Что такое изложение — виды, основные правила и требования к написанию

Как научить ребёнка писать изложение

Работа над изложением в классе

Для каждого возраста учащихся и вида изложения характерны свои особенности. Вместе с тем существует алгоритм, который можно применять в каждом классе при любом пересказе текста — сжатом, подробном или творческом. 

Можно выделить три основных этапа работы над изложением:

1. Подготовительная беседа. 

Во время нее ученики вместе с учителем знакомятся с текстом, обсуждают его тему, выписывают и характеризуют заголовок. На этом этапе педагог разъясняет незнакомые слова, уточняет факты и имена собственные, вместе с детьми обозначает замысел автора. Во время обсуждения школьники могут делать пометки в черновике.

2. План изложения. 

Во время этого этапа нужно определить структуру текста. Если он большой, назвать его части: при повествовании — завязка, развитие события, кульминация и развязка; при рассуждении — тезис, аргументы и выводы; при описании — точность характеристик. Затем следует обозначить мини-тему каждой части, ее содержание, придумать свой заголовок. Название каждой части станет отдельным пунктом плана. 

Можно обсудить с детьми, какая идея заложена в каждой части; попросить школьников проследить связи между частями. Все тезисы и подзаголовки лучше записывать в черновик.

3. Проверка содержания и редактирование. 

Школьники просматривают свои записи в черновике и редактируют их: выстраивает логику изложения, проверяет факты и правильность написания сложных слов, устраняет повторы. 

При следующем чтении текста ученик ищет и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки. После этого ребенок пишет итоговый вариант текста на чистовик.

План обучения

Данный алгоритм действий подойдет детям, которые ходят во 2 класс и старше.

  1. Выберите интересный текст, с учетом предпочтений вашего ребенка.
  2. Подберите правильную обстановку, обязательно, чтобы малыш был в хорошем настроении.
  3. Прочтите ребенку подобранный материал. Не забывайте хорошо выговаривать слова.
  4. Разъясните своему сыну или дочери, что во время того, как вы читаете ему произведение, необходимо записывать ключевые слова, а именно те, по которым он потом сможет построить свой пересказ.
  5. Оцените, как ребенок справился с заданием. Объясните, что было сделано неправильно, в чем его ошибки. Дополните недостающие словосочетания.
  6. Составляйте план написания работы.
  7. Пусть попробует устно воспроизвести услышанное. При необходимости, мама может помочь.
  8. Предложите малышу написать изложение по подготовленному плану.
  9. Оцените результаты ребенка, но за промахи не ругайте его, объясните, в чем его ошибки.

Виды изложения

Изложения бывают нескольких видов

Но прежде, чем перейти к этому вопросу, важно обозначить, какие существуют типы текстов вообще.

Повествование

Этот вид текста представляет собой последовательный пересказ каких-либо событий. Грубо говоря, повествование является рассказом, в котором присутствует сюжет и события логически следуют одно за другим. 

С точки зрения построения, этот тип текста является самым простым, и именно их учителя берут в качестве первого опыта написания как изложений, так и сочинений.

Описание

В этих текстах упор автора идет на то, чтобы дать словесный портрет какого-либо человека, описать пейзаж, явление и тому подобное. В развитии детей изложения-описания являются следующим после повествования шагом. 

Если в случае с повествованием не составляет особого труда по памяти воспроизвести ход событий, то у описаний структура несколько свободнее. Кроме того, тексты-описания насыщены различными эпитетами, что затрудняет запоминание.

Рассуждение

Самый непростой вид текстов, в том числе для изложений

Здесь важно обратить внимание, как автор выдвигает суждение и, подкрепляя свое мнение примерами, доказывает его и делает вывод. Этим рассуждение сильно отличается от других типов текста. 

Сложность составляет определение учащимся главной мысли автора. Кроме того, в текстах-рассуждениях очень много риторических размышлений, различных умозаключений, сравнений. Такие тексты пишут ученики старших классов.

Итак, по форме текста изложения можно поделить на изложения-повествования, изложения-описания и изложения-рассуждения. При этом редко текст представляет собой чистую форму того или иного типа. Обычно это синтез двух, а то и сразу трех форм, например, повествование с элементами описания и рассуждения.

По размеру конечного результата изложения также делят на следующие виды:

  • подробное – то есть максимально приближенное к исходному тексту с сохранением характерного стиля автора;

  • краткое – здесь задачей учащегося является передача только главного смысла рассказа;

  • выборочное – изложение только заданного учителем фрагмента.

Можно ли научиться писать изложение

Научиться можно всему, было бы желание. Здесь нужно желание не только малыша, но и его родителей. Им надо запастись терпением, свободным временем и хорошим настроением. И приступать к процессу как правильно научить писать изложение ребенка. Начинать надо с самого раннего детства. Читайте ему сказки, рассказы, басни, стихи. Рассматривайте иллюстрации, картинки в книгах. После чтения, попросите ребенка пересказать сюжет услышанной истории. После просмотра картинок, опишите вместе с ним увиденное. В момент пересказа у ребенка тренируется слуховая и зрительная память. Он учится запоминать и излагать содержание текста, описывать изображение рисунков.

В возрасте постарше, когда ребенок умеет читать сам, усложните задание. Пусть он самостоятельно прочитает текст и перескажет его. Начинайте с коротких произведений, постепенно увеличивая объем прочитанного.

Когда ребенок научится писать, начинается следующий этап обучения. Теперь прослушанный текст ему нужно написать. Это немного сложнее, чем просто рассказать.

Как научить ребенка писать изложение, правильно

В школе есть определенная методика как правильно научить писать изложение. Учитель на уроке два раза зачитывает текст. Сначала медленно, с интонациями, остановками на знаках препинания. Второй раз читает более бегло. В процессе чтения учителем текста, школьники отмечают важные моменты произведения и записывают их в черновик. Затем составляют план изложения. После этого начинают писать пересказ текста, излагают его своими словами, следуя пунктам плана и пользуясь записями из черновика. Таким методом можно пользоваться и дома. Начинайте с небольших, коротких текстов. Читайте большее количество раз. Ключевые моменты сюжета отмечайте вместе с ребенком. Попробуйте составить план изложения. После этого ребенок начинает писать пересказ. Если не получится с первого раза, не отчаивайтесь. Отдохните вместе с малышом, отвлекитесь на игры. И через некоторое время начните сначала. Написание изложение не должно быть для ребенка трудной задачей. Надо из этого процесса сделать увлекательное занятие. Можно писать вместе с ним, потом сравнить у кого получилось интересней и подробней пересказать историю. Обсудить какие моменты он запомнил, почему именно они его заинтересовали.

Если совсем ничего не получается, не может ребенок написать изложение. Ему трудно вспомнить о чем произведение, не знает с чего начать

Надо тренировать память и внимание. Играйте с ним в игры, развивающие память

Много читайте вместе. После каждого прочтения пусть ребенок рассказывает все что запомнил. Учите с ним стихи, басни. Тренируйте с помощью специальных упражнений на внимание зрительную память. И тогда проблемы как ребенка научить писать изложение не возникнет. Для него это будет несложно. Повторение — мать учения, не забывайте старую добрую пословицу. Чем больше времени вы уделяете занятиям, тем быстрее и легче ребенок научится выражать свои мысли на бумаге.

Этапы работы над изложением

При работе над изложением в младшей и средней школе важно соблюдать следующие этапы. ‍

Учителю:

  1. Прочитать текст для учеников или включить аудиозапись.
  2. Поговорить о содержании текста, чтобы выяснить понимание смысла.
  3. Ещё раз прочитать текст или включить аудиозапись, если дети старше 7-го класса, или ещё дважды, если учатся в 5–6-х классах.

На мой взгляд, целесообразно с младших классов приучать к самопроверке с использованием орфографического словаря. Так дети подготовятся к этому виду работы на предстоящем экзамене в 9-м классе.

Детям:

  1. Составить план. Поделить текст на смысловые части так, чтобы одна мысль соответствовала одному пункту. При этом план может быть как развёрнутым, когда один пункт содержит подпункты, так и кратким.
  2. Озаглавить, то есть поработать с основной мыслью.
  3. Провести словарно-орфографическую работу. Стоит записать непонятные слова, чтобы учитель объяснил их значение. А в орфографическом словаре можно найти правильное написание.
  4. Пересказать по плану. Посмотреть на темы, рассказать текст про себя, чтобы получились связные абзацы.
  5. Написать текст изложения. Сначала лучше на черновик.
  6. Проверить себя.

Развитие речи и изложение

Определение 1

Изложение – это тип письменной проверочной работы, направленный на пересказ, краткую или подробную передачу основного содержания исходного текста.

Замечание 1

Развитие речи – одна из основных задач начального обучения родному языку, так как речь является основой любой умственной деятельности, средством коммуникации.

Важная роль в развитии письменной речи отводится изложениям. В узком смысле слова под изложением понимают прием развития связной письменной речи учеников, умения логически и грамматически правильно, не искажая передать чужую речь, понимать своеобразие письма и излагать его содержание. В широком смысле изложением называют передачу содержания увиденного фильма, прочитанного произведения, смысла беседы с друзьями и пр.

Основа изложения – подражание образцу. В связи с этим, изложениям отводится важная роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учеников. Изложение учит детей выделению главного и второстепенного в тексте, нахождению нужных доказательств, целесообразному использованию имеющегося запаса слов, продуманному применению знаний по грамматике.

Изложения могут быть по текстам повествовательным, с развернутым описанием чего-либо, портретной характеристикой человека, а также текст-рассуждение.

Изложения по своей цели могут быть контрольными и обучающими, по объему – подробными, близкими к исходному тексту и сжатыми. Также выделяют выборочные изложения, осложненные дополнительными заданиями разного типа.

Работа над изложением должна быть нацелена на решение воспитательных задач, необходимо чтобы содержание излагаемого текста влияло на ум и чувства учеников, формировало у них эстетические и нравственные представления, воспитывало культуру умственной деятельности.

Изложение: понятие, виды и функции

Определение 1

Изложение является одним из видов работ, нацеленных на развитие связной речи. В его основе лежит умение последовательно излагать содержание какого-либо текста в соответствии с коммуникативной задачей.

Речевое развитие — основная задача и конечная цель обучения языку. Развитие речевых навыков включает несколько аспектов:

  1. Собственно речевой, связанный с достаточным уровнем овладения языковым материалом, позволяющий использовать его для создания высказываний в разных ситуациях общения.
  2. Коммуникативный аспект, ориентированный на применение полученных языковых знаний на практике.

Изложение как разновидность речевых упражнений отличается следующими особенностями, которые показывают сложность и многообразие речевых задач, стоящих перед учеником:

  1. Репродуктивный характер: задача ученика – воспроизвести содержание исходного текста.
  2. Использование приемов трансформации исходного текста путем его сжатия, выборочного воспроизведения, изменения грамматических параметров.

Для реализации этих задач используются следующие типы (разновидности) изложения:

  1. По основной форме речи: устное и письменное.
  2. По характеру воспроизведения исходного текста: подробное (с отражением всех деталей и особенностей авторского языка); сжатое (передает содержание основных микротем текста).
  3. По изменению грамматических параметров текста-источника: без изменений исходных грамматических характеристик / с изменением лица, временных форм глаголов.
  4. По степени осложнения дополнительным материалом: без дополнительных заданий / изложения, включающие творческие или грамматические задания по тексту.
  5. По цели проведения: обучающее и контрольное.

Изложение в системе речевой деятельности играет очень важную роль, а именно:

помогает эффективнее пополнять активный словарь ребенка;
дает ему готовые образцы использования различных синтаксических конструкций;
развивает навыки редактирования и корректуры текстов;
учит логично выстраивать высказывание, осуществлять отбор и расположение языковых средств с учетом коммуникативного задания;
формирует внимание к индивидуальному стилю автора, особенностям его речи;
способствует накоплению базы синонимов (как словарной, так и грамматической);
тренирует память и логические мышление, приучает к критическому осмыслению текста, развивает умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Приёмы для написания изложения

В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложений в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «По каким-то причинам она опоздала на первый урок» легко объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».

Изложение и его типы

Изложение является таким видом работы, при котором ребенок пересказывает услышанный материал в письменной форме.

Различают такие виды:

  • творческое – ребенок проявляет фантазию и придумывает концовку;
  • сжатое – пересказываются все основные детали, упоминаются ключевые слова;
  • выборочное – передается основная суть услышанного произведения или пересказывается материал по заданному направлению;
  • подробное – максимальная приближенность к услышанному тексту, пересказ с учетом всех деталей.

Работы оцениваются с учетом следующих моментов:

  • соблюдение последовательности в пересказе;
  • отсутствие видимых искажений;
  • стилистическое, а также грамматическое оформление;
  • отсутствие или наличие орфографических ошибок.

Как оценивают изложение

Изложение оценивают с двух сторон: с точки зрения содержания и грамотности.

В оценку содержания входят умения:

  • передать основную мысль текста;
  • сохранить все микротемы;
  • делить текст на абзацы.

А ещё важна фактическая грамотность: она проверяет, не добавил ли ребёнок что-то от себя. В оценку грамотности входят орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

<<Параграф c цитатой>>

В 8–9-х классах рекомендуют оценивать изложение максимально приближённо к критериям ОГЭ по ИК (изложения критериям).

ИК1 — передача микротем:

  • 2 балла, если ученик точно передал основное содержание текста и отразил все важные микротемы;
  • 1 балл, если упустил или добавил одну микротему;
  • 0 баллов, если упустил или добавил более одной микротемы.

Неточно понятая микротема — это знак, что часть главного содержания исходного текста осталась для учащегося недоступной. При этом фактические ошибки, которые не исказили текст, не учитываются.

ИК2 — сжатие текста:

  • 3 балла, если ученик применил хотя бы один приём сжатия всех микротем;
  • 2 балла, если сжал только две микротемы;
  • 1 балл, если сжал только одну микротему;
  • 0 баллов, если не применил приёмы сжатия текста, то есть написал подробное изложение.

Здесь нужно понимать разницу между первым и вторым критерием. Иногда ученик может сохранить только часть микротемы, упустив важную мысль. В таком случае он получит балл по первому критерию, но будет «наказан» по второму, так как он сильно сократил текст (пережал).

Как писать сжатое изложение

Простое письменное изложение, правила написания которого мы рассмотрели выше, отличается от сжатого тем, что краткое изложение не терпит полного описания всех происходящих событий в отрывке текста. Для того чтобы получить наивысший балл за краткое изложение, необходимо применить способы сжатия текста.

Далее следуйте действиям в памятке:

В ходе первого прослушивания отрывка предельно внимательно обращайте внимание на отличительные детали каждого из абзацев. Ассоциируйте менее запоминающие предложения и мысли картинками

Ассоциативное мышление гораздо быстрее поможет вспомнить написанное. Определите микротемы каждого абзаца, так будет проще вспомнить не только о чем был отрывок, но и главную идею, которую хотел передать автор. Как правило, выделяется после первого прочтения текста. Рядом с определенными микротемами напишите слова-опоры, которые сориентируют вас и помогут правильно изложить мысли. Определите стиль и тип произведения. Второе прочтение дает возможность зафиксировать впечатления и подкорректировать микротемы. На этом этапе определитесь с количеством абзацев. Приступайте к написанию работы.

Важно! Начинать стоит с написания абзацев по раздельности, а уже после соединять их вместе. Так ученику будет проще заметить ошибки и исправить до сдачи работы преподавателю

В ходе сжатия не допустите искажения смысла. Несмотря на то, что применяются принципы исключения и замещения, логическая структура мыслей автора в вашей работе не должна быть нарушена.

Как начать пересказ, зависит от индивидуальности текста. Главное, не потеряйте основную мысль и не начните писать сочинение. В качестве слов-связок можно использовать: из этого следует, вот. Допускается использование вводных слов и всех конструкций, которые есть в русском языке. Ваша задача – излагать мысль, не отступая от смысла, передавая главную идею автора, при этом не допуская ошибок, как при написании слов, так и при расстановке знаков препинания.

Пример того, как писать изложение

Как научиться писать изложение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: