2.1. Содержание исследования
Нами было проведено исследование грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития на базе одной из специализированных школ. В эксперименте приняли участие 12 учеников 3 класса.
В эксперименте было использовано 2 методики: комплексная методика для экспресс – диагностики устной речи и психолингвистический метод исследования детской речи Л.В. Яссман.
Рассмотрим эти методики подробнее.
-
- Методика для экспресс – диагностики устной речи.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Лалаевой Р.И. и Мальцевой Е.В..
Цель исследования: выявление особенностей речевого развития учащихся 3 класса.
Все задания методики объединены в четыре серии с одинаковыми максимальным оценками в 30 баллов. Максимальное количество баллов за всю методику — 120.
- Психолингвистический метод исследования речи детей
(Л.В. Яссман).
Цель – проанализировать грамматический строй речи.
Методика состоит из тестов, направленных:
Введение
Речь — это важнейшая психическая функция человека; область проявления людьми способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию. Для нормального развития речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга, анализаторной системы. Выделяя общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей, В.И. Лубовский отмечал, что у аномальных детей всех категорий, хотя и в разной мере, наблюдаются нарушения речевого общения; снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; нарушение словесного опосредствования, при образовании новых связей; замедленность формирования понятии. Дефекты речи характерны для аномальных детей всех категорий. Актуальность проблемы изучения речевой патологии у детей определяется социальной ролью языка и речи и их значением в психологическом становлении человека.
Разные дети осваивают речь и ее грамматический строй по разному, поэтому вопрос состояния грамматического словаря, в особенности у детей с различными речевыми нарушениями является крайне актуальным.
На современном этапе развития педагогики наблюдается повышенный интерес исследователей, таких как А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. С. Жукова, М. Л. Кусова, Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, Г. Л. Розенгард-Пупко, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Н. Х. Швачкин, Д. Б
Эльконин к проблемам развития речи детей, в том числе грамматического строя их речи, который особенно важно для становления полноценной языковой личности
Цель работы – изучить особенности развития и функционирования грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития.
На основании цели выделим ряд задач:
— проанализировать развитие грамматического строя речи в онтогенезе;
— рассмотреть особенности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
— провести экспериментальное изучение грамматического стоя речи у обозначенной категории детей;
— проанализировать результаты эксперимента и сделать выводы.
Объект исследования – грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования — младшие школьники с задержкой психического развития имеют значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Специально организованное педагогическое воздействие будет способствовать более эффективному развитию грамматического строя речи.
Методы исследования — в работе были использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез, а также специальные методы: методику для экспресс-диагностики устной речи, психолингвистический метод исследования речи.
Практическая значимость работы заключается в систематизации подхода к исследованию данной проблемы и возможности использования результатов исследования на практике.
Что такое нарушение речи
Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.
Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.
Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.
Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.
Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.
Причины нарушения речи
Причины нарушения речи могут включать:
- повреждение мозга вследствие инсульта или травмы головы;
- мышечную слабость;
- поврежденные голосовые связки;
- нейродегенеративные заболевания, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз (БАС);
- слабоумие;
- рак, который поражает рот или горло;
- аутизм;
- Синдром Дауна;
- потерю слуха.
Факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития у человека нарушения речи, включают:
- мужской пол;
- преждевременные роды;
- низкий вес при рождении;
- наличие расстройств речи в семейном анамнезе;
- проблемы, которые влияют на уши, нос или горло.
Виды нарушения речи
Некоторые типы речевого расстройства включают заикание, апраксию и дизартрию.
Заикание
Заикание относится к расстройству речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов. Люди, которые заикаются, могут испытывать следующие виды сбоев:
- Происходит повторения, когда люди невольно повторяют звуки, гласные или слова.
- Возникают блоки, когда человек знает, что хочет сказать, но ему трудно произносить необходимые звуки. Блоки могут вызывать ощущение, будто слова застряли.
- Удлинение относится к растяжению или вытягиванию определенных звуков или слов.
Симптомы заикания могут различаться в зависимости от ситуации. Стресс, возбуждение или разочарование могут стать причиной более сильного заикания. Некоторые люди могут также обнаружить, что определенные слова или звуки могут сделать заикание более выраженным. Заикание может вызывать как поведенческие, так и физические симптомы, возникающие одновременно. Они могут включать в себя:
- напряжение в лице и плечах;
- быстрое моргание;
- тремор губ;
- сжатые кулаки;
- внезапные движения головы.
Виды заикания
Существует два основных типа заикания:
- Заикание, проявляющееся у детей, при становлении речи. Генетические факторы значительно увеличивают вероятность развития этого типа заикания.
- Нейрогенное заикание возникает, когда повреждение головного мозга препятствует правильной координации между различными областями мозга, играющими роль в речи.
Апраксия
Апраксия – это общий термин, относящийся к повреждению головного мозга, которое ухудшает моторные навыки человека и может влиять на любую часть тела. Апраксия речи, или вербальная апраксия, относится к нарушению двигательных навыков, которые влияют на способность человека правильно формировать звуки речи, даже когда он знает, какие слова хочет сказать.
Причина апроксии
Головной мозг контролирует каждое действие, которое совершает человек, включая речь. Большая часть участия мозга в речи является бессознательной и автоматической. Когда человек начинает говорить, мозг посылает сигналы различным структурам тела, которые работают вместе, чтобы произвести речь. Мозг дает команды этим структурам, как и когда двигаться, чтобы сформировать соответствующие звуки. Например, эти речевые сигналы открывают или закрывают голосовые связки, перемещают язык и формируют губы, а также контролируют движение воздуха через горло и рот.
Дизартрия
Дизартрия возникает, когда повреждение головного мозга вызывает мышечную слабость на лице, губах, языке, в горле или груди человека. Мышечная слабость в этих частях тела может затруднять речь. Люди с дизартрией могут испытывать следующие симптомы, такие как:
- невнятная речь;
- бормотание;
- слишком медленная или слишком быстрая речь;
- тихая или спокойная речь;
- трудности с движением рта или языка.
Иные подходы к классификации логопедических нарушений
Логопедами медицинских учреждений применяется на практике Международная классификация болезней и причин смерти X (десятого) пересмотра (МКБ-10). Логопедические нарушения по данной этой типологии относятся к блоку (F80-F89) — «Расстройства психологического развития» V класса — «Психические расстройства и расстройства поведения».
Кроме того существует авторская классификация А.Н. Корневым. В своем подходе А.Н. Корнев опирался на систематику состояний недоразвития речи у детей исходя из ряда принципов:
- клиникопатогенетический,
- многомерно диагностический,
- мульти- дисциплинарный подход к описанию симптомов,
- системнофункциональный подход в определении общего состояния.
Предлагаемая классификация хорошо систематизирует недостатки экспрессивной речи, но включает патологию голоса и темпо-ритмической организации речи.
В систематике А.Н. Корнева можно увидеть многоосевой подход к типологизации. В его работах представлены структурные элементы по пяти осям:
- Клинико-патогенетическая ось (первичное и вторичное недоразвитие речи, недоразвитие речи смешанной этиологии).
- Нейропсихологическая ось (синдромы неврологического, гностико-праксического и языкового уровня, а также расстройства со смешанным механизмом действия.
- Психопатологическая ось (отчетливо выделяется психопатологический синдром).
- Этиологическая ось (причина нарушения имеет стойкое влияние).
- Функциональная ось (определение степени дезадаптации).
По мнению автора, изложенная в его научных трудах и выстроенная на принципиально иных позициях классификация должна в скором будущем стать основой междисциплинарного взаимодействия.
Кроме вышеперечисленных подходов существуют классификации нарушений речи при нарушениях органического характера: нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной сферы.
Разность подходов к пониманию дефектов речи в научных кругах и отсутствие одной классификации усложняет своевременное выявление, коррекцию и профилактику данных состояний. Требуется разработка, учитывающая как медицинские, так и психолого-педагогические аспекты патологии речи.
2.3. Причины речевых нарушений
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов.
Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
2.4. Основные виды речевых нарушений
2.4.1. Дислалия — нарушение звукопроизношения
При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. В связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. Механическая (органическая) дислалия связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка, данные дефекты затрудняют нормальное произношение звуков речи. Функциональная дислалия чаще всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье («сюсюканьем», использованием «нянькиного языка» при общении взрослых с ребенком); неправильным звукопроизношением взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем дошкольном возрасте овладевают сразу двумя языками, при этом может наблюдаться смещение звуков речи двух языковых систем.
У ребенка с дислалией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции (свистящих, шипящих, р, л). Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия: сигматизм (недостаток произношения свистящих и шипящих звуков); ротацизм (недостаток произношения звуков р-р’); ламбдацизм (недостаток произношения звуков л-л’); дефекты произношения нёбных звуков (недостаток произношения звуков к-к’, г-г’, х-х’, й); дефекты озвончения (вместо звонких звуков произносятся их глухие пары); дефекты смягчения (вместо твердых звуков произносятся их мягкие пары). У детей с дислалией, как правило, не отмечается нарушений речевого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.
Известно, что формирование нормативного звукопроизношения у детей происходит постепенно до четырех лет. Если в у ребенка после четырех лет наблюдаются дефекты звукопроизношения, необходимо обратиться к логопеду. Однако специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении можно начинать и раньше.
1.2. Особенности речевой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Важным направлением в изучении детей с ЗПР является проблема развития речи. Многие исследователи раскрывают особенности речевого развития данной категории. Это проявляется в процессах овладения семантикой речи, усвоении языковых закономерностей, обобщений.
У детей с ЗПР отмечается позднее возникновение словотворчества, недостаточность словообразовательных процессов. Исследователи, характеризуя особенности речевой деятельности, отмечают, что речь у детей этой категории в основном носит ситуативный характер, что выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, также отмечается ограниченность словарного запаса. На бедность словарного запаса детей с ЗПР указывает также С.Г. Шевченко. У детей данной категории отмечается несформированность развернутого речевого высказывания и, в частности, операций внутреннего программирования и грамматического структурирования.
На разнообразие проявлений речевых нарушений указывают многие авторы. Особо значимой работой по проблеме речевых нарушений у детей с ЗПР является пособие Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, СВ. Зориной, где раскрываются особенности нарушений речевого развития у детей с ЗПР, рассматривается комплекс этиопатогенетических факторов, обусловливающих возникновение нарушений речи. Авторы подробно освещают вопросы распространенности речевых нарушений и дают глубокую характеристику каждого нарушения, раскрывают его механизм, что позволяет более верно проводить дифференциальную диагностику нарушений речи у детей с ЗПР. В работе широко представлена методика логопедической работы по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи, лексики и грамматического строя речи; подробно описаны направления, этапы, принципы и методы логопедического воздействия.
Сравнительное изучение детей, имеющих задержку психического развития и общее недоразвитие речи, в ряде исследований показало, что у детей усложняются качественные проявления структуры дефекта, когда нарушения познавательной деятельности сочетаются с недоразвитием речевой сферы, что позволяет говорить о самостоятельном специфическом характере структуры сложного дефекта.
Выводы по 1 главе:
- В данной главе нами был описан процесс усвоения грамматического строя детьми в онтогенезе. На основании этой информации можно сделать вывод, что на первых этапах при нормальном развитии детьми усваиваются типичные речевые элементы.
- Грамматический строй речи выполняет важнейшую функцию в развитии речевой деятельности ребенка в целом. Нарушения в грамматическом строе ведут к патологиям в развитии как устной так и письменной речи, особенно это проявляется у детей с задержкой или недостатками развития психики.
- Различные исследователи, которые рассматривают проблему грамматического строя речи указывают, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются значительные изменения и недоразвитие в процессах словоизменения, словообразования и
- Также можно отметить, что у детей с задержкой психического развития наблюдается некоторая несформированность речевой системы, которая напрямую зависит от степени психических нарушений.
- Речь детей младшего школьного возраста носит ситуативный характер, это связанно с тем, что речь в этом возрасте носит ситуативный характер, и переход к контекстной речи только намечается. Этот переход будет ознаменовывать новый этап в речевом развитии.
Нарушение речи – лечение
Тип лечения зависит от серьезности нарушения речи и его причины.
Методы лечения:
- логопедические упражнения, которые направлены на ознакомление с определенными словами или звуками;
- физические упражнения, направленные на укрепление мышц, производящих звуки.
Некоторые варианты лечения нарушений речи:
Выбор цели (Target selection)
Выбор цели включает практику проговаривания определенных звуков или слов. Примеры включают в себя сложные слова или звуки, которые вызывают нарушения речи.
Контрастная терапия (Contrast therapy)
Контрастная терапия включает в себя произнесение пар слов, которые содержат один или несколько различных речевых звуков.
Рече-моторная терапия
Рече-моторная терапия направлена на улучшение мышечной силы, контроля моторики и дыхания. Эти упражнения могут помочь людям развить беглость, чтобы речь стала более гладкой и звучала естественно.
Устройства для уха
Устройства для уха – это небольшие электронные приспособления, которые помещаются в ушной канал. Эти устройства могут помочь улучшить беглость речи у людей, которые заикаются. Некоторые ушные устройства воспроизводят измененные версии голоса владельца, чтобы создать впечатление, будто кто-то еще разговаривает с ним. Другие ушные устройства производят шум, который помогает контролировать заикание.
Медикаментозное лечение
Некоторые нарушения речи могут вызывать тревожные расстройства. Стрессовые ситуации могут вызвать беспокойство, что приводит к выраженным симптомам нарушения речи. Препараты от тревоги могут уменьшить симптомы речевых расстройств.
Лечение и коррекция речевых нарушений
Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.
Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.
Это:
- упражнения голосовые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
- использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
- словесное воздействие — чтение, беседа;
- логопедический массаж;
- творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.
Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?
2.2. Анализ получения результатов
Психолого-педагогическая характеристика детей
Миша П
– Гиперактивная девочка, с рассеянным вниманием. Средние речевые навыки
Леня И. — Спокойный, слегка стеснительный мальчик, легко идет на контакт. Средние речевые навыки.
Соня Ю. – Социально-запущенный ребенок из неблагополучной семьи. Значительные речевые трудности.
Слава О. — Спокойный, старательный, внимательный мальчик. Участвует в жизни класса и школы, участвует в олимпиадах. Не имеет проблем с грамматическим строем речи.
Люся Ф. – Эмоционально нестабильный ребенок. Средние речевые навыки.
Саша Б. – Ребенок из трудной семьи. Значительные речевые трудности.
Дима Е. – Спокойный и внимательный мальчик. Средние речевые навыки.
Никита Л. – Ребенок социально запущен. Не воспитан. Значительные речевые трудности.
Стас П. – Активный, не усидчивый ребенок. Средние речевые навыки.
Саша Ю. – Спокойный мальчик, внимательный, усидчивый. Средние речевые навыки.
Оля И. – Спокойный ребенок, со значительной ЗПР. Значительные речевые трудности.
Настя Ю. — Не внимательная, активная девочка. Средние речевые навыки.
Исследование показало, что речь у детей старшего школьного возраста с ЗПР имеет недостаточный уровень развития, что проявляется в следующем:
I серия. Исследование грамматического строя речи.
Цель – исследовать воспроизведение предложений, их верификацию, процесс составления предложений, добавления в них предлогов
Рисунок 2 — Результаты исследования грамматического строя речи.
Половина испытуемых имеют значительные трудности в каждом предъявленном задании.
III. Исследование словаря и навыков словообразования.
Цель – исследовать процесс словообразования
Рисунок 3 — Результаты исследования словаря и навыков словообразования.
Большинство испытуемых имеют значительные трудности в образовании как относительных, так и качественных прилагательных.
IV. Исследование связной речи.
Цель – исследовать возможности формирования и воспроизведения связной речи.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Рисунок 4 — Результаты составления рассказа по серии сюжетных картинок.
По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большинство испытуемых – 92 % от общего количества учащихся – показали низкий результат. Они имеют значительные затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания. 8 % учащихся показали средний результат. У этих детей видны трудности в построении высказывания.
2.Пересказ прослушанного текста.
Цель — исследование пониманиям активного владения грамматическим строем речи.
На основании проведенного исследования с помощью психолингвистического метода можно сделать вывод, что 12 учеников имеют трудности с грамматическим строем речи и его владением. Только 1 человек не испытывал трудностей. 7 – показали средний результат, 4 – с трудом справлялись с заданиями.
Выводы по главе
Задержка психического развития одна из наиболее распространенных проблем. Отмечается большая распространенность речевых нарушений, среди которых значительное место занимают нарушения грамматического строя речи.
В констатирующей части нашего исследования мы использовали 2 методики: комплексную методику для экспресс – диагностики устной речи Фотековой Т. А. и психолингвистический метод исследования речи детей Яссман Л. В.
Анализ результатов показал, что учащиеся 3-го класса с задержкой психического развития имеют определенные трудности в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике, звукопроизношении и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Кроме этого, у них наблюдаются проблемы с верификацией предложений и добавлением предлогов в предложение. У этих детей видны трудности в пересказе текста.
Они имеют значительные затруднения в лексико-грамматическом оформлении и смысловой целостности высказывания
Общепринятая классификация
В настоящее время общепринята следующая классификация: 1) клинико-педагогическая и 2) психолого-педагогическая. И та и другая наглядно показывают соответствующий подход к проблематике логопедических расстройств и к выбору адекватных приемов коррекции.
Следует различать собственно речевую патологию от иных недоразвитий, обусловленных возрастными или сугубо индивидуальными особенностями развития, либо неблагоприятными условиями окружающей обстановки (речевые дефекты близких родственников, билингвизм в семье, недостаточная грамотность, низкий социальный статус родителей). В данном случае речь идет о педагогической запущенности, которая наверствуется другими нелогопедическими методами и приемами.
Клинико-педагогическая классификация
Поскольку речевые дефекты длительный исторический отрезок являлись предметом изучения дисциплин медико-биологического направления, естественно, что и первые классификации имели клинико-этиопатогенетическую основу.
Цель: четкая детализация видов нарушений с учетом межструктурного влияния дефектов речи с обусловливающими их причинами и вытекающими механизмами, в том числе натального и пренатального характера. В основу положен ряд психолого-лингвистических, медико-клинических и этиопатогенетических факторов, которые оказывают комплексное влияние. Все виды речевых недостатков при этом делятся на две группы: нарушения устной и письменной речи (схема кликабельна).
Совершенно иной взгляд на систематизацию детских отклонений в становлении речевой деятельности предложены Р.Е. Левиной. Ее взгляды положили начало логопедии детского возраста, которая оформилась в дальнейшим в полноценное научное направление со своим объектом исследования.
Психолого-педагогическая классификация
Подход открыл грандиозные возможности для внедрения в практику научно обоснованных фронтальных методов коррекции не только расстройств речи и сопутствующих нарушений психической функции детей.
Цель: выявление наиболее адекватных путей помощи лицам, имеющим патологию речи. Логопедические нарушения при данном подходе группируются по принципу от частного к общему
Классификация подразумевает опору на ряд лингвистических и психологических факторов, в которых принимаются во внимание структурные компоненты всей языковой системы. К таким компонентам можно отнести артикуляционную моторику, звукопроизносительные процессы, лексико-грамматический строй, связная речь, а также неречевые психические функции
Симптоматика дефекта определяется при различных видах недоразвития речи у детей. В результате группируются уровни сформированности отдельных компонентов языковой системы логопата (схема кликабельна).
Главенствующее место занимает вопрос о новом понимании неуспеваемости ребенка с речевой патологией и в выстраивании индивидуального маршрута помощи этому ребенку с позиции знания его особенностей в рамках общепедагогического подхода.
Дисграфия и дислексия не определяется как самостоятельные дефекты, так как включены в структуру ФФНР и ОНР как их вторичные проявления. Но, на практике дефекты чтения и письма чаще всего выступают как самостоятельная проблема. При этом мониторинг и коррекция дисграфии происходит независимо от анамнестических данных.
В начале статьи приведена классификация речевых нарушений (таблица по Правдиной О.В.).
Заключение
Состояние речи, уровень ее развития — это существенный и объективный показатель многих сторон психики человека. Природа речевых нарушений достаточно сложная, ведь в организации речи задействовано множество систем. Нарушение или выпадение какой-либо системы влечет серьезные последствия, которые сказываются на речевом развитии ребенка и общем ходе его развития. Становится ясным, что перед нами картина сложного нарушения развития. «Сочетание всех составных элементов нарушений, выражающихся в речевых расстройствах, интеллектуальных отклонениях, недостаточности работы анализаторов, представляет собой не просто суммацию всех указанных компонентов, а сложную структуру комплексного нарушения, каждый из которых не существует автономно, а оказывают влияние друг на друга, тем самым усугубляют проявления нарушений в целом» .