5. «Восточный ветер».
  6. «Девочка и лисёнок.
  7. «Белль и Себастьян».
  8. «Миа и белый лев».
  9. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён».
  10. «Великан».
  11. «Сорванец»
  12. «Привет, Джули!».
  13. «Хористы».

А также:

по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам

Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;
учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите

Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;
создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.

2.2 Исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка с помощью методики «Кактус»

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Целью является исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Таблица 1. Результат методики «Кактус»

1.Астредшова Лидия:

у ребёнка прослеживается агрессия, стремление к лидерству. Дошкольник экстраверт, открыт для общения.

2.Белый Даниэль:

ребёнок не агрессивный, прослеживается неуверенность. Дошкольник интроверт. Стремится к одиночеству.

3.Бузо Влад:

у ребенка прослеживается стремление к лидерству, демонстративность, открытость, есть небольшая тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

4.Вербицкая Полина:

у ребёнка прослеживается импульсивность, женственность. А также проявляется эгоцентризм, стремление к лидерству. Ребёнок открыт для общения. Дошкольник экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

5.Галюк Ульяна:

прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите.

6.Гладышев Владимир:

прослеживается высокая степень агрессивности, эгоцентризм, стремление к лидерству. Открытость, есть тревожность. Дошкольник экстраверт.

7.Гранкина Анастасия:

прослеживается неуверенность, есть тревожность. Дошкольник интроверт. Очевидное стремление к домашней защите.

8.Дидова Алина:

выраженная агрессия. Стремление к лидерству, демонстративность, женственность, чувство семейной общности.

9.Дручинина Полина:

у ребёнка прослеживается агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству. Дошкольник интроверт, стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

10.Замурий Мария:

явно выпаженная агрессия, импульсивность, стремление к лидерству, открытость. Прослеживается тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.

11.Кирпичёв Иван:

ребёнок импульсивный, прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, открытость выражается в необычности формы. Дошкольник интроверт, стремление к одиночеству.

12.Клюкин Артём:

прослеживается стремление к лидерству, демонстративности, тревожности. Дошкольник интроверт, стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

13.Колмыков Артём:

у ребенка явно выраженная агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.

14.Кузнецов Дмитрий:

высокая степень агрессивности, эгоцентризма, стремление к лидерству. Дошкольник экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

15.Нестеренко Варвара:

прослеживается неуверенность, тревожность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

16.Новоженова Елизавета:

прослеживается неуверенность, демонстративность, тревожность, женственность. Ребёнок экстраверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

17.Потёмкин Тимур:

прослеживается эгоцентризм, стремление к лидерству, демонстративность, открытость, женственность. Дошкольник интроверт. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

18.Поляков Илья:

выраженная агрессия, неуверенность. Дошкольник интроверт

Стремление к одиночеству.

19.Сазонова Анна:

выраженная агрессия, стремление к лидерству, скрытность, осторожность. Прослеживается тревога. Дошкольник интроверт

Стремление к одиночеству

Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.

20.Сапронова Анастасия:

прослеживается неуверенность, открытость, женственность. Дошкольник интроверт. Стремление к одиночеству.

21.Сивак Дмитрий:

ребёнок агрессивный, проявляется зависимость, неуверенность, скрытность, осторожность, тревога. Дошкольник интроверт

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

22.Федосеева Яна:

ребёнок импульсивный. Прослеживается тревога, стремление к лидерству, женственность. Ребёнок экстраверт.

23.Хромых Никита:

прослеживается открытость, оптимизм -изображение «радостных» кактусов. Дошкольник интроверт потому что изобразил только один кактус.

24.Шамраева Елизавета:

Стремление к лидерству, открытость выражается в необычности форм, оптимизм, женственность. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности.

25.Шаранов Артём:

Ребёнок агрессивный, импульсивный, прослеживается неуверенность, демонстративность. Дошкольник экстраверт.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто»

Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны

Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна

Специфика общения дошкольников со сверстниками

В дошкольном возрасте в жизни ребёнка всё большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре — пять лет ребёнок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Общение со сверстниками отличает ряд специфических особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребёнок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает и жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые проявляются такие формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Столь широкий диапазон детских контактов определяется большим разнообразием коммуникативных задач, которые решаются в этом общении. Если взрослый остается для ребёнка до конца дошкольного возраста источником оценки, новой информации и образцом действия, то по отношению к сверстнику, уже в 3-4 года ребёнок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнёра, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра соответствующих действий.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребёнка наблюдается в 9 — 10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые эмоциональные различные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что, начиная с четырёхлетнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряжённости потребности в общении и меру устремлённости к партнёру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и сочиняют разные небылицы и т.д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребёнку проявить своё самобытное начало. Если взрослый несёт для ребёнка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создаёт условия для инди-видуальных, ненормированных свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей всё более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Ещё одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнёра существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Особенности общения дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками меняется качественным образом, если сравнивать его с общением в предыдущие годы. У дошкольника в возрасте с 4 — 5 лет общение со сверстниками, как правило, становится приоритетным. Дети более активно начинают общаться между собой в различных ситуациях (например, в процессе режимных моментов при осуществлении разной деятельности, включая игру, труд, занятия и др.).

Особенным образом происходит развитие общения дошкольника со сверстниками во время игровой деятельности. Совершенствующееся общение оказывает воздействие на характер игры и ее развитие. В этом процессе проявляется огромное разнообразие коллективных задач, включая:

  • Совместную игру;
  • Навязывание собственных образцов;
  • Управление деятельностью партнера и контроль ее выполнения;
  • Непрерывное сравнение с собой;
  • Оценивание актов поведения.

Наличие разных коммуникативных задач предполагает освоение соответствующих действий, таких как: требование, приказ, обман, жалоба, доказывание, спор и т. д. Общение со сверстниками у дошкольника очень эмоционально насыщено. Действия, которые адресованы сверстникам, аффективно направлены. Для них характерно в 9-10 раз больше экспрессивных и мимических проявлений, чем при общении со взрослыми людьми.

В дошкольном возрасте можно наблюдать огромное разнообразие эмоциональных состояний, начиная с яростного негодования, гнева и бурной радости и заканчивая нежностью и сочувствием. Дошкольники одобряют ровесников чаще, чем взрослых людей, хотя нередко вступают с ними в конфликты.

Заключение

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы постарались ответить на некоторые вопросы, которые наиболее часто волнуют родителей маленьких детей. Конечно, мы не смогли осветить все проблемы, связанные с воспитанием. Жизнь бесконечно разнообразна, и ни одна книга не в состоянии вместить множество проблем, связанных с отношениями детей и взрослых. И все-таки мы надеемся, что наши советы и ответы помогут вам лучше понять своих маленьких детей и наладить с ними правильные отношения.

В заключение хотелось бы дать еще один, пожалуй, главный совет. Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы хотите его видеть. Такого никогда не бывает. Дети всегда идут своим путем. В этом главная тяжесть родительской доли. Конечно, приятно мечтать о послушном, умном, добром и уважающем старших ангелочке, который с восторгом впитывает и выполняет родительские наставления. Но разница между мечтой и реальностью всегда велика. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен (или мог бы) быть, и внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить. При этом не забывайте, что раздражение, обида и разочарование, которые всегда являются следствием неоправданных ожиданий,— самый неэффективный и опасный метод воздействия на человека в любом возрасте.

Не слишком вините себя за то, что не смогли добиться желанного результата. Результат воспитания нельзя запрограммировать. От родителей зависит многое, но не все. Трудности и проблемы, связанные с воспитанием детей, объективны. И в то же время они преходящи.

Представьте, что когда-нибудь ваш упрямый, ленивый, дерзкий ребенок превратится в ответственного, трудолюбивого гражданина, у которого будет один главный источник огорчений и разочарований — его собственный упрямый и невоспитанный сын или дочь. Может быть, вам станет легче…

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. — М., 1996.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте// Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1983.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. — М., 1986.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М.; Воронеж, 1997.

Мухина B.C. Психология дошкольника.- М., 1975.

Психология личности и деятельности дошкольника. — М., 1965.

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. — М., 1997.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.; Воронеж, 1998.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

Эльконин Д.Б. Избр. психолог. труды.- М., 1997.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: