Как стать более любознательным и развить в себе открытый интерес

5 элементов, которые помогут развить в вашем ребёнке любознательность

Способность адаптироваться к новым условиям

Вот почему важно уметь адаптироваться и, при необходимости, уметь пересматривать свою стратегию и курс действий. Традиционно, наш подход к образованию и работе был разработан для выполнения рутинных и постоянных процедур

Мы научились делать что-то один раз, а потом делали это снова и снова. Обучение означало привыкание и дальнейшее развитие заключалось в выполнение заданного алгоритма просто с большей эффективностью

Традиционно, наш подход к образованию и работе был разработан для выполнения рутинных и постоянных процедур. Мы научились делать что-то один раз, а потом делали это снова и снова. Обучение означало привыкание и дальнейшее развитие заключалось в выполнение заданного алгоритма просто с большей эффективностью.

В постиндустриальную эпоху влияние технологий означает, что мы должны быть гибкими и приспосабливаться к динамичной ситуации, многочисленным изменениям и зачастую непредсказуемым последствиям различных нарушений. Весьма вероятно, что работа, которую сегодня выполняют многие люди, изменится или может вообще не существовать в будущем. Необходимо предоставить учащимся возможность найти свой собственный, альтернативный путь. Здесь важен не только конечный результат, но и процесс достижения цели.

В настоящее время, чтобы добиться успеха, устроиться на работу и полноценно реализовать профессиональную карьеру необходимо уметь учиться. Это означает, что в условиях быстро меняющихся задач и алгоритмов их выполнения надо не зацикливаться на уже полученных знаниях, а учиться дальше. Необходимо мыслить гибко, уметь адаптироваться и использовать различные инструменты для решения проблем.

Почему любопытство так полезно?

Конечно, дети любопытны от природы: с малых лет они трогают, пробуют, хватают и грызут все, что видят. Однако без помощи взрослых понять мир им намного сложнее. Когда ребенок исследует что-то новое, в его головном мозге выделяется дофамин — гормон удовольствия и мотивации. Чем больше открытий совершает ребенок, тем больше ему хочется узнавать.Побуждайте детей продолжать знакомство с окружающим миром и интересоваться самыми разными вещами. Чем больше ребенок будет узнавать сам, тем лучше. Когда он столкнется с трудностями во время дальнейшей учебы, он воспримет их как возможности, а не препятствия. 

Советы: как развивать в детях любознательность

Позволяйте ребенку задавать как можно больше вопросов

Известный индийский педагог Сугата Митра считает, что обучение начинается с вопроса. Если ребенку любопытно что-то узнать, он начинает спрашивать. Постарайтесь не отмахиваться от детей в этот момент, даже если вы устали, и у вас много дел. Дайте краткий и четкий ответ, а если у вас его нет, исследуйте вопрос вместе. Потратив несколько минут, вы сделаете очень много для развития ребенка. 

Дайте детям шанс получать опыт на практике

Сделайте все возможное для создания экспериментальной среды, в которой дети смогут познавать новое. Пусть они лепят, рисуют, трогают, изучают, творят. Если вы не хотите, чтобы они занимались этим дома, отводите их в студию творчества или обустройте уголок во дворе/саду. Дети будут счастливы! =)

Разрешайте ребенку делать то, что интересно ему

Возможно, в детстве вы хотели стать художником, а ребенок обожает футбол или готов часами наблюдать за муравейником во дворе? Позвольте ему делать то, что ему нравится. Именно его интересы мотивируют ребенка исследовать мир и совершать собственные открытия. 

Не спешите спасать ребенка

Если у него возникли сложности, не торопитесь. Дайте ребенку время во всем разобраться самому. Дети всегда найдут выход в сложившейся ситуации, и, скорее всего, их вариант будет намного креативнее и инновационнее, чем традиционное решение! =) 

Придумывайте игры и читайте книги с открытым финалом

Пусть ребенок сам решает, чем закончится игра, что построить из кубиков, и какую фигуру собрать из деталей конструктора.

Если вы найдете книги с открытым финалом или несколькими вариантами сюжета, это будет просто замечательно для фантазии маленького любознательного человечка. 

Дайте ему выбрать

Сообщите ребенку, что без него вам не справиться! Спрашивайте у него, какого цвета купить салфетки, и что приготовить на ужин. Пусть его решения будут не так важны в глобальном масштабе, но ребенок однозначно почувствует себя значимым и захочет выбирать еще и еще. 

Посещайте мастер-классы

Сейчас в каждом городе открывается все больше досуговых центров, где ребенок может открывать для себя новое и познавать мир. Очень часто детские мастер-классы проводятся совершенно бесплатно: нужна лишь предварительная запись. 

Ходите в музеи, зоопарки и на выставки

Совместные походы в интересные места откроют ребенку много нового и грандиозно расширят горизонты его познаний. 

Позвольте детям учиться на ошибках

Вы не сможете уберечь ребенка от всех опасностей. Разрешите им пробовать новое, даже если вы боитесь за него. Всегда можно подстраховать ребенка, если он, например, решил залезть на дерево. 

Дома максимально позаботьтесь о безопасности ребенка, убрав подальше все хрупкие и острые вещи.

Используйте любые возможности

Вы всегда можете разжечь его любопытство по дороге в школу или в машине. Не забывайте, что мир полон чудес, о которых детям хочется узнать!

Как понять, в чём талантлив ребёнок

Талант — это не данность, а скорее совокупность нескольких факторов:

  • интерес,
  • темперамент,
  • стремление практиковаться.

При этом интерес и осознанное желание развить тот или иной навык играют главную роль в достижении успеха.

Если ребёнок хочет заниматься чем-то, то его искренний интерес может компенсировать недостаток каких-то природных данных. Задача родителей — поддержать желание ребёнка развиваться в выбранном направлении.

«Кэрол Дуэк, профессор Стэнфорда, считает, что изначальный уровень интеллекта и таланта — это только стартовая точка. Мы должны давать детям понять, что они талантливые, что они способные: „Да, сейчас у тебя получается не идеально, но продолжай стараться, развивай свои способности, и ты обязательно добьёшься хорошего результата!“»

Попробуйте выполнить такое задание: напишите 10 талантов своего ребёнка. Обычно родителям несложно назвать четыре-пять талантов своих детей, а вот больше — уже труднее. Это происходит потому, что родители обычно замечают явные, яркие и понятные способности детей: хорошо рисует, успешен в математике, здорово поёт, блестяще играет в хоккей.

Часто талантом могут быть и совсем обычные вещи. Например, ребёнок отлично умеет поддерживать порядок в комнате и ему нравится систематизировать игрушки. Или он остроумно шутит, или дружелюбный, или умеет видеть красоту.

Могут быть и такие таланты, проявления которых раздражают родителей: всё время суёт везде нос, слишком активный или, наоборот, слишком медлительный, фантастический лентяй

Здесь важно понять, почему это так задевает вас и что движет ребёнком, а также как это поведение проявляет его сильные стороны:

  • Чрезмерное любопытство — это признак развитого стремления к познанию. Такие дети могут обладать энциклопедическими знаниями и сделать научную, журналистскую или инженерную карьеру благодаря пытливому уму.
  • Чрезмерная активность — это качество скрытого лидера. Такой ребёнок может ярко проявить себя, например взяв руководство школьной командой КВН, а в будущем — пойти в политику или спорт.
  • Лентяй может не хотеть ничего делать, потому что хорошо осознаёт свои интересы и границы своих возможностей, слышит себя и понимает, что устал и надо отдохнуть. Возможно, у него развиты способности к самопознанию — а это может быть предпосылкой к успешной карьере психолога или актёра.

Сотрудничество в разных группах и лидерство

Технология сети интернет позволила работать и сотрудничать без обозначения географических границ. Многонациональные корпорации и организации работают сообща в различных офисах по всему миру.

Однако сотрудничество с использованием технологий зачастую является отдаленным, наша молодежь должна быть готова к этому из разных стран, культур и окружающих сред. В учебных заведениях 21 века должны не только учить использованию цифровых инструментов для общения, но и поддерживать толерантность, содействовать межкультурному взаимопониманию и уважению.

Групповая работа — это ключ. Студентам нужна возможность работать вместе, рассуждать и давать обратную связь. В этих условиях командное лидерство больше не сводится к указкам сверху, а скорее к влиянию, убеждению, поиску консенсуса. Школы не учат тому, как быть лидером, хотя эта компетенция является одной из самых желанных для работодателей.

Сотрудничество включает в себя:

  • ролевую делегацию, работу в командах;
  • синтезирование разных точек зрения, поиск компромисса и достижение группового консенсуса;
  • обучение других, ведение переговоров, слушание, общение и построение коллективного и коллективного сообщества (рабочих групп).

Лидерство включает в себя:

  1. Умение руководить, учить, показывать направление другим.
  2. Использовать личные умения, чтобы оказать положительное влияние на других.
  3. Облегчать постановку целей (краткосрочных и долгосрочных).
  4. Работать вместе для достижения целей.
  5. Создавать дружественную, уважительную обстановку.
  6. Действовать этично.

Оценка и анализ информации

Мы сейчас живем в 21 веке — веке изобилия информации

Поэтому для студентов очень важно знать, как получить к ней доступ, соответствующей их потребностям, и как ее анализировать. В то время как возможности получить нужные данные значительно увеличились, существует также много помех, шума и дезинформации

Во время навигации в цифровом мире очень немногих студентов научили распознавать источник на предмет надежности и ценности информации, к которой они получают доступ. В эпоху многих фальшивых сообщений активный и информированный гражданин должен быть в состоянии оценить правдивость информации, поступающей из разных источников.

Кроме того, база знаний постоянно развивается и меняется быстрее, чем когда-либо прежде. Важные сегодня факты могут завтра полностью устареть и потерять свое значение

Важно быть в курсе и иметь возможность выбирать их

Интересная подборка навыков, необходимых для человека будущего представлена в видео.

Новые потребности нового поколения

В современную цифровую эпоху «интернет-поколение» для удовлетворения насущных потребностей активно использует сеть

  • чтобы дружить и заводить контакты,
  • искать ответы, информацию и данные, которые нужны,
  • развивать свои интересы через сеть,
  • учиться самостоятельно и выражать свои мысли.

Повсеместный и всесторонний доступ к сети и новым технологиям оказывает решающее влияние на мышление и действия современных школьников. Интернет является естественной средой для них. Тем не менее, школьная система по-прежнему прочно укоренилась в парадигмах и методах обучения XIX и XX веков. Это не соответствует миру 21-го века, в котором действуют самые молодые поколения. В школах мы все еще учим запоминать гораздо чаще, чем думать, а в 21 веке просто запоминание уже не приведет к положительным результатам.

Исследуя сектор образования и проведя анализ развития профессий и специализации на будущие десятилетия, определяются семь основных навыков без которых не обойтись в 21 веке. Они необходимы молодым людям, чтобы максимально использовать свой потенциал. Ученые выделили основные навыки людей будущего, которые надо развивать у молодых людей.

А еще?

Читайте книги. Чтение книг – это отличный способ заинтересовать ребенка наукой. Книги могут рассказывать о различных научных явлениях, таких как гравитация, электричество, химия и т.д. Подберите книги, которые соответствуют возрасту ребенка и которые будут интересны для него.

Смотрите фильмы и передачи. Фильмы и передачи также могут заинтересовать ребенка наукой, особенно если они содержат научные факты и эксперименты. Например, можно посмотреть фильмы про космос, где показаны различные космические объекты и явления, или передачи про науку, которые рассказывают о последних открытиях.

Играйте в игры. Игры могут помочь ребенку заинтересоваться наукой. Например, игра “Эрудит” может помочь ребенку узнать о различных науках, а игра “Монополия” может научить его финансовой грамотности и основам экономики.

Посещайте музеи и выставки. Музеи и выставки могут быть отличным способом заинтересовать ребенка наукой. Они могут рассказать о различных научных объектах и явлениях, а также показать их в действии.

Участвуйте в научных проектах. Участие в научных проектах может помочь ребенку понять науку на практике. Например, он может участвовать в создании робота или модели самолета. Это поможет ему понять, как работают различные механизмы и как их можно использовать.

Критическое мышление

Сегодняшний рабочий процесс организован совсем не так, как это было несколько лет назад. Мы видим разнообразные междисциплинарные команды, работающие над конкретными, очень сложными задачами, в отличие от индивидуальной и повторяющейся работы, основанной на известных и стандартных процедурах. Ваш менеджер не имеет и не знает всех ответов и решений. Как работник, вы должны думать и находить их.

Давление со стороны конкурентов и быстро меняющиеся рыночные условия затрудняют постоянный поиск инноваций. Это заставляет переосмысливать текущие решения, изобретать и предлагать что-то совершенно нестандартное. Компании ищут людей, которые готовы принять новые вызовы. Они требуют, чтобы сотрудники стали экспертами, думая о том, как постоянно улучшать продукты, процессы и услуги.

Инновация требует творческого гения. Этот набор навыков закладывает основу для прогресса и развития. Критическое мышление требует умения:

  1. Выбрать и принять решение.
  2. Видеть связи между разными вещами.
  3. Определять круг вопросов.
  4. Разъяснять то, что не понятно.
  5. Анализировать данные и информацию.
  6. Синтезировать, объединять множества различных элементов в одно целое.
  7. Сравнивать и противопоставлять рассуждения

Как развить здоровую самооценку у ребёнка

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих возможностей, качеств и положения среди других людей. Существует общая и частная самооценка. Общая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. А частная — это мнение человека о своих успехах в разных видах деятельности.

Самооценка ребёнка складывается из обратной связи, которую он получает от окружающих.

Одна из частых родительских ошибок — это навешивание ярлыков, то есть стремление по каким-то отдельным качествам и поступкам судить о личности и будущем ребёнка. Часто мы делаем это неосознанно. Стремимся дать ребёнку обратную связь, но не умеем сделать это правильно, и получается что-то вроде: «Мда, ты для спорта явно не создан», «Ты в математике не преуспеешь, у тебя совсем другие сильные стороны».

Ярлыки бывают не только негативными. Иногда родители стремятся «развить самооценку» своего ребёнка, давая ему слишком позитивную обратную связь: «Ты прирождённая балерина», «У тебя же такой слух, просто идеальный для скрипки», «У тебя невероятный талант». Это тоже вредно, потому что такие слова создают у ребёнка неадекватное представление о себе. В будущем, попав в коллектив других ребят, он может испытать большое разочарование.

«„Семейные“ профессии — когда в семье сформировалась династия, например врачей или юристов, — это тоже своего рода ярлык. Родители ждут, что ребёнок пойдёт по их стопам, а у него совсем нет тяги к этой сфере. Давление родственников будет мешать ребёнку выбирать деятельность по душе и тормозить развитие его способностей. И даже может привести к негативным последствиям: чувствуя давление со стороны семьи, ребёнок начнёт закрываться и может проявлять агрессию в ответ на принуждение».

Главный способ развивать в ребёнке здоровую самооценку — давать адекватную, информативную обратную связь на его действия.

Неправильная обратная связь, которая ухудшит самооценку

  • концентрируется на негативном;
  • описывает личность ребёнка, а не его действия;
  • может содержать обесценивание стараний ребёнка;
  • неинформативна: не понятно, что именно не получилось и как исправить ситуацию.

Пример неправильной обратной связи: «Ты вообще не стараешься! Никогда не можешь сделать нормально! Ну почему ты такой бестолковый!»

Правильная обратная связь, которая формирует стабильную самооценку и поможет ребёнку адекватно оценить свои сильные и слабые стороны

  • концентрируется на успехах;
  • описывает действия, а не личность;
  • признаёт старания ребёнка, даже если успех пока минимальный;
  • признаёт неудачи, но не катастрофизирует их;
  • информативна: ищет, как можно исправить, как в следующий раз сделать лучше.

Примеры правильной обратной связи: «У тебя сегодня получается гораздо лучше, чем раньше!», «Я очень рада, что на этой контрольной ты решил четыре примера, в прошлый раз было три. Как тебе? Ты доволен результатом?», «Если нужна моя помощь, скажи, как тебе помочь?», «Согласна, неприятно получить плохую отметку. Что думаешь, как можно решить эту проблему?».

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивать действия ребёнка, а не его личность;
  • отмечать то, что действительно получается;
  • замечать, если у ребёнка есть свой стиль, свои особенности (решил задачу необычным способом, рисует необычные образы);
  • учить сравнивать себя только с собой вчерашним, а не с кем-то другим.

Эффективное общение — письменное и устное

Хотя, по словам работодателей, общение через технологии проще, чем в прошлом, многим молодым людям трудно общаться как в письменной, так и в устной форме. Им не хватает вербальных навыков, правильного письма, умения делать презентации. Часто возникают трудности с ясностью и краткостью выражения

Не хватает способности концентрироваться и фокусировать внимание, умения эффективно и доходчиво сообщать свои мысли, выводы и точки зрения

Предприниматель и миллиардер Ричард Брэнсон однажды сказал, что «Коммуникация — самый важный навык, который может иметь любой лидер». Эффективное общение открывает путь ко многим возможностям. Это навык, которому можно научиться, но школы часто этого не делают. В процессе найма, помимо образования и опыта, способность «формулировать свои мысли» является одним из важных критериев, часто определяющих занятость.

Эффективное и действенное общение включает в себя такие способности:

  1. Специфику и четкость выражения во всех формах общения.
  2. Определение цели общения. Что вы хотите донести до получателей сообщения.
  3. Выражение собственных мыслей.
  4. Убедительность, когда это уместно и необходимо.
  5. Использование понятного словаря — без сленга, непонятных отраслевых сокращений и т. д.
  6. Уметь формулировать идеи.
  7. Уметь общаться один на один, а не только «в режиме онлайн» с помощью электронной почты, смс и т. д.
  8. Делать презентации, перевод и публикации контента.
  9. Эффективно использовать СМИ и доступные формы общения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: