Виды дислексии у детей

Дислексия у детей: симптомы, виды и коррекция по методу дейвиса

Как проходят уроки

Ребёнок самостоятельно проходит по одному уроку ежедневно по 5-10 минут в день. Урок состоит из нескольких игровых упражнений, каждое из которых направлено на развитие конкретного когнитивного навыка, комплекс которых необходим для успешного освоения чтения.

Диктор озвучивает инструкцию, ребенок выполняет задания, получая подсказки в случае ошибок и похвалу при успешном выполнении. Задания плавно усложняются  в пределах возможностей ребенка. Постепенно в игровой форме ребенок увеличивает слоговой запас и укрупняет оперативную единицу чтения (ОпЕЧ) «СГ – СГС – ССГ,  ГСС – ССГС, СГСГС», продвигаясь от слогового чтения к чтению целыми словами.

В целях геймификации, помимо основных упражнений, в уроках присутствуют развлекательные мини-игры мемори, пазл и другие, а на протяжении всего обучения идет развитие внешнего вида персонажа от первобытных костюмов до современных молодежных стилей и даже костюмов кибербудущего.

Принципиальное значение для занятий с тренажером SLOGY имеет регулярность и ограничение по частоте: заниматься необходимо каждый день, но не более одного урока в сутки. Этого достаточно для достижения результата, тогда как более интенсивное использование программы не ускоряет обучение, а повышает риск пресыщения и снижения мотивации.

Обучение чтению

Если дислексик хорошо знает алфавит, но при чтении допускает ошибки: произносит слова наоборот, глотает их окончания, пропускает в них буквы, — ему необходимо уточнить значение ошибочных (пропускаемых) слов и потренировать технику чтения.

Освоение слов

Большинство слов у любого человека вызывают конкретные ассоциации. Например, собака, нос, зеленый. Человеку, в том числе дислексику, несложно представить, что такое стол, ложка, лошадь. А вот вспомогательные слова, такие как предлоги, союзы, междометия, представить очень сложно. Именно с ними у людей с дислексией возникает больше всего проблем, ведь, они чаще всего провоцируют дезориентацию. Эти слова Дейвис советует выписывать и разбирать следующим образом:

  1. Поинтересоваться, знает ли ребенок, что это слово обозначает. Спросить, не вызывает ли оно неприятных ощущений. Если да, выяснить, почему.
  2. Объяснить значение слова, можно посмотреть в словаре.
  3. Попросить ученика слепить слово и сюжет к нему, провести по пластилиновым фигурам пальцем.
  4. Закрыть модели листом. Обучаемый говорит слово и его значение, затем записывает изученную информацию в тетрадь.

Аналогичным образом нужно прорабатывать все непонятные или похожие друг на друга слова. Пластилиновая модель существует до следующего занятия. Перед тем, как ее сломать, необходимо убедиться в усвоении воспитанником полученной информации.

Поэтапное чтение

Обучение чтению по методике Д.Дейвиса проходит в 3 этапа:

  1. Чтение по буквам.
  2. Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам.
  3. Пунктуация в образах.

Чтение по буквам

Основные задачи первого этапа:

  • научиться читать слева направо, продвигаясь по странице сверху вниз;
  • научиться определять слова, как совокупность букв.

Правила этапа «Прочитай по буквам»:

Понимание прочитанной информации не имеет значение – важно суметь воспроизвести напечатанную информацию.
Читать нужно медленно, без напряжения, без ошибок.
Занятие проводится не более 10 минут, дальше следует сделать такой же по продолжительности перерыв.

Пробеги глазами — пробеги глазами – прочитай по буквам

На втором этапе важно научиться:

  • правильно переводить взгляд – слева направо;
  • узнавать слова, читать их целиком.

Понимание текста при этом приветствуется, но необязательно.

Задание выполняется так:

  1. Воспитанник пробегает глазами по слову и пытается его прочитать.
  2. Если произнести слово с первого раза не получилось, нужно еще раз пробежаться по нему глазами и попытаться прочесть.
  3. Если произнести слово целиком вновь не получается, ученик читает его по буквам.

Пунктуация в образах

Этап «Пунктуация в образах» — заключительный. Его цель – добиться полного понимания прочтенного материала.

Здесь важно понимание значения всех используемых слов и знаков препинания. Перед каждым знаком препинания ребенок останавливается и объясняет значение прочитанного

Если какие-то слова непонятны, их значение нужно разобрать по методике «Освоения символов».

Метод Рональда Дейвиса – это эффективный способ борьбы с негативными сторонами дислексии. Но для достижения хороших результатов и доведения навыков ребенка до уровня ровесников необходимо проявить терпение и трудолюбие.

Чтобы занятия приносили больше пользы, нужно проводить их ежедневно. Не забывайте напоминать ребенку о необходимости перемещения «умственного глаза» в точку ориентации

В период обучения важно радоваться каждому продвижению вперед, а также хвалить ребенка за его старание и успехи

Эффективные методики для работы с детьми с дисграфией

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Лечение дислексии

Дифференциальная диагностика дислексии сначала проводится педиатром, затем логопедом. Специалист собирает анамнез касательно здоровья матери в период беременности и нынешнего состояния организма малыша. Потом логопед проводит тесты на чтение, переписывание и написание на слух. В некоторых случаях дислексии специалист отправляет пациента на диагностику к офтальмологу или неврологу.

Лечение патологии осуществляется логопедическим коррекционным методом. Методика коррекции определяется конкретным патологическим явлением, включает:

  • нормализацию зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа;
  • устранение проблем со слуховой и зрительной памятью;
  • исправление произношения, формирование понятия о буквенном составе слов;
  • улучшение слогового синтеза и словарного запаса;
  • изучение грамматических речевых норм;
  • построение грамматических систем.

Почему возникает семантическая дислексия у детей?

В основе формирования дислексии лежат нейробиологические причины. Патология возникает в следствие слабого развития или нарушения функционирования различных мозговых структур. Исследования показывают, что у дислексиков задняя часть левой средней височной извилины менее активна, нежели у людей, которые не испытывают сложностей с чтением.

В целом, причинами формирования семантической дислексии могут стать:

  • наследственные факторы – мутация определенных генов приводит к неправильному развитию нейронов в отдельных мозговых зонах и, как следствие, вызывает дислексию (ключевой фактор формирования патологии практически у 70% дислексиков);
  • неполноценное взаимодействие мозговых полушарий, в результате которого чтение или письмо вызывают непреодолимые сложности;
  • нехватка прослушивания прочитанного, обучения и самостоятельного чтения в дошкольные годы, которая приводит к слабому развитию связей между нейронами в речевом центре мозга;
  • физические повреждения головного мозга и родовые травмы;
  • сбои внутриутробного развития;
  • различного рода инфекционные поражения (корь, краснуха, тяжелые формы гриппа);
  • педагогическая запущенность;
  • ранние психотравмы.

Особенности семантической формы дислексии

При данной форме дислексии не наблюдаются нарушения звукопроизношения, искажения слоговой структуры и предложений. Но человек совсем не понимает смысла прочитанного. Часто семантическая дислексия наблюдается при слоговом чтении. Из-за того, что малыш делит слово на части, он не воспринимает его как единое целое.

Дети испытывают затруднения в узнавании знакомых слов. Одна из причин семантической дислексии является недостаточная сформированность синтеза, проблемы в объединении слогов в одно составляющее. Дети испытывают трудности при выполнении следующих заданий:

  • соединить звуки вместе, если их произносят с паузами;
  • чтение слов, предложений, выстроенных по слогам.

Ребенок не может воспринимать предложение из-за того, что у него недостаточно сформированы понятия о связи слов во фразах, тексте. Для него оно находится обособленно, никак не связано с другими словами. Поэтому основная задача коррекционной работы по преодолению семантической дислексии − это устранение механического чтения, и одновременно сформировать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Влияние речевых нарушений на выразительность чтения

На выразительность чтения влияют все речевые нарушения, имеющие как фонетическую, так и лексико-грамматическую природу.

Замечание 1

Выразительность чтение — это качество, которое носит комплексный характер.

Обычно выразительность чтения включает следующие параметры:

  1. Чёткость и правильность дикции.
  2. Богатство и выразительность интонации.
  3. Темп, отвечающий содержанию и интонационно-ритмическому рисунку текста.
  4. Владение интонационными и смысловыми паузами.
  5. Эмоциональность, умение голосом расставлять смысловые акценты.
  6. Артистичность, стремление «вжиться» в читаемый текст, передать голосом особенности характеров персонажей, авторское отношение к изображаемому.

Очевидно, что выразительное чтение предполагает не только владение возможностями голоса и интонации, но и осмысление текста, навыки его анализа, интерпретации и эмоциональной оценки.

Предпосылки для формирования навыка выразительного чтения, имеющие акустико-артикуляционную природу, заключаются в следующем:

  1. Отсутствие запинок, обусловленных сокращениями мышц речевого аппарата (заиканием), плавность речи.
  2. Правильно сформированное речевое дыхание (глубокий вдох, выдох, совпадающий с фонетической фразой).
  3. Верная артикуляция всех фонем, отсутствие дислалии, или дефектов произношения звуков и их групп.
  4. Средний темп речи.
  5. Развитая интонационная, исключающая монотонность или резкость.
  6. Чувство ритма, развитая слуховая и зрительная память.
  7. Достаточный объём словаря, позволяющий понимать и осмыслять прочитанное.
  8. Правильно сформированный грамматический строй речи.

Нарушения процесса чтения, или дислексия, — частый вид дефектов, связанных с восприятием печатного текста. Дислексия проявляется в:

  1. Заменах и перестановке звуков при чтении, искажение звучания слов,
  2. Угадывающем типе чтения, когда ребёнок, читая начало слова, пытается домыслить его окончание.
  3. «Проглатывании» и пропуске при чтении слогов, окончаний слов, строк и целых абзацев.
  4. Трудностях с запоминанием и воспроизведением содержания.

Дислексические нарушения имеют различную природу и могут быть обусловлены неразвитым речевым слухом, грубыми речевыми дефектами (алалией и афазией), нарушением пространственного восприятия, дефицитом внимания и задержкой развития.

Диагностика дисграфии

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду. Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

  • как протекала беременность матери;
  • имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
  • имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
  • как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Метод Дейвиса в работе со взрослыми

Корректировать дислексию у взрослых в некотором смысле проще, чем у детей, потому что взрослые более мотивированы и дисциплинированы. Взрослые чувствуют, что они не до конца реализуют свой потенциал, что их состояние мешает им продвинуться по служебной лестнице и заводить отношения с другими людьми. Но при этом дислексия у взрослых часто сопровождается целой цепочкой накопившихся психологических проблем, и успехов добиться невозможно, не разрешив вначале эти проблемы.

Методика Дейвиса по устранению дислексии отлично подходит для взрослых, потому что она учитывает все сложности, с которыми сталкивается люди в повседневной жизни и профессиональной карьере:

  • Специалист работает с каждым клиентом индивидуально;
  • Программа строится с учётом возможностей и поставленных целей;
  • Программа даёт человеку инструменты, помогающие справляться со стрессом;
  • Программа является достаточно короткой и интенсивной, поэтому человеку не придётся тратить много времени на посещения;
  • Методика Дейвиса даёт знания и навыки, позволяющие в дальнейшем справляться с дислексией самостоятельно.

Метод Рональда Дейвиса подходит для исправления не только дислексии, но и других трудностей с обучением или сопутствующих им особенностей: дисграфии, дискалькулии, диспраксии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), расстройств аутистического спектра.

Взрослые научатся контролировать проявления дислексии и перестанут испытывать тревогу и страх во время публичных выступлений или собеседования для приёма на работу. Они улучшат свои навыки чтения и письма и смогут справляться со сложными словами, которые раньше писали с ошибками.

Адаптация методики для более сложных текстов

Дети с дислексией вырастают и учатся частично компенсировать имеющиеся у них проблемы с чтением и письмом. Но, конечно, сами проблемы никуда не уходят. Метод Дейвиса рассчитан на людей от 8 лет, а верхнего возрастного предела для него не существует. При этом программа обучения для взрослых и детей, конечно же, различается.

Существует мнение, что взрослому человеку с дислексией нужны только различные приспособления и технические средства – например, электронные книги или программы, преобразовывающие текст в речь. Однако, опыт Рональда Дейвиса и его методики показывает, что специализированное обучение чтению и письму помогает людям приобрести навыки, необходимые для достижения успехов в жизни и профессиональной деятельности.

Собеседование укажет на все сложности с письменной и устной речью, на которые следует обратить внимание. Методика Дейвиса по коррекции дислексии у взрослых призвана научить их следующим навыкам:

  • Чтению многосложных слов;
  • Распознанию «неправильных» слов, которые пишутся не так, как слышатся;
  • Пониманию значения суффиксов, приставок, окончаний и корней, а также их роли в словообразовании;
  • Созданию новых слов на основе одного и того же корня;
  • Использованию структурного анализа для «расшифровки» неизвестных слов.

Метод Дейвиса эффективен, если человек медленно читает, с трудом улавливает смысл прочитанного, и несколько раз возвращается к тексту, чтобы осмыслить его. Благодаря ему улучшается не только распознавание и понимание текстов, но и беглость чтения.

Профессиональная ориентированность

Взрослые, страдающие дислексией, неохотно обращаются за помощью и компенсируют свои неудачи тем, что избегают чтения или выступлений перед публикой. Из-за этого они часто не достигают тех карьерных высот, на которые могли бы рассчитывать. Во взрослом возрасте дислектики испытывают неизмеримо больший стресс, чем в школе. У них возникают тревожные состояния и депрессия, они начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами.

Методика Дейвиса помогает таким людям справляться со стрессом путём повышения самооценки и овладения приёмами самоконтроля. Когда дислектик привыкает использовать «точку опоры» и управлять своим состоянием, его жизнь тоже упорядочивается. Он перестаёт испытывать трудности с концентрацией внимания, он больше не испытывает дискомфорт при чтении и не боится делать ошибки при письме. Он может строить свою карьеру точно так же, как остальные люди.

Подходы к самостоятельной работе

По завершении программы обучения клиент получает список упражнений, которые он должен выполнять самостоятельно. Они помогут ему закрепить те знания и навыки, которые он получил на курсах.

Эти упражнения по чтению и правописанию разработаны так, чтобы их можно было легко использовать в повседневной жизни, в том числе и на работе. Они направлены на то, чтобы научить мозг мгновенно распознавать слова. Даже десятиминутные занятия при ежедневной практике дают хороший эффект.

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности
предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности

Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: , С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, ).

Коррекция и лечение дислексии

Схема проведения логопедических занятий, направленных на устранение расстройства, предполагает проведение работы над любыми нарушениями, обнаруженными в устной речи и в неречевых процессах.

В зависимости от формы патологии определяется план коррекции дислексии:

При развитии фонематической формы расстройства необходимо уделить внимание коррекции произношения звуков, а также развитию фонематических процессов и формированию правильного представления о составе слова – звукобуквенном и звукослоговом.
Семантическая дислексия предполагает развитие у ребенка слогового синтеза, а также расширение словарного запаса, усвоение грамматических норм языка.
В случае диагностики мнестической дислексии необходимо обратить внимание на развитие слуховой, речевой и зрительной памяти.
Для устранения оптической дислексии проводится терапия, направленная на развитие зрительно-пространственного представления, а также формирование навыков зрительного анализа и синтеза.
Тактильная дислексия предполагает дифференциацию предметов и схем, восприятие которых возможно только тактильно, а также развитие у ребенка пространственных представлений.

Многие из специалистов используют в работе нестандартный метод, описанный Рональдом Д. Дейвисом. Он предполагает придание словам и символам, написанным на бумаге, образное выражение, посредством которого можно избавиться от проблем, связанных с их восприятием.

Этапы коррекции по системе Дейвиса

Обучение по системе Дейвиса проходит в несколько этапов:

  1. Оптимальная настройка – погружение в зону комфорта.
  2. Координация

    . Работа над координацией движений позволяет устранить путаницу в понятиях право-лево, вверху-внизу. Проводится в форме терапии со специальными пушистыми резиновыми мячиками «куш», которые издают особый звук, приземляясь на руку. Во время работы над освоением символов полезно кидать оба мяча в ладони ребенка, постепенно смещая бросок то вправо, то влево.

  3. Освоение символов через лепку

    . Из мягкого пластилина лепятся сначала буквы, затем слоги, слова, фразы, предложения. У ребенка с дислексией – особое восприятие мира, пространство только трехмерно, поэтому символы ему легче увидеть со всех сторон, потрогать и даже понюхать.

  4. Пошаговое освоение чтения.

    Предполагает последовательное узнавание символов от буквы до предложения и закрепление прочитанного. Первый шаг включает в себя овладением навыком переводить взгляд слева-направо и узнавать группы букв в пределах слова. Второй шаг – закрепления навыка перемещения взгляда слева-направо и узнавание целых слов. Третий шаг – научить «схватывать» мысль в пределах предложения и понимать прочитанный текст.

Создатель уникального подхода к лечению дислексии

Автор методики Рональд Д. Дейвис – разносторонне развитая личность. Скульптор, инженер и бизнесмен, он основал Центр исследования проблем чтения в Калифорнии, разработав при этом революционный подход к коррекции дислексии.

