Как развить мозг ребенка?

Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Что влияет на развитие мозга

Изучая головной мозг, его строение и особенности формирования, учёные пришли к выводу, что на процесс его развития влияет множество факторов. Среди них:

Генетика. Наследственность играет важную роль в развитии нашего “процессора”. Генетические особенности влияют на формирование когнитивных способностей, скорость обработки информации и создание нейронных связей.

Питание. Полноценное, качественное питание улучшает работу головного мозга.

Сон. Он крайне важен в младенческом возрасте. Пока малыш спит, его мозг обрабатывает информацию, полученную во время бодрствования, и строит новые нейронные связи.

Физическая активность. Движения способствуют улучшенному кровотоку, дают новую информацию об окружающем мире и возможностях собственного тела. Всё это благоприятно влияет на процесс роста головного мозга в детском возрасте.

Окружающая среда. Качество воздуха, воды имеет важную роль для всего организма ребёнка, в том числе и “центра управления”.

Социально-бытовые условия. Создание благоприятное среды для ребёнка, отсутствие обстоятельств, способных оказать негативное влияние, имеют большое значение в развитии головного мозга малыша.

Эмоциональное состояние. Положительные эмоции, спокойная атмосфера в семье наилучшим образом влияют на работу мозга ребёнка и его способности к обучению.

Химические вещества. На работу нашего “суперкомпьютера” негативно влияют токсины и некоторые лекарства. Алкоголь, никотин, наркотические средства тормозят и наносят огромный вред головному мозгу человека.

Развитие мозга

Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам. В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга . Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.

Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга. В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально — области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи. По мере взросления отдаленные участки внутреннего строения начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.

Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, — это префронтальная кора — передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений

Это также важно для когнитивного контроля — способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Внутреннее строение в черепе взрослого человека лучше устроено для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений

Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале. Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет. Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.

Хотя внутреннее строение в черепе взрослого человека более когнитивно развито, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.

Рассмотрим подробнее как развивается по годам внутреннее строение.

Этапы развития мозга

Формирования головного мозга начинается у эмбриона с 2 недели. В утробе матери у плода формируются основные отделы мозга: нервная трубка, полушария, мозжечок и другие. К рождению головной мозг ребенка достигает веса 300-400 гр. У взрослых его масса достигает 1100-1300.

Выделяются основные этапы развития мозга у детей, первый этап который длится от рождения до 1,5 лет, формирует стволовые структуры. На этом этапе мозг младенца учиться различать и реагировать на ежедневные потребности, такие как еда, сон, безопасность. Формируется сенсорное восприятие, настраивается вестибулярный аппарат. Малыш учится различать запахи, вкусы, звуки.

С 1,5 лет до 4-х происходит становление лимбической системы. В этот период младенец учится эмоциям, у него появляются воображение и память, получает свои первые навыки. Учится самостоятельно выполнять различные действия.

С 4-х до 7-ми лет происходит рост правого полушария, отвечающего за образное мышление, то есть позволяет дошкольнику воспринимать мир во всем его многообразии, как единое целое. Он учится эмоциям, совершенствует внешнюю речь, начинает мыслить образами.

https://youtube.com/watch?v=iKdy0CjPO2Q

С 7-ми до 9-ти лет происходит становление логики, за которую отвечает левое полушарие. В этот период школьник начинает детально обрабатывать информацию, совершенствует все свои навыки. У детей начинается период школьной жизни, где формируются первые представления о системности мира вокруг.

В 8 лет проходит важный период в формировании организма. Формируется лобная доля, отвечающая за социальное поведение и самоконтроль, оформляется внутренняя речь.

С 9-ти до 12-ти лет формируется мозолистое тело отвечающее за комплексную обработку информации.

В период с 12 до 16 лет в организме подростка происходит гормональный всплеск, который влияет на весь организм. Он формируется как личность, получает представление о себе как о части общества, проходит один из важнейших периодов социализации.

Правда и вымысел

За истекшие десятилетия светила науки провели множество исследований, призванных раскрыть тайны развития человеческого мозга. Благодаря их работе населению Земли стало известно о том, что активность мозга трехлетнего крохи вдвое превышает аналогичный показатель взрослого индивида. Также ученые доказали, что преобладающая часть клеток мозга формируется на этапе пребывания плода в чреве матери, а для младенчества и раннего детства характерно образование огромного количества связей. Также удалось установить, что в моменты бесед с не умеющими разговаривать малышами закладывается основа владения языком, а обучение на стадии ранних критических периодов развития показывает наилучшие результаты благодаря легкости восприятия со стороны ребенка.

В наши дни многие врачи убеждены в том, что более всего дети нуждаются в заботе, любви и достаточном количестве новых впечатлений. С этой точки зрения приоритетность остается за совместными играми, пением, разговорами и чтением. Как показывает практика, ни одна игрушка не способна восполнить недостаток живого общения. Не противоречит данному высказыванию и утверждение о бесценности опыта, приобретаемого в результате взаимодействия с окружающими людьми и средой. Эти факторы признаны наиболее полезными на этапе развития детского мозга.

В наши дни уже не говорят о полноценном развитии мозга на момент рождения. Столь сложная система работает иначе, нежели желудок или сердце. Как оказалось, заложенный при зачатии геном не является единственным фактором, оказывающим влияние на развитие мозга. Перечень ложных утверждений пополнила и фраза о меньшей активности мозга малыша, делающего первые шаги, по сравнению с уровнем мозговой деятельности студента вуза

Помимо этого, был вдребезги разбит миф относительно необходимости специальной помощи и важности предоставления крохе конкретных обучающих игрушек с целью формирования мыслительных способностей. Также выяснилось, что ранее была недооценена важность бесед с младенцами, не имеющими собственного мнения относительно предмета проводимой с ними беседы

Составляющие головного мозга

Формирование головного мозга происходит в строго определенном порядке. На начальном этапе изменения затрагивают мозговой ствол, на завершающем — кору головного мозга.

Расположенный у основания черепа мозговой ствол отвечает за многие жизненно важные показатели, включая температуру кожных покровов и артериальное давление. В верхней его части находится средний мозг, контролирующий сон, аппетит и двигательную деятельность. Удержание равновесия и координация движений находятся в ведении мозжечка, спрятавшегося за мозговым стволом. Память, приспосабливаемость и эмоции закреплены за лимбической системой, называемой центральной частью мозга.

Верхний слой, толщина которого колеблется в пределах 1,5-4,5 мм, именуется корой головного мозга. Благодаря ей осуществляется регулировка процесса принятия решений. В числе выполняемых ею функций также значится контроль за столь важными для человека процессами, как речь и мышление. На мозговую кору приходится 80% нейронов мозга. На момент появления малыша на свет уровень развития этой части мозга оставляет желать лучшего. Ее усовершенствование зачастую продолжается и по окончании подросткового периода. Именно кора головного мозга демонстрирует наибольшую степень чувствительности к впечатлениям, выпадающим на долю ребенка.

Советы для родителей

Стремление сделать из ребенка гения, не должно мешать его правильному развитию. Например, если ребенок в 3–4 года отказывается наотрез читать, заинтересовать его книжкой не получается и все методики развития опробованы, но безрезультатны? Попробуйте что-то другое, может, малыша привлечет мир цифр, или ему нравится рисовать. Не ограничивайте детей своими желаниями!

Развитие мозга до 3 лет, протекает наиболее активно. Самому ребенку сложно усваивать новые навыки. Ему нужна помощь родителей, педагогов, психологов.

Чтобы помочь малышу сформировать как можно больше нейронных связей, соблюдайте правила:

Все занятия должны быть в игровой форме.
Общайтесь с ребенком

Речь важна для формирования мозга, коммуникации, и неважно это происходит с помощью звуков или жестов.
Гармоническому развитию способствуют положительные эмоции.
Нейронные сети формируются при появлении новой информации. Чаще бывайте с детьми в незнакомых для них местах.
Детский мозг надо постоянно тренировать

Это не значит, что надо усиленно упражняться. Помните, что ребенок получает информацию от всех органов чувств. Помогает даже пение незатейливых песенок, рассказывание простых сказок, коротеньких стишков.
Для развития ума требуется не только информационная пища, но и обычная. Следите за тем, чтобы питание было сбалансированным. Чтобы ребенок получал все необходимые вещества.

Главное – любите и заботьтесь о ребенке. Существует феномен – «госпитализм». Без заботы взрослых, из-за дефицита общения у ребенка ухудшаются все психические процессы.

Развитие мозга ребенка по годам

Почему первые годы жизни ребенка так важны для развития мозга?

Многочисленные исследования подтверждают, что больше всего связей между нейронами формируется в первые годы жизни. Мозг в этот период наиболее пластичный, готовый воспринимать много новой информации. Ведь надо:

  • ходить;
  • общаться;
  • изучать окружающий мир;
  • учится самостоятельно кушать и прочее.

Ребенок, когда рождается, действует инстинктивно. Основные навыки приобретает в первые годы жизни. Поэтому «природа позаботилась» о возможности воспринимать новое, обучаться.

Способность к созданию новых переплетений между нейронами усиливается на 10 неделе после рождения. Ускоренный этап развития длится 2–3 года. В этот период:

  • укрепляются нейронные связи;
  • закладываются основы дальнейшего развития мозга;
  • у нейронов появляются новые дендриты;
  • клетки увеличиваются становятся «прочнее»;
  • происходит миелинизация аксонов (миелин защищает и ускоряет проведение нервного импульса).

Пути между нейронами бывают очень длинными. Дендриты соединяют не только соседние клетки, но и расположенные в разных концах головного мозга. Благодаря формированию новых связей, увеличивается объем мозга. При рождении его вес около 300 г (это 25% веса мозга взрослого человека). К 7 годам его вес увеличивается в 3 раза.

На создание нейронных сетей влияет:

  • полученный ребенком опыт;
  • общение с близкими;
  • новая информация, поступающая от всех органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные ощущения);
  • эмоциональная близость с родными.

Со временем способность к созданию новых нейронных связей слегка «ослабевает», но не исчезает полностью. Успешное их формирование у детей от рождения до 7 лет влияет на психическое развитие. Чем их больше, тем легче воспринимать, запоминать, анализировать полученную информацию, обучаться. Ранний возраст – оптимальный для проведения занятий, развивающих мозг.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 «Кулак – ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 «Ухо – нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение №3 «Класс»

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая – «V». Чередуйте руки.

Упражнение №5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

Упражнения для мозга

Упражнение №6

Одну ладонь выставите вперед, а второй покажите «класс». Чередуйте руки. После освоения упражнения между переменой рук вставьте хлопок в ладоши.

Упражнение №7

Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.

Упражнение №8 «Рожки да ножки»

Указательным и средним пальцами одной руки показывайте ножки, большой палец, указательный и мизинец другой руки делают рожки. Меняйте руки.

Упражнение №9 «Пазлы»

На одной руке выставите указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Соедините их как пазлы. Чередуйте пальцы.

Упражнение №10

На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке – начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.

Что это за ресурсы?

  1. Избыточное количество нервных клеток у младенца. Это запас «на всякий случай». Если дополнительные нейроны не понадобились, мозг сам избавляется от них в возрасте от 2-х до 6 лет. Такое самоуничтожение нервных клеток называется апоптоз.
  2. Кроме запаса нейронов есть еще и запас связей между ними – это резервные «тропинки» для передачи нервных импульсов, которые можно пустить в дело, если что-то пошло не так. Если эти связи оказались не востребованными, они тоже будут со временем уничтожены в результате синаптического прунинга (обрезки лишних связей). Синаптический прунинг активно происходит, начиная с 2-х лет и окончательно завершается к подростковому возрасту. 
  3. Мозг ребенка пластичнее, чем мозг взрослого, потому что еще не завершился процесс миелинизации. Миелинизация – это обволакивание длинных отростков нейронов жироподобным веществом – миелином. Это работает также, как  изоляция электрических проводов: импульс по миелинизированным путям передается быстрее, тропинка превращается в скоростную автомагистраль. Процесс миелинизации в основном заканчивается к 7 годам. 

Но каким же образом все это помогает мозгу ребенка восстанавливаться? Даже если в результате болезни, травмы или операции повреждается часть ткани мозга, другие клетки перестраивают свою работу, образуя новые внутренние связи и обучаясь выполнять функции утраченных. Это умеет делать и мозг взрослого человека, но у детского мозга гораздо больше возможностей для реорганизации нейронных связей.

Подтверждением являются случаи, когда дети продолжали успешно развиваться, потеряв значительную часть мозга. Один из самых известных примеров: врачи были вынуждены практически полностью удалить левое полушарие маленькой девочке из США, которую звали Джоди Миллер. Такое решение было принято из-за тяжелой формы эпилепсии, которая угрожала жизни ребенка. Последующие 20 лет Джуди периодически проходила медицинские обследования. К удивлению врачей девочка развивалась почти без особенностей, закончила школу, утроилась на работу. Единственное, что ее беспокоило – незначительная мышечная слабость правой руки и правой ноги. 

Все было бы иначе, если бы такую операцию провели взрослому человеку, ведь принято считать, что именно в левом полушарии находятся области, которые отвечают за речь, понимание речи и логическое мышлении. Но Джоди была маленьким ребенком, когда ей сделали операцию, избавившую от непрерывных приступов эпилепсии. Удаление части мозга стало для нее спасением. Это не единственный случай, описанный в научной литературе. Детей, которые по тем или иным причинам успешно развивались с необычным мозгом, немало. 

Не всегда анатомические изменения связаны с хирургическим вмешательством. Иногда дети уже рождаются с мозгом, не таким как у всех. Часто родители и врачи даже не подозревают, что у ребенка отсутствует часть мозговой ткани. Такие случайные «находки» стали возможны благодаря методам нейровизуализации, таким как УЗИ мозга и МРТ, позволяющим увидеть мозг как на картинке. У некоторых детей с необычным мозгом возникают нарушения развития, а у других нет. Пока нет ответа на вопрос, почему детский мозг не всегда справляется с трудностями.

Бывает и так, что анатомически мозг ребенка выглядит совершенно здоровым, проблемы возникают с функционированием. Если провести аналогию с компьютером, то анатомия – это «железо», а функционирование – «софт».

К сожалению, не всегда можно сделать точный прогноз по поводу того, насколько может нормализоваться работа мозга ребенка в случае генетических патологий, аутизма и других расстройств в работе нервной системы.

Но надежда есть всегда

Важно понимать, что мозг развивается под влиянием опыта, а это значит, что у мозга любого ребенка независимо от диагноза есть возможности для развития. Мы можем менять опыт ребенка и помогать мозгу работать более сбалансированно и эффективно.  Нейропластичность дает надежду на восстановление многим детям с нарушениями работы нервной системы. 

Упражнения для младших школьников

Как развить в себе креативность?

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности – это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Особенности развития детского головного мозга

Как уже было сказано, начальный этап формирования мозга выпадает на период пребывания плода в материнской утробе. В день разрыва физической связи с матерью, сопровождающийся перерезыванием пуповины, количество содержащихся в этом органе клеток достигает внушительной отметки в 100 миллиардов. Обособленное существование исключает наличие связей, активный процесс образования которых запускается после первого самостоятельного вздоха.

Наиболее весомая доля связей формируется на протяжении первых трех лет жизни. В дальнейшем существует вероятность разрыва некоторых из них. Степень их прочности зависит от количества внимания, заботы и любви, посвященных маленькому человечку. Именно эти элементы образуют ту необходимую базу, без которой невозможно полноценное развитие личности.

Количество дарованных нам природой нейронов примерно в 20 раз превышает численность населения Земли и в 10 раз опережает показатель количества звезд, входящих в столь крупную галактику, как Млечный путь.

Нейроны называют ядром мозга. Образующиеся между ними связи продолжают оставаться одной из наиболее интересных загадок человеческого организма. Накопленный на текущий момент опыт и свежие впечатления включают механизмы формирования так называемой мозговой схемы. О сложности сети, образующейся в результате взаимодействия отдельных клеток друг с другом, красноречивее всего свидетельствует тот факт, что каждый из крошечных элементов может поддерживать связь с 15000 своих собратьев.

На этапе развития мозга наиболее значим первый год жизни. Постоянно повторяющееся обращение по имени способствует формированию соединений таким образом, что малыш по истечении определенного времени начинает воспринимать это имя в качестве обращения, требующего ответной реакции. Создаваемые с огромной скоростью соединения закладывают фундамент наших привычек, воспоминаний, мыслей, разума и сознания.

В мозгу трехлетнего крохи сгенерировано приблизительно 1000 трлн. соединений. Взрослые, как ни странно, по этому показателю гораздо «беднее» (причем почти вдвое). По достижении ребенком приблизительно одиннадцатилетнего возраста в мозгу запускается процесс избавления от ненужных связей. Окружающая среда и близкие родственники выступают в качестве стимулятора роста соединений и их дальнейшего упорядочивания. Структура обучения воспроизводит повторяющийся опыт. Не активирующиеся долгое время связи подлежат исключению. Существует теория, согласно которой единожды совершенные положительные или негативные поступки оказывают определенное влияние на развитие головного мозга.

Ежедневное использование связей в течение первых лет жизни преобразует их в постоянно действующие единицы. Повтор устойчивых словесных конструкций способствует распознаванию речи и укреплению языковых связей.

Как развивать мозг и память взрослому человеку, если хочется совсем простого и быстрого решения?

Как развивать мозг и память взрослому человеку? А зачем нам его развивать? Можно подумать, что он у нас недостаточно развит)

Но здесь дело как раз не в недостаточности, а в том, что взрослея, головной мозг человека теряет множество нейронов. Примерно 100 миллиардов клеток дается новорожденному.

Именно из стольких нейронов состоит мозг человека при рождении.

Но после 35-40 лет мозг ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Конечно, он очень пластичен, и для своей работы задействует еще действующие соединения.

Но чтобы этих соединений было много, нужно их постоянно наращивать, т.е развивать головной мозг.

А правильное развитие мозга влечет за собой создание разветвленной сети нейронов, улучшение памяти.  А здоровье мозга и развитие памяти приводит к успешности в любом начинании.

Заманчиво? Еще бы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: