Введение
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда
Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.
Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный.
Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице: Количественный рост словарного запаса по Штерну От 1 до 1,5 лет в 2 года в 3 года в 4 года в 5 лет 100 слов 300-400 слов 1000 – 1100 слов 1600 слов 2200 слов Из данных таблицы видно, что у детей дошкольного возраста развитие словарного запаса происходит особенно быстро, как ни в каком другом возрасте. Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
Лексика и грамматика родного языка в развитии дошкольника
В тесной взаимосвязи с освоением грамматических норм у ребенка накапливается словарный запас (лексический строй). Лексика родного языка – это огромный пласт. В дошкольном периоде прорабатывается только незначительная его часть. Развитие словарного запаса происходит на протяжении всей жизни.
Лексический запас дошкольника включает понятия распространенных предметов и явлений, их качества и свойства, а также многочисленные связи окружающего мира. В детском словаре мало абстрактных слов и специальных терминов, социально значимых и обобщенных понятий. Словарный запас будет расширяться с накоплением знаний, обучением чтению и дальнейшим познанием действительности.
Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования познавательных процессов ребенка
Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте
Развитие познавательных процессов способствует формированию речи
Роль и ответственность родителей в формировании речевых умений ребенка состоит в создании благоприятной среды. Ребенок заимствует все – верные, искаженные фразы, речевые обороты, которые употребляют родители. Взрослым необходимо грамотно говорить самим, чтобы в естественных условиях прививать привычку детям говорить правильно.
Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи
Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.
Примеры игр и упражнений
Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).
Цель: Усвоение множественного числа.
Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).
Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).
Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.
Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка»
Выбирая предмет, важно его называть
Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка)
Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.
Цель: Закрепление категории рода имен существительных.
Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».
Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:
- Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
- Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
- Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
- Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
- Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).
Вопросу развития лексико-грамматического строя речи ребёнка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах:
- психофизиологическом:
Первый предречевой период
- Второй период — образование речевых звуков и их дифференцировка (второй год жизни):
1) синтез слогов (6 — 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей;
2) синтез слоговых двучленных цепей (9 —12 месяцев) и их автоматизация;
3) образование первых 5-10 слов (8 -10 месяцев).
1) обогащение словарного фонда до 500 слов и больше;
2) образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов;
3) совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов.
1) обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше;
2) удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9-10;
3) накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков.
1) дальнейшее обогащение словарного фонда;
2) выработка приспособительной громкости произношения;
3) развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений.
(в концепции «речевого онтогенеза» Леонтьева А.А.)
- 1 период — подготовительный (с рождения до года) — это доречевой этап, в котором выделяются периоды гуления и лепета;
- 2 период — преддошкольный (от года до трех лет): 2-й год жизни — этап первичного освоения языка (дограмматический), 3-й год жизни — этап усвоения грамматики;
- 3 период — дошкольный (от трех до семи лет) — этап наиболее интенсивного речевого развития ребенка, когда происходит качественный скачок в расширении словарного запаса, формируются навыки словообразования и словоизменения, развиваются умения морфолого-синтаксического оформления предложений, формируется способность к построению связных развернутых высказываний (после 5 лет);
- 4 период — школьный (от семи до семнадцати лет) — продолжается совершенствование лексико-грамматического строя, связной речи, формируется письменная речь.
2 период — период освоения грамматической структуры предложения, состоящий из трех этапов:
3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических выражений (2г.6мес. — Зг.);
3 период — период дальнейшего усвоения морфологической системы (3-7 лет).
Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
Определение.
В Большом энциклопедическом словаре, слово «лексикон», имеет такие значения: (греч. lexikon — словарь) — 1) то же, что словарь; 2) запас слов, выражений.
Словарь — это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
4 стр., 1663 слов
Виды работ со словарными словами
… и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием. «Картинный» словарь Школьники подбирают предметную картинку к словарному слову. Этот вид работы можно усложнить: учащиеся … теме «Заглавная буква в именах собственных»). 7. Образуй от данного словарного слова слово другой части речи (в теме «Части речи»). Например: Р_БОТА — РАБОТАТЬ, УЖ_Н — УЖИНАТЬ Загадки?шутки (игры) 1. …
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12