Несмотря на свою одаренность и высокий уровень интеллекта, Дейвис с детства испытывал проблемы с чтением, но это не помешало ему достичь успеха в жизни. Более того, к 38 годам он смог преодолеть свой главный порок, легко прочитав книгу всего лишь за несколько часов. Увидев плоды своего труда, Рональд начал развивать авторский подход и внедрять его на практике при работе с другими людьми с аналогичной патологией. Сегодня его книга «Дар дислексии» переведена на многие языки и является настоящим пособием по лечению данного отклонения, правильное применение которого приносит положительный эффект практически в 99% случаев.

Оценка способности к восприятию

Первый шаг — определить наиболее уязвимую область дислексика. Например, детей часто беспокоят насмешки со стороны сверстников или низкая самооценка

Крайне важно выявить психологические последствия патологии и провести с ними грамотную коррекционную работу. Только после этого специалист определяет степень сложности с восприятием

Упражнение. Ребенка просят поднести ему на ладонь какой-то предмет. Чтобы помочь дислектику создать целостный образ, специалист задает важные вопросы: «Какого цвета объект? Какая у него форма? Размер? Вес? », А также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить или уменьшить ее, перенести на другую сторону и т.д.

Практика направлена ​​на использование так называемого «мысленного ока», которое позволяет вам в своем воображении построить реалистичную модель окружающего мира. Когда дислексик сможет легко выполнить это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

Причины и симптомы дислексии

В наше время до сих пор нет единого мнения о причинах дислексии. Зарубежные логопеды в своих работах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые считают, что эти проблемы возникают у школьников, которые пишут левой рукой.

Многие исследователи, внимательно изучающие дислексию у детей младшего школьного возраста, указывают на последствия патологических расстройств, которые приводят к легкой дисфункции мозга:

  • деформация головного мозга при родах;
  • пороки сердца и материнская анемия во время беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушение развития пуповины;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • трудные роды;
  • удушение новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может возникнуть задержка психоречевого развития (СПРР), что приводит к дислексии с такими травмами:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветряная оспа, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия вызывается повреждением определенных областей мозга. Дислексии подвержены дети с умственной отсталостью, тяжелыми дефектами речи, церебральным параличом, умственной отсталостью.

Основными социальными причинами дислексии являются:

  • отсутствие связи;
  • конфиденциальность ребенка;
  • халатность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (двуязычие);
  • раннее образование;
  • быстрое обучение.

Дислексия у школьников возникает из-за несформированной разговорной речи.

Симптомы

Опишем симптомы по типу дислексии:

  • Дислексия разговорной речи. Дети ошибаются при произнесении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, имеют небольшой словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать с ним слова.
  • Фонематическая дислексия. Он характеризуется заменой и смешиванием похожих фонем в артикуляции или акустике. В других случаях слова заменяются изменением, добавлением, опусканием фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Для него характерно нарушение понимания однозначно прочитанного текста или слова. При последовательном чтении и чтении курсора возникают проблемные изменения.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное прочтение окончаний в словах всех частей речи, путаница в правильном построении слов в правильном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Дислексия памяти. Он проявляется в изменении оптического восприятия и произношения буквы. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить серию из 4 звуков или слов или проанализировать их.
  • Оптическая дислексия. Проявляется в том, что ученик путает и меняет похожие по внешнему виду буквы. Эта аномалия возникает, если при чтении текста ребенок перескакивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявляться как чтение в зеркале: ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Слепые люди часто ошибаются и подставляют буквы при чтении шрифта Брайля. Учащиеся с этими проблемами во время чтения переходят от одной строки ко второй, пропускают буквы и предложения, искажают смысловое значение чтения, при этом склонны к хаотичному размахиванию руками.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и моторными анализаторами речи.

Фазы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и отграничение букв.
  2. Связь букв и фонем.
  3. Сложение фонем по слогам.
  4. Сочетание слогов в целом слове.
  5. Сгруппируйте слова в предложение.
  6. Понимание материала кровати.

Если эти процессы прерываются, то, согласно психолингвистике, это признаки дислексии.

Психологи считают дислексию следствием задержки развития функций плода, поддерживающих процесс чтения.

Дислексические расстройства сопровождаются недоразвитием оптического зрения, плохой ориентацией в пространстве, плохим восприятием звука, нарушением построения правильной речи, неправильной зрительной и слуховой координацией, плохой концентрацией внимания, слабой волей, отсутствием контроля над эмоциями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: