Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Лево и право для дошкольников

Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?

Левшами мы называем людей, у которых
доминирует правое полушарие мозга. Изначально
они были «задуманы» так, что левая рука, левая
нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо.
А леворукие – это люди, которые хотя и родились
правшами, но по каким-то причинам стали активнее
пользоваться левой рукой. Левая рука у них
активизировалась, потому что правая из-за травмы
или из-за поражения головного мозга,
кровоизлияния при родах не смогла выполнять
функцию ведущей. Леворукие – это дети с
доминирующим левым полушарием, но активизации
правой половины тела у них не произошло.
По данным разных авторов, количество левшей в
мире составляет от 1 до 30% в популяции. Разброс
связан с тем, что в разных социальных группах
разное количество левшей. Например, их в
несколько раз меньше среди пенсионеров, нежели
среди школьников. Связано это с тем, что до
середины прошлого века левшей переучивали, к
тому же мир был удобен только для правшей, не
выпускались инструменты для работы левой рукой.
Только в 90-е гг. ХХ в. появились ножницы и
различные инструменты, заточенные под левую
руку.
В СССР левой рукой никто не писал. Все нужно было
делать правой. Если ребенок не мог освоить такой
навык, его начинали переучивать. В мягкой форме –
подкладывали все предметы справа и ненавязчиво
напоминали: «Деточка, какой рукой нужно брать
ложку?». В крайнем варианте – левую руку
привязывали, забинтовывали и не давали ею
пользоваться.

Статья опубликована при поддержке глазной офтальмологической клиники «Офтальма» во Владимире. Центр лазерной коррекции предоставляет своим клиентам услуги на высоком уровне, гарантирует результаты своей работы, которая проводится исключительно высококвалифицированными специалистами с использованием только современного оборудования. Хирургия катаракты, витреоретинальная хирургия,
дистрофия сетчатки лечение, диагностика и лечение глаукомы и другие услуги

Очень важно вовремя обратиться к специалисту и провести консультацию с профессионалами в своём деле, а не заниматься самолечением. Записаться на приём Вы сможете на сайте клиники: офтальма.рф

Упражнения для младших школьников

Для формирования межполушарных связей необходимы специальные задания. С их помощью вы скоординируете работу правого и левого полушарий, поможете ребенку в формировании высших психических функций. Тренироваться нужно регулярно, рекомендованная длительность занятий — не менее 10 минут.

1. «Ухо-нос»

Попросите ребенка дотронуться до кончика носа указательным пальцем левой руки, а правой рукой — до левого уха. Затем попросите его хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правая рука на носу, левая — на правом ухе. Подобную смену рук нужно проделать несколько раз. Для усложнения задачи можно ускориться.

2. «Зеркальное рисование»

Усадите ребенка за стол, положите перед ним чистый альбомный лист и два карандаша. Работать придется сразу двумя руками. Предложите нарисовать что-то предельно простое, например, круг, квадрат. По мере овладения навыком у ребенка дошкольного возраста должны постепенно расслабиться руки, усилиться зрительный контроль. Это будет говорить о результате.

3. «Колечко»

Дошкольнику нужно пальцами образовывать воображаемые кольца, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Образованные колечки нужно приближать друг к другу, оставляя расстояние 1-2 см, меняя порядок движений. Для усложнения можно попробовать действовать с закрытыми глазами.

Занятия проводятся в непринужденной и спокойной обстановке, ничего не должно отвлекать или беспокоить. Психологи рекомендуют заниматься вместе с детьми — подобные тренировки будут полезны и взрослым. Развивать и совершенствовать межполушарные связи можно не только в дошкольном возрасте. Если по прошествии длительного времени вы поймете, что занятия не приносят ожидаемого результата, а признаки недостаточно развитого взаимодействия полушарий усугубляются, обратитесь к нейропсихологу.

Признаки плохого межполушарного взаимодействия

Развитие взаимосвязи между полушариями завершается к 14-15 годам. Совершенствование межполушарных взаимосвязей происходит поэтапно, зависит от генетической предрасположенности, воспитания, влияния среды. Самый важный с точки зрения нейропсихологии возраст — 3-8 лет. В этот период закладываются зрительное, слуховое, кинестетическое, кинетическое восприятие, смыслоразличение.

Заподозрить проблемы в формировании межполушарных взаимосвязей можно при наличии следующих проявлений:

  • слабая способность к запоминанию;
  • необоснованная агрессия у ребенка;
  • проблемы с речью — нечеткое проговаривание, сбивчивость, дошкольник путает слова, часто забывает;
  • ребенку сложно выстроить нормальные отношения с одногодками;
  • в письме присутствует зеркальное отражение;
  • малышу трудно описать ситуацию по представленной картинке;
  • не получается переписать текст, не удается писать под диктовку.

Первые тревожные звоночки можно заметить еще в младенческом возрасте. Родителей должны насторожить «тормозящая» фаза перед совершением любого действия, пропуск этапа ползания, задержка начальных этапов речевого развития (гуление, лепет).

«В какой руке»

Эту игру обожают все дети. Вот только задача не просто указать в какой руке спрятан предмет, а назвать ее. Поначалу у ребенка могут возникнуть проблемы с зеркальным отображением, но ваша задача сразу называть свою руку правильно, только в этом случае малыш сможет осознать, где на самом деле лево и право для него, а где для вас и соответственно правильно выстроить схему своего тела.

Совет:

В детском саду и на занятиях по раннему развитию деткам нередко повязывают ленточку или платочек на правую руку или ногу, чтобы они запоминали, с какой ноги идти в танце или какой рукой надо делать движения.

Можно ли развивать мозг в зрелом возрасте

Когда мы вырастаем и оба полушария полностью созревают, они начинают легко дополнять и в некоторых случаях даже компенсировать друг друга. Мы не замечаем этого, но левое и правое полушария постоянно переключаются, словно по очереди берут на себя ведущую роль в зависимости от задачи, которую нам надо выполнить. Хотим посчитать сдачу в магазине — активизируется левое полушарие, выбираем новое платье или картину в комнату — помогает правое.

Это свойство взрослого мозга позволяет развивать правое полушарие даже в зрелом возрасте. А значит — прокачивать эмоциональный интеллект, который важен и для построения карьеры, и для нормальных семейных отношений, и в принципе для гармоничного развития личности.

Фото: freepik.com

Упражнения для развития правого полушария

Выяснив, за что отвечает правое полушарие мозга, можно тренировать его «от обратного», задавая нужные импульсы и создавая правильную двигательную активность. Вот несколько полезных упражнений, которые подойдут и детям, и взрослым. А если вы будете выполнять их всей семьей, то получите еще и массу положительных эмоций.

1. Активизируйте левую руку. Наш организм устроен так, что самый короткий путь от мозга к телу — крест на крест. То есть от левого полушария — к правым руке и ноге, а от правого — к левым. Это знание можно и нужно использовать при работе. Попробуйте часть рутинных действий выполнять левой рукой: чистить зубы, размешивать сахар в чашке с чаем, набирать сообщение на телефоне, управлять компьютерной мышкой. Если вы правша, то по началу будет непросто, упражнения даже могут раздражать вас. Но со временем возникнут нужные нейронные связи и мозг адаптируется, а значит, получит развитие.

Фото: pexels.com

2. Тренируйте визуализацию. Закройте глаза и представьте чистый лист бумаги. Затем мысленно нарисуйте на нем небольшую картинку с деталями — сначала карандашом, затем краской. Представляйте, как цвет наполняет рисунок, как вы прорисовываете мелкие детали. Это задание лишь на первый взгляд кажется бесполезным, но для правой половины мозга оно будет работать как тренажер в фитнес-зале.

3. Играйте в «Угадай мелодию». Только вместо музыки используйте различные звуки и шумы: стук дождя, шуршание бумаги и полиэтилена, скрип дверцы шкафа, пение различных птиц. Найдите как можно больше разнообразных звуков и включайте их друг другу — устройте соревнование.

Фото: pexels.com

4. Отгадывайте предметы по описанию. Предложите напарнику угадать, какой предмет вы описываете, и называйте как можно больше его качеств, не называя сам предмет. Например, киви. Не говорите, что это фрукт, используйте только характеристики: зеленое, шершавое, кисло-сладкое, с белой серединкой, небольшое, с маленькими черными семечками. В это время мозг будет работать как раз над созданием и воспроизведением образа, а значит, тренировать правое полушарие.

5. Попробуйте зеркальную технику рисования. Самостоятельно или с помощью специальных нейропсихологических раскрасок и трафаретов потренируйтесь рисовать одновременно двумя руками. Либо нарисуйте половину рисунка одной рукой, а вторую зеркально отобразите другой. Также можно взять обычную раскраску и стараться аккуратно разукрашивать только левой рукой.

Фото: freepik.com

Определяем положение предметов в пространстве

Nikolai Moiseenko/Shutterstock.com

Когда ребёнок хорошо усвоил понятия «право» и «лево» на примере собственного тела, объясните ему, что все объекты, находящиеся от него по левую руку, находятся с левой стороны, а те, что ближе к правой руке — с правой. Когда нам нужно повернуть налево, мы разворачиваем наше тело в сторону левой руки, и наоборот.

Отрабатывать эти принципы нужно ежедневно в бытовых ситуациях: почаще просите ребёнка приносить вам самые разные предметы, стоящие справа или слева на столе, комоде или книжной полке. На улице рассказывайте малышу, куда вы сейчас повернёте или с какой стороны вы увидели красивую машину, птицу или здание. Помогут также динамичные и увлекательные игры.

«Поиски сокровищ»

Все дети любят истории со спрятанными кладами. Спрячьте дома игрушку, небольшой приз или угощение и указывайте ребёнку направление, в котором ему следует двигаться: пройти пять шагов и повернуть направо, затем сделать ещё восемь шагов, повернуть налево и так далее.

В преддверии Нового года используйте письма с инструкциями от Деда Мороза и маленькие подарки от главного волшебника, спрятанные в разных местах — по одному на каждый день или неделю декабря. Такой адвент-календарь сделает игру более остросюжетной и создаст праздничное настроение.

«Навигатор»

Обычная прогулка станет увлекательным приключением, если заранее не сообщать ребёнку, куда вы идёте, а делать пояснения на ходу: так, добравшись до перекрёстка, скажите, что вам нужно повернуть налево, а возле магазина — направо и пройти мимо больших деревьев слева от вас. Другой вариант игры — рассказать ребёнку, куда вы идёте, и попросить его озвучить маршрут, как навигатор в автомобиле.

Игры и упражнения на развитие межполушарных связей

Стоит попробовать такие упражнения для развития межполушарных связей, как кроссворды и головоломки. Также эффективно переключение  руками и ногами. Попросите ребенка выполнить определенные движения (например, кидание мяча, рисование или обруч), используя соответствующие руки и ноги в разных комбинациях. Это поможет активировать и синхронизировать работу обеих полушарий.

Можно использовать игры на развитие визуальной переключаемости. Предложите ребенку нарисовать или найти на изображении определенные формы, цвета или предметы. Это поможет развить способность переключаться между деталями и целым, стимулируя работу обоих полушарий.

Бросание и ловля мяча требуют сочетания движений обеих рук. Попросите ребенка бросать мяч с одной руки и ловить его другой, затем меняйте руки. Это поможет развитию координации и баланса между левым и правым полушарием мозга. Полезны игры со словами и ассоциациями. Предложите ребенку назвать слова, начинающиеся на одну и ту же букву или имеющие схожие ассоциации. Например, назвать все животные, начинающиеся на букву «К» или найти слова, которые связаны с путешествием. Эта игра развивает лингвистические и ассоциативные способности, активизирует и совмещает работу обоих полушарий мозга.

Эти игры и упражнения могут быть приятными и интересными для детей, одновременно стимулируя развитие и сотрудничество обеих полушарий мозга. Они могут быть проведены как в домашних условиях, так и в детском саду или школе.

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Учим дошколенка ориентироваться в пространстве

Каждый, кто пробовал научить ребенка правильно держать ручку, выводить буквы и геометрические фигуры, знает, насколько это непростое занятие. На начальном этапе основные трудности заключаются даже не в самом процессе письма, а в неподготовленности малыша к такому виду деятельности. Ему тяжело неподвижно сидеть в непривычной позе, очень трудно правильно держать карандаш, и все это одновременно с выполнением основного задания.

И конечно, если ко всему этому добавляется путаница с определением левой и правой сторон, задача становится непосильной. Поэтому в процесс подготовки малыша к школе обязательно нужно включать упражнения, которые помогут ему с тренировкой навыков ориентирования.

Определение правой и левой сторон предметов, лежащих на столе

Попросите ребенка показать, где у тетради верх и низ, правая и левая стороны, а затем предложите взять карандаш в ту руку, которой он будет писать

Последнюю просьбу очень важно произнести в неопределенной форме, чтобы малыш сам выбрал, так как пытаться обучить левшу писать правой рукой — не самая лучшая идея

Раскраски

Под диктовку взрослого ребенок поочередно закрашивает карандашом правые и левые, а также верхние и нижние детали рисунков. Такие упражнения помогут малышу привыкнуть к правильному положению руки при письме, использовать силу нажима карандаша, улучшат координацию мышц руки и разовьют мелкую моторику.

Ученые: братья и сестры влияют на IQ и здоровье ребенка

Письменные занятия

Приготовьте карточки с разными фигурами (крест, круг, квадрат, точка, линия). Попросите ребенка:

  • взять лист с кругом, нарисовать слева от него крестик, справа от крестика поставить галочку;
  • положить перед собой лист с линией и нарисовать слева от нее какую-нибудь фигурку, а справа — другую;
  • взять лист с квадратом, поставить внутри точку, справа (снаружи) еще одну, нарисовать над квадратом крестик, под ним — треугольник;
  • на листе с точкой выше нее нарисовать кружок, слева от точки — поставить крестик.

Удачи вам!

Стихи на тему ориентирования в пространстве

Где право, где левоСтоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

/В. Берестов/

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

/И. Токмакова/

Право-левоГде ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ –
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ — я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ — мячик кидает,
А ЛЕВАЯ — ей помогает.

/А. Тимофеевский/

Леворукость и левшество

Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой.

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество — комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие). Таким образом, если ваш ребенок предпочитает все делать левой рукой, то вы с уверенностью можете утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги и ведущего уха (наблюдение, что ребенок использует чаще).

 При обучении в школе, конечно, самой важной является характеристика ведущей руки, так как малышу предстоит освоить письмо

С самого начала…

Само собой разумеется, что новорожденный не способен справиться с такой сложной задачей, как ориентация в пространстве. Лишь постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития нервной системы, малыш учится ориентироваться, начинает понимать, что такое расстояние, различать верх и низ, право и лево. Знания об окружающем мире и его законах для каждого человека начинаются со знакомства с собственным телом.

От рождения до года

Младенец старательно изучает свои пальчики, ощупывает себя, тянет в рот ножку и т. д. Это и есть первые уроки пространственной ориентации — определение границ своего тела. В дальнейшем, когда ребенок начнет ползать, сидеть, играть с различными предметами и налаживать общение с окружающими его людьми, задача усложнится: придется на собственном опыте выяснять, что такое расстояние и направление.

Календарь погоды для юного синоптика: топ-5 идей

От 2 до 6 лет

Ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет родителям очень важно помогать малышу!

Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается малышам еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться.

Поэтому психологи и учителя начальной школы советуют родителям уделять внимание развитию у ребенка пространственной ориентации

Как научить ребёнка различать лево и право

Во избежание такой проблемы очень важно научить ребёнка различать лево и право своевременно, то есть в дошкольном возрасте. Можно попытаться научить малыша различать лево — право даже до достижения им 3-х лет

Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто

Можно попытаться научить малыша различать лево — право даже до достижения им 3-х лет. Хотя в этом возрасте прочно усвоить данный навык будет непросто.

Обычно к 2-м годам ребёнок уже осваивает пользование ложкой и может есть самостоятельно. Как правило, ложка при этом находится в определённой руке: в правой у правши и в левой — у левши. Скажите малышу, что рука, которая держит ложку и кормит его, называется правой (если он правша), а вторая, свободная, — левая.

Поскольку у детей до 3-х лет преобладает ассоциативная память, важно закрепить словесное обучение наглядной демонстрацией образов. Если они вызовут яркую эмоциональную реакцию и трансформируются во впечатление, вероятность того, что малыш усвоит ваше объяснение, значительно увеличится

Можно устроить импровизированный урок рисования. Нанесите на ручки крохи яркие контрастные краски (например, зелёную и красную) и сделайте отпечаток — сначала правой руки, а потом левой. Дайте ребёнку кисть и попросите каждой рукой нарисовать мячик

Обратите внимание малыша, что одна ручка (ведущая) послушная и легко справляется с заданием, а вторая – неумелая. Постарайтесь зафиксировать названия рук в памяти ребёнка

Показывая ребёнку рисунки в книжках, объясняйте, где расположено лево, а где право. Например: «Видишь, в левом верхнем углу страницы воробей на дереве сидит, а под деревом, с правой стороны, — ёжик».

Помощь по дому

Привлекайте чадо к сервировке стола. Пусть малыш помогает вам расставлять столовые приборы. Объясните, что нож должен располагаться справа от тарелки, а вилка — слева

После того, как ребёнок с вашей помощью все расставит, обратите его внимание на расположение приборов на противоположной стороне стола. Объясните, где будет лево, а где право у людей, сидящих напротив

Для этого вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого объясните малышу, почему изображение получается развёрнутым

Важно, чтобы он уяснил, что правая рука всегда остаётся правой – меняется только положение предметов относительно друг друга

Чтобы определить, удалось ли научить ребёнка различать лево и право и зафиксировать данный навык, устройте проверочный экзамен на игрушках. Это более трудное задание, чем определять направления на себе, поэтому для начала проводите его в упрощённой форме. Разложите мягкие игрушки, каждую спиной к малышу, и, указывая на лапу зверушки, спрашивайте, какая она — левая или правая? Если ребёнок отвечает безошибочно, усложните экзамен. Расположите часть игрушек лицом к малышу, а часть оставьте спиной. Теперь, чтобы ответить правильно, ребёнок будет вынужден мысленно разворачивать зверушку. Такие тренировки прекрасно развивают логический аппарат малыша, пространственное восприятие и абстрактное мышление.

Ни в коем случае не используйте объяснения вроде такого: «Если встать лицом к окошку, то телевизор будет справа». Так вы спровоцируете у ребёнка проблемы с пространственным ориентированием на всю жизнь.

Отражение в зеркале

Процесс освоения расстояний и направлений идет по-разному — у одних быстрее, у других медленнее. Но есть проблема, с которой сталкиваются практически все дети, — зеркальное отражение. Рассматривая себя в зеркале, малыш не может правильно показать правую и левую стороны, даже если до этого он прекрасно их различал и показывал на себе и окружающих предметах.

Попытки объяснить на словах, почему в зеркале все наоборот, скорее всего, ничего не дадут, кроме раздражения родителей и огорчения ребенка. Проще всего объяснить малышу происходящее на наглядных примерах.

Лента и браслет

Привяжите ребенку ленту на правую руку (или наденьте браслет). Уточните у малыша — какая это рука. А затем поверните кроху к зеркалу. У отражения лента окажется на «левой» руке. Пусть ребенок, стоя перед зеркалом, поднимет левую руку и посмотрит на своего зазеркального двойника — какая рука у него поднята?

Игрушка-помощница

Объяснить малышу, что путаница происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга, а правая и левая стороны на самом деле остаются там же, поможет мягкая игрушка. Возьмите мишку или зайца, посадите спиной к ребенку, определите правую лапу и привяжите на нее ленту. Такую же ленточку привяжите на правую руку ребенку.

После этого разверните игрушку лицом к малышу. Тут и выясняется, что ленты поменяли свое положение относительно друг друга. Нужно опять развернуть игрушку спиной к ребенку — ленты снова оказываются с одной стороны. Теперь пусть малыш сам поэкспериментирует и разберется в происходящем.

Психолог: есть только два признака развитого интеллекта у ребенка

Что нужно для графического диктанта

Если вы хотите провести графический диктант с группой детей или в классе на уроке, нужно подготовить всё заранее. Посадите детей за столы, вручите им карандаши (так легче исправить ошибку в диктанте), листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.

Затем следует объяснить деткам как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми что мы будем делать:

В первый раз можно попробовать рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели как им нужно работать, а второй и последующие диктанты маленькие ученики смогут выполнять уже без вашей подсказки.

После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.

Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения;
  • самомассаж;
  • дыхательные упражнения;
  • дидактические задания;
  • творчество;
  • прослушивание классических музыкальных композиций;
  • логоритмика.

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей

Когда лучше не экспериментировать?

Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?

В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.

Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.

Рисуем и учимся

Научите малыша различать отпечатки правой и левой руки. Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: «Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко».

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него — собачку, а справа — кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Различать «право» и «лево» малыш научится далеко не сразу. Но будьте терпеливы — и все у вас получится!

Больше полезных и интересных материалов для мам и пап малышей — в нашем канале на .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